На занятии мы рассмотрим влияние слова на человека. Какие слова или какую весть, какое слово, можно услышать, которое неожиданно для вас изменит вашу жизнь?

Автор-разработчик: Остриков Алексей Геннадьевич

Предмет: литература и ОПК

Тип  урока: комбинированный урок с элементами сократического диалога

Форма урока: урок-практикум

 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Давайте успокоимся, услышим тишину. Вспомним, что в русской школе ученики и учитель перед уроком произносили молитву, сосредоточив ум в сердце… Садитесь.

2. Формулировка темы урока, целей и задач.

Как может слово повлиять на жизнь человека? Какое должен услышать слово человек, чтобы его жизнь поменялась кардинально? Причем не событие, а Слово сообщение. Весть. Новость.

Новость хорошая или плохая?

Какие бывают хорошие новости? Пример?

Мы говорили, что у человека всегда перед каким-либо событием в жизни обязательно возникает слово – оно предваряет событие. Помните в Евангелии от Иоанна:

«В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог»

Заметьте, что в самых важных процессах всегда в начале было Слово.

Когда  Бог создавал мир – «В начале было Слово… и Сказал Бог да будет свет…

Когда рождался народ, в начале рождался его язык, его слово

Когда рождается человек - в начале было Слово. Слово любви его родителей.

В начале осмысленной жизни любого из нас было Слово. Когда маленький человек становится личностью, он обретает Слово – он учится понимать речь, говорить, думать, формулировать словом

Родители, провожая вас в школу, напутствуют вас Словом. Иногда, это слово – мысленное. Но оно всегда есть. Это слово пожелание.

Сегодня задачей нашего урока будет поиск слова. Мы будем искать слово. (Задачи  и цель обычно формируют ученики)

Учитель: Скоро праздник великий двунадесятый – кто знает, - какой?

Сегодня наш урок посвящается этому празднику. Вы видите икону праздника на слайде.

Мы начинаем наш урок со слов: Благовещенье. Слово Благой вести.

Эта икона имеет место в центре каждого православного храма. Она располагается на царских вратах. Посмотрите на слайды.

Икона праздника. Царские врата.

Двери милосердия отверзи нам.

Учитель. Назначаю сегодня хартуларием, или халтуларием (библиотекарем) следующих учеников…. Ваша задача. Найти текст по ссылкам в священном писании и ответить на вопросы, которые указаны на карточках. Вот вам книги Священного писания.

Задание 1. Найти в Евангелии текст о встрече с ангелом по ссылке Лука, (гл.1; 5-25) Ответь на вопросы: Кто встретил ангела. Он ждал этой встречи? Ангел сам пришел или по чьей-то воле?

Архангел Гавриил принес слово Благой вести мужу Елисаветы – Захарии о рождении сына Иоанна.

Задание 2. Найти в Евангелии текст о встрече с ангелом по ссылке Лука, (гл.1; 26-25) Он ждал этой встречи? Ангел сам пришел или по чьей-то воле?

Задание 3. Найти в библии текст по ссылке: (Ис. 7,14) - Пророк Исайя и (Быт. 22, 18) – книга Бытие. Прочесть.

3. Актуализация знаний, постановка проблемы

Учитель: А кто произнес это слово, слово Благой вести.

- Это слово Ангельское.

Учитель: Кто такой ангел? Как переводится это слово? С какого языка? Каково Имя Ангела?

Послушаем, что скажут халтуларии:

- Архангел Гавриил принес слово Благой вести Богородице – деве Марии о рождении сына Иисуса.

Учитель. А что вы слышали про то, что ангел приносит весть человеку. Какие случаи известны вам?

Как относились в иудее к людям, которые не имеют в семье детей?

Как относились к Елисавете и Захарии?

Как люди относились к пророчествам. Что такое пророчество? Что такое предсказание? Это одно и то же? В чем отличая.

4. Этап открытия новых знаний

Учитель рассказывает евангельский сюжет (или читает Евангелие)

26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Лк.(1;26-38)

 

Обратите внимание, что весь текст разделен на четыре абзаца. Почему учитель так сделал? Какова главная мысль в каждом абзаце?

Обратите внимание на слова Архангела Гавриила, они выделены жирным шрифтом. Какое из этих слов являются Благой вестью?

5. Творчески-когнитивный этап. 

А для кого важна эта Благая весть? Только для Марии?

- Для всех нас.

Чем она важна для нас? Ведь с этих событий прошло две тысячи лет? Что для нас важно?

- Дева Мария родила Иисуса Христа – Спасителя нашего

А почему вдруг нам понадобилось спасение и от кого нас нужно спасать?

- От греха, смерти, сатаны.

А как случилось, что нас потребовалось спасение?

- Ева и Адам согрешили.

Каким образом? Кому поверила Ева? То есть Адам и Ева нарушили клятву, данную Богу, нарушили своё слово? Ева поверив слову ангела согрешила, а Мария разрешила это проклятие рода человеческого – родила Христа? Мария восстановила слово. Вы знаете, что Христа зовут: Бог Слово?

Для чего родила Дева Мария Христа? Для смерти? Для того, чтобы он умер?

- Для жизни. Для вечной жизни, для воскресения.

Дева Мария родила Христа для нашего спасения? А каким образом Христос нас спасает сейчас?

- Через благую весть. Через Евангелие.

Мы просто запомним: Благовещенье – это благая весть о чем?

Мария слыша голос ангела согласилась и приняла любовь от Бога?

Ева слыша голос ангела согласилась и приняла проклятие.

6. Подведение итогов

По литературе мы с вами изучаем стихи о войне. А есть ли среди этих стихов, что-нибудь, что говорит о сказанном кому-то слове. Слове, которое способно изменить жизнь. Какие это стихи? 

Прочтите, пожалуйста.

7. Задание на дом. Учитель: Вы напишете дома эссе. На тему  «Я не знал, что будет после того, как услышал слова…» А сегодня в процессе урока вы в тетрадь запишете некоторые слова, которые помогут вам выполнить домашнее задание.

8. Рефлексия.

Будильник зазвенел.

Учитель: Своё слово сказал будильник. Мы можем понять это слово?

- Это значит, что урок подходит к концу и времени не хватает нужно срочно формулировать вывод..

Учитель - Может быть, он хочет сказать что-то ещё? Может Время – это всегда сложно. Как понять его движение. Как работают часы. Как узнать? Разобрать будильник?

Давай попробуем. Разбирай…..

Вот и всё время… Понятней не стало? Но время мы потеряли…

Вывод:  Мы занимались исследованием механизма времени – и потеряли время.

Если мы будем заниматься исследованием механизма чудо, мы потеряем чудо. Если мы будем заниматься исследованием механизма любви – потеряем саму Любовь. Но мы всегда понять механизм слова. Может вопрос не в механизме, а в вере?   

Эта оглушительная тишина. Мы не будем делать вывод в нашем уроке.


 

Приложение 1.

 

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

а всё множество народа молилось вне во время каждения, –

тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

[Зач. 3.] После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.