Выбор творческого наследия П.Д. Когана обусловлен прежде всего личностью самого автора – талантливого поэта, жизнь и творчество которого наполнены молодой энергией, желанием любить, созидать, познавать мир и отражать его в слове.
Формат «лирического спектакля» позволяет максимально вовлечь участников и зрителей в действие. Сценарий предлагается для внеклассной работы в 8 – 11 классах.
Мероприятие подготовила Жукова Раиса Михайловна
Лирический спектакль «Нам выпала такая участь…»
(по произведениям П.Д. Когана)
Оборудование: проектор, экран, презентация.
Декорации: на сцене три стола (1-й стол укрыт кружевной скатертью, на нём стопа приключенческих книг, модель парусника, бинокль, фотография в рамке; на 2-м столе (посередине) общие тетради, учебники, рулоны с объявлениями; рядом со столом – строительный мастерок, гитара; 3-й стол ассоциируется с военным периодом, на нём расположен военный планшет, керосиновая лампа, фляжка, треугольники писем); доска объявлений. Зрители образуют «каре» и становятся участниками действия.
Разрыв-травой, травою-повиликой
Мы прорастём по горькой,
по великой.
По нашей кровью политой земле…
Павел Коган
(Звучит песня В.С. Высоцкого «Баллада о борьбе»)
Чтец:
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Чтец:
Они нас выдумают снова –
Сажень косая, твердый шаг –
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.
Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Чтец:
Но людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я – патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Ведущий (подходит к первому столу, берёт в руки фотографию):
Родился Павел Коган в Киеве 4 июля 1918 года. Отца звали Давид Коган, маму – Фани (в девичестве Парташникова). В 1922 году семья перебралась в Москву.
Поэзия вошла в жизнь мальчика с раннего детства. Он обладал хорошей памятью, знал огромное количество стихов наизусть. Павел рос очень свободолюбивым, любил путешествовать, еще в школе исходил пешком центральную часть России. Его любимый писатель – Александр Грин. Повзрослев, Коган начал писать свои стихи, в которых ярко прослеживались гриновские мотивы.
Ведущий (подходя ко второму столу):
После окончания школы в 1936 году Павел стал студентом Московского Института истории, философии и литературы. В 1939 году он поступил в прославленный Литературный институт имени Горького, не бросив при этом ИФЛИ. Его сокурсник Сергей Наровчатов вспоминал: «На курсе появился худощавый, угловатый юноша. Павел Коган прежде всего поразил нас своей памятью, начитанностью. Он знал наизусть тысячи поэтических строк, жил поэзией. Безудержный фантазер и мечтатель. Его суждения отличались ироничной резкостью. Когда речь шла о поэзии, он не щадил самолюбия собеседника».
Сценка.
Герой (садится к столу, пишет): «Девочки! Это, наверно, нескромно…» (оставляет листочки на столе и уходит).
3 героини (читают с листочка): «Девочки! Это, наверно, нескромно – самому предлагать для прочтения свои стихи, ну да ладно. Мне очень хочется знать ваше мнение. Напишите. Вот».
1-я героиня читает:
Ну скажи мне ласковое что-нибудь,
Девушка хорошая моя.
Розовеют облака и по небу
Уплывают в дальние края.
Уплывают. Как я им завидую!
Милые смешные облака.
Подымусь. Пальто надену. Выйду я
Поглядеть, как небо сжег закат.
И пойду кривыми переулками,
Чуть покуривая и пыля.
Будет пахнуть дождиком и булками,
Зашуршат о чем-то тополя,
Ветер засвистит, и в тон ему
Чуть начну подсвистывать и я.
Ну скажи мне ласковое что-нибудь,
Девушка хорошая моя.
2-я героиня читает:
Ну, как же это мне сказать,
Когда звенит трамвай,
И первая звенит гроза,
И первая трава,
И на бульварах ребятня,
И синий ветер сел
На лавочку,
И у меня
На сердце карусель,
И мне до черта хорошо,
Свободно и легко,
И если б можно, я б ушел
Ужасно далеко,
Ну, как же это мне сказать,
Когда не хватит слов,
Когда звенят твои глаза
Как запах детских снов,
Когда я знаю все равно –
Все то, что я скажу,
Тебе известно так давно,
И я не разбужу
Того, что крепко, крепко спит.
Но не моя ж вина,
Что за окном моим кипит
Зеленая весна.
Но все равно такой порой,
Когда горит закат,
Когда проходят надо мной
Большие облака,
Я все равно скажу тебе
Про дым, про облака,
Про смену радостей и бед,
Про солнце, про закат,
Про то, что, эти дни любя,
Дожди не очень льют,
Что я хорошую тебя
До одури люблю.
3-я героиня читает:
У земли весенняя обнова,
только мне идти по ноябрю.
Кто меня полюбит горевого,
я тому туманы подарю.
Я тому отдам чужие страны
и в морях далеких корабли,
я тому скажу, шальной и странный,
то, что никому не говорил.
Я тому отдам мои тревоги,
легкие неясные мечты,
дальние зовущие дороги,
грустные апрельские цветы...
Сценка.
На сцене два героя рисуют плакат-объявление (проговаривают): «30 ноября объявляется заседание Клуба писателей. Участвуют дебютанты в литературе и музыке: Павел Коган, Михаил Кульчицкий… Дальше – вокалисты и инструменталисты. Начало в 8 часов вечера. По окончании – ужин, танцы, джаз».
3-й герой: Подождите! Нужно составить приглашение…
1-й герой: Можно начать так: «Дорогой Павел…»
2-й герой: Нет, надо официально и торжественно: «Многоуважаемый товарищ Коган!»
3-й герой: «Мы (кто мы?), юнцы…»
1-й герой: «Просим Вас прочесть свои стихи».
2-й герой: «1-й курс» (вывешивают плакат)
Зрители (аплодируют и просят):
– Читайте, Коган!
– Павел, давай!
– Павел, если бы вы линией обозначили свою судьбу, какая бы это была геометрическая фигура?
Чтец:
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
Чтец:
Снова месяц висит ятаганом,
На ветру догорает лист.
Утром рано из Зурбагана
Корабли отплывают в Лисс.
Кипарисами машет берег.
Шкипер, верящий всем богам,
Совершенно серьезно верит,
Что на свете есть Зурбаган.
И идут паруса на запад,
Через море и через стих,
Чтоб магнолий тяжелый запах
Грустной песенкой донести.
В час, когда догорает рябина,
Кружит по ветру желтый лист,
Мы поднимем бокал за Грина
И тихонько выпьем за Лисс.
Чтец:
Снова осень проходит скверами,
Клены старые золотя,
Снова мне, ни во что не веруя,
По чужим проходить путям.
Снова мне, закусивши губы,
Без надежды чего-то ждать,
Притворяться веселым и грубым,
Плакать, биться и тосковать.
И опять, устав от тревоги,
Улыбаясь покорно: «Пусть»,
Принимать за свое дороги,
Тишь, туманы, тоску и грусть.
И опять, затворяя двери,
Понимая, что это ложь,
Хоть немножко,
Хоть капельку верить
В то, что где-нибудь ты живешь.
Сценка
Герой: Ребята! Павел Коган и Григорий Лепский сочинили новую песню. Сегодня будут исполнять. Вот текст, учите… (раздают тексты всем присутствующим)
Исполнение песни «Бригантина»
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошовой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...
Ведущий берет со стола сборник стихов Н.С. Гумилёва:
– Гумилёв – поэт, путешественник, человек яркой и трагической судьбы, стал для Павла Когана символом поэтического служения. Ему посвящено стихотворение «Поэту».
Эта ночь раскидала огни,
Неожиданная, как беда.
Так ли падает птица вниз,
Крылья острые раскидав?
Эта полночь сведет с ума,
Перепутает дни – и прочь.
Из Норвегии шел туман.
Злая ночь. Балтийская ночь.
Ты лежал на сыром песке,
Как надежду обняв песок.
То ль рубин горит на виске,
То ль рябиной зацвел висок.
Ах, на сколько тревожных лет
Горечь эту я сберегу!
Злою ночью лежал поэт
На пустом, как тоска, берегу.
Ночью встанешь. И вновь и вновь
Запеваешь песенку ту же:
Ах ты ночь, ты моя любовь,
Что ты злою бедою кружишь?
Есть на свете город Каир,
Он ночами мне часто снится,
Как стихи прямые твои,
Как косые ее ресницы.
Но, хрипя, отвечает тень:
«Прекрати. Перестань. Не надо.
В мире ночь. В мире будет день.
И весна за снега награда.
Мир огромен. Снега косы,
Людям – слово, а травам шелест.
Сын ты этой земли иль не сын?
Сын ты этой земле иль пришелец?
Выходи. Колобродь. Атамань.
Травы дрогнут. Дороги заждались вождя...
...Но ты слишком долго вдыхал болотный туман.
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».
Ведущий: В августе 1939 года Павел Коган пишет:
Во имя планеты, которую мы
У моря отбили,
Отбили у крови,
Отбили у тупости и зимы,
Во имя войны сорок пятого года…».
Что тогда подсказало ему эту цифру? Кто может теперь объяснить?..
Ведущий: Один из товарищей П. Когана, Алексей Леонтьев отмечал:
«Предстоящую войну Павел, не рисовал в радужных красках. Он твердо знал, что мы победим. Но он знал и другое: будет пролито много крови, и многие не вернутся... Это были раздумья, полные суровой романтики, невыразимой горечи и правды, правды без прикрас».
Весной 1941 г., остро чувствуя подступающую реальность войны, Павел сказал: «Я с неё не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу».
Ведущий:
Когда началась война, Когана на фронт по состоянию здоровья не берут. Но он не сдается и, окончив курсы военных переводчиков, всё-таки добивается своего. Вступает в войну переводчиком, затем становится помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке.
Из писем Павла Когана с войны
Героиня (берёт «треугольник» со стола):
К жене Елене (12 марта 1942 года):
Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, простреленной пулеметами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь в ней рядом со мной. И спокойная моя бодрость наполовину от этого... А в трехстах метрах отсюда опоганенная вражьими сапогами земля. Край, в котором я родился, где в первый раз птиц слышал. Так вы и существуете рядом – любовь моя и ненависть моя…
Герой (берёт «треугольник»): В феврале был контужен, провалялся в госпитале месяц. Теперь опять в «полной форме». Очень много видел, много пережил. Научился лютой ненависти.
Герой (берёт «треугольник»):
К родителям (май 1942 года):
Батько родной! Получил две твоих открытки. Рад был страшно. О том, что ты в Москве, узнал недавно – письма ходят по 2-3 недели. Не сердись, родной, что не пишу. Это здесь очень трудно по многим причинам, нелепым для вас в тылу: нет бумаги, негде писать, смертельно хочется спать и т. д.
Что писать о себе: жив-здоров, бодр, воюю. Очень хочется верить, что останусь жив и что свидимся все у нас, на улице Правды. Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается. И ради жизни, ради Оленькиного [дочь П. Когана] смеха, ради твоей седой чудесной головы я умру, если надо будет, потому что человек с нормальной головой и сердцем не может примириться с фашизмом...
Герой (берёт «треугольник»):
К другу (июль 1942 г.):
…3-го был бой, а 4-го – день моего рождения. Я шел и думал, что остаться живым в таком бою все равно, как еще раз родиться. Сегодня у меня вырвали несколько седых волос. Я посмотрел и подумал, что этот, наверно, за ту операцию, а этот вот за ту... Верст за 10 отсюда начинается край, где мы с тобой родились. Должно быть, мы умели крепко любить в юности. Я сужу по тому, какой лютой ненависти я научился…
Родной, если со мной что-нибудь случится, – напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал…
Ведущий. Последний день жизни Павла – 23 сентября 1942 года. Новороссийск. Сопка Сахарная Голова… Павлу было всего 24 года, но любовь к жизни не помешала ему отдать ее за свободу Родины. Сергей Наровчатов написал о Когане: «Возглавляя поиск разведчиков, в рост пошел он под пули, как в рост шел он по жизни…»
Давиду Самойлову принадлежат горькие строки, в которых отразилась судьба большинства его товарищей, представителей предвоенного поколения:
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом...
Звучит песня В.С. Высоцкого «Кто-то высмотрел плод, что неспел…»
Литература
- Коган П. Гроза. – М.: Советский писатель, 1989. – 173 с.
- Книгина А. «Довременный и послевременный Павел…» – [Электронный ресурс] https://agniyainteralia.blogspot.com/2013/07/PavelKogan.html
- Слуцкий Б. Воспоминания о Павле Когане. – [Электронный ресурс] https://vk.com/wall-85440980_612
- Биография Когана П.Д. – [Электронный ресурс] https://biographe.ru/znamenitosti/pavel-kogan/
Использованы стихи П.Д. Когана: Лирическое отступление из романа в стихах (1940-1941), «Ну скажи мне ласковое что-нибудь…» (1934), «Ну, как же это мне сказать…» (1935), «У земли весенняя обнова…» (1935), «Гроза» (1936), «Снова месяц висит ятаганом…» (1936), «Снова осень проходит скверами…» (1936), «Бригантина» (1937), «Поэту» (1937); стихотворение В.С. Высоцкого «Кто-то высмотрел плод, что неспел…» (1973); музыкальные произведения: В.С. Высоцкий «Баллада о борьбе», В.С. Высоцкий «Прерванный полёт» («Кто-то высмотрел плод, что неспел…»).