Конспект урока русского языка в 5 классе.

Разработчик Шелудченко Анна Викторовна

 

Тип урока: урок-повторение информационного типа.

Цели: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, сформировать умения распознавать морфологические признаки глагола, употреблять глаголы в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике.

Планируемые результаты:

Предметные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; определять морфологические признаки глагола; умение находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки (вид, спряжение, время, число, лицо, род); уметь применять орфографические правила на практике («Правописание «-Тся» и «-Ться» в глаголах», «Безударные окончания в окончаниях глаголов I и II спряжения», «Мягкий знак после шипящих во 2-м л. ед. ч.»).                

Метапредметные: применение полученных знаний умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Коммуникативные: умение вести диалог, строить монологическую речь, строить развернутые высказывания.

Регулятивные: умение ставить цель, умение обобщать; слушать друг друга, работать в коллективе, в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности, патриотизма, любви к природе.

Педагогические технологии:

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированный подход;

- использование ИКТ – цифровых технологий;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии.

Оборудование: меловая доска, интерактивная панель с выходом в Интернет, учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. «Просвещение», 2019 г), раздаточный материал-карточки.

 

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Добрый день, ребята. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем.

  1. Целеполагание.

– Внимательно прочитайте информацию на листочках.

На юге Курской области есть небольшой городок Суджа. Ра…пол…гает…ся он на границе с Украиной.

Ра…кинулась Суджа среди рек и лесов. Р…стут на суджанской земле лиственные и хвойные деревья. Особенно много высаживает…ся в здешних лесах и посадках сосен, дубов и берёз.

Славит…ся Суджа не только красивыми пейзажами, но и талантливыми людьми. Все знают актёра Щепкина, художника Лихина, авиаконструктора Гуревича. (Не)найдёт…ся ни одного суджанина, который (не)любил бы своей малой родины.

– Скажите, с чем вы работали?
– Почему вы решили, что это текст?
– Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы.

(1 человек выходит к доске для оформления и объяснения орфограмм)

– Ещё раз посмотрите на доску. Что объединяет слова с пропущенными буквами? (Это глаголы).
– А что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи).
– Что обозначают? (Действие) 
– На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?)
– Каким членом предложения обычно являются глаголы? (Сказуемым)

– Какими признаками обладает глагол? (время, вид, спряжение, изменяется по числам, лицам  и родам)

– Давайте сделаем вывод. Какая же тема сегодняшнего урока?

Ваши догадки подтверждает и загадка.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело привлекает.

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго он за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтобы знали про…

– Верно! Это глагол!

Сегодня мы повторим знания по теме «Глагол», полученные в 5 классе.

– Откроем тетради и запишем дату, тему урока «Глагол» и эпиграф к уроку. 

Глагол является основой языка.

Найти верный глагол для фразы -

значит, дать движение фразе.

Л.Н. Толстой

Действительно, Лев Толстой прав, ведь, «чтобы передать звучание музыки, блеск красок, шум садов…, тяжёлое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия …, очень важны глаголы».

  1. Актуализация знаний

Работа с учебником.

Упражнение 507 (стр. 100). Спишите, расставьте запятые, найдите грамматическую основу предложений.

– Каким членом предложения являются глаголы?  (сказуемым)

Определите время глагола (суффикс -л-), вид и спряжение глаголов.

Применение цифровых технологий.

Поможет обобщить ваши знания виртуальный учитель Российской электронной школы.

(Просмотр теории РЭШ. Урок русского языка в 6 классе № 86 (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7009/start/290331/)). 

Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ.

Развитие речи.

В повести нашего курского писателя А.П. Гайдара «Тимур и его команда» есть такой эпизод (текст на экране): «Машину, в которой ехала на дачу Ольга, догнала мотоколонна бойцов. Проезжая через дачный поселок, они дружно пели. При звуках этой песни шире (распахнулись – распахивались) окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток (вылетели – вылетали) обрадованные ребятишки. Они (махнули – махали) руками, (бросили – бросали) бойцам недозрелые яблоки, (закричали – кричали) вдогонку «ура».»

Из двух глаголов, записанных в скобках, выберите (устно) тот, какой употребил автор. Докажите правильность своего выбора.

(В данном тексте автор употребил глаголы несовершенного вида, т.к. действие ещё не завершено, не закончено).

  1. Подведение итогов.

Настало время подвести итоги сегодняшнего урока в форме игры-эстафеты «Не прерви цепочку» (учащиеся передают друг другу сложенный «гармошкой»  лист, на котором на каждом сгибе написаны фразы, которые нужно восполнить).

  1. Что обозначает глагол? (действие)
  2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
  3. У глагола есть три … (времени)
  4. … , … и … время.
  5. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
  6. Глагол бывает … и … вида.
  7. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос (что сделать?)
  8. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос (что делать?)
  9. Глагол с НЕ пишется … (раздельно)
  10. Глаголы (не)навидеть, (не)годовать, (не)взлюбить пишутся … (слитно)
  11. Суффикс –Л- - признак … прошедшего времени.
  12. У глагола два … (спряжения).
  13. Ко второму спряжению относятся все глаголы на … (-ить), кроме … (брить, стелить).
  14. Ко второму спряжению относятся 4 глаголы на … (-ать): …, …, …, … (слышать, дышать, гнать, держать).
  15. Ко второму спряжению относятся 7 глаголов на … (-еть): (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть).
  16. Во 2 лице единственного числа после шипящих на конце слова пишется … (мягкий знак).

5. Рефлексия, выставление оценок.

Я предлагаю каждому из вас закончить фразу, написанную на листочках, с которыми вы работали в начале урока: «Я сегодня на уроке узнал/ вспомнил … Мне было интересно/неинтересно».

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Параграф 88, упр. 509, 512.