Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 5 классе.

 

Разработчик: Солодилова Елена Станиславовна

Тип урока: урок-повторение и обобщение информационного типа

Вид урока: урок-практикум

Цели:

  • повторить, систематизировать и закрепить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина;
  • сформировать умения в синтаксическом разборе сложных предложений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать сказки А. С. Пушкина, уметь рассказывать о них, повторить литературоведческие понятия (рифма, виды рифм, эпитет, сравнение, олицетворение и т. д.);
  • закрепить порядок синтаксического разбора простых и сложных предложений, пунктуационного разбора, изученных видов орфограмм;
  • уметь применять изученное на практике.

Метапредметные

Коммуникативные:

  • уметь вести диалог, строить монологическую речь.

Регулятивные:

  • уметь ставить цель, обобщать, слушать друг друга, работать в коллективе, сотрудничать в паре;
  • осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию.

Личностные:

  • осознавать эстетическую ценность русского языка и русской литературы.

Педагогические технологии:

  • проблемное обучение;
  • личносто-ориентированный подход;
  • здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: маркерная доска, интерактивная панель с выходом в Интернет, учебник «Русский язык. 5 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. «Просвещение», 2018 г.), раздаточный материал.

 

Ход урока

Организационный момент

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Добрый день, ребята. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем.

  1. Целеполагание.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок: 2 в 1, интегрированный.

Благодатная почва: творчество А. С. Пушкина. Пушкин у нас номер один; строки, написанные им,  с нами всю жизнь: с раннего детства и до глубокой старости.

А с точки зрения изучения русского языка – у кого же учиться, как не у него – именно с Пушкина (как говорят лингвисты) берет начало современный русский язык: с его простоты, ясности, образности.

Вспомним, откуда у этого человека с африканскими корнями столько любви к России, ее народу, ее поэтическому наследию. Кто, помимо родителей, привил ему эту любовь? (Ответ: няня Арина Родионовна).

Ученик  читает стихотворение «Няне», дает краткий анализ

  1. Актуализация знаний.

Работа со сказками.

  • Что такое сказка? (Ответ)
  • Какие сказки, написанные  А. С. Пушкиным,  вы помните? (Ответ)

Слайд №1. (на фоне музыки)

  1. Задание по русскому языку:

а) Орфографическая разминка.

На партах лежат листочки с заданием, работа проводится в парах. Проверка на слайде 2, объяснение фронтальное. Затем учащиеся,  поменявшись с соседом, оценивают работы, а затем откладывают листочки.

 

Развитие речи.

б) фронтальная работа:

*Что по строению представляет собой написанное? (ответ: словосочетания)

* Что строится из словосочетаний? (ответ: предложения)

* Какой раздел изучает словосочетания и предложения? (ответ: синтаксис)

* Какой раздел неразрывно связан с синтаксисом? (Ответ: пунктуация)

* Какие знаки препинания вы знаете? (Ответ: завершения, выделения, разделения)

  1. Откуда эти строки?

а) «Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

б) «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Слайды по сказкам

Объяснение учителя о том, что такое «крылатые  выражения»

в)  * «Три девицы под окном

          Пряли поздно вечерком…»

  • « В синем небе звезды блещут,

В синем море  волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет…»

  1. Структура предложений СЛАЙД

а)* Чем различаются эти предложения по структуре?

* Какие предложения мы называем простыми?

* Какие предложения мы называем сложными?

б)* Рифмы в этих предложениях? (ответ: опоясывающая, перекрестная, парная)

в) Синтаксический и пунктуационный разбор:

СЛАЙД

« Отпусти ты, старче,  меня в море!» (ответ: обращение, знак выделения)

«Откуплюсь, чем только пожелаешь.»  (ответ: сложное предложение, знак разделения)

  1. * На какие виды делятся сложные предложения? ССП, СПП, БСП

     * Какие средства связи существуют? (ответ: интонация и интонация +, союзы или союзные слова, сочинительные союзы – «маленькие», подчинительные союзы и союзные слова – «большие»)

Новое: понятие аббревиатуры.

  1. Физкультминутка

- Откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок? (ответ: из народных сказок)

- Какие средства выразительности  используются в них? (Эпитеты, сравнения, олицетворения и т.п.)

И сейчас они нам помогут:

  • Потянитесь ручками к ясну солнышку…
  • Охватим просторы необъятные
  • Поклонимся Земле – матушке
  1. Разбор сложного предложения:

а) сравнение слайда с учебником;

б) работа на доске.

СЛАЙД   1) Свадьбу тотчас учинили,

              2) И с невестою своей обвенчался Елисей

ОТВЕТ: (Повеств, невоскл., ССП, 1-односост., распр.,2-двусост, распр.)

Лексическая работа: «Учинили» – устаревшее слово. (Ребята подбирают синонимы: сыграли)

СЛАЙД: Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант: «Вдруг молвила невеста, и  все привстали с места…»

2 вариант: «Кольцо катится и бежит, жених бледнеет и дрожит» (Ответы с места, схемы на доске)

  1. Рефлексия:

На листочках, в которых вы выполняли орфографическую разминку:

  • Как вы оцениваете свою работу?
  • Расскажите по схеме:

- узнал

- открыл

- научился

- похвали себя и своих одноклассников за что…

  1. Домашнее задание: 1. §47, упр. 242 (рус. яз.);
  2. Составить кроссворды по сказкам А. С. Пушкина (от 5 до 20 слов)
  3. Итог:

* Почему мы любим сказки?

* Чему они нас  учат?  

* Разбором каких предложений мы занимались на уроке? (Ответы учеников)       

СЛАЙД:  Вы большие молодцы, спасибо.       

 

Презентация к уроку