Урок повторения изученного по теме «Сложное предложение» в 9 классе основан на материалах, посвящённых жизни первого космонавта Ю.А. Гагарина. Урок провела Перестенко Татьяна Владимировна, учитель МБОУ "СОШ №50  имени Ю.А. Гагарина" г. Курска.

 

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение»; продолжить работать над подготовкой учащихся к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.
  • Приобщение к великому русскому слову; воспитание патриотизма.

 

Ход урока

1. Организационный этап. Создание положительного настроя.

– Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся и подарим друг другу  хорошее настроение. Начинаем наш урок.

2. Вступительное слово учителя.

12 апреля многомиллиардное население планеты вспоминало подвиг первого космонавта в истории человечества. На всех языках мира звучало имя Юрия Гагарина, открывшего великую эру покорения звёздных пространств. 

12 апреля 1961 года в истории человечества начались космическая эра и новый этап технического прогресса, а идеи полетов к звездам объединили разные  поколения людей.

Уже год наша школа с гордостью носит имя Юрия Алексеевича Гагарина, человека, впервые увидевшего Землю из космоса. И, конечно же, сегодня наш урок будет связан с его жизнью и подвигом.

3. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Тема сегодняшнего урока «Сложное предложение». Сформулируйте, пожалуйста цели этого занятия. (Т.к. мы уже изучали эту тему, значит сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать полученные знания.)

- Молодцы!

- Посмотрите, у нашего урока есть , я бы сказала, «имя», т.е. ключевая фраза, которая  чем-то может нам помочь. Как вы думаете, почему она необходима (Эта фраза определяет смысловое содержание нашего урока)

- О чем же сегодня пойдет речь?

В этой фразе пропущено слово.

Чтобы его найти, я предлагаю вам прослушать несколько цитат из книги    мамы Ю.А.Гагарина Анны Тимофеевны Гагариной «Слово о сыне». (Показать экземпляр из музея)

Подготовленные ученики читают предложения:

1.Спустились мы на наш край. Остановились на том месте, где дом наш когда-то был. Юра и говорит: — Мам! Пройдем к землянке. Землянка-то тогда, конечно, обвалилась, яма от нее осталась — примета. Землянка  нам в войну домом стала. Подошли мы . Сколько мыслей пронеслось в голове! О войне, о горестях, о мире, о победах. Юра меня понял, обнял, говорит: — Ну теперь-то все хорошо! — Хорошо, Юра!

 

2.Дом в Гжатске был таким же, как и в Клушине: в три небольшие комнатки, с вместительной кладовкой, с погребом, пристроенным скотным двором


3.Юра вошел в старую избу, опустился на лавку у стола, взглядом обвел комнату:

 — Хорошо дома!


- Какой темой объединены эти высказывания? Что в них общего?  Можете предложить варианты слова? (Предложения детей)

- Конечно, это слово «ДОМ».

Запишите фразу, которая станет ключевой в нашем сегодняшнем уроке.

И станет домом целый мир…

 

4. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Скоро вам предстоит сдавать экзамены, но сегодня мы не просто будем повторять темы,  связанные с тестовыми заданиями, но и попробуем  порассуждать над тем понятием,  которое вы обозначили в главной фразе  урока. Повторяя все, что мы знаем о сложном предложении, мы  будем говорить о ДОМЕ…

 

5. Повторение и обобщение изученного

– А сейчас вспомним тот дом, где родился Ю.А. Гагарин.

Учитель читает стихотворение на фоне презентации

Я приеду  сюда, чтоб напиться

 Из колодца студеной воды,

Чтобы дому его поклониться

От московской вдали суеты.

Я войду в эту русскую хату,

Не стыдясь набегающих слез.

Здесь когда-то наш мальчик крылатый,

Как зеленое деревце, рос.

Он отсюда шагнул в Бесконечность,

Суждено было первым лететь.

И ушел в свое небо навечно,

Чтоб оттуда на Землю смотреть.

Текст у всех на столах.

- Сейчас выполните  тестовые задания. Каждая группа получает свое задание (2мин. на выполнение, 3 мин. на проверку).

Задания:

 (Зад.4 ОГЭ) Из данного текста вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.(Бесконечность)

 (Зад.3 ОГЭ) Укажите предложение, в котором средством выразительности является перифраза (наш мальчик крылатый).

 (Зад.7 ОГЭ) Замените словосочетание «воды из колодца», построенного на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (Колодезной воды)

 (Зад.9 ОГЭ) Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания, составив их схемы.

 

6. Практическая работа. Развитие речи учащихся

Задание. У каждой группы есть конверты с фотографиями. Я прошу вас внимательно рассмотреть фото  и назвать то понятие, которое, на ваш взгляд, их объединяет. Запишите тематическую группу.

 Кроме того, у  каждой группы есть по 3 предложения для анализа. Разберите их, проанализируйте структуру, составьте схемы, сделайте вывод, почему вам предложили именно эти предложения.

Сформулируйте определение понятия, соответствующее тем фото, которые у вас есть.

1 группа

Фото

Тематическая группа «Жилище»: хата, дом, землянка, космич. корабль – то место, которое является кровом, где человек живет, находясь в космосе..

ДОМ – это сооружение, предназначенное для жилья. Дом- это место , где человек живет, ночует, чувствует себя комфортно.

Предложения для разбора

См. Приложение  к уроку

Вывод: Все предложения бессоюзные.

Теоретическая справка: Бессоюзным сложным предложением называют предложение, части которого связаны интонацией, в силу чего смысловые отношения между частями выражены менее четко, чем в союзных сложных предложениях.

- Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП?

Ребята объясняют постановку тире и двоеточия в данных предложениях.

2 группа

Тематическая группа «Родина»:(= малая родина+ Родина(старна)): родные места, д.Клушино, Смоленщина, город Гжатск, родные просторы, береза – символ Родины(любимое дерево Ю.А.Гагарина)

ДОМ – это Родина, родные места, родная страна. Это малая родина. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей…

Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны…

Предложения для разбора

См. Приложение  к уроку

 

Вывод: Все предложения являются сложноподчиненными. Сложноподчиненным называется предложение, части которого соединены интонацией, подчинительными союзами или союзными словами .В СПП выделяются главное и придаточное предложения. Выделяют следующие типы придаточных предложений: пр. изъяснительные, пр. определительные и пр. обстоятельственные.

Ребята определяют вид придаточных в предложениях.

3 группа

Фото на тему «Семья» .

Тематическая группа «Семья»: мама, отец, родители, родительский дом,жена, дети,  дочки, семья, ромашки.

Ромашки – это те цветы, которые Ю.А.Гагарин всегда, когда была возможность, приносил после полетов жене. Они стали символом их любви. В звездном городке есть памятник Ю.А.Гагарину. Космонавт изображен стоящим спиной к дому, где живет Валентина Гагарина. В руке за спиной  он держит ромашку. Так что из окна супруга всегда ее видит. Этот цветок скульптор добавил по ее просьбе.

ДОМ – это родные люди, которые любят и принимают тебя таким, какой ты есть. Это семья, семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. 

Предложения для разбора

См. Приложение  к уроку

 

Вывод: Все предложения являются сложносочиненными. ССП – предложение, части которого соединены интонацией и сочинительными союзами(соединит. И, ДА, НИ…НИ, противительными А, НО, ДА, разделительнымиИЛИ, ЛИБО, ЛИ…ЛИ, пояснительными ТО ЕСТЬ, ИМЕННО).

- Какие знаки могут стоять в ССП? (Запятая, точка с запятой(если части значительно распространены, осложнены,имеют внутри себя знаки препинания); тире ( если есть неожиданное присоединение или резкое пртивопоставление).

-Когда не ставится запятая? ( Если есть общий второстепенный член,между частями ССП, выраженными двумя вопросительными ил восклицательными предложениями.Зачем ты послан был и кто тебя послал?)

4 группа

Фото, связанные с тв-вом и личностью Антуана де Сент-Экзюпери и цитаты из сборника очерков «Планета людей»

 Тематическая группа «Экзюпери»: военный летчик, самолет, писатель, полеты, люди, любовь, ответственность, планета.

Ребята объясняют(предполагают), что связывает их группу с предыдущими. При необходимости, дополняет учитель.

(Экзюпери был военным летчиком, смотрел на нашу землю из кабины пилота. Как и Ю.А.Гагарин, он понимал, насколько прекрасна и хрупка наша планета, как легко человек может навредить ей.

Практически все книги Экзюпери появились благодаря его работе в авиации и опыту пилота. Его романы пропитаны восприятием мира именно глазами пилота самолета. Произведения Экзюпери были всегда многогранными, в каждом из них  скрыт глубокий смысл)

Дом – это наша планета. Земля - это прекрасная планета, которую мы должны любить так же, как родительский дом.

Вывод: Эти предложения соединяют в себе разные виды связи.

- Ребята, что связывает задания именно для вашей группы?

- Предложения, которые нам дали для анализа объединяют в себе разные виды связи. А творчество Экзюпери и мысли Ю.А.Гагарина о нашей планете тоже похожи.

Для Экзюпери дом – это наша планета. Именно это понял и Ю.А.Гагарин, увидев землю из космоса.

«Облетев Землю, в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее» Ю.А. Гагарин

Учитель:

- Большинство исследователей творчества писателя жанр «Планеты людей» определяют как «книга» .В чём особенности такого определения? (Сокровенная, священная, для всех людей, Библия – книга книг).

- Что же в своей книге Экзюпери оставил людям? (Заповеди).

- Как настоящий рыцарь Экзюпери оставил после себя наследство, где сокровищами являются его творения. Таким сокровищем является книга «Планета людей», в которой главной ценностью стали заповеди писателя.

Все фото прикрепляются  вокруг слова «дом» и изображения планеты на доп.доске.

Дом - жилище

Дом - семья

Дом - родина

Дом-планета

- Что же мы увидели?

Понятие «дом» от простой русской хаты расширяется до бесконечности, до планетарного масштаба. Это удивительно еще и потому, что помогли нам это осознать жизнь человека, прошедшего путь от сельского мальчишки до первого человека  Земли, чья биография поражала даже его друзей-космонавтов.

Вот что говорил о Гагарине Алексей Леонов:

«Мы причисляли его к лику Явления. Рожденный в такой  глухой  деревне…Откуда у него природные такие зачатки…, что всю жизнь он искал дорогу, связанную с высоким образованием, с пониманием назначения человека на Земле?»

Обратимся к отрывку из книги французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей».

7. Работа с текстом. (Работа с интерактивной доской)

 

1. Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей…2. Но, чтобы обрести это тепло, чтобы плечом к плечу устремиться к одной и той же цели, вовсе незачем воевать. 3. Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения.

4.Чего ради нам ненавидеть друг друга? 5. Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля. 6.Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.

7. Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдем бок о бок, соединенные узами братства. 8. Но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит нас всех? 9. Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. 10. Врач служит законам всеобщего. 11. Им служит и физик, выводящий почти божественные уравнения, в которых разом определена сущность атома и звездной туманности. 12. Им служит и простой пастух. 13.Стоит тому, кто скромно стережет под звездным небом десяток овец, осмыслить свой труд – и вот он уже не просто слуга. 14. Он – часовой. 15. А каждый часовой в ответе за судьбы империи.

16. Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы.

 

- Выразительно прочитайте текст, определите его основную мысль.

Работа с интерактивной доской.

 

Установить соответствие: пип предложения – номер предложения.

Ключ:

1.БСП – 9,5

2.ССП – 1

3.СПП с однородным соподчинением – 2

4.СПП с параллельным подчинением – 7

5.СПП с придаточным определительным – 8,10

6.Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью – 6

 

В 1 абзаце расставить знаки препинания, прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Во 2 абзаце расставить знаки препинания, прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

 

На какие размышления натолкнули  вас высказывания Гагарина и Экзюпери?

Что стало для вас открытием?

Какие заветы французского писателя  и  советского космонавта вы считаете ценными для человечества?

Какое высказывание может стать принципом жизни для вас?

 

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, ты помогаешь строить мир…» Экзюпери

 

Перед кем должен держать ответ человек? (Перед сами собой! Перед людьми, перед всем миром!)

Писатель утверждает: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы- команда одного корабля…».

А Ю.А. Гагарин говорит о красоте планеты Земля.

Посередине класса на парте стоит глобус. Учитель предлагает всем взяться за руки , потому что , по словам Экзюпери,«нет ничего в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».

Учитель читает отрывок из книги Виктора Степанова «Юрий Гагарин»:

- Глаза видят то, что не может постичь разум. В черной необъятной глубине космоса голубым школьным глобусом висит земной шар. Да и не шар это вовсе, а нежное, голубовато -трепещущее сердце Вселенной, да-да, человеческое сердце Вселенной, животворно пульсирующее на тысячи звездных миров вокруг…

 

- Что чувствуете, когда держитесь за руки? (Планета очень маленькая… Ощущение, что земной шар может стать игрушкой в руках людей… Земля хрупкая. Люди могут легко навредить себе, навредив планете..)

- Стоя в кругу, продолжите фразу «Сохранить планету людей поможет…»

- Спасибо, ребята.  Займите свои места.

 

8. Домашнее задание. Напишите дома сочинение на одну из тем, взяв в качестве аргументов материалы сегодняшнего урока.

15.2 Как вы понимаете смысл фразы: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.»

15.3 Как вы понимаете значение слова ДОМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дом?», взяв в качестве тезиса  данное вами определение.

 

9. Подведение итогов.

Комментируем оценки. (Все получат оценки после проверки листов для самостоятельной работы).

Сдать листы самооценки, индивидуальные задания.

 

10. Рефлексия.

Продолжи предложение, употребив одну из фраз:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял что…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Заставил задуматься…

Навел на размышления…

Могу похвалить своих одноклассников…

Материал урока был мне…

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

 

Задания для 1 группы

 

Задание1

Я приеду  сюда, чтоб напиться

 Из колодца студеной воды,

Чтобы дому его поклониться

От московской вдали суеты.

Я войду в эту русскую хату,

Не стыдясь набегающих слез.

Здесь когда-то наш мальчик крылатый,

Как зеленое деревце, рос.

Он отсюда шагнул в Бесконечность,

Суждено было первым лететь.

И ушел в свое небо навечно,

Чтоб оттуда на Землю смотреть

(Зад.4 ОГЭ) Из данного текста вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.

(Зад.3 ОГЭ) Укажите предложение, в котором средством выразительности является перифраза.

(Зад.7 ОГЭ) Замените словосочетание «воды из колодца», построенного на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

(Зад.9 ОГЭ) Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания, составив их схемы.

Задание 2

Тематическая группа «Жилище»:

ДОМ – это

 Предложения:

1.Ребята у нас все разные: одни быстро усваивают, другим растолковать нужно, им учеба с трудом поддается.

2.Раздался страшный взрыв – самолет врезался в самую гущу немецкой техники на деревенской площади.

3.Юра стремился поменьше доставлять нам беспокойства: в семье у нас жила тревога за судьбу Валентина и Зои. («Слово о сыне» А.Т.Гагарина)

Определите тип сложных предложений. Прокомментируйте знаки препинания между частями сложных предложений.

 

Задания для 2 группы

 

Задание1

Я приеду  сюда, чтоб напиться

Из колодца студеной воды,

Чтобы дому его поклониться

От московской вдали суеты.

Я войду в эту русскую хату,

Не стыдясь набегающих слез.

Здесь когда-то наш мальчик крылатый,

Как зеленое деревце, рос.

Он отсюда шагнул в Бесконечность,

Суждено было первым лететь.

И ушел в свое небо навечно,

Чтоб оттуда на Землю смотреть

(Зад.4 ОГЭ) Из данного текста вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.

(Зад.3 ОГЭ) Укажите предложение, в котором средством выразительности является перифраза.

(Зад.7 ОГЭ) Замените словосочетание «воды из колодца», построенного на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

(Зад.9 ОГЭ) Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания, составив их схемы.

Задание 2

Тематическая группа «Родина»:

ДОМ – это

 Предложения:

  1. Родина – это место, где ты родился, сказал первое слово, вырос.
  2. Он знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и сердцем.
  3. Нельзя негативно и равнодушно относиться к земле, которая воспитала в тебе человека.
  4. Я безмерно рад, что моя любимая Отчизна первой в мире проникла в Космос.

(«Слово о сыне» А.Т.Гагарина)

Выделите грамматические основы.Определите тип сложных предложений. Прокомментируйте знаки препинания между частями сложных предложений.

 

Задания для 3 группы

 

Задание 1

Я приеду  сюда, чтоб напиться

Из колодца студеной воды,

Чтобы дому его поклониться

От московской вдали суеты.

Я войду в эту русскую хату,

Не стыдясь набегающих слез.

Здесь когда-то наш мальчик крылатый,

Как зеленое деревце, рос.

Он отсюда шагнул в Бесконечность,

Суждено было первым лететь.

И ушел в свое небо навечно,

Чтоб оттуда на Землю смотреть

(Зад.4 ОГЭ) Из данного текста вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.

(Зад.3 ОГЭ) Укажите предложение, в котором средством выразительности является перифраза.

(Зад.7 ОГЭ) Замените словосочетание «воды из колодца», построенного на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

(Зад.9 ОГЭ) Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания, составив их схемы.

Задание 2

Тематическая группа «Семья»:

ДОМ – это

 Предложения:

1.Прошла короткая осень, и наступила зима с ее длинной полярной ночью.

2.Я летал в мерцающем свете серебристо-голубых сполохов северного сияния, соединяющих небо и землю, а Валя с замиранием сердца ждала меня на земле.

3.Серебристый корпус ракеты на стартовой площадке напоминал гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на её острой вершине.

4.«Восток» мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней горячую сыновнюю любовь. Ю.А.Гагарин «Дорога в космос»

 

Выделите грамматические основы.Определите тип сложных предложений. Прокомментируйте знаки препинания между частями сложных предложений

 

Задания для 4 группы

 

Задание1

Я приеду  сюда, чтоб напиться

Из колодца студеной воды,

Чтобы дому его поклониться

От московской вдали суеты.

Я войду в эту русскую хату,

Не стыдясь набегающих слез.

Здесь когда-то наш мальчик крылатый,

Как зеленое деревце, рос.

Он отсюда шагнул в Бесконечность,

Суждено было первым лететь.

И ушел в свое небо навечно,

Чтоб оттуда на Землю смотреть

(Зад.4 ОГЭ) Из данного текста вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.

(Зад.3 ОГЭ) Укажите предложение, в котором средством выразительности является перифраза.

(Зад.7 ОГЭ) Замените словосочетание «воды из колодца», построенного на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

(Зад.9 ОГЭ) Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания, составив их схемы.

Задание 2

Тематическая группа «Антуан де Сент-Экзюпери»:

ДОМ – это

 Предложения:

1.Не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, а эти стены – наши.

2.Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности, и она образует в сердце неведомые пласты, где рождаются грезы.

(Антуанде Сент- Экзюпери «Планета людей»)

Выделите грамматические основы.Определите тип сложных предложений. Прокомментируйте знаки препинания между частями сложных предложений

 

Виктор Степанов

ЮРИЙ ГАГАРИН

Матери и отцу посвящаю

 

А космический корабль уплывал все дальше, к орбитальной станции. И вот уже пятеро космонавтов плыли в «Салюте» над планетой. Приникнув к иллюминаторам, они смотрели на Землю, вслушиваясь в восходящие от нее то гагаринский, то королевский голоса.

— Глаза видят то, что не может постичь разум. В черной необъятной глубине космоса голубым школьным глобусом висит земной шар. Да и не шар это вовсе, а нежное, голубовато трепещущее сердце Вселенной, да-да, человеческое сердце Вселенной, животворно пульсирующее на тысячи звездных миров вокруг…

— Не окулярами телескопа, а памятью, проникающей в глубь веков, вглядываюсь я в знакомые мне земные очертания и думаю: да здравствует жизнь на Земле!

Он был первым, единственным из рода людей, из всего сущего, кто оглянул моря и сушу совсем иными глазами, кто там, на орбите, явился на свет вторично — новорожденным всей планеты Земля.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (файл pptx, 22 слайда, 5,03 МБ).

Автор: Перестенко Татьяна Владимировна