Учебное занятие по русскому языку в 5 классе «Обобщение знаний по теме «Глагол» построено в форме практикума с элементами игры.

Автор урока: Несмачная Юлия Юрьевна

 

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Глагол»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Вид урока: урок-практикум с элементами игры.

Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Познавательные УУД: умение пользоваться изучающим видом чтения, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Задачи:

обобщить, систематизировать и структурировать знания о глаголе как части речи;

развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

УМК: Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

 

Ход урока

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! СЛАЙД 1.

Что без тебя предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет

- Что произойдет, если из языка убрать все глаголы?

- Сегодня на уроке мы вспомним все, что изучали по теме…. Определите по какой теме, расшифровав запись.

Сколько всего мы уже знаем о глаголе. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, что мы должны сделать?

 - Обобщить, систематизировать знания.

- Цель нашего урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.

– Для того чтобы обобщить и систематизировать свои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень емко, зрительно представить глагол как часть речи?)

Задачи

  1. Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов.
  2. Закрепить умение определять эти признаки у глаголов в предложении.

СЛАЙД 2

- Откройте тетради и запишите дату, вид работы и тему урока: «Обобщение знаний по теме «Глагол».

2.Актуализация знаний.

- Я подготовила вам лингвистическую сказку, но некоторые слова потерялись. Для того чтобы составить сказку, давайте ответим на вопросы.

СЛАЙД 3

- Как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Какие три времени есть у этой части речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

1 задание.  Вставьте пропущенные слова в лингвистической сказке.  Работа в парах

Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем ___________".

Здесь глаголы изменяются по _____________. Зайдет в одну дверь глагол ____________ времени, в другую выходит глаголом настоящего или _______________. У входа наденет на себя ______, род или ________, возьмет под руку подлежащее, станет _______________ - и пошел по дорожкам предложений.

- Итак, что же у вас получилось?

Ученик читает сказку.

- Можете проверить все. СЛАЙД 4

Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие".

Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.

-Что мы сейчас повторили?

-Проведем выборочный диктант и повторим, как изменяются глаголы?

 СЛАЙД 5   Задание 2. Выборочный диктант

- Внимательно прослушайте предложения и выпишите только глаголы. Определите время, лицо и число выписанных глаголов.

2 ученика работают у доски, остальные – самостоятельно.

    Уж голубеют дали. Небеса неожиданно засинели. Скоро зазеленеет степь. На лугу пестреют яркие цветы. Чистыми голосами поют соловьи.

Голубеют (наст.в., 3л., мн.ч.), засинели (прош.в., мн.ч.), зазеленеет (буд.в., 3л., ед.ч.), пестреют (наст.в., 3л., мн.ч.), поют (наст.в., 3л., мн.ч.).

-А теперь вспомним, каким членом предложения является глагол.

СЛАЙД 6

Задание 3. Синтаксическая минутка

Ученики выполняют задание самостоятельно.

Из данных слов составьте предложение и подчеркните глагол как член предложения.

        на ручья цветут берегу Незабудки.

- Найдите в предложении глагол, грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол? Как вы его подчеркнули?   Вывод.

-Молодцы!

3.Обобщение и повторение

Учитель

-Перед вами лежит ещё одна лингвистическая сказка. Давайте ее прочитаем и подумаем, о каком правиле правописания глаголов рассказывает данная сказка.  

Задание 4

Сказка «Сила любви» (чтение по цепочке)

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!". И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может. (Карточки с текстом сказки раздадим ученикам заранее).

Учитель

-Какая тема подразумевается в данной сказке? НЕ с глаголами.

-Все ли глаголы пишутся раздельно?

Текст на карточках:

Учитель:

Задание 5

Выпишите все глаголы с Не, рассуждая по образцу. («Не мог – это глагол. Глагол без не употребляется. Значит, не пишется отдельно.

Негодовать – это глагол. Слова "годовать" нет. Значит, без не глагол не употребляется: не пишется слитно»). Дети выполняют задание по вариантам.

Словарная работа. Определите лексическое значение слова.

Негодовать – возмущаться

Учитель:

 А для того чтобы понять лексическое значение слова «недоумевать», прослушайте отрывок и назовите название и автора произведения.

Задание 6. Прием «Угадай, откуда слова?»

Переселенный в город, он (Герасим) не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы…(И.С. Тургенев «Муму»)

Словарная работа:

Недоумевать – сомневаться, колебаться из-за невозможности что-то сделать.

Учитель:

Итак, еще раз повторим, какие глаголы пишутся слитно?

Физкультминутка.

У: Я называю глаголы,1спр – вы стоите, 2 спр. – садитесь.

1 брить           2 носить

1 стелить        2 вертеть        1 решать

2 гонишь        2 верить,        1 темнеть,      2 выбелить     1 мешать,

2 запретить

2 говорить,    1 петь

Учитель:

Оказывается, глагол – это спрягаемая часть речи. Как вы определяли спряжение глагола?

Задание (Заранее раздаются карточки. Ученики готовятся отвечать у доски, объясняя орфограммы. Готовят правильные ответы. Они же вызывают к доске по желанию ученика, диктуют ему, проверяют, оценивают)

Задания 7-10

Карточка №1.

Вставьте  пропущенные буквы, поставьте глаголы в форме 3-го лица ед.ч.

Стел..т

Завис..т

Пил..т

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы в глаголах 3-го лица ед.ч.

люб..т             загора..т

вид..т              броса..т

Карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?

Тот, кто труда (не)бои..ся, тот умеет труди..ся.

Дело мастера бои..ся.

Учитель:

Как проверить правописание –тся и –ться в глаголах?

Карточка №4.

Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую.
 У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется ь?

Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах. Найдите лишние словосочетания. Докажите, почему?

Испеч.. пироги, улыбаеш..ся мне, стереч.. дом, отреж.. кусочек хлеба, мягкий карандаш, возле дач.., ветер свеж.. .

Игра «Кто быстрее»

Определите, о чем эти стихи?

1)Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

2)Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Задание 11

Цифровой диктант

Глаголы совершенного вида – 1, несовершенного – 0.

  1. Гулять
  2. Мечтать
  3. Придумать
  4. Подпрыгнуть
  5. Любить
  6. Писать
  7. Учиться
  8. Прибежать

- Проверяем.

Молодцы! Цифровой код у нас 00110001.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед, поставьте оценку соседу. (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки «3», более 4 ошибок – «2»)

Задание 12. Наклонение, привыкшее повелевать!

Учитель:

У глагола есть 3 наклонения. Назовите их.

Найдите глаголы в повелительном наклонении:

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь,

Сразу

Оба

Глаза!

 

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка,

Мойся,

Хорошенько!

 

Учитель:

А когда в жизни мы используем глаголы в повелительном наклонении?

4.Итог урока. Рефлексия

- Ребята, продолжите фразу

СЛАЙД 7

Я сегодня повторил(а)…

Мне сегодня понравилось…

Мои знания помогут …

Довольны ли вы своей работой на уроке?

5.Домашнее задание (на выбор):

  • Найти и записать 4-5 пословиц или поговорок, в которых есть НЕ с глаголами.
  • Придумать лингвистическую сказку о правилах правописания глаголов.
  • Выполнить задание 13 или 14.

Задание 13. Индивидуальная творческая работа.

Задание. (выполняют сильные ученики). Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..желые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает п..ртизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.

Во многих ср..жениях вместе с п..ртизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл..жн..й д..ревн.. и докладывает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. П..ртизаны рас..читывают ун..чтожить их внезапным ударом.

Турнир смекалистых

  • Почему безличные глаголы получили такое название?
  • В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

Задание 14. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Каждый из членов группы получает индиви­дуальное задание. Работа состоит из синтаксичес­кого и морфологического разборов.

* Вечерело, догорала3 за дальним лесом заря4.

* Из(за) в...рхушек леса медленно выплыла3 луна4.

Облетают3 с д...ревьев последние лист(?)я4.

* Недалеко журчит3 п...вучий ручеек4.

*  За туманной далью т.. .мнел3 лесистый берег4.

6.Оценивание

Мне бы хотелось отметить следующих учеников:…

СЛАЙД 8

Наш урок закончен. Вы сегодня все молодцы! Спасибо за сотрудничество.

 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2014. – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника).
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. К.Е. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2019.
  3. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл. - М.: Просвещение, 2012.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ