Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необходимыми для написания текста материалами.

После серии подобных уроков содержание рабочего листа становится всё меньше. Постепенно рабочие листы можно исключить из содержания урока или оставить только для слабых обучающихся.

Автор: Домогарова Лариса Викторовна

 

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)

Цели:

– учить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), чтобы точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний;

– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах;

– развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

– воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства.

Оборудование: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (учебник), рабочие листы.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Целеполагание

III. Работа по развитию речи

1.Актуализация знаний учащихся

– Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи, как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)

– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Г. Гладков

– А кто знает, что такое пейзаж? 

– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

2. Слово о художнике И.Э. Грабаре. История создания картины.

Игорь Эммануилович Грабарь (1881-1960) – известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. После окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца «Сентябрьский снег», «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Ясный осенний вечер», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом». Эти и многие другие картины проникнуты радостным светлым чувством. «Февральская лазурь» – одно из лучших его полотен.

Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра – пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

«Февральскую лазурь» И. Грабарь писал зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал «Февральскую лазурь» с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона, вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы, хотя он писал и весну, и осень. Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

3.Беседа по картине «Февральская лазурь».

 Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину и поделиться первыми впечатлениями.

– Ребята, вы уже написали много сочинений и знаете, из каких частей состоит текст. Обратите внимание на упражнение 1 в рабочем листе. Нужно восстановить деформированный план сочинения.

– Теперь, когда вы восстановили план, мы можем перейти к детальному рассматриванию картины.

– Какое время дня изображено на картине?

– А что нам говорит о том, что зима близится к концу?

– Что такое «лазурь»? (Учащиеся списывают значение данного слова в тетради).

– Почему картина так названа?

– Где на картине вы видите голубые оттенки?

– Что мы видим на переднем плане?

– Что мы видим на верхних ветках?

– Что художник изобразил на заднем плане?

– Небо на картине одного цвета?

– Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине?

Вывод: на картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

4. Речевая подготовка

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Подберите эпитеты для описания березы и запишите их в рабочий лист. (Белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, прямоствольная, пышная, стройная, тонкая, веселая, задумчивая, освещенная, печальная, радостная, сверкающая, сияющая; коралловые ветки, ярко-красные; другие березки обыкновенные, менее величественные).

– Внимательно рассмотрев картину, выполните задание 3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

– Чтобы красочно описать снег, изображенный на картине И. Грабаря, выполните задание 4.

– При написании сочинения очень важно избегать неоправданных повторов слов, т.е. не допускать речевых ошибок. Подберите синонимы к словам в упражнении 5:

Художник – живописецмастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

– Мы проделали необходимую работу для написания хорошего сочинения. Давайте составим «скелет» сочинения. Выполните упражнение 6.

IV. Итог урока

– В сочинении нужно использовать разные средства художественной выразительности, чтобы сделать своё описание образным, содержательным. Используйте слова в переносном значении, введите в текст олицетворение, сравнение, эпитеты.

– Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.

V. Домашнее задание

– Допишите сочинение, основываясь на материалах, отраженных в рабочем листе.

 

Приложение

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

ПО КАРТИНЕ И.Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»

 

Упражнение 1. Восстановите деформированный план сочинения.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Заключение.

Описание деталей картины.

Умелое использование красок художником.

Настроение, рожденное пейзажем.

Основная часть.

Первое впечатление от картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Сведения о художнике

III. Вступление.

Моё отношение к произведению.

 

Упражнение 2. Речевая подготовка

БЕРЕЗА:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Упражнение 3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

На переднем плане картины мы видим _____________________________________________________. На _________________небесном фоне рельефно выделяется ствол __________________берёзы.

Береза, словно девушка-красавица, одета в _________________сарафан, а ее _______________________ветви горят необыкновенным огнем на фоне лазоревого неба.

Упражнение 4. Восстановите предложение, используя словарный материал.

Снег

_____________снег в лучах солнца стал_____________, с глубокими _____________тенями от берез, даже кое-где _________________на солнышке.

Снег здесь ______________с тончайшими оттенками_______________________.

Словарный материал: Снег кажется хрустальным, сапфировые тени, синие или зелёные; сиреневый снег, розоватый, беловато-розовый, искрится, сверкает, ослепительно блестит на солнце.

Небо

На фоне ____________________неба разворачивается праздничный хоровод берез. На горизонте оно ______________________________, а на переднем плане картины небеса уже ____________________________. В _______________________ воздухе пахнет __________________.

Словарный  материал: лазоревое небо, бесконечное, высокое, звенящее, глубокое, бирюзовое, чистое, ярко-синее, безоблачное, горизонт.

Упражнение 5. Подберите к словам синонимы

Художник – ______________________________________________________
Картина –   ______________________________________________________
Картина чудесная – _______________________________________________
Художник создаёт – _______________________________________________

Упражнение 6. Составьте «скелет» сочинения

ВСТУПЛЕНИЕ:

 Продолжи предложение:

1.Передо мной прекрасная репродукция картины_____________________.

Всё в ней просто и бесподобно, ____________________________________.

2.Посмотришь на картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и________

________________________________________________________________.

3.Я постараюсь описать эту картину так, чтобы тот, кто ещё не видел____

________________________________________________________________.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.На переднем плане мы видим ___________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________.

2.Теперь поговорим о главном______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Чувствуется, что____________________________________________

Мое сочинение было бы неполным, если бы я не _________________

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать ___________________________________________________

 

Успехов в написании содержательного сочинения-описания!