Методическая разработка внеклассного мероприятия «Блокадный Ленинград. Будем помнить» посвящена сохранению исторической памяти с учетом национальных целей и приоритетных задач в сфере образования.

Мероприятие подготовила Старкова Юлия Анатольевна

 

Целевая аудитория – обучающиеся 13-15 лет (8 класс).

Цель: формирование патриотического сознания обучающихся на примере подвига блокадного Ленинграда.

Задачи: – приобретение учащимися опыта социальной деятельности с опорой на базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм и социальную солидарность;

– развитие потребности к познанию культурно-исторических ценностей страны через изучение художественной литературы о Великой Отечественной войне;

– проявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Для подготовки и проведения воспитательного мероприятия используется широкий спектр возможностей современных информационных ресурсов, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

материально-технические: проектор, компьютер, средства воспроизведения звука;

информационные:

– отрывок из «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича,

– видеохроника блокадного Ленинграда,

– фото современного Санкт-Петербурга,

– отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского,

– биография Тамары Цинберг,

– повесть Тамары Цинберг «Седьмая симфония»,

– стихотворение И. Ринка «Мальчик из блокады»,

– стихотворение И. Быстрова «Ленинград победил»;

методические: карточки-заготовки «маяки памяти» – информационное поле.

Методическая разработка может быть рекомендована к использованию классными руководителями основной и средней школы. Для успешной реализации желательно предварительное знакомство с книгой Т. Цинберг «Седьмая симфония».

 

Сценарий мероприятия

Ведущий: Жизнь – это ценнейший дар, нет на всём белом свете ничего дороже, и никто не имеет право этот дар отнимать. Такая простая истина помогла бы избежать любых кровопролитий, войн и революций, если бы она была постулатом в сердце каждого жителя мира. Изменить прошлое мы уже не в силах, в наших руках лишь воспоминания о нем и возможность эту память хранить.

(Звучит отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского)

Чтец 1:

Помните!

Через века, через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Чтец 2:

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся, –

помните!

Какою

Ценой

завоевано счастье, –

пожалуйста, помните!

Чтец 3:

Песню свою отправляя в полет, –

помните!

О тех,

кто уже никогда не споет, –

помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили! [4]

Ведущий:

Сегодня наш «Разговор о важном» связан с одной из особых дат Великой Отечественной войны – 27 января 1944 года – День снятия блокады Ленинграда. Прошло много лет, но нет в нашей стране области, города, поселка, где бы граждане России не знали, что значило слово Блокада.

(Начинает звучать отрывок из «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича на фоне видеохроники осажденного Ленинграда)

Ленинград был символом Советской России, здесь рождалось новое государство, рабоче-крестьянское. В нём была развита промышленность, в том числе уникальные военные заводы. Желая завладеть Ленинградом, германское командование рассчитывало сломить дух русского народа. Но, когда блицкриг провалился, город по приказу Гитлера был взят в осаду, долгую и мучительную. Это означало блокаду как для жителей города, так и для бойцов Красной Армии, защищавших Ленинград.

Блокада длилась 872 дня, с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Около одного миллиона жителей, среди которых были старики и дети, погибло.

 

Чтец 1:

Надо помнить об этом со школьной скамьи,

Может, с первых ступеней детсада…

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,

Где не знают, что значит – Блокада… [2]

Ведущий: Ленинград – город, который для всего мира был символом русской истории, русской культуры, в блокадном кольце…

Нам сложно оценить тяжесть тех дней, но если бы мы могли спуститься в бомбоубежище и услышать, о чем они говорят, мы бы поняли многое: (инсценировка по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония»)

Участник 1:

Но ведь самое ужасное – это мысль, что мы гибнем совершенно бесцельно в этой ловушке. Да, Ленинград сейчас – ловушка, и дверца захлопнута. И мы погибаем здесь – бессмысленно, бесцельно… На фронте – да, тысячу раз да! На заводах – да, там куется оружие. Но здесь, посмотрите, эти женщины и дети. Да и мы с вами. Без всякой пользы… Вот что страшно…

Участник 2:

Не всегда легко решить с первого взгляда, что бесцельно, а что нет. В середине двадцатого века за короткий срок, всего за несколько месяцев, огромный город, один из красивейших в мире, город высокой культуры и самой передовой техники отрезают от всего света.

Постепенно, но быстро отнимают все завоеванные веками достижения цивилизации. Электричества больше нет. Нет даже керосиновых ламп. Нет мостовых и тротуаров – только толстая корка льда. Нет трамваев, нет поездов. Нет больше музеев, театров, библиотек, концертных залов. Нет водопровода, нет даже колодцев. Воду надо доставать прямо из проруби, как тысячу лет назад. И нету хлеба. И нет даже могил…

И вот вопрос: можно таким образом превратить людей опять в троглодитов? – Или все же они останутся людьми? Во всем!.. Во всем!!!!

Участник 1:

А ответить на этот вопрос должен каждый из нас своей жизнью и смертью. Что касается голода и лишений, – «поверьте мне, выживут не те, кто выносливее физически, а те, кто не станет на четвереньки!» [6]

Ведущий: Жители города не участвовали в боях или в партизанском движении, не работали на заводах. Они не сталкивались лицом к лицу с врагом в рукопашном бою. Но эти люди были героями.

Можно ли сказать, что жизнь ленинградцев была примером героизма? В чем заключался их героизм?

Предполагаемый ответ: люди не сдавались, терпели голод, холод, дежурили на крышах домов, лечили раненых…они проявили необычайную силу духа в столь трудное время.

Блокада Ленинграда стала напоминанием всем нам о настоящих жизненных ценностях. (Сопровождается слайдами презентации)

В нечеловеческих условиях ленинградцы сохранили нечто важное. Люди жили и верили вопреки всему. Давайте вспомним.

 

Участник 3:

Какой была школьная жизнь в это непростое время! К концу октября 1941 года в городе работало 39 школ. Дети учились несмотря на обстрелы, а учителя Ленинграда оставались верны своему высокому призванию.

(Звучит стихотворение «Мальчик из блокады» Игоря Ринка)

Чтец 2:

От голода не мог и плакать громко,

Ты этого не помнишь ничего,

Полуживым нашли тебя в обломках

Девчата из дружины ПВО.

И кто-то крикнул: «Девочки, возьмёмте!»

И кто-то поднял бережно с земли.

Вложили в руку чёрствый ломтик,

Закутали и в роту принесли.

Чуть поворчав на выдумку такую,

Их командир, хоть был он очень строг,

Тебя вписал солдатом в строевую,

Как говорят, на котловой паёк.

А девушки, придя со смены прямо,

Садились, окружив твою кровать,

И ты вновь обретённым словом «мама»

Ещё не знал, кого из них назвать. [3]

Участник 3:

Школьная учительница блокадного Ленинграда Ксения Владимировна Ползикова-Рубец вспоминает о том, что вопросы дисциплины больше не волновали учителей. «В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему». Это был подвиг школьников блокадного Ленинграда. Их мужество и сила.

Чтец 4 (звучит отрывок из повести Тамары Сергеевны Цинберг «Седьмая симфония»)

«Ослепительный день. Март 1942 года. По обе стороны Литейного моста лежит Нева – великолепная, мертвая, закованная льдом, засыпанная снегом.  Внезапно над головой раздается спокойный женский голос: «Мы передаем Седьмую симфонию Шостаковича. Трансляция производится по записи». Из установленного на фонарном столбе черного раструба репродуктора раздались первые звуки знаменитого произведения». [6]

Участник 4:

В первые месяцы войны русский композитор, настоящий патриот Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал свою Седьмую симфонию, получившую название «Ленинградской». «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду...», – написал он на партитуре. Впервые это музыкальное произведение было исполнено в осажденном городе 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. Зал был полон, но музыку услышали не только зрители филармонии, но и все ленинградцы: звуки музыки доносились из репродукторов, и врагу, осаждавшему город. было понятно: дух ленинградцев не сломить.

Участник 3:

Несколько сотрудников Института растениеводства имени Вавилова остались в Ленинграде, чтобы сохранить огромный уникальный фонд зерновых культур. В корпусах института находились арахис, миндаль, овес, рис, пшено, ячмень. За все страшные дни блокады никто из сотрудников института не тронул ни одного пакетика с зерном. Голод был для всех тяжелым испытанием, и для сотрудников института также невыносим. Хотя зерно было в двух шагах, семена остались неприкосновенны.

Участник 4:

Каждый день фашисты бомбили блокадный Ленинград. Иногда артобстрелы не прекращались сутки напролет. Ориентирами для вражеских орудий служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать – обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов. Когда они закрашивали серой краской шпиль Петропавловского собора, ударили 40-градусные морозы. Альпинисты орудовали кистями ночью, на высоте более 122 метров. Благодаря их бесстрашию архитектурные памятники Северной столицы не были разрушены, и тысячи жизней были спасены.

Чтец 3 (звучит отрывок из книги Тамары Сергеевны Цинберг «Седьмая симфония»):

«Нет, он не был сейчас униженным, родной город, который они любили такой неистребимой, страстной, ревнивой любовью, какой можно любить только живое существо. О нет, он не был униженным. Что-то гордое и надменное было сейчас в его блистательной красоте и что-то презрительное и грозное.

Сколько памятников и статуй было закрыто щитами, завалено мешками с песком, зарыто в землю, укрыто в подвалах, но произведения искусства, украшавшие город, были рассыпаны с такой неисчерпаемой щедростью, что они наполняли его и сейчас, покоясь, как бесценные сокровища в этом ослепительном снегу.

И, словно насмехаясь над злобными ордами, залегшими вокруг сплошным кольцом, он гордо подымал к бездымному небу свои прославленные здания, арки, мосты, ограды, статуи – воспетые поэтами, исцарапанные осколками снарядов». [6]

Ведущий: Жители города Ленинграда считали, что обязаны сохранить все культурные ценности своего города-памятника. Все от мала до велика были едины в своем желании выстоять, и это вселяло уверенность в душе каждого: Победа придет.

Почему для жителей блокадного Ленинграда было так важно сохранение памятников культуры?

Предполагаемый ответ: важно было сохранить памятники во время Великой Отечественной войны – сохранить память и историю народа через материальную культуру для последующих поколений.

Ведущий:

Если уничтожить у нас культуру и историческую память, то нас не станет как народа. Это понимал каждый ленинградец.

Если для всего мира Ленинград был символом русской культуры, то для самих ленинградцев он стал символом русского духа, несгибаемости и стойкости.

Город не был одинок в своей борьбе за жизнь. Родина знала о беспримерном подвиге. Ленинградцы стойко и мужественно держались, чувствуя поддержку всего советского народа. В тяжелых условиях неуклонно шли к победе и воины Ленинградского фронта, и жители блокадного города. Они победили страх перед врагом, выдержали холод и голод.

Можно ли это назвать подвигом?

А значит каждый из них герой.

Мы можем гордиться ими по праву. Русский народ в лице города Ленинграда сохранил себя.

(Звучит стихотворение И. Быстрова «Ленинград победил»)

Чтец 1:

Когда отгремели раскаты салюта,

Впервые за два с половиною года

Настала желанная нами минута:

Пришла тишина, но особого рода.

Она ленинградской была тишиною.

(Не сразу в неё мы поверили сами.)

Была она куплена страшной ценою,

Оплачена кровью, заслужена нами.

Ведь каждый награды был этой достоин.

И вот почему тишиной наслаждался

В бою возле Пулкова раненный воин

И тот, кто в цехах за победу сражался.

Законную гордость в тот вечер изведав,

Мы знали: былой тишины возвращенье

И есть ленинградская наша победа,

Минута затишья, канун возрожденья.

Сбылись ленинградцев заветные думы!

Недаром боролись мы все эти годы!

Наполнились снова торжественным шумом

Родные кварталы, родные заводы.

Мы слушаем гул –то не гул канонады,

То город расправил могучие плечи,

И мы не забудем, бойцы Ленинграда,

Салют над Невою в тот памятный вечер. [1]

(Перед участниками фото современного Санкт-Петербурга)

Ведущий: «Да, мы не отдали тебя, Ленинград. Никогда фашисты не топтали твоих мостовых сапогами, никогда их лозунги и приказы не пачкали твоих стен!» [6]

Где люди брали силу для преодоления таких суровых месяцев блокады?

Предполагаемый ответ: – в своем сердце, в любви к Родине.

Ведущий: Сила этой любви была настолько велика, что была сильнее страха собственной смерти.

И город свой, и Родину любили так, что во всех городах больших и малых нашей страны это стало примером мужества, несгибаемости, веры в Победу.

Спустя столько лет эта тема остается важной темой для серьезного глубокого разговора.

Память о Великой Отечественной войне сохраняется не только в книгах, песнях, кинолентах, но и в наших сердцах.

В нашем разговоре нам сегодня помогала Тамара Цинберг, рассказавшая нам о суровом времени блокады в своей книге «Седьмая симфония».

(Литературная визитка о Тамаре Цинберг на слайде)

Чтец 2: «Тамара Сергеевна Цинберг родилась в Санкт-Петербурге в 1908 году. В Ленинграде в 1929 году Тамара окончила Художественно-промышленный техникум. В девятнадцать лет её избрали депутатом Ленгорсовета. Высшее образование она получила в Москве, а в 1936 году Цинберг вернулась в Ленинград. В грозные дни Ленинградской блокады Тамара Цинберг была бойцом местной противовоздушной обороны и продолжала заниматься художественным оформлением книг. В 1941 года Цинберг стала членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работала в ней все последующие годы. Эта маленькая хрупкая женщина обладала волевым характером и удивительной стойкостью духа. С Цинберг-литератором общественность смогла познакомиться в 1964 году, когда вышла в свет её повесть «Седьмая симфония», одна из самых проникновенных книг о жизни и подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Цинберг посвятила её памяти своего отца. Книга имела успех. Повестью заинтересовались на киностудии «Ленфильм». В 1966 году по мотивам повести «Седьмая симфония» был снят фильм «Зимнее утро». В 2019 году на киностудии «Мосфильм» был также снят фильм «Крик тишины»». [5]

 

Ведущий:

С 2016 года по инициативе Российского военно-исторического общества в нашей стране устанавливаются памятные знаки проекта «Маяки памяти». Это специальные информационные стенды на ярко-желтом фоне. Они устанавливаются на дорогах нашей страны и служат нам «маяками» сегодня. В нашей Курской области к августу 2022 года установлено 15 таких знаков.

Маяки памяти. Перед вами пустое информационное поле. Что, по вашему мнению, должно быть написано на маяке памяти о мужественной блокаднице Ленинграда Тамаре Цинберг? Что должно быть написано на маяке памяти о ваших дедах и прадедах, подаривших нам жизнь?

(Получившиеся ответы на «маяках памяти» зачитывают 3-4 участника)

Ведущий: Несгибаемая сила русского духа, вера в победу, любовь к Родине помогли нашему народу выиграть главные сражения в Великой Отечественной войне. Мы, будущее поколение России, всегда будем помнить подвиги наших прапрадедов и прапрабабушек, гордиться ими и своей историей!

Литература и искусство выступают хранителями памяти поколений. Наша литературная гостиная – это важный «разговор о главном», проявление глубокого уважения всем тем, кто подарил нам мирную жизнь.

Информационные ресурсы:

  1. Быстров, И.Н. Ленинград победил [Электронный ресурс]. – URL: http://blokada.otrok.ru/poetry/bystrov5.htm
  2. Кухарь, В. Блокада [Электронный ресурс]. – URL: https://stihi.ru/2013/01/23/9258
  3. Ринк, И.А. Мальчик из блокады [Электронный ресурс]. – URL: https://stihi1941-1945.ru/item/malchik-iz-blokady
  4. Рождественский, Р.И. Реквием/ Р.И. Рождественский. – М.: Молодая гвардия, 1987 г. – 142 с.
  5. Цинберг Тамара Сергеевна. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3,_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
  6. Цинберг, Т. С. Седьмая симфония/ Т.С. Цинберг. – М.: Речь, 2021 г. – 144 с.