В ходе внеклассного мероприятия пятиклассники поговорят о месте семейных традиций в русском обществе, конкретизируют знания о семейных традициях на основе литературного произведения.

Автор-разработчик: Никулина Софья Вячеславовна

 

Внеклассное мероприятие

«Ценности семейного воспитания» 

(на основе рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)

5 класс

Цель: выявить, обобщить, конкретизировать знания учащихся о русских семейных  традициях на основе литературного произведения

Задачи: напомнить о месте семейных традиций в русском обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, познакомить с понятиями и терминами: семейные традиции, родительское наставление; выяснить основные семейные ценности и их роль в жизни человека.

Формирование УУД: 

Предметные: формирование знаний по теме «традиции русской семьи»: связь поколений, наставление родителей детям, уважение, послушание по отношению к старшим, трудолюбие;

метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; 

личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным ценностям и традициям.

Оборудование урока: Проектор, подборка презентаций.

 

Ход мероприятия

1.Актуализация знаний. Мотивационно-целевой этап.

  • Как вы думаете, к чему самому главному стремится человек? (быть счастливым)

  • Согласитесь, представление об этом у каждого своё. Но представим счастье человека в виде дома: кирпичики – фундамент его (образование, карьера, достаток, друзья, семья).

  • Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком? (3 наименования из списка)

  • Почему человек не сможет стать по-настоящему счастливым без семьи? (В семье мы чувствуем поддержку, опору, находим понимание, прощение, если ошиблись, объяснение, как жить нужно, подсказки)

  • Без чего не может обходиться ни одна семья? Чтобы узнать об этом, вам необходимо сложить вместе рассыпавшиеся по слогам слова (традиции, любовь, взаимопонимание)

- Итак, как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия сегодня или о чём мы поговорим сегодня на занятии?

 

2.Актуализация.

- В начальной школе вы познакомились с замечательным писателем, нашим земляком Аркадием Гайдаром.

- Давайте вспомним некоторые события из жизни писателя. (Презентацию можно взять с Интернета)

 

3. Работа с текстом (читает ученик)

Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.

Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.

Ребятишек у него было двое – Чук и Гек.

А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.

Днем и ночью сверкали над башнями этого города красные звезды.

И, конечно, этот город назывался Москва.

Как раз в то время, когда почтальон с письмом поднимался по лестнице, у Чука с Геком был бой. Короче говоря, они просто выли и дрались.

Из-за чего началась эта драка, я уже позабыл. Но помнится мне, что или Чук стащил у Гека пустую спичечную коробку, или, наоборот, Гек стянул у Чука жестянку из-под ваксы.

Только что оба эти брата, стукнув по разу друг друга кулаками, собирались стукнуть по второму, как загремел звонок, и они с тревогой переглянулись. Они подумали, что пришла их мама! А у этой мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе – тик да так – целых шестьдесят минут. А в двух часах и того больше.

Вот почему оба брата мигом вытерли слезы и бросились открывать дверь.

Но, оказывается, это была не мать, а почтальон, который принес письмо.

Обсуждение прочитанного:

  • Итак, герои нашей истории – это семья из четырёх человек. Что мы узнаём об этой семье?

  • Как поступала мать с драчунами? Вам нравится, что она не ругает их, а разводит по комнатам? Почему?

  • По какому отрывку можно понять, что глава семьи очень любит свою семью?

  • Чего не хватает геологу в далёкой экспедиции?

4. Постановка проблемы.

В начале нашего занятия прозвучали слова о традициях.

- Что же это такое? Для чего нужны семейные традиции?

- Какие бывают семейные традиции?

- Попробуйте сформулировать ответ грамотно.

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепления семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающие нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявляя к ним уважение и любовь.

- Вспомните, пожалуйста, какая традиция появилась у наших героев после путешествия к синим горам?

(делать игрушки на ёлку)

 

5.Гипотезы. Работа с текстом (читают дети)

На следующий день было решено готовить к Новому году елку.

Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки!

Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.

Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные.

Теперь дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес.

Через полчаса он вернулся.

Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо – прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.

 

- Зачем нужны традиции? (укрепляют связь между членами семьи, позволяют чувствовать себя защищённым, воспитывают, прививают определенные духовные качества, помогают жить, не запутываясь, не сбиваясь с пути(

- Какие традиции существуют в ваших семьях?

- Вспомните, какие семейные традиции испокон соблюдаются на Руси, в России?

- Можно ли назвать традициями следующие пункты (часть учитель зачитывает, дети дополняют)

1.Почитание предков, знание дедушек-бабушек, родственников. Самое страшное было стать Иваном, родства не помнящим.

2.Уважение к старшим, послушание. Забота о пожилых.

3.Соблюдение праздников, обрядов, связанных с религией, с семейным укладом (рождение ребёнка, взросление, свадебные обряды, проводы на службу, похороны)

4.Хождение в храм

5.Отношение к соседям, знакомым людям, чужим

6.Передача и сохранение семейных реликвий, ценностей

7.Составление семейного альбома

8.Составление генеалогического древа

9.Присвоение отчества, которое напоминает о родстве, выражает почтение

10.Сохранение профессии, дела, которым занимается род, семья

(пекари, кузнецы, священники, сапожники, плотники др.), передача умения, тайн от отца к сыну, от матери к дочери

11.Приём гостей, застолье

 

Дети делятся своими рассказами о традициях в своих семьях, рассказывают о реликвиях, показывают семейные альбомы.

 

6. Решение проблемы.

А теперь послушаем финал рассказа «Чук и Гек»:

Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы.

И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.

И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.

 

  • Вам понравилось, как закончился рассказ? Почему?

  • А как мы сейчас отмечаем Новый год? Какие отличия?

  • И тогда, и сейчас в Новый год мы ждём чуда и желаем друг другу счастья. А что сказано про счастье в рассказе? Кто запомнил?

  • А вы согласны, что счастье – это честно жить, много трудиться и любить землю, на которой живёшь? Что ещё надо для счастья человеку?

  • Можно ли героев этой книги – Чука, Гека, их родителей – назвать счастливыми людьми? Почему вы так думаете?

 

7.Рефлексия. Итоги занятия.

Завершается мероприятие прослушиванием музыкальной композиции «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

  • Какие эмоции вызвала у вас эта песня?

  • Как вы думаете, почему родителям хочется, чтобы мы как можно дольше оставались детьми?

 

8.Домашнее задание.

Учитель просит учеников расспросить старших родственников дома и составить рассказ о какой-либо старой фотографии, вещи, реликвии или интересной традиции, которая сложилась в семье.