Методическая разработка внеклассного мероприятия (в рамках проектной деятельности) «Нужное, доброе, вечное» посвящена личности и творчеству великого русского писателя, прозаика, драматурга, академика и врача А.П. Чехова.

На примере произведений рассматриваются особенности творчества писателя. Проект предусматривает использование методического приема театрализации, позволяющего ввести студентов в творческую мастерскую Чехова, в большой мере передать и события прошедших лет, и всю гамму чувств и переживаний героев, имеет воспитательное значение, а также служит заветом всем последующим поколениям.

Мероприятие разработала Дерюгина Светлана Леонидовна

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Нужное, доброе, вечное», посвященное 160-летию со дня рождения А. П. Чехова

 

Проект, посвященный 160-летию со дня рождения А. П. Чехова, направлен на развитие и поддержание интереса студентов к актуальным проблемам прозы 19 века, раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся, а также на формирование устойчивых умений и навыков, предусмотренных стандартом… Литература, в которой отражены страницы истории страны, имеет не столько образовательное, сколько воспитательное значение. Самостоятельное историко-социологическое исследование, сопоставление произведений, созданных писателем того времени, поиск и обработка различного материла, необычное и яркое представление проекта помогут студентам выявить нравственную составляющую, сформулировать роль произведений Антона Павловича в духовной жизни современного общества, а также продемонстрировать перед аудиторией различные формы работы и хорошие результаты как индивидуальной, так и групповой работы.

Задача данного проекта – сделать так, чтобы то, что хотел донести до своих читателей прозаик, за что он так переживал и о чем мечтал, запечатлелось в памяти и в сердцах студентов стремлением к тому, чтобы в каждом человеке «все было прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но, на мой взгляд, никогда и ничего не поселится в душе ни у одного обучающегося, если он это не прочувствует. А что еще способно лучше вызвать в человеке неповторимую гамму чувств, как не возможность испытать все на себе и тем самым сделать правильный выбор? Именно театрализация способна в большой мере передать и события тех лет, и всю гамму чувств и переживаний героев, и даже иметь воспитательное значение, а также служить заветом всем последующим поколениям.

Именно поэтому и сегодня стоит изучать рассказы Антона Павловича. Ведь в наш жестокий век, когда происходит переоценка ценностей, проза, проникнутая такой удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только «трудом, неподдельной чистотой чувств и переживаний и особой любовью к родной земле», учит, прежде всего, ценить даже то немногое, что мы имеем, наслаждаться каждой минутой нашей жизни, задумываться над тем, что она так коротка, и никто не знает, когда она может прерваться, что нужно успеть в этой жизни сделать хоть что-то хорошее, особенно для тех, кто нас окружает. Она также учит и любви к ближнему, добру, толерантности, заставляет задуматься о происходящем независимо от того, в какое время мы живем, и, конечно же, ценить свой родной уголок, в котором родился человек, замечать красоты родной природы, по-другому смотреть на, казалось бы, давно привычные вещи и с трепетом относиться к родной земле. Поэтому своей главной целью студенты не ставили подробное изучение биографии А. П. Чехова.

Ключевая идея: знание студентами основных этапов жизни и творчества А. П. Чехова, умение разрабатывать и самопрезентовать свою работу.

Методическая цель: создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива и студентов по формированию значимых морально-нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Знать основные моменты жизни и творчества прозаика.
  2. Поддержать становление активной жизненной позиции студентов.
  3. Формировать морально-нравственные ценности.
  4. Уметь выступать на публике;
  5. Создавать творческие продукты проекта;
  6. Уметь работать с дополнительными источниками, отбирать и систематизировать полученную информацию.

Участники: студенты 1-го курса группы Э-15 отделения «Экономики и бухгалтерского учета».

Условия проведения: студенты делятся на подгруппы, определяют тему своей работы, готовят творческие продукты проекта, представляют на сцене учебного заведения.

Критерии оценки: каждый студент получает конкретную задачу, над решением которой он работает, создает свой продукт или его часть, поэтому по окончании проекта он может получить только оценки «5» или «4».

Руководитель: Дерюгина С.Л.

Предмет: Литература

Методическая проблема: Формирование коммуникативных навыков у студентов на основе работы театрального кружка «Эталон» с целью преодоления неуспешности при публичных выступлениях.

Тип проекта: творческий

Форма занятия: внеклассное мероприятие (защита проекта)

Возраст обучающихся: 16 – 17 лет

Цели:

Образовательная: раскрыть природу смешного в рассказе Чехова; показать особенности чеховского стиля; заинтересовать творчеством писателя.

Развивающая: развивать навык публичного выступления, продолжить формирование умения анализировать художественный текст; накапливать читательский опыт восприятия, осмысления и оценки разнообразных литературных произведений, развивать мышление обучающихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие.

Воспитательные: воспитывать эстетически подготовленного читателя; формировать представления о художественном творчестве как жизненно важной духовной деятельности; формировать навыки работы в группе; воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя и его рассказов.

Задачи:

  • формировать умения выступать на публике, делать презентации, работать в команде, создавать творческие продукты проекта, работать с дополнительными источниками, отбирать и систематизировать информацию.

Оборудование: мультимедиа, презентация, костюмы, декорации.

Продукты проекта:

  • сценарий проекта,
  • портфолио проекта,
  • презентация,
  • стихотворения собственного сочинения,
  • инсценировка рассказов А. П. Чехова,
  • раздаточные календарики, сделанные своими руками.

Место проведения: актовый зал

Продолжительность: 1 час (60 минут)

 

Структура проекта

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I.               Мотивация (под музыку)

Слушание, чтение стихотворения собственного сочинения

II.            Слово преподавателя

Работа с эпиграфом

III.         Отчеты студентов (защита творческих проектов)

1. Выступление студента, загримированного под А. П. Чехова.

2. Постановка рассказов:

«Толстый и тонкий»,

«Неудача»,

«Размазня»,

«Ну, публика!»,

«Сестрица»,

«Лошадиная фамилия»,

«Баран и барышня»

3. Чтение стихотворений наизусть.

4. Выступление студента с заключительным стихотворением собственного сочинения.

IV.         Заключительное слово преподавателя. Рефлексия

Ответы студентов

 

Ход проекта

Тогда человек станет лучше, когда

вы ему покажете, каков он есть

А.П.Чехов.

 

I. Мотивация. Вступительное слово преподавателя

Чтение студентом стихотворения собственного сочинения

 

II. Слово преподавателя

 

III. Выход ведущих (звучит музыка)

1 вед.: Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые преподаватели и студенты! Все вы, конечно, знаете, что в этом году много юбилейных дат у великих русских писателей: А.С. Грибоедов: русский поэт, писатель (1795-1829), 225 лет – 15 января, М.В. Исаковский: русский советский поэт (1900-1973), 120 лет – 19 января, Б.Л. Пастернак: российский поэт и писатель (1890-1960), 130 лет – 10 февраля, Ф.А. Абрамов: русский советский писатель (1920-1983), 100 лет – 29 февраля, Евгений Баратынский: русский поэт и писатель (1800-1844), 220 лет – 2 марта, Владимир Замятин: русский советский поэт (1915-1952), 105 лет – 14 марта, Д.И. Фонвизин: русский писатель (1745-1792), 275 лет – 14 апреля, М.А. Шолохов: русский советский писатель (1905-1984), 115 лет – 24 мая, А.Т. Твардовский: русский советский писатель, поэт (1910-1971), 110 лет – 2 июня, Александр Грин: русский писатель (1880-1932), 140 лет – 23 августа, А.И. Куприн: русский писатель (1870-1938), 150 лет – 7 сентября, Сергей Есенин: русский советский поэт (1895-1925), 125 лет – 4 октября, И.А. Бунин: русский писатель, поэт (1870-1953), 150 лет – 22 октября, Афанасий Фет: русский поэт-лирик (1820-1892), 200лет – 5 декабря и многие другие. Список можно еще продолжать и продолжать, это наше великое наследие и гордость! И мы обязательно уделим внимание каждому из них на других мероприятиях, но наша сегодняшняя встреча посвящена замечательному русскому писателю – А.П. Чехову, которому в этом году исполнилось 160 лет.

1 вед.: (звучит музыка, зажигается свеча) Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.

1 слайд (Портрет Чехова)

2 вед.: Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело – электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.

1 вед.: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше.

2 вед.: Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда…

Выходит студент, загримированный под А. П. Чехова:

«…К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»

1 вед.: Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни; в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что «жить пошло, скучно, безынтересно» нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Антон Павлович Чехов – последний из великих писателей русской литературы 19 века. Он жил во времена глубоких перемен во всем мировом искусстве и далеко опередил свое время.

2 вед.: Верно подметил Иван Бунин: «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, – человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости».

1 вед.: А.П. Чехов – один из любимейших писателей нашего народа, наша национальная гордость и слава. Личность А.П. Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли.

3 вед.: Мало кто знает, что по образованию А.П. Чехов был дипломированным врачом. Удивительно, как сочетался у него труд писателя с трудом врача. Став известным писателем, не забывает Антон Павлович Чехов и о своей профессии: работает земским врачом под Москвой. Не зная усталости, Чехов принимает в год до тысячи, а порой до трёх тысяч пациентов. Встречи с крестьянами, помещиками, врачами, учителями, чиновниками, дают писателю огромный материал для творчества.

2 вед.: Чехов создал множество рассказов, в которых отразилась вся Россия конца 19 века, все слои русского общества. Учёные подсчитали, что в его прозе живут и действуют почти 8 тыс. персонажей.

4 вед.: Особое место в творчестве писателя занимают юмористические рассказы, «Пёстрые рассказы». Своими маленькими рассказами писатель быстро приобрёл известность. Эти произведения печатались под псевдонимом Антоша Чехонте, человек без селезёнки, брат моего брата и другими – известно всего свыше 50 чеховских псевдонимов.

1 вед.: Он стал творцом нового вида литературы – маленьких рассказов. И сегодня вы сможете увидеть постановку некоторых рассказов Чехова, погрузиться в его мир, ту эпоху…

3 вед.: Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки. В произведении писателя смешное часто выглядит грустным, а грустное – смешным. Благодаря этим рассказам можно увидеть весь кошмар происходящего и ужаснуться. А можно и посмеяться над этим миром глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков…

Театральная постановка рассказа «Толстый и тонкий»

Рассказ «Неудача» (Постановка о невесте)

2 вед.: А в это время в доме напротив молоденькая гувернантка из рассказа «Размазня» Юлия Васильевна робко вошла в кабинет своего хозяина. Нужно было посчитать жалование.

Постановка рассказа «Размазня»

3 вед.: Юмористический рассказ был одним из любимых жанров писателя. В нем он высмеивает пороки человека, раскрывает человеческую натуру очень точно, и это ему удается сделать буквально на двух- трех страницах. О персонажах этого замечательного писателя можно сказать, что все они очень реалистичны, они прямо «живут на страницах!»

Постановка рассказа «Ну, публика!»

3 вед.: Художественное открытие А.П. Чехова поражало современников. Высоко творчество писателя оценил Л.Н. Толстой. Он писал: «…у Чехова все правдиво до иллюзии… Какой превосходный язык…Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать».

4 вед.: Вчитываясь в рассказы Чехова, мы видим, что за легкой шуткой кроется серьезное содержание. Смешное и драматическое идут в его произведениях рука об руку, как в рассказе «Сестрица».

Театральная постановка рассказа «Сестрица»

1 вед.: Этот рассказ не столько смешной, сколько трагикомический. Мы видим, как пламенные речи старшей сестры о честности, о любви, все ее переживания по поводу несчастного замужества младшей по расчету превращаются в дым, оказываются забытыми при виде сахара и коробки конфет – подарка купца-жениха. Чехов смеется над жадностью и лживостью людей, но это смех сквозь слезы.

2 вед.: «Пестрые рассказы» Чехова полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора. Они не потеряли актуальности в наше время. Посмотрите инсценировку по рассказу Чехова «Лошадиная фамилия», где Чехов, писатель, врач по образованию смеется над невежеством генерала, пренебрегающего услугами врача и готового обратиться за помощью неизвестно к кому.

Постановка рассказа «Лошадиная фамилия»

3 вед.: Писатель Максим Горький так сказал о рассказах Чехова: «В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца». Тупое, сытое равнодушие богатых «милостивых государей» к бедным людям, их самодовольствие и душевная тупость – вот о чем горько, насмешливо и гневно пишет Чехов в рассказе «Баран и барышня».

Постановка рассказа «Баран и барышня»

М. Бонзаниго. Вальс доктору Чехову. Выходят все участники спектакля

1 вед.: (с портретом А.П. Чехова)

Он любил всех живущих в России:

Даже злобных, бесчестных, тупых…

Будь они сколь угодно плохие,

Нет презренья – жалеет он их!

2 вед.:

У него нет героев-злодеев –

Все лишь жертвы неправды земной,

И прощая, любя и жалея,

Как бы просит: жалейте со мной!

3 вед.: А.П.Чехов жил и всегда будет жить в сердцах читателей. Хочется, чтобы в нашей жизни было больше красоты и света, всего прекрасного, о чем так мечтал Антон Павлович…Среди многочисленных записей в книге отзывов в доме – музее писателя есть стихотворение Саши Черного:

Чтец

Ах, зачем нет Чехова на свете!

Сколько вздорных – пеших и верхом,

С багажом готовых междометий

Осаждало в Ялте милый дом…

День за днем толклись они, как крысы,

Словно он был мировой боксер.

Он шутил, смотрел на кипарисы

И, прищурясь, слушал скучный вздор.

Я б тайком пришел к нему, иначе:

Если б жил он, – горькие мечты!

Подошел бы я к решетке дачи

Посмотреть на милые черты.

А когда б он тихими шагами

Подошел случайно вдруг ко мне –

Я б, склонясь, закрыл лицо руками

И исчез в вечерней тишине.

2 вед.: Антон Павлович – тоже Россия:

И улыбка ее, и слеза.

Увлажнялись и самые злые

От его сочинений глаза!

В своих рассказах Чехов словно обращается к читателю, говоря: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, не предавайте светлых идеалов молодости, берегите в себе человека!»

1 вед.: Так потихоньку сгорела еще одна свеча, удивительным светом которой мы немного сумели воспользоваться. Может быть, мы стали чуточку светлей? Кто знает.

2 вед.: Прошло 160 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм Чехова, его искрометный юмор, глубокая вера в возможности человека понятны и близки нам, людям 21 века. Он близок духом, современник, хоть жил в далеком позапрошлом веке. Он стал сродни грядущим временам, мечтой о гордом и прекрасном человеке. И его известные слова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли из пьесы «Дядя Ваня» (ведь красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо, а в том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце и красивую душу) звучат для всех последующих поколений как завет, исполнить который просто необходимо каждому, чтобы быть Человеком.

Чтец

Тиснёный том волнующих рассказов

Прочитан от начала до конца.

Метель свистит, поёт и плачет сразу.

Метель доносит звуки бубенца.

Никто об этом больше не расскажет!

Закрой глаза – и вновь перед тобой

Знакомые по книгам персонажи

Возникнут зримо длинной чередой.

Пройдут, как тени, через тихий город!

За Софьей Львовной – ведьма, почтальон,

Миллионер-кутила Пятигоров,

И Пришибеев, И Хамелеон.

Чтец

Профессоров усердных вереницы,

Храня и важность, и мундиров честь,

Пройдут со службы рядышком с больницей,

Где страшная палата №6.

За ними вслед, в мечтах о славной Варе,

На скупо освещённый поворот,

До глаз укутан, человек в футляре

С сугубой осторожностью пройдёт.

А там, где площадь выметена чисто,

При фонарях в вечерней тишине

Увидишь на прогулке беллетриста –

Знакомую бородку и пенсне.

Благодари, встречай его с поклоном,

Ведь многое он людям рассказал,

Пускай его слова станут законом,

Который с книгами нам передал.

Стихотворение собственного сочинения

Заключительное слово преподавателя

 

Литература

  1. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 309-312. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/43/5286/ (дата обращения: 20.05.2018)
  2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  3. Дарвин М.Н. Пушкинский герой чеховского рассказа// Природа художественного целого и литературный процесс / М.Н. Дарвин. – Кемерово, 1980 – 251 с. 11.
  4. Добин Е. Деталь у Чехова как стержень композиции // Вопросы литературы / Е. Добин. – 1975 – № 8 – 114 с.
  5. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. – 76 c.
  6. Измайлов А.А. Чехов: биография / А.А. Измайлов. – М.: Захаров, 2003 – 480 с.
  7. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. – М.: Издательство МГУ, 1979 – 326 с.
  8. Крылова Е.О. Метафорическое представление тоски в прозе А. П. Чехова / Е. О. Крылова // Филологические науки. – 2008 – №3 – 56 с.
  9. Панкевич Л.К. Рекомендации по созданию исследовательского проекта. / Л.К. Панкевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/ponjati2.htm, свободный
  10. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – 3-е изд / М.А. Рыбникова. – М.: Учпедгиз, 1963 – 313 с. 27.
  11. Скабичевский А. М. Больные герои больной литературы. // Новое слово / А.М. Скабичевский. 1897. Кн. 4 (январь) – 198 c.
  12. Строева М.Н. Режиссерские изыскания Станиславского. 1897-1917гг., М.: 2001. – 654 с.
  13. Федорова А.С. Проблема человека в творчестве А.П. Чехова // Школа / А.С. Федорова. – 2004 – №1 – 47 с.

You have no rights to post comments