Сложное предложение вызывает трудности у многих обучающихся. Данная методическая разработка поможет использовать творческий подход в изучении темы.
Автор: Осетрова Наталья Николаевна
Тип урока: Урок повторения предметных знаний
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, рабочие материалы, тетради, проектор, компьютер
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о видах сложных предложений, их особенностях;организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы.
Формы и методы обучения: фронтальная беседа, работа с кластером, индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая работа.
Основные термины и понятия: простое предложение, сложное предложение, ССП, СПП, БСП; сочинительные, подчинительные союзы.
Планируемые образовательные результаты
Получат возможность научиться
-самостоятельно формулировать тему, цели, проблему;
-уметь отличать простое предложение от сложного;
-уметь определять типы сложных предложений;
-самостоятельно оценивать свои достижения;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-оформлять свои мысли в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-выступать перед аудиторией сверстников.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня работать с вами. Предлагаю улыбнуться друг другу, подарить заряд хорошего настроения.
Начинаем работать.
Все знают о том, настоящие моряки счастливы только в море! Представьте, что вы на корабле. А на нем всегда царит образцовый порядок, и наш урок пройдет строго «по плану». Все готовы? В добрый путь!
Лингвистическая разминка.
Внимание на экран. Посмотрите на сигнальные флажки. Они используются на корабле и обозначают определенный сигнал в зависимости от ситуации. Запомните их и то, что на них написано.
- Что написано на черном круге?
- На желтом прямоугольнике?
- На ромбах?
- Какие фигуры исчезли?
- Что на них было написано?
- Что объединяет эти сигнальные флажки?
- На какие группы вы разделили бы их?
-В чем различие между ними?
- Вот и получили мы первый опорный сигнал, который нам поможет выполнять задания (сигналы у каждого в виде карты). Можете предположить, какова тема урока?
Листы самооценки
2.Актуализация знаний, прогнозирование темы.
А чтобы ещё точнее сформулировать тему урока, обратите внимание на вопросы, которые мы выловили из моря. Ответьте на них и сформулируйте тему урока.
- Что такое предложение?
- Какие виды предложений вы знаете? (верхняя палуба)
- Что такое простое предложение, чем отличается простое от сложного?
- На какие виды делятся сложные предложения?(средняя палуба)
- Какие предложения называются ССП?
- Какие предложения называются СПП?(нижняя палуба)
Спасибо. Можем двигаться дальше!
Можете предположить, какова тема нашего сегодняшнего урока? А каковы цели? Закрепим через понятие «архитектура» видение сложного предложения.
Почему я употребила термин «архитектура»? Вы правы: постройка многоэтажного здания, круизного лайнера, боевого корабля - это конструирование (построение, архитектура).
А так как мы на корабле, то на каждом из вас военно-морская форма.
- А вы знаете, как называются элементы военно-морской формы?
-Сегодня вы узнаете, почему некоторые элементы формы получили такие названия?
- Вы сейчас отвечали на вопросы, сформулировали тему и цели урока. Мы постараемся совместить повторение и систематизацию того, что вы знаете о предложениях с различными типами связи на материале, рассказывающем об истории появления военно-морской формы и о самых узнаваемых её элементах.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ!
3.Закрепление изученного материала.
Так когда же появилась морская форма? Внимание на экран. Перед вами текст. Определите, какие предложения перед вами.
-Выполняя эту работу, используйте карту-путеводитель с опорным сигналом, которую мы получили, выполняя предыдущие задания.
(лист самооценки)
А сейчас представьте, что вы вахтенные матросы, от которых на корабле требуется внимательность и зоркость. Посмотрим, насколько вы внимательны. Предлагаю следующее задание: вы каждый находитесь на своей палубе и отвечаете за порядок на ней. Задания следующие: все предложения пронумерованы, в карточках-заданиях даны схемы, куда вы запишете ответы- номера предложений, рассказывающих об одном из элементов военно-морской формы.
Приступаем к работе.
Проверка: номера предложений + предложения на слайд; прослушивание предложений
(лист самооценки).
- Что вы узнали об элементах военно-морской формы?
-Молодцы, ребята, справились с заданием. Движемся дальше.
4.Творческое задание.
Носить военно-морскую форму, служить на флоте во благо Отечества всегда считалось огромной честью. В 1714 году произошло великое морское сражение, принесшее первую победу русскому флоту. Ребята из нашей школы в 2014 году приняли участие в мероприятии, проводимом в Санкт –Петербурге, посвящённом 300-летию Гангутского сражения. Перед вами стоит непростая задача: сравните форму эпохи Петра Первого и современную морскую форму, используя СПП, ССП, БСП.
(Лист самооценки)
5. Графическое видение предложений (контроль знаний).
Оператор заполняет таблицу.
Молодцы, ребята, справились с заданием. Мы вспомнили и закрепили то, что известно нам о сложном предложении. Моряки всегда с честью несли свою службу: и в мирное время, и во время войны. Каждый моряк шел в бой, не думая о себе. Об этом говорил адмирал Н.Г.Кузнецов (прочитать). Вот и вам предстоит выполнить следующее задание. У каждого из вас есть лист с текстом и вашим личным номером. Это задание состоит из 3 этапов. На задание вам дается 8-10 минут. Как только выполнили этап, поднимаете руку, консультанты отмечают.
- Анализ выполненной работы (вывести на экран).
(ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
Вы справились с заданием. Молодцы.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Вы конструировали сложные предложения. Для чего мы используем их в нашей речи? Что дает нам это? Отягощают или обогащают они нашу речь?
Прослушайте отрывки из художественных произведений:
Когда ветра нет, море сине и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно; подымутся по морю волны; одна волна догоняет другую; они сходятся, сталкиваются, и с них брызжет белая пена.(Л.Н.Толстой)
Изредка разве блеснет под лучами солнца яркой чешуйкой, словно золотом, перепрыгивающая летучая рыбка; высоко в воздухе прореет белый альбатрос; торопливо пронесется над водой маленькая петрель, спешащая к далекому африканскому берегу; раздастся шум водяной струи, выпускаемой китом, – и опять ни одного живого существа вокруг. Океан да небо, небо да океан – оба спокойные, ласковые, улыбающиеся.(Константин Михайлович Станюкович)
- Что можно сказать о человеке, который создает такие конструкции? (целостная картина мира)
6.Итоги урока. Рефлексия.
Мы завершаем наше путешествие, вот-вот появятся родные берега. Мне хотелось бы подвести итоги нашего сегодняшнего плавания:
-выставление отметок.
Скажите, что нового и интересного вы узнали на уроке? Трудно ли было вам выполнять задания? Подведите итог своей деятельности на уроке в листах самооценки.
(Лист самооценки)
7.Домашнее задание.
Мы заходим в порт. Нас встречают родные нам люди, пора отправляться домой, где каждому предстоит выполнить домашнее задание : каждый из вас получит конвертик, в котором дан текст об адмиралах; вам необходимо найти сложные предложения, построить их схемы;
-начальник порта вручил нам вот такую шкатулку за выполнение всех задач и целей, поставленных перед нами в плавании. Каждому предстоит выбрать и выполнить ту работу, которая предлагается в секретном документе.
8.Заключительное слово учителя.
Ребята, я сегодня не случайно рассказала вам об истории военно-морской формы. Вы учитесь в кадетском классе, носите форму, в которой сражались за Родину наши прадеды. Носить её всегда было почетно, ведь во время войны моряки совершали подвиги, враги боялись их и называли «полосатой смертью». Я хочу, чтобы вы гордились этой формой и с честью носили её. На следующем уроке по развитию речи мы продолжим говорить о моряках и их подвигах. А узнаете вы о Поле Матросской славы, которое находится на границе Курской и Орловской областей. О нем вы сейчас посмотрите ролик.