Это второй урок на тему «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». На первом уроке по данной теме учащиеся закрепляли навык написания гласных Е-И в падежных окончаниях существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе.

На предыдущих уроках повторяли род, склонение и падежи имён существительных. Следующий урок планируется как урок обобщения и систематизации знаний по данной теме, после чего перейдём к теме «Множественное число имён существительных».

Разработчик: Корниенко Елена Сергеевна

 

Тема урока. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Класс: 5 общеобразовательный класс.

Тип урока: комбинированный.

Цели: обучение правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие; закрепление навыка правописания падежных окончаний существительных.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

-- осознание познавательной задачи;

-- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

-- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

-- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

-- способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

-- осуществление совместной деятельности в парах.

Регулятивные:

-- умение принимать и сохранять учебную задачу;

-- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Средства обучения: учебник, индивидуальные карты учеников, интерактивная доска.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

2. Проверка домашнего задания.

Тетради с домашней работой сдаем на проверку.

Работать мы будем по индивидуальным картам, расположенным у вас на столах.

В начале страницы запишите число и классная работа.

3. Работа с записью на доске.

Обратите внимание на задание под номером 1. Вставьте пропущенные буквы, установите, в какой морфеме пропущена буква, и объясните условия её выбора.

Посмотрите внимательно на слова, в какой морфеме пропущена буква? (в окончании)

А скажите, пожалуйста, что нужно знать, чтобы правильно определить, какую гласную записать в окончании существительного? (склонение и падеж)

Приступим к выполнению задания, вставим пропущенные буквы и объясним выбор гласной.

Какие слова вызвали у вас затруднения? (в редакции, о лекции)

(так как эти слова не подчиняются правилу, с которым мы познакомились на прошлом занятии)

Я согласна с вами, действительно в русском языке есть группа слов, не подчиняющихся основному правилу правописания окончаний существительных.

В эту группу входят слова, оканчивающиеся на – ия.

Приведите примеры слов, оканчивающихся на – ия (лекция, редакция, акация…)

Общему правилу не подчиняются не только слова женского  рода. В группу слов – исключений входят существительные среднего рода на –ие и мужского рода на –ий.

Приведите примеры слов на -ие, -ий. (здание, воспоминание, сознание, санаторий, лекторий, дельфинарий…) Хорошо, молодцы!

- Я думаю, что вы уже можете предположить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, сформулировать тему?

На доске записана тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

Запишите тему урока в карте

Знаем ли мы, ребята, как склоняются существительные, оканчивающиеся на ия, ие, ий? (нет). Можем мы с вами узнать, как склоняются эти существительные? (Да) А мы знаем, какие падежные окончания имеют эти существительные? (Нет) А мы сможем узнать? (да)

Давайте, сформулируем цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ия, -ий, -ие)

4. Изучение нового материала.

У существительных женского рода, оканчивающихся на –ия (армия, лекция), в родительном, дательном, предложном падежах единственного числа окончание И.

У существительных мужского рода, оканчивающихся на –ий (санаторий, лекторий), и у существительных среднего рода, оканчивающихся на –ие (произведение, решение), в предложном падеже единственного числа окончание И.

Обратимся к индивидуальным листам, в которых находится таблица, в ней представлены 3 слова: редакция, санаторий, здание. Давайте просклоняем эти существительные, поставив их в соответствующий падеж, и выделим окончание, выполняем комментированно.

И.п.     Редакци-я                              санаторий                           здани-е

Р.п.     Редакци-и                             санатори-я                            здани-я

Д.п.     Редакц-и                                санатори-ю                           здани-ю

В.п.     Редакци-ю                             санаторий                           здани-е

Т.п.     Редакци-ей                           санатори-ем                          здани-ем

П.п.     о Редакци-и                           о санатори-и                         о здани-и

Посмотрите на экран и проверьте, верно ли вы выделили окончания?

Назовите слова, которые имеют в окончании букву И.

В каких падежах употребляются эти слова?

А сейчас я предлагаю вам в индивидуальных картах составить правило-подсказку. Впишите в таблицу окончания

5. Закрепление изученного правила.

Давайте применим полученные знания, выполним в индивидуальных картах задание №2

Выпишите существительные, у которых в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии. Обратите внимание, что выбор гласной в окончании этих слов зависит от букв на конце существительных.

Анастасия работает у доски, остальные в картах.

Запись слов: Мария, изложение, заключение, вступление, введение, территория, география, фамилия, произведение.

Закончили, проверяем. Есть ошибки на доске?

6. Физминутка.

А сейчас немного отдохнем и поиграем, я буду называть слова, если в окончании имен существительных пишется Е вы хлопаете, если И – топаете.

Е или И

О волнении

На площадке

В сопротивлении

По астрономии

На лошадке

О развлечении

Об ударении

На березе

На площади

7. Творческое задание 

Мы много назвали слов на -ия, -ий, -ие.

Допустим планетарийдельфинарийсерпентарийгербарий. Все ли значения этих слов вы знаете?

Была предложена индивидуальная работа отдельным ученикам. Сейчас они уточнят значение этих слов.

 

Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.

Дельфинарий — большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.

Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.

Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.

 

А теперь внимание! Составьте предложения с этими словами. Но главное условие – в предложениях обязательно использовать форму предложного падежа.

Со словом планетарий, дельфинарий, серпентарий, гербарий. Молодцы! Запишите в индивидуальных картах одно предложение, которое вам понравилось.

Закончили.

8. Контроль.

Устная работа в парах.

Ребята, когда работа спорится быстрее и лучше: когда ты работаешь один или в паре с другом?

Внимание на задание №4: прочитайте только те предложения, в которых есть ошибки. Можно тихонько советоваться, чья пара найдет ошибку быстрее, поднимает руку.

Задание «Ошибка, я тебя вижу!»

1)На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.

2)В здании школы шёл ремонт.  На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».

9. Словарная работа.

Откройте учебник на странице 70. Запишите слова, помещенные в рамке в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.

9. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы!

Что было непонятно в сегодняшней теме урока?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Теперь я умею….

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне….

10. Запишите домашнее задание в дневники.

11. Оценки.

Сдайте индивидуальные карты. Каждый из вас получит отметку за работу на уроке после проверки индивидуальных карт.

Благодарю Вас за урок. Всем спасибо.


Индивидуальная карта к уроку в 5 классе