Конспект урока русского языка в 5 классе.
Разработчик Шелудченко Анна Викторовна
Тип урока: урок-повторение информационного типа.
Цели: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, сформировать умения распознавать морфологические признаки глагола, употреблять глаголы в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике.
Планируемые результаты:
Предметные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; определять морфологические признаки глагола; умение находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки (вид, спряжение, время, число, лицо, род); уметь применять орфографические правила на практике («Правописание «-Тся» и «-Ться» в глаголах», «Безударные окончания в окончаниях глаголов I и II спряжения», «Мягкий знак после шипящих во 2-м л. ед. ч.»).
Метапредметные: применение полученных знаний умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.
Коммуникативные: умение вести диалог, строить монологическую речь, строить развернутые высказывания.
Регулятивные: умение ставить цель, умение обобщать; слушать друг друга, работать в коллективе, в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности, патриотизма, любви к природе.
Педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- личностно-ориентированный подход;
- использование ИКТ – цифровых технологий;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии.
Оборудование: меловая доска, интерактивная панель с выходом в Интернет, учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. «Просвещение», 2019 г), раздаточный материал-карточки.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
– Добрый день, ребята. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем.
- Целеполагание.
– Внимательно прочитайте информацию на листочках.
На юге Курской области есть небольшой городок Суджа. Ра…пол…гает…ся он на границе с Украиной.
Ра…кинулась Суджа среди рек и лесов. Р…стут на суджанской земле лиственные и хвойные деревья. Особенно много высаживает…ся в здешних лесах и посадках сосен, дубов и берёз.
Славит…ся Суджа не только красивыми пейзажами, но и талантливыми людьми. Все знают актёра Щепкина, художника Лихина, авиаконструктора Гуревича. (Не)найдёт…ся ни одного суджанина, который (не)любил бы своей малой родины.
– Скажите, с чем вы работали?
– Почему вы решили, что это текст?
– Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы.
(1 человек выходит к доске для оформления и объяснения орфограмм)
– Ещё раз посмотрите на доску. Что объединяет слова с пропущенными буквами? (Это глаголы).
– А что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи).
– Что обозначают? (Действие)
– На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?)
– Каким членом предложения обычно являются глаголы? (Сказуемым)
– Какими признаками обладает глагол? (время, вид, спряжение, изменяется по числам, лицам и родам)
– Давайте сделаем вывод. Какая же тема сегодняшнего урока?
Ваши догадки подтверждает и загадка.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело привлекает.
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго он за тем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтобы знали про…
– Верно! Это глагол!
Сегодня мы повторим знания по теме «Глагол», полученные в 5 классе.
– Откроем тетради и запишем дату, тему урока «Глагол» и эпиграф к уроку.
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы -
значит, дать движение фразе.
Л.Н. Толстой
Действительно, Лев Толстой прав, ведь, «чтобы передать звучание музыки, блеск красок, шум садов…, тяжёлое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия …, очень важны глаголы».
- Актуализация знаний
Работа с учебником.
Упражнение 507 (стр. 100). Спишите, расставьте запятые, найдите грамматическую основу предложений.
– Каким членом предложения являются глаголы? (сказуемым)
Определите время глагола (суффикс -л-), вид и спряжение глаголов.
Применение цифровых технологий.
Поможет обобщить ваши знания виртуальный учитель Российской электронной школы.
(Просмотр теории РЭШ. Урок русского языка в 6 классе № 86 (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7009/start/290331/)).
Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ.
Развитие речи.
В повести нашего курского писателя А.П. Гайдара «Тимур и его команда» есть такой эпизод (текст на экране): «Машину, в которой ехала на дачу Ольга, догнала мотоколонна бойцов. Проезжая через дачный поселок, они дружно пели. При звуках этой песни шире (распахнулись – распахивались) окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток (вылетели – вылетали) обрадованные ребятишки. Они (махнули – махали) руками, (бросили – бросали) бойцам недозрелые яблоки, (закричали – кричали) вдогонку «ура».»
Из двух глаголов, записанных в скобках, выберите (устно) тот, какой употребил автор. Докажите правильность своего выбора.
(В данном тексте автор употребил глаголы несовершенного вида, т.к. действие ещё не завершено, не закончено).
- Подведение итогов.
Настало время подвести итоги сегодняшнего урока в форме игры-эстафеты «Не прерви цепочку» (учащиеся передают друг другу сложенный «гармошкой» лист, на котором на каждом сгибе написаны фразы, которые нужно восполнить).
- Что обозначает глагол? (действие)
- На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
- У глагола есть три … (времени)
- … , … и … время.
- В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
- Глагол бывает … и … вида.
- Глагол совершенного вида отвечает на вопрос (что сделать?)
- Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос (что делать?)
- Глагол с НЕ пишется … (раздельно)
- Глаголы (не)навидеть, (не)годовать, (не)взлюбить пишутся … (слитно)
- Суффикс –Л- - признак … прошедшего времени.
- У глагола два … (спряжения).
- Ко второму спряжению относятся все глаголы на … (-ить), кроме … (брить, стелить).
- Ко второму спряжению относятся 4 глаголы на … (-ать): …, …, …, … (слышать, дышать, гнать, держать).
- Ко второму спряжению относятся 7 глаголов на … (-еть): (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть).
- Во 2 лице единственного числа после шипящих на конце слова пишется … (мягкий знак).
5. Рефлексия, выставление оценок.
Я предлагаю каждому из вас закончить фразу, написанную на листочках, с которыми вы работали в начале урока: «Я сегодня на уроке узнал/ вспомнил … Мне было интересно/неинтересно».
Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Параграф 88, упр. 509, 512.