В данной практической работе будем анализировать диалектные и просторечные элементы и определять их функциональное значение в рассказе Е.И. Носова «Алюминиевое солнце».

Цель работы: выявить диалектную и просторечную лексику в рассказе Е.И. Носова «Алюминиевое солнце», выявить особенности её употребления и её роли в художественно тексте, влиянии на формирование образной системы произведения

Для выполнения работы необходимо знать: понятия «диалект», «просторечие»

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основу лексики русского литературного языка составляют общеупотребительные слова. Это слова, которые известны большинству людей и употребляемые всем населением носителя языка (стол, окно, ручка, книга и т.д.). Но помимо этого в языке есть слова, которые известны не всем людям. Эта лексика имеет ограниченную сферу употребления.

К лексике ограниченного употребления относятся диалектизмы и просторечные элементы.

Диалекти́змы (от греч. «говор, наречие») – слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности. Диалектные слова используются преимущественно в устной речи, так как и сам диалект – это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности.

Например:

 «Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

(В.П. Астафьев «Последний поклон»)

Поскотина – это «место, где пасется скот»;

бо'тало – «большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров»;

тилилюканье – «звон, бренчание»;

заплот – «забор возле дома»;

стайка – «хлев для мелкого скота и птицы»;

жалица – «крапива».

 

Просторе́чия – слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами.

Просторечие свойственно малообразованным носителям языка, оно явно отклоняется от существующих литературных языковых норм.

(я) без понятия = не знаю, по жизни = в жизни, по-любому = в любом случае.

Типа, короче, прям, конкретно, как бы, реально, беспредел, до́говор, Серый (кличка).

От территориальных диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка  – своей некодифицированностью (отсутствием систематизации), ненормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

Просторечие реализуется в устной форме речи; при этом оно может получать отражение в художественной литературе (как и диалектизмы) и в частной переписке лиц – носителей просторечия. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями.

 

Евгений Иванович Носов (1925-2002)

Е.И. Носов является одним из тех писателей, которого безоговорочно можно назвать мастером языка. Он создал свой неповторимый стиль, особенность которого является широкое использование диалектных и просторечных средств при опоре на чистый, строгий, яркий, традиционный литературный язык.

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1.  Познакомьтесь с речевыми конструкциями, включающими  просторечия, из    рассказа   Е.И. Носова «Алюминиевое солнце». Подберите к данным просторечиям  литературные формы.

– теперешним Кольшей

– твово двора

– услыхать каждому хотелось

– до тамошней почты

– каждый день туда хаживал

– дожжок иной раз набежит

– пыль подымут

– пила такая никудышкая

– картошину очистить целая морока

– прискондыбал к столу

– здешний белый свет

– И понимать неча…

– А можа, ты и мне солнце намалюешь?

– А я б сёдни…

– А давай ему невесту споймаем?

– Тади насыпь ему мусорку…

 

Задание 2. Познакомьтесь с диалектизмами из рассказа Е.И. Носова «Алюминиевое солнце». Попытайтесь определить, что они означают.

– контрольный звячок

– полотняная баскетка

– обездымели (о посадских трубах)

– толстая березовая кряжина

– кугикалки (употребляется с «на двенадцать голосов», «зато звучность – чистые лады»)

– Мыся любила эту необыкновенную сутолоку…

– распоется, растюрлюкается (о сверчке)

– на бурачном поле

– просыпал черный кочкарник на заиленном лугу

 

Задание 3.  Познакомьтесь отрывком  из рассказа Е.И. Носова «Алюминиевое солнце». Выпишите из текста диалектизмы и просторечия, распределив слова на два столбика

диалектизмы

просторечия

 

 

Миновав городок Обапол, а за ним – три полевых угора с лесными распадками да перейдя речку Егозку, аккурат выбредешь на хуторской посад из дюжины домов, где и спросить Кольшу – тамошнего любознатца. А то и спрашивать не надо: изба его сразу под тремя самодельными ветряками, которые лопоухо мельтешат и повиливают хвостами в угоду полевым ветрам. Глядя на эти мельницы, невольно думаешь, что если побольше наставить таких пропеллеров, то в напористый ветер они так взревут, что отделят избу от хуторского бугра и вознесут ее над Заегозьем.

И еще примета: вокруг слухового окошка блескучей серебрянкой намалевано солнце, испускающее в разные стороны лентовидные лучи. На утренней заре, когда Посад освещен с заречной стороны, серебрянковое солнце на Кольшиной избе сияет с особым старанием, будто и впрямь ночевало в этом веселом доме.

Но и без уличных примет Кольшу легко признать в лесу ли, на степной ли дороге, поскольку это единственная в округе душа на деревянной ноге. Тем паче нога не простая, а со счетным устройством: потикивая, сама сосчитывает шаги...

Потерял он ногу вовсе не на войне, как привычно думается при виде хромого человека, а из-за своей несколько смещенной натуры. Хотя он и родился крестьянским сыном, но сам крестьянином не стал: еще в малые годы грезил дальними странствиями и, едва встав на ноги, завербовался в неближний отсюда "Ветлугасплавлес" подручным плотогона. Душа ликовала: лес стеной, смолой пахнет, филины ухают... Сперва ходили поблизости, а потом все дальше и дальше и вот уж на Волгу стали заглядывать. На четвертом сплавном сезоне перед Козьмодемьянском ветреной ночью дровяные связки сели на мель, и лопнувшим буксирным тросом Кольше напрочь оттяпало ступню. Полгода пролежал в Чебоксарах, что-то долбили, подпиливали и допилились до самого колена. Вернулся домой на костылях, с полотняной котомкой за плечами, в которой вместе с дорожным обиходом хранилось главное богатство и услада - лоцманские карты речных участков от Вохмы до Астрахани.

Зиму отбыл в нахлебниках, а со следующего сентября напросился в местную семилетку в Верхних Кутырках. Рассказывал детишкам об устройстве Земли - про леса и воды, почему бывает снег, почему - лед. Кое-что сам повидал, кой о чем начитался в больницах. Школьное дело пошло душевно, вроде как снова поплыл на плоту, воскрешая в памяти извивы и повороты минувшего, а когда приобрел фабричный протез, позволявший носить нормальную обувь и отглаженные штаны, то и вовсе воспрял духом, возомнил себя полноправным педагогом и даже женился по обоюдному согласию на милой хуторской девушке Кате.

Однако жизнь неожиданно дала "право руля" и еще раз, как тогда под Козьмодемьянском, села на мель. Из школы его вскоре попросили, поскольку не имел свидетельства об образовании, а те лоцманские карты, которые разворачивал перед аттестационной комиссией в доказательство своей причастности к преподаваемому предмету, к нерукотворному устройству Земли, лишь вызвали недоуменные перегляды и шепоток за столом.

 

Задание 4.  Запишите 4-6 примеров диалектизмов и просторечий, встречающихся  на территории Курской области

 

ВЫВОД по результатам работы: с какой целью Е.И. Носов использует в рассказе «Алюминиевое солнце» диалектизмы и просторечные элементы?

 

Контрольные вопросы:

  1. Что означает термин «диалектизм»?
  2. Что означает термин «просторечие» («просторечные элементы»)?
  3. Чем диалектизмы отличается от просторечия?
  4. Допустимо ли использование лексики ограниченного употребления (диалектизмов и просторечий) в произведениях художественной литературы?