Внеурочное занятие по литературе «Литературный КВЛ (клуб всезнаек литературы)» посвящено литературным и народным сказкам и адресовано ученикам 5 класса.

Мероприятие подготовила и провела Шелудченко Анна Викторовна.

 

Цели и задачи:

образовательные: проследить степень усвоения прочитанных сказок, выявить знания загадок, создать условия для формирования представления у обучающихся о фольклоре как отражении народных представлений о жизни;

воспитательные: формирование познавательной потребности, хорошего эстетического вкуса, уважения к русскому фольклору, литературной русской и зарубежной сказке, воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе, ответственности и самостоятельности;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных, умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:

  1. Плакат со словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин) (этими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке») (приложение № 1)
  2. Рисунки учащихся к сказкам.
  3. Иллюстрации к сказкам.
  4. Портреты писателей-сказочников.
  5. Выставка книг-сказок.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир сказок. Путешествие пройдёт в форме игры КВН, но у нас она будет называться немного по-другому «КВЛ – клуб всезнаек литературы».

В игру с названьем КВЛ

Играют все, кому не лень.

В игре ты будь настойчивым,

Весёлым и находчивым!

В сегодняшней игре участвуют 3 команды (класс из 21 человека делится на 3 команды). Команды представляют себя (приложение № 2).

«Лучики»: «Нам всегда нужна удача! Только так, а не иначе!»

«Светлячки»: «Свети всегда, свети везде, и путь найдёшь к своей мечте»

«Звёздочки»: «Звёзды шлют вам свой привет, дарят всем тепло и свет!»

Оценивать конкурсы будет самое справедливое в мире жюри в составе… (оценочный лист – приложение № 3)

– Я думаю, что победа будет одержана с помощью ума, смелости, артистизма, находчивости и доброты.

– А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

– А как узнать сказку, какие она имеет приметы? (Композиция: присказка, зачин, троекратный повтор, концовка)

– Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные. А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинил народ. Литературная сказка создана в письменном виде. Внесение изменений не допускает. Время создания сказки известно. Не ограничивается определенным жанром, включает черты сказок и волшебных, и бытовых, и о животных.)

– Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка – это авторская обработка сказки народной)

Мы однажды услыхали

Об удивительной игре

КВЛ – её название,

Веселит она нас всех.

Кто из вас умнее будет,

Пусть к тому придёт успех.

1 конкурс. «Подготовка к путешествию»

– Чтобы наше путешествие началось, вам нужно выбрать вид фантастического транспорта, на котором вы будете путешествовать. Вспомните, на чём передвигались герои сказок? За каждый правильный ответ – 1 балл.

2 конкурс. «Разминка»

Ведущий поочерёдно загадывает каждой команде загадки. Если ответ правильный – 3 балла. Если ответ не верен, то ход передаётся другой команде (2 балла). Если же и та не сможет ответить, то даётся возможность ответить третьей команде (1 балл).

ЗАГАДКИ:

Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)

Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадёт. И я никуда не пойду, пока он идёт. (Дождь)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (Человек)

Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете. (Солнце)

Идёт в баню чёрен. А выходит красен. (Рак)

Пять братьев вместе родятся, а роста разного. (Пальцы)

Сторож плохой, слепой, глухой. Не тронешь – молчит, а тронешь – кричит. (Звонок)

Скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет. (Метла)

Не живая, а идёт, неподвижна, а ведёт. (Дорога)

Жюри подводит итоги конкурса.

3 конкурс. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей», такая строчка есть в прологе к поэме-сказке Пушкина «Руслан и Людмила». А какие же это неведомые звери? Ваша задача нарисовать след невиданного зверя и рассказать об этом фантастическом существе.

Команды рисуют следы невиданных зверей и представляют их. Кто первый нарисует след и придумает название зверю, получит соответствующий балл (3-2-1).

4 конкурс. «Сильное звено»

В этом конкурсе будут команды отвечать быстро по очереди. Если нет ответа, то нужно говорить: «Дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для 1 команды

  1. Проворная зверюшка живёт в дупле-избушке (Белка)
  2. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. (Гусь)
  3. Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит? (Дятел)
  4. Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Крапива)
  5. Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского. (Айболит)
  6. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
  7. Много рук, а нога одна. (Дерево)
  8. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)
  9. Самая маленькая девочка. (Дюймовочка)
  10. Зелёная царевна. (Лягушка)
  11. Слабоумный паренёк. (Иванушка-дурачок)
  12. Дружит со щукой. (Емеля)
  13. Драгоценный петух. (Золотой)
  14. Собеседница вороны, укравшая у неё сыр. (Лиса)
  15. Отчество у Мороза. (Иваныч)

Вопросы для 2 команды

  1. Он похож на ёлку, шуба вся в иголках. (Ёж)
  2. Без рук, без ног, а на брюхе ползает. (Змея, червяк)
  3. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая. (Лиса)
  4. Работящие зверьки строят дом среди реки. (Бобры)
  5. Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Баран)
  6. Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит. (Собака)
  7. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
  8. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)
  9. Самый маленький мальчишка. (Мальчик-с-пальчик)
  10. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина)
  11. Подружка семи гномов. (Белоснежка)
  12. Волшебная избушка. (На курьих ножках)
  13. Злая старуха, укравшая Иванушку. (Баба Яга)
  14. Отчество медведя. (Потапыч)
  15. Девушка, потерявшая туфельку (Золушка)

Вопросы для 3 команды

  1. Название сказки обо всех временах года. (12 месяцев)
  2. Деревянный мальчишка. (Буратино)
  3. Сколько было богатырей у мёртвой царевны? (7)
  4. Где хранится смерть Кощея? (В яйце)
  5. Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки. (Лиса)
  6. Мальчик, превратившийся в козлёнка. (Иванушка)
  7. Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (Гуси-лебеди)
  8. Папа Буратино. (Карло)
  9. Первая жительница теремка. (Муха - цокотуха)
  10. Сколько козлят съел волк? (6)
  11. Волшебные слова Емели. (По-шучьему веленью)
  12. Кого угощала лиса манной кашей из плоской тарелки? (Журавля)
  13. Старухино изделие из муки. (Колобок)
  14. Волшебный конёк Иванушки. (Горбунок)
  15. Сколько сыновей у батюшки царя? (3)

Жюри подводит итоги конкурса.

5 конкурс. «Рекламщики».

Какие вы знаете волшебные предметы, исполняющие желания?

Ребята называют: волшебная палочка, цветик-семицветик, волшебное кольцо, волосок из бороды.

Каждой команде нужно придумать рекламу волшебного предмета (случайный выбор) (приложение № 4).

Кто первый справляется с заданием, получит соответствующий балл (3-2-1).

6 конкурс. «Кто отправил телеграмму?»

Задание, общее для команд. Надо отгадать, кто отправил телеграмму. Вопросы задаются поочередно.

  1. «Торопитесь. Простое яичко уже снесла». (Курочка-ряба)
  2. «Живу без всякой славы, средь зелены дубравы, у семи богатырей». (Мёртвая царевна)
  3. «От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас». (Колобок)
  4. «Встречайте! Еду на печке». (Емеля)
  5. «Спасите! Нас съел серый волк». (Семеро козлят)
  6. «На базаре встретил работника. Готовь задание». (Поп)
  7. «Рыбку поймал. Придумывай желания». (Старик)
  8. «У солнца, ветра и месяц спросил. Никто не знает, где царевна». (Елисей)
  9. «На спице сижу, за всем вокруг слежу. В царстве всё спокойно». (Золотой петушок)

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

7 конкурс. «Весёлые художники»

От каждой команды участвует по 7 человек. Каждый участник получает по цветному мелку.

Задача команды – нарисовать Бабу Ягу.

Баба Яга рисуется поочерёдно:

1-е номера рисуют голову,

2-е номера – туловище,

3-и номера – руки,

4-е номера – одежду,

5-е номера – ступу,

6-е номера – метлу,

7-е номера – сопутствующие предметы (кота/ ворона/ летучую мышь/др.)

Задание на скорость (3-2-1 балл)

8 конкурс. «Осколки» (приложение №5)

У меня три зеркальца разбились на мелкие осколки. Вы должны их собрать. При правильном расположении осколков-пазлов у вас должна получиться иллюстрация к известной сказке. Кто первый соберет картинку и даст правильное название сказки, получит соответствующий балл (3-2-1).

9 конкурс. «Остановись, мгновенье!»

Представьте скульптуру заданному произведению, не называя его. Соперники должны угадать название произведения.

Предлагаются русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Царевна-лягушка».

Оценивается умение передать застывшую картинку с помощью жестов, мимики и фантазии. (5-4-3 балла)

10 конкурс. Кроссворд «Сказки» (приложение № 6, 6-а, 6-б).

Каждая команда решает кроссворд на скорость (10-8-6 баллов), если все ответы правильные

Пока идёт подсчет баллов, дети исполняют песню «Приходите в гости к нам»

Подведение итогов. Награждение. (Приложение № 7 – грамоты)

Заключительное слово.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку,

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Почитайте сказки, дети,

Научитесь их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче всем нам жить.

И завершить сегодняшнее мероприятие мне хотелось бы словами автора замечательной книги «Волшебники приходят к людям» Александра Шарова: «Зло порой бывает сильным, но и тогда его можно победить смелостью, дружбой, умом и ещё доброй силой волшебства и волшебным могуществом добра».

ПРИЛОЖЕНИЯ 1-7