Тип учебного занятия – обобщение знаний по теме «Наречие». Форма обучения – урок-путешествие.

 

Автор: Осетрова Наталья Николаевна

 

Цели:

образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Наречие»:

  • повторить и систематизировать термины, используемые при изучении темы «Наречие» (морфология, самостоятельные части речи, степени сравнения наречий, неизменяемые части речи, виды обстоятельств);
  • провести работу по изучению роли наречий в тексте;
  • закрепить орфографический навык;

развивающие:

  • развивать творческие способности;
  • развивать аналитическое мышление;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории Курского края;
  • продолжить работу по воспитанию интереса к изучению русского языка;
  • продолжить формирование умения работать в группах.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Давайте поприветствуем друг друга и наших сегодняшних гостей. Улыбнемся друг другу, зарядимся положительной энергией и начнем работать с удовольствием

2.Актуализация знаний.

- Что вы увидели на экране?

- Что такое вода, как вы думаете?

- Почему она так важна для всего живого на планете?

- Сегодня мы, ребята, поговорим не о совсем обычной воде, а о такой, которую в народе называют живой, целебной?

- Что это за вода?

- Где ее можно найти, увидеть, попробовать?

- Ребята, сегодня мы совершим чудесное путешествие на машине времени. Куда же мы отправимся? Вам, наверное, очень интересно узнать. Вот вы мне и поможете ответить на этот вопрос. В нашем крае очень много святых источников, но, я уверена,  что все вы бывали в чудесном месте, которое называют «Святым Духовным центром земли Курской». О каком месте я говорю?

- Совершенно верно, речь о Коренной пустыни. Где находится это место?

- А почему именно в этом месте появилась это чудо, эта неземная красота?

- Сейчас мы все узнаем.

3.Исторический момент «Погружение в эпоху»

Лес+ звуки природы

Читает материал об обретении иконы «Знамение. Курская Коренная»

…В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу недалеко от Курска. Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

4.Объявление темы урока

- Скажите, слова какой части речи помогли нам представить наиболее точную картину того, как и где была обретена одна из главных святынь всего русского народа?

- Правильно. Назовите их (текст на экране, рабочие листы) Называют глагол+вопрос+наречие. Какие слова вам не понятны (ниц, восвояси)?

Какова же тема нашего урока?

Запишите ее в тетради «Слова для краткого изображения обстоятельств». Такое определение наречия дал известный ученый, внесший вклад во многие науки – М.В.Ломоносов

5.Обобщение изученного материала Составление кластера

Текст с орфограммами в наречиях выведен на экран.

-Перенесемся с вами, ребята, из прошлого в настоящее, познакомимся с историческими документами, рассказывающими о непростой судьбе иконы, почитаемой во всем мире «Знамение. Курская Коренная».

- Что же мы знаем о наречиях?

Работать вы будете в группах (правила работы в группе)

- «Теоретики» дают определение наречия как части речи;

- «Практики» составляют кластер «Правописание наречий»;

- «Сочинители» работают с текстом, демонстрируют правила конкретными примерами

6.Совершенствование языковых умений

- Как вы уже убедились, ребята, явление иконы людям – настоящее чудо. Слава о чудесах, которые являла эта икона и святая вода, которая забила в месте ее обретения, во все времена не поддаются объяснению. Люди, приходящие сюда за помощью с искренней верой в душе, видят настоящие чудеса. Я предлагаю вам поработать  с текстами-документами, рассказывающими о чудесах, которые явила миру наша святыня.

- Ваша задача – восстановить тексты (вставить подходящие по смыслу наречия, пропущенные буквы), используя наречия, данные в справке, определить виды обстоятельств.

Проверка выполненного задания

-Вот какие чудеса происходят вокруг нас, в них надо только верить.

- И чтобы увидеть и в полной мере ощутить всю силу  чудотворной иконы и святой воды, необходимо побывать там.

7.Домашнее задание

Предлагаю вам следующее домашнее задание. Оно будет вариативным:

1. Составьте путеводитель «Как доехать до Коренной пустыни», используя

наречия (выделить орфограммы, определить виды обстоятельств).

2.Найдите в разных источниках сведения о чудесных исцелениях людей святой водой (выделить орфограммы, определить виды обстоятельств).

8. Итог урока. Рефлексия

- Наш урок завершается.

-О чем мы говорили сегодня?

- В чем особенности употребления наречий в тексте?

-Я предлагаю вам самостоятельно подвести итог свой деятельности . Перед вами модели нескольких оценочных фраз. Продолжите их, опираясь на собственные ощущения.

- Я узнал (а)

- Я понял (а), что могу…

- Мне понравилось…

- У меня получилось…

- Мне захотелось…

- Я приобрел…

В своих «листочках успеха» каждый определите тот уровень, который вы достигли на сегодняшнем уроке.

9.Заключительное слово учителя

Заставка «Голубь в небе»

- Спасибо, ребята, за сегодняшний урок. Я хочу пожелать всем добра, света, мира, веры в чудеса…Хочу преподнести вам небольшие сувениры (голуби), которые будут вам напоминать о том, что чудеса всегда рядом с вами – в них надо только верить…


МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ