Сценарий урока русского языка в 8 классе.

Разработчик Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Цель: закрепить ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения, сформировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Тип урока: урок рефлексии (комбинированный урок).

 

Ход урока

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

Лингвистическая разминка

Если хочешь, ладонью тронь…
Море — это живой огонь!

Море — это уснувший гром,
Сплав из вечности с серебром.

Сформулируем цели. Определить грамматическую основу последнего предложения этого четверостишия, составить схему, объяснить постановку тире. Чем осложнено это предложение?

Посмотрите на записанное нами четверостишие и попробуйте определить тему и цели сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Какие цели мы можем перед собой поставить? (Повторить основные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при них, научиться составлять предложения с ними).

 

  1. Актуализация знаний

Мы многое знаем о правилах постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Но давайте обратимся к истории вопроса. А поможет нам индивидуальный информационный проект «Однородные члены предложения. К истории вопроса (работы Ф. Буслаева и А. Пешковского)».

 

  1. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания и первичное закрепление

На прошлом уроке мы познакомились с правилами постановки запятых при однородных членах с союзами. Правила эти записаны в ваши справочники. Приготовьтесь ответить на мои вопросы, приводя примеры на тему «Море».

Фронтальный опрос:

- В каком случае НЕ разделяются запятой однородные члены?

- При наличии каких противительных союзов ставится запятая при однородных членах?

- При наличии повторяющихся союзов ставится ли запятая при однородных членах?

- Каково правило постановки запятых при двойных градационных союзах?

- Если в предложении имеются пары однородных членов, объединённых одиночным соединительным или разделительным союзом, то как расставить запятые в этом случае?

- Может ли быть тире между однородными членами предложения?

 

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Запишите текст М. Горького. Выполните пунктуационный анализ текста. Расставьте знаки препинания в предложениях,  укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под легким дуновением ветра море вздраг…вало(1) и улыбал…сь голубому небу тысячами серебря(н,нн)ых улыбок. Всё было полно живой радости: звук (2) и блеск солнца (3) ветер (4) и соле(н,нн)ый ар…мат воды (5) жаркий воздух (6) и жёлтый песок. (Не)угомонные волны (7) то играли весело (8) и шумно (9) то мечтательно (10) и ласково пл…скались о берег. Сквозь их шум на берег долетали (11) не то вздохи (12) не то тихие крики.

Запишите продолжение текста. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. На ж…лтом горячем песке лежал розовый о…блеск солнечных лучей.
  2. И жалкие кусты ив и п…рламутровые облака и волны в…бегавшие на берег готовились к ночному покою.
  3. Од…нокий огонь костра то ярко в…пыхивал то уг…сал.
  4. Ночные тени л…жились не только на море но и на берег.
  5. (Во)круг было только бе…мерное торжестве(н,нн)ое море и синее усе…нное звездами небо.

Давайте вместе поработаем блогерами (очень распространённое на сегодняшний день явление). Я предложила тему для мотивационного блога «Гардемарин (из истории слова)» одному из ваших одноклассников.

Информационный индивидуальный проект о слове «Гардемарин»

Запись в словарь-справочник слов: гардемарин, авангард, кавалергард, арьергард, бодигард, Гардерика.

  • Просмотр видеофрагмента (песня из кинофильма «Гардемарины, вперёд!»)
  • Чтение текста песни из кинофильма «Гардемарины, вперёд»

Найдите пунктуационные ошибки на сайте. Сделайте вывод о необходимости грамотной речи в публикациях материалов.

 

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упражнение 82 (учебник под ред. А.Д. Шмелёва). Вставьте в предложения подходящие по смыслу союзы и необходимые знаки препинания. Запишите, подчеркните все члены предложения.

 

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия). Достигли ли мы цели урока?

Что нового вы узнали?

Продолжите предложение: «Меня удивило…»

Чем понравился или не понравился сегодняшний урок?