Сложное предложение вызывает трудности у многих обучающихся. Данная методическая разработка поможет использовать творческий подход в изучении темы.

Автор: Осетрова Наталья Николаевна

 

Тип урока: Урок повторения предметных знаний

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, рабочие материалы, тетради, проектор, компьютер

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о видах сложных предложений, их особенностях;организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы.

Формы и методы обучения: фронтальная беседа, работа с кластером, индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая работа.

Основные термины и понятия: простое предложение, сложное предложение, ССП, СПП, БСП; сочинительные, подчинительные союзы.

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться

-самостоятельно формулировать тему, цели, проблему;

-уметь отличать простое предложение от сложного;

-уметь определять типы сложных предложений;

-самостоятельно оценивать свои достижения;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-оформлять свои мысли в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-выступать перед аудиторией сверстников.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня работать с вами.  Предлагаю улыбнуться друг другу, подарить заряд хорошего настроения.

Начинаем работать.

Все знают о том, настоящие моряки счастливы только в море! Представьте, что вы на корабле. А на нем всегда царит образцовый порядок, и наш урок пройдет строго «по плану». Все готовы? В добрый путь!

Лингвистическая разминка.

Внимание на экран. Посмотрите на сигнальные флажки. Они используются на корабле и обозначают определенный сигнал в зависимости от ситуации. Запомните их и то, что на них написано.

  1. Что написано на черном круге?
  2. На желтом прямоугольнике?
  3. На ромбах?
  4. Какие фигуры исчезли?
  5. Что на них было написано?

- Что объединяет эти сигнальные флажки?

- На какие группы вы разделили бы их?

-В чем различие между ними?

- Вот и получили мы первый опорный сигнал, который нам поможет выполнять задания (сигналы у каждого в виде карты). Можете предположить, какова тема урока?

Листы самооценки

2.Актуализация знаний, прогнозирование темы.

А чтобы ещё точнее сформулировать тему урока, обратите внимание на вопросы, которые мы выловили из моря.  Ответьте на них и сформулируйте тему урока.

- Что такое предложение?

- Какие виды предложений вы знаете? (верхняя палуба)

- Что такое простое предложение, чем отличается простое от сложного?

- На какие виды  делятся сложные предложения?(средняя палуба)

- Какие предложения называются ССП?

- Какие предложения называются СПП?(нижняя палуба)

Спасибо. Можем двигаться дальше!

Можете предположить, какова тема нашего сегодняшнего урока? А каковы цели? Закрепим через понятие «архитектура» видение сложного предложения.

Почему я употребила термин «архитектура»? Вы правы: постройка многоэтажного здания, круизного лайнера, боевого корабля - это конструирование (построение, архитектура).

А так как мы на корабле, то на каждом из вас военно-морская форма.

- А вы знаете, как называются элементы военно-морской формы?

-Сегодня вы узнаете, почему некоторые элементы формы получили такие названия?

- Вы сейчас отвечали на вопросы,    сформулировали тему и цели урока. Мы постараемся совместить повторение и систематизацию того, что вы знаете о предложениях с различными типами связи на материале, рассказывающем об истории появления военно-морской формы и о самых узнаваемых её элементах.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ!

3.Закрепление изученного материала.

Так когда же появилась морская форма? Внимание на экран. Перед вами текст. Определите, какие предложения перед вами.

-Выполняя эту работу, используйте карту-путеводитель с опорным сигналом, которую мы получили, выполняя предыдущие задания.

(лист самооценки)

А сейчас представьте, что вы вахтенные матросы, от которых на корабле требуется внимательность и зоркость. Посмотрим, насколько вы внимательны. Предлагаю следующее задание: вы каждый находитесь на своей палубе и отвечаете за порядок на ней. Задания следующие: все предложения пронумерованы, в карточках-заданиях даны схемы, куда вы запишете ответы- номера предложений, рассказывающих об одном из элементов военно-морской формы.

Приступаем к работе.

Проверка: номера предложений + предложения на слайд; прослушивание предложений

(лист самооценки).

- Что вы узнали об элементах военно-морской формы?

-Молодцы, ребята, справились с заданием. Движемся дальше.

4.Творческое задание.

Носить военно-морскую форму, служить на флоте во благо Отечества всегда считалось огромной честью. В 1714 году произошло великое морское сражение, принесшее первую победу русскому флоту. Ребята из нашей школы в 2014 году приняли участие в мероприятии, проводимом в Санкт –Петербурге, посвящённом 300-летию Гангутского сражения. Перед вами стоит непростая задача: сравните форму эпохи Петра Первого и современную морскую форму, используя СПП, ССП, БСП.

(Лист самооценки)

5. Графическое видение предложений (контроль знаний).

Оператор заполняет таблицу.

Молодцы, ребята, справились с заданием. Мы вспомнили и закрепили то, что известно нам о сложном предложении. Моряки всегда с честью несли свою службу: и в мирное время, и во время войны. Каждый моряк шел в бой, не думая о себе. Об этом говорил адмирал Н.Г.Кузнецов (прочитать). Вот и вам предстоит выполнить следующее задание. У каждого из вас есть лист с текстом и вашим личным номером. Это задание состоит из 3 этапов. На задание вам дается 8-10 минут. Как только выполнили этап, поднимаете руку, консультанты отмечают.

- Анализ выполненной работы (вывести на экран).

(ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

Вы справились с заданием. Молодцы.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Вы конструировали сложные предложения. Для чего мы используем их в нашей речи? Что дает нам это? Отягощают или обогащают они нашу речь?

Прослушайте отрывки из художественных произведений:

Когда ветра нет, море сине и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно; подымутся по морю волны; одна волна догоняет другую; они сходятся, сталкиваются, и с них брызжет белая пена.(Л.Н.Толстой)

Изредка разве блеснет под лучами солнца яркой чешуйкой, словно золотом, перепрыгивающая летучая рыбка; высоко в воздухе прореет белый альбатрос; торопливо пронесется над водой маленькая петрель, спешащая к далекому африканскому берегу; раздастся шум водяной струи, выпускаемой китом, – и опять ни одного живого существа вокруг. Океан да небо, небо да океан – оба спокойные, ласковые, улыбающиеся.(Константин Михайлович Станюкович)

- Что можно сказать о человеке, который создает такие конструкции?  (целостная картина мира)

6.Итоги урока. Рефлексия.

Мы завершаем наше путешествие, вот-вот появятся родные берега. Мне хотелось бы подвести итоги нашего сегодняшнего плавания:

-выставление отметок.

Скажите, что нового и интересного вы узнали на уроке? Трудно ли было вам выполнять задания? Подведите итог своей деятельности на уроке в листах самооценки.

(Лист самооценки)

7.Домашнее задание.

Мы заходим в порт. Нас встречают родные нам люди, пора отправляться домой, где каждому предстоит выполнить домашнее задание : каждый из вас получит конвертик, в котором дан текст об адмиралах;  вам необходимо найти сложные предложения, построить их схемы;

-начальник порта вручил нам вот такую шкатулку за выполнение всех задач и целей, поставленных перед нами в плавании. Каждому предстоит выбрать и выполнить ту работу, которая предлагается в секретном документе.

8.Заключительное слово учителя.

Ребята, я сегодня не случайно рассказала вам об истории военно-морской формы. Вы учитесь в кадетском классе, носите форму, в  которой сражались за Родину наши прадеды. Носить её всегда было почетно, ведь во время войны моряки совершали подвиги, враги боялись их и называли «полосатой смертью». Я хочу, чтобы вы гордились этой формой и с честью носили её. На следующем уроке по развитию речи мы продолжим говорить о моряках и их подвигах. А узнаете вы о Поле Матросской славы, которое находится на границе Курской и Орловской областей.  О нем вы сейчас посмотрите ролик.


МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ