В ходе внеклассного мероприятия пятиклассники поговорят о месте семейных традиций в русском обществе, конкретизируют знания о семейных традициях на основе литературного произведения.
Автор-разработчик: Никулина Софья Вячеславовна
Внеклассное мероприятие
«Ценности семейного воспитания»
(на основе рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)
5 класс
Цель: выявить, обобщить, конкретизировать знания учащихся о русских семейных традициях на основе литературного произведения
Задачи: напомнить о месте семейных традиций в русском обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, познакомить с понятиями и терминами: семейные традиции, родительское наставление; выяснить основные семейные ценности и их роль в жизни человека.
Формирование УУД:
Предметные: формирование знаний по теме «традиции русской семьи»: связь поколений, наставление родителей детям, уважение, послушание по отношению к старшим, трудолюбие;
метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным ценностям и традициям.
Оборудование урока: Проектор, подборка презентаций.
Ход мероприятия
1.Актуализация знаний. Мотивационно-целевой этап.
-
Как вы думаете, к чему самому главному стремится человек? (быть счастливым)
-
Согласитесь, представление об этом у каждого своё. Но представим счастье человека в виде дома: кирпичики – фундамент его (образование, карьера, достаток, друзья, семья).
-
Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком? (3 наименования из списка)
-
Почему человек не сможет стать по-настоящему счастливым без семьи? (В семье мы чувствуем поддержку, опору, находим понимание, прощение, если ошиблись, объяснение, как жить нужно, подсказки)
-
Без чего не может обходиться ни одна семья? Чтобы узнать об этом, вам необходимо сложить вместе рассыпавшиеся по слогам слова (традиции, любовь, взаимопонимание)
- Итак, как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия сегодня или о чём мы поговорим сегодня на занятии?
2.Актуализация.
- В начальной школе вы познакомились с замечательным писателем, нашим земляком Аркадием Гайдаром.
- Давайте вспомним некоторые события из жизни писателя. (Презентацию можно взять с Интернета)
3. Работа с текстом (читает ученик)
Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.
Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.
Ребятишек у него было двое – Чук и Гек.
А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.
Днем и ночью сверкали над башнями этого города красные звезды.
И, конечно, этот город назывался Москва.
Как раз в то время, когда почтальон с письмом поднимался по лестнице, у Чука с Геком был бой. Короче говоря, они просто выли и дрались.
Из-за чего началась эта драка, я уже позабыл. Но помнится мне, что или Чук стащил у Гека пустую спичечную коробку, или, наоборот, Гек стянул у Чука жестянку из-под ваксы.
Только что оба эти брата, стукнув по разу друг друга кулаками, собирались стукнуть по второму, как загремел звонок, и они с тревогой переглянулись. Они подумали, что пришла их мама! А у этой мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе – тик да так – целых шестьдесят минут. А в двух часах и того больше.
Вот почему оба брата мигом вытерли слезы и бросились открывать дверь.
Но, оказывается, это была не мать, а почтальон, который принес письмо.
Обсуждение прочитанного:
-
Итак, герои нашей истории – это семья из четырёх человек. Что мы узнаём об этой семье?
-
Как поступала мать с драчунами? Вам нравится, что она не ругает их, а разводит по комнатам? Почему?
-
По какому отрывку можно понять, что глава семьи очень любит свою семью?
-
Чего не хватает геологу в далёкой экспедиции?
4. Постановка проблемы.
В начале нашего занятия прозвучали слова о традициях.
- Что же это такое? Для чего нужны семейные традиции?
- Какие бывают семейные традиции?
- Попробуйте сформулировать ответ грамотно.
Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепления семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающие нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявляя к ним уважение и любовь.
- Вспомните, пожалуйста, какая традиция появилась у наших героев после путешествия к синим горам?
(делать игрушки на ёлку)
5.Гипотезы. Работа с текстом (читают дети)
На следующий день было решено готовить к Новому году елку.
Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки!
Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.
Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.
Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные.
Теперь дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес.
Через полчаса он вернулся.
Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо – прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.
- Зачем нужны традиции? (укрепляют связь между членами семьи, позволяют чувствовать себя защищённым, воспитывают, прививают определенные духовные качества, помогают жить, не запутываясь, не сбиваясь с пути(
- Какие традиции существуют в ваших семьях?
- Вспомните, какие семейные традиции испокон соблюдаются на Руси, в России?
- Можно ли назвать традициями следующие пункты (часть учитель зачитывает, дети дополняют)
1.Почитание предков, знание дедушек-бабушек, родственников. Самое страшное было стать Иваном, родства не помнящим.
2.Уважение к старшим, послушание. Забота о пожилых.
3.Соблюдение праздников, обрядов, связанных с религией, с семейным укладом (рождение ребёнка, взросление, свадебные обряды, проводы на службу, похороны)
4.Хождение в храм
5.Отношение к соседям, знакомым людям, чужим
6.Передача и сохранение семейных реликвий, ценностей
7.Составление семейного альбома
8.Составление генеалогического древа
9.Присвоение отчества, которое напоминает о родстве, выражает почтение
10.Сохранение профессии, дела, которым занимается род, семья
(пекари, кузнецы, священники, сапожники, плотники др.), передача умения, тайн от отца к сыну, от матери к дочери
11.Приём гостей, застолье
Дети делятся своими рассказами о традициях в своих семьях, рассказывают о реликвиях, показывают семейные альбомы.
6. Решение проблемы.
А теперь послушаем финал рассказа «Чук и Гек»:
Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы.
И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.
И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.
Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.
-
Вам понравилось, как закончился рассказ? Почему?
-
А как мы сейчас отмечаем Новый год? Какие отличия?
-
И тогда, и сейчас в Новый год мы ждём чуда и желаем друг другу счастья. А что сказано про счастье в рассказе? Кто запомнил?
-
А вы согласны, что счастье – это честно жить, много трудиться и любить землю, на которой живёшь? Что ещё надо для счастья человеку?
-
Можно ли героев этой книги – Чука, Гека, их родителей – назвать счастливыми людьми? Почему вы так думаете?
7.Рефлексия. Итоги занятия.
Завершается мероприятие прослушиванием музыкальной композиции «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.
-
Какие эмоции вызвала у вас эта песня?
-
Как вы думаете, почему родителям хочется, чтобы мы как можно дольше оставались детьми?
8.Домашнее задание.
Учитель просит учеников расспросить старших родственников дома и составить рассказ о какой-либо старой фотографии, вещи, реликвии или интересной традиции, которая сложилась в семье.