Это второй урок на тему «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». На первом уроке по данной теме учащиеся закрепляли навык написания гласных Е-И в падежных окончаниях существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе.
На предыдущих уроках повторяли род, склонение и падежи имён существительных. Следующий урок планируется как урок обобщения и систематизации знаний по данной теме, после чего перейдём к теме «Множественное число имён существительных».
Разработчик: Корниенко Елена Сергеевна
Тема урока. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Класс: 5 общеобразовательный класс.
Тип урока: комбинированный.
Цели: обучение правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие; закрепление навыка правописания падежных окончаний существительных.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-- осознание познавательной задачи;
-- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;
-- умение делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
-- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
-- способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
-- осуществление совместной деятельности в парах.
Регулятивные:
-- умение принимать и сохранять учебную задачу;
-- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Средства обучения: учебник, индивидуальные карты учеников, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
2. Проверка домашнего задания.
Тетради с домашней работой сдаем на проверку.
Работать мы будем по индивидуальным картам, расположенным у вас на столах.
В начале страницы запишите число и классная работа.
3. Работа с записью на доске.
Обратите внимание на задание под номером 1. Вставьте пропущенные буквы, установите, в какой морфеме пропущена буква, и объясните условия её выбора.
Посмотрите внимательно на слова, в какой морфеме пропущена буква? (в окончании)
А скажите, пожалуйста, что нужно знать, чтобы правильно определить, какую гласную записать в окончании существительного? (склонение и падеж)
Приступим к выполнению задания, вставим пропущенные буквы и объясним выбор гласной.
Какие слова вызвали у вас затруднения? (в редакции, о лекции)
(так как эти слова не подчиняются правилу, с которым мы познакомились на прошлом занятии)
Я согласна с вами, действительно в русском языке есть группа слов, не подчиняющихся основному правилу правописания окончаний существительных.
В эту группу входят слова, оканчивающиеся на – ия.
Приведите примеры слов, оканчивающихся на – ия (лекция, редакция, акация…)
Общему правилу не подчиняются не только слова женского рода. В группу слов – исключений входят существительные среднего рода на –ие и мужского рода на –ий.
Приведите примеры слов на -ие, -ий. (здание, воспоминание, сознание, санаторий, лекторий, дельфинарий…) Хорошо, молодцы!
- Я думаю, что вы уже можете предположить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, сформулировать тему?
На доске записана тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».
Запишите тему урока в карте
Знаем ли мы, ребята, как склоняются существительные, оканчивающиеся на ия, ие, ий? (нет). Можем мы с вами узнать, как склоняются эти существительные? (Да) А мы знаем, какие падежные окончания имеют эти существительные? (Нет) А мы сможем узнать? (да)
Давайте, сформулируем цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ия, -ий, -ие)
4. Изучение нового материала.
У существительных женского рода, оканчивающихся на –ия (армия, лекция), в родительном, дательном, предложном падежах единственного числа окончание И.
У существительных мужского рода, оканчивающихся на –ий (санаторий, лекторий), и у существительных среднего рода, оканчивающихся на –ие (произведение, решение), в предложном падеже единственного числа окончание И.
Обратимся к индивидуальным листам, в которых находится таблица, в ней представлены 3 слова: редакция, санаторий, здание. Давайте просклоняем эти существительные, поставив их в соответствующий падеж, и выделим окончание, выполняем комментированно.
И.п. Редакци-я санаторий здани-е
Р.п. Редакци-и санатори-я здани-я
Д.п. Редакц-и санатори-ю здани-ю
В.п. Редакци-ю санаторий здани-е
Т.п. Редакци-ей санатори-ем здани-ем
П.п. о Редакци-и о санатори-и о здани-и
Посмотрите на экран и проверьте, верно ли вы выделили окончания?
Назовите слова, которые имеют в окончании букву И.
В каких падежах употребляются эти слова?
А сейчас я предлагаю вам в индивидуальных картах составить правило-подсказку. Впишите в таблицу окончания
5. Закрепление изученного правила.
Давайте применим полученные знания, выполним в индивидуальных картах задание №2
Выпишите существительные, у которых в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии. Обратите внимание, что выбор гласной в окончании этих слов зависит от букв на конце существительных.
Анастасия работает у доски, остальные в картах.
Запись слов: Мария, изложение, заключение, вступление, введение, территория, география, фамилия, произведение.
Закончили, проверяем. Есть ошибки на доске?
6. Физминутка.
А сейчас немного отдохнем и поиграем, я буду называть слова, если в окончании имен существительных пишется Е вы хлопаете, если И – топаете.
Е или И
О волнении
На площадке
В сопротивлении
По астрономии
На лошадке
О развлечении
Об ударении
На березе
На площади
7. Творческое задание
Мы много назвали слов на -ия, -ий, -ие.
Допустим планетарий, дельфинарий, серпентарий, гербарий. Все ли значения этих слов вы знаете?
Была предложена индивидуальная работа отдельным ученикам. Сейчас они уточнят значение этих слов.
Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.
Дельфинарий — большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.
Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.
Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.
А теперь внимание! Составьте предложения с этими словами. Но главное условие – в предложениях обязательно использовать форму предложного падежа.
Со словом планетарий, дельфинарий, серпентарий, гербарий. Молодцы! Запишите в индивидуальных картах одно предложение, которое вам понравилось.
Закончили.
8. Контроль.
Устная работа в парах.
Ребята, когда работа спорится быстрее и лучше: когда ты работаешь один или в паре с другом?
Внимание на задание №4: прочитайте только те предложения, в которых есть ошибки. Можно тихонько советоваться, чья пара найдет ошибку быстрее, поднимает руку.
Задание «Ошибка, я тебя вижу!»
1)На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.
2)В здании школы шёл ремонт. На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».
9. Словарная работа.
Откройте учебник на странице 70. Запишите слова, помещенные в рамке в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы!
Что было непонятно в сегодняшней теме урока?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал….
Теперь я умею….
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне….
10. Запишите домашнее задание в дневники.
11. Оценки.
Сдайте индивидуальные карты. Каждый из вас получит отметку за работу на уроке после проверки индивидуальных карт.
Благодарю Вас за урок. Всем спасибо.