Как стать счастливым? Тема мероприятии звучит так: «Искусство быть счастливым».

Автор-разработчик: Тарасова Марина Николаевна

 

Цель: сформировать у обучающихся представление о понятии «счастье», воспитать ценностное отношение к счастью, бережное отношению к этому чувству; побудить к самосовершенствованию, саморазвитию.

Задачи:

- воспитывать духовно-нравственные ценности;

- формировать социокультурные компетенции обучающихся;

- воспитывать толерантное отношение к другому мнению;

- воспитывать чувство любви к жизни;

- развивать творческие способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход мероприятия

I.Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые члены жюри! Меня зовут Марина Николаевна!

Я рада приветствовать всех вас на мероприятии, тема которого звучит так: «Искусство быть счастливым»!

В ней не только красота, но и современность, востребованность, актуальность, потому что со времён сотворения мира и по сей день человек желает быть счастливым.

Но у каждого из нас своё счастье, и я убеждена в том, что оно имеет своё лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить. Наверное, самой большой житейской мудростью является способность видеть счастье в мелочах.

И вот сегодня, я думаю, вы найдёте ответ на вопрос: как стать счастливым? А я постараюсь вам в этом помочь.

II. Мотивация.

Послушайте, пожалуйста, притчу о счастье.

ПРИТЧА О СЧАСТЬЕ

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

 – Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

 – Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вопрос:

- Скажите, какой смысл в этой притче? И есть ли он здесь вообще?

Преподаватель: Ребята, не стесняйтесь высказывать своё мнение, не бойтесь ошибаться. Будьте свободны в своём выборе ответа, аргументируйте свою точку зрения.

Предполагаемый ответ: человек сам творец своего счастья.

Преподаватель обобщает: Трудно с этим не согласиться. Как говорил Козьма Прутков,- «Хочешь быть счастливым – будь им!»

III. Основная часть.

Слово преподавателя.

Как часто мы говорим о счастье! Желаем счастья, счастливый человек, счастливая семья, счастливая старость. Будьте счастливы! Счастливого пути!

А что же означает слово счастье? Давайте обратимся к толковому словарю.

  1. Работа со словарём.

В словаре Сергея Ожегова мы читаем: «Счастье – это чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Это так. Но дело в том, что разные вещи, категории, ценности доставляют человеку такое состояние – состояние полного высшего  удовлетворения. Я предлагаю вам посмотреть небольшие видеосюжеты, в которых известные вам люди, герои фильма говорят о том, что делает их счастливыми. В ходе просмотра ролика выделите в речи этих людей ключевые, главные слова.

  1. Просмотр видеороликов, по-разному трактующих понятие счастья.

Кинофильм «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают».

Ключевое слово: ПОНИМАНИЕ

Для справки: Понимание как качество личности – способность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого, умение объяснить его действия и поступки; способность пропускать через разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого; умение проникнуть в смысл чего-нибудь.

Вопросы студентам для диалога:

-Скажите, для вас является важным, когда вас понимают? Или, быть может, вам всё равно?

-С чьей стороны вам хотелось бы понимания?

-Важно ли, когда тебя понимают в семье?

-Хорошо ли если есть друзья, которые тебя понимают?

-Какие чувства испытывает человек, если он не встречает понимания?

Предполагаемые ответы: (обиду, боль, растерянность, неуверенность в себе, агрессию)

-Какие чувства испытывает человек, когда его понимают?

Предполагаемые ответы: (радость, любовь, уважение, спокойствие).

-Всегда ли можно понять человека?

Чтобы понять человека, нужно знать мотивы его действий и поступков. Иногда их можно понять, но принимать не следует.

Комментарий преподавателя:

Необходимо выслушать мнения ребят. Постараться организовать диалог таким образом, чтобы студенты могли не только назвать ключевые слова о счастье главных героев, но и привести пример того, какую роль играет ПОНИМАНИЕ в их жизни. Навести их на понимание в семье, понимание друзей, понимание учителей.

Какое ощущение испытывали они в тот момент, когда их понимали?

Хотелось бы, чтобы они отметили: радость, любовь, уважение, спокойствие.

Выслушав ответы студентов, преподаватель подводит итог.

Преподаватель:

Согласитесь, как хорошо, когда тебя понимают родители, друзья, преподаватели. Но для того, чтобы это случилось, человеку самому нужно много трудиться. Ведь счастье – это путь, а не пункт назначения! На этом пути непременно будут взлёты и падения, победы и поражения. Но, если ты будешь честен с собой и окружающими, тебя всегда поймут и, если надо, простят.

Будьте честными, ребята!

Просмотр 2 видеосюжета.

Митрополит Кирилл о счастье: «Состояние души определяет наше счастье. Это когда в сердце мир и радость и покой. Это когда живём мы в мире с нашими родными и близкими».

Ключевое слово: СОСТОЯНИЕ ДУШИ

-Могут ли только материальные ценности сделать человека счастливым?

-Что бы вы предпочли – дорогую машину, огромный дом или спокойствие на душе, когда она не мечется, не болит?

-Может, стоит предпочесть выгодную, к примеру, коммерческую сделку, хорошим, мирным отношениям в семье?

Комментарий преподавателя:

Хорошо, если ребята скажут, что они испытывали счастье не от материальных ценностей, а от состояния душевного спокойствия. Вещь может сломаться, радость от веселья смениться унынием, выгодный проект разрушиться, и только душевная благодать живёт в сердце долго, если её не нарушить. Может, кто-то приведёт пример из личной жизни.

Выслушав ответы студентов, преподаватель подводит итог:

Только лишь материальный достаток никогда не принесёт полного удовлетворения от жизни. Ведь мы знаем много примеров, когда, казалось бы весьма успешным, известным людям, из-за отсутствия чувства удовлетворённости жизнью приходилось лечиться в психиатрических больницах или заканчивать жизнь самоубийством. Это результат того, что люди искали счастье совсем не там. Счастье нужно искать в гармонии с природой, с людьми, с собой.

Научите своё сердце чувствовать красоту, доброту, отзывчивость и в нём непременно поселится та душевная благодать, спутать которую ни с чем нельзя.

Просмотр 3 видеосюжета

Президент Российской Федерации В.В. Путин о счастье: «Возможность формулировать большие цели, добиваться этих целей. И когда удаётся достичь того, к чему я иду, несмотря ни на какие сложности, это приносит мне удовлетворение».

Ключевое слово: ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ

-Скажите, так ли важно, чтобы у человека была цель? Ну, нет её, и живи себе, как хочешь: день прошёл – и ладно?

Нет, очень важно, чтобы цель была. Цель – это стремление, это поиск, это труд. Жизнь человека без цели превращается во времяпровождение без всякого смысла. И наверное, не найдёт понимания у окружающих.

-Позвольте узнать: есть ли у вас цели в жизни?

Ребята говорят о своих целях: получить образование, устроиться на работу, создать семью. Это то, что ждёт многих в ближайшем будущем.

Выслушав ответы студентов, преподаватель подводит итог: «Подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовать их, иметь мечту и внедрять её в жизнь. Ваше счастье в ваших руках!» Д.Лихачёв.

Очень хочу, чтобы ваши цели были ясными, гуманными, приносящими пользу не только вам, но и другим людям!

  1. Анализ видеосюжетов.
  2. Запись ключевых понятий.

Итак, мы видим, что у каждого своё представление о счастье. Вообще СЧАСТЬЕ – категория нравственная. Несложно заметить, что за этим словом стоят нравственные ценности, которые мы с вами уже отметили: честность, доброта, отзывчивость, толерантность. Это то, что способно сделать человека счастливым. Следовать им не просто. Ведь быть счастливым – это ИСКУССТВО, требующее от человека огромных душевных и физических сил. Счастье не подаётся на блюдечке с синей каёмочкой, оно всегда выстрадано, сопряжено с борьбой внутри себя. Всю жизнь!

Чтобы испытать истинное счастье, человек должен освободиться от пороков. Словно черви, они грызут человеческое сердце. Их очень много, и они способны быстро проникать в душу человека, а бороться с ними тяжело, но нужно. И вот сегодня, во время Рождественского поста, каждому из нас следует заглянуть к себе в душу, что-то переосмыслить и изменить. Я призываю вас к этому!

На слайде человеческие пороки:

невежество

уныние

осуждение

зависть

гордыня

высокомерие

тщеславие

ложь

сребролюбие

ненависть

гнев, обида, ярость

жестокость

Послушайте такие строки:

  1. Анализ стихотворения.

В одно окно смотрели двое –

Один увидел дождь и грязь,

Другой – листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое.

Преподаватель: Ребята, о чём говорят эти строки?

Студенты отвечают: на одни и те же вещи люди смотрят по-разному.

Мы с вами, как и лирические герои этого стихотворения, по-разному смотрим на одни и те же вещи. Что для кого-то кажется обыденным, то для другого, возможно, является счастьем. Вот здесь стоит вспомнить слова из романа французского классика Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»:

«В этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытывать беспредельное блаженство».

Для многих из нас в этом году изменился, согласитесь, смысл понятия  «счастье».

К сожалению, на границах нашего государства не совсем спокойно, наши родные и близкие слышат залпы орудий и лишь мечтают о том мирном небе, которое  мы по достоинству не могли оценить всего лишь год назад. А МИР как состояние без войны – СЧАСТЬЕ. И здесь как раз не нужно комментариев.

IV. Самостоятельная работа студентов.

Работа с облаком слов.

Преподаватель: Ребята, у вас на столах лежат листы, на которых написано: «Моё счастье».

Как мы с вами сказали, у каждого оно своё. Сейчас я прошу вас написать 5 слов, сочетаний слов, которые, на ваш взгляд, делают человека счастливым.

Время работы – 2 минуты.

Комментарий преподавателя:

На слайде презентации «Облако слов» как подсказка студентам для формулирования своих мыслей.

Во время работы тихо звучит песня «Птица счастья».

V. Заключительная часть.

По окончании работы несколько студентов озвучивают свои составляющие СЧАСТЬЯ.

Преподаватель читает стихотворение А.Дементьева

 

Одаривает счастье нас по-разному:

То пей взахлеб, то – ничего.

Одни его и в будни празднуют,

Другим и праздник – без него.

Наверно, так несправедливо.

И, веря сердцу своему,

Я не сумел бы стать счастливым,

Коль счастье лишь в моем дому.

По мне – жило б оно на свете,

Светило б солнцем и строкой,

И пусть его я позже встретил,

А раньше кто-нибудь другой.

Но лишь бы счастье было рядом,

Чтоб каждый сколько хочешь брал.

Я от себя его не прятал,

Но и другим не заслонял.

 А.Дементьев

Я благодарю всех за плодотворную совместную работу, за вашу отзывчивость и открытость, за честный диалог, который у нас состоялся.

VI. Рефлексия.

И я прошу вас выполнить задание: если от нашей встречи осталось чувство удовлетворённости, поднимите яркую (разноцветную) птицу счастья, если этого чувства вы не испытали – поднимите белую.

Живите по Божьим заповедям и будьте счастливы! До свидания!

 

Технологическая карта классного часа