Представляем открытый урок ОПК, истории, литературы в 7 классе после изучения эпохи Ивана Грозного и повести А.К. Толстого "Князь Серебряный".
Автор-разработчик: Остриков Алексей Геннадьевич
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-практикум
Цель урока: сформировать представление о различных формы исторической рефлексии: самосознание, история "глазами литераторов и живописцев", способы получения знания в исторической ретроспективе, историю как культурную практику, духовное понимание истории, духовное понимание русского языка.
Предполагаемые результаты
Предметные:
- определение объективных и субъективных оценок исторических событий;
- определение научного, духовного или литературного подхода к выявлению причинно-следственных связей событий;
- овладение знаниями о духовно-исторической оценке эпохальных событий и реформ ХVI века, о значении эпохи Иоанна Грозного для современной культуры;
- воспитание уважения к историческому наследию России.
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование мотивации и интереса к изучению истории России.
- формирование мотивации и интереса к изучению литературы.
- формирование мотивации и интереса к изучению ОПК
Метапредметные:
- умение определять историческое значение завершенной цепи событий;
- умение анализировать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников;
- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Оборудование: учебник Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева, А.В.Торкунов, А.П.Дмитриев «История России. 7 класс», словари, рабочие тетради, Приложения 1, 2, Плакат взаимосвязей персонажей, облачные поля понятий.
Основные понятия урока: опричнина, государство, церковь, православие, Храм, композиция, идея произведения.
План урока:
- Храм – историко-архитектурная ценность или источник смысла жизни.
- Научно-исторические сведения об эпохе Иоанна Грозного и их цивилизационное значение для русского мира.
- Системно-образующего государственного и церковного значения
- Духовно-нравственного и творчески-созидательного смысла
- Литературное творчество и личное мнение на тему эпохи Иоанна Грозного
- Идейно-нравственный и духовный аспекты анализ произведения А.К.Толстого «Князь Серебряный»
- Правда и ложь в личностном восприятии художника и его произведения.
- Храм – место рождения истины в душе каждого человека.
1. Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. Друзья, вы уже заметили, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Помогите создать атмосферу соборного присутствия, говоря современным языком, поддержать наш духовно-интеллектуальный штурм. Давайте попробуем все вместе пережить вековую проблему, нашего народа: взаимодействие церкви и государства.
2. Формулировка темы урока, целей и задач.
Посмотрим отрывок из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», популярного в нашей стране в конце прошлого века.
«— Скажите, эта дорога приведёт к храму?
— Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму.
— Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?»
- Давайте на основе нашего фрагмента сформулируем тему урока. Ваши предложения.
- Дорога к храму. Занавес!
- Предлагаю вам шесть синонимов названий выбранной темы урока:
- Траектория спасения
- Движение к свету
- Выход из тьмы заблуждений
- Путь покаяния
- Маршрут к Истине
- Мост к Богу
У нас есть право выбрать только один. Объясните ваш выбор.
Тогда мы имеем право поправить нашу тему: Дорога к Храму. С большой буквы. Это имеет значение.
Записали в тетради. Число, Тема урока: Дорога к Храму.
Дорога к храму - это не просто маршрут, построенный навигатором. Дорога к Храму это Путь, который ведет нас через эпохи невежества и самодовольства от простого к сложному, от количества к качеству, от прошлого, через настоящее к будущему. Дорога к Храму - это цель и реальность каждого русского человека жившего на Руси.
Какова наша цель? Наша цель такая же, как и у той женщины: найти путь. Найти в лесу исторической и культурной информации ту дорогу, которую прокладывали наши предки к тому Храму, который мы - русские - пишем с большой буквы.
Записали цель урока: Аргументировать Путь к Храму Ивана Грозного.
3. Актуализация знаний, постановка проблемы
Предлагаю вам интеллектуальное конфетти. Вы видите четыре облака понятий. Какие исторические термины соответствуют нашей теме? Из каждого облака выбираем одно понятие.
- Церковь - Вече - Ареопаг
- Храм – Капище - Акрополь
- Культ – Шаман - Пантеон
- Вера – Убеждения - Аргумент
Матвей, помоги мне, нужно убрать лишнее и оставить то, что надо.
Обратите внимание, что эти понятия согласуются друг с другом попарно:
Церковь – Храм, Религиозный культ – вера.
Кто-то может подумать, что церковь и храм – это одно и то же.
Кто-то может подумать, что религиозный культ и вера – это одно и то же.
Смотрим на слайды и вспоминаем отличия:
- Вспоминаем, что такое Церковь? Церковь - Религиозная организация, общность. Вы видите на слайдах людей. Церковь – это люди. Люди, окружающие центр окружности – Христа.
- Что такое Храм? Храм это строение - отдельное архитектурное сооружение Т.е стены и купол. Храм - от какого корня произошло ? Правильно: хоромы, хоронить, схоронить, сохранить. А что храниться в Храме? Святыни. А кто служит, содействует сохранению святынь в храме?
- Священники – служители культа. Что такое культ? Религиозный культ организовывает взаимоотношения с Богом в Храме рамках церковного общения. То есть культ объединяет все эти понятия вместе.
- Что такое вера? Вера – это то, что в душе. Вера - личное переживание истины, общения с Богом. Только вера в душе каждого человека может объединить его самого и его общество, его церковь с Богом. Вера – это самое важное, что скрепляет всех в этом единстве церкви и человека. И главная роль в этому принадлежит Богу.
А теперь смотрите, что получается, если мы объединим эти понятия на картинах. Что же мы получим? Получим такое уникальное понятие христианства как СОБОРНОСТЬ.
Собор – это не просто собрание христиан по какому-то важному поводу.
СОБОР – это единение всех в одно единство, в одно целое.
Определения на компьютере, перепишите себе в тетрадь.
Чтобы идти дальше по пути исследования проблемы надо умело аргументировать, то есть опираться на достоверную информацию.
- Подтвердите. Докажите. Что является достоверным источником научных исторических знаний? Какие виды достоверных исторических источников вы знаете?
Ответ: Археология – изучение предметов, Археография - изучение текстов
- Какие источники доступны нам сейчас?
Ответ: Интернет, книги, литература
- Какой источник наиболее прочно сохраняет историческую память народа? Это наука или культура?
Ответ: Язык
Поэтому в нашем поиске мы будем опираться не только на научные исторические источники, а также, например, на словари и на литературу. Наши задачи это позволяют.
А сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу и этимологическое исследование, как вы понимаете эти термины. Я раздам карточки, в которых вы ответите на вопросы, используя свои исторические знания или лингвистическое чутьё. А Иванова Арианна и Фильшина Александра будут выполнять роль экспертов, которые найдут ответы на вопросы из научных источников: словарь В.И.Даля. В конце урока они объявят результаты исследований.
4. Этап открытия новых знаний
Эпоха ХVI века. Все ответы на тему «Дорога к Храму» мы найдем в ней. Основная проблема взаимоотношений: церковь и государство. В центре века времена правления Иоанна IV Грозного. В эти годы активно шел не только активный поиск пути, но и процесс форсированного построения дороги к Храму. Дорога строилась, потому что в этот процесс включилось государство.
За годы правления Иоанна Грозного было построено более сорока храмов, открыто более 60 монастырей. Известно, что в эпоху Грозного в России было более 400 монастырей. Перед вами фотографии тех храмов, с постройкой которых что имя Ивана Грозного связано непосредственно.
Показ слайдов с комментариями.
Великие храмы России – наше наследие. Они хранят нашу историю и нашу славу. Всегда храмы воздвигались в честь или в ознаменование какого-либо события, составляющего историческую память русского народа – память веков. Историческую память составляют не только храмы. Храмы – это память очевидная, память о видимом строительстве дороги к Храму. Но более сложной была внутренняя работа.
Предлагаю вам четыре факта этой работы, связанные с общением Ивана Грозного с Русской Соборностью Святой Апостольской Православной Церкви. Это были четыре столпа духовного фундамента реформ.
- Иван Грозный и преподобные святые отцы Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек.
Из всех троих только Максим Грек встречался с Иваном Грозным, Иосиф Волоцкий почил в 1515, Нил Сорский – в 1508. Они определили и обосновали принципы борьбы с врагом внешним и внутренним (с латинством, унией, ересями) и утвердили два основных направления развития монашеской и церковной жизни. Жизнь и труды преподобных отцов - это духовная сила земли русской - основа борьбы с врагом внутренним и внешним.
- Иван Грозный и концепция инока Филофея
в 1542, Когда молодому Ивану было двенадцать лет, умер старец Филофей. Однако, еще при жизни ему посчастливилось воочию увидеть процесс возвеличивания Московского царства при трех государях Иоанне III Василии III, и Иоанне VI. Он видел свершение пророчества. Концепция «Москва – Третий Рим», благодаря ему, получившая известность, ставила перед Царём Иоанном Грозным Великую перспективную цель. Цель, которая до сих пор обсуждается в русском обществе и определяет стратегию его развития.
- Иван Грозный и Митрополит Филипп.
Митрополит Филипп пытался в своём служении связать воедино политику и мораль. Требовал от Ивана Грозного строить свою политику в соответствии с Евангельскими максимами. Он яростно обличал опричнину. Его проповедь с требованием высоконравственной жизни правителя актуальна и по сей день.
- Иван Грозный и Митрополит Макарий.
Чтобы защитить молодого местоблюстетеля престола от попыток боярских партий подчинить его своей воле и был предложен титул царя. Митрополит Макарий венчает на царство Ивана Васильевича. Чем царский титул может защитить Ивана? Чем титул Царь отличается от титула Князь Всея Руси?
Князь – это военный руководитель. Слово имеет хазарские корни: от слова конунг. Конунгом или князем может быть любой, чей род достаточно знатен.
Смысл титула Царь – имеет христианские корни. В Евангелии именуют Иисуса Христа - Царь царей. То есть Христос ставит царя на царство. Венчая Ивана IV на царство, митрополит Макарий, тем самым, под статус, занимаемый этим молодым человеком, подводит принцип божественного предопределения, отсекая всем остальным претендентам саму возможность претендовать на власть. Титул царя обеспечивал незыблемость власти и фактом своего существования подтверждал преемственность Россией духовного наследия Византии. Через получение титула царя Иоанном IV Московское царство наследует всю Византийскую традицию – и православно-каноническую и госудаственно-политическую. Вот почему у царя в руках появляются скипетр и держава. Царь принимает для Руси её великодержавную православную миссию.
В сочетании с государственной доктриной «Москва – третий Рим», где молодая Москва рассматривалась не только центром Руси, но и центром мирового Православия.
Митрополит Макарий провел канонизацию всех известных общерусских святых, собрал воедино всю известную к тому времени на Руси церковную литературу, был инициатором и родителем Стоглавого Собора и всех других поместных Соборов (до 1563), на которых были утверждены такие государствообразующие документы как Судебник, Степенная книга, содействовал появлению книгопечатания на Руси, напечатал Кормчую книгу, и проводил другие меры по реформированию и упрочению Церкви.
Четыре направления:
- Преподобные отцы - это духовная сила земли русской - основа борьбы с врагом
- Москва – Третий Рим – высокая небесная цель, перспектива на века, соперничающая с «небесным Иерусалимом» потерянном иудеями.
- Митрополит Филипп – проповедь высоконравственной жизни правителя
- Митрополит Макарий – реформы ради объединения. СОБОР и ЗАКОН
Как вы считаете, какое из четырех направлений сыграло наиболее важную роль? Или все вместе?
В этом и заключается принцип христианской соборности: их труды имеют значение только все вместе. Только СОБОРНО.
5. Проверка заданий. Собираем самостоятельные. Слово экспертам.
Вопросы:
Чем отличается село от деревни?
В царской России этот вопрос не вызывал сомнений. Все знали, что если в деревне есть Храм, то это уже не деревня, а село. Храм – это то, что Церковь хранит и сохраняет. Определяющее значение для жизни имел значение Храм. Более того, мы знаем, что в России множество городов возникло там, где ранее возникли монастыри и храмы. Храм был доминантой любого города времен Екатерининской архитектурной реформы. В ХVIII и в ХIХ веках все дороги всех малых городов России действительно вели в храм. Это буквально.
Вопросы:
- Кто стоит за понятием «царь» и не стоит за понятием «великий князь»? - Христос
- С каким словом мы ассоциируем слово «Храм» - хранить, сокровенное
- С каким словом ассоциируем слово «Церковь» - окружение, общество вокруг Христа
- с каким словом ассоциируем слово «Собор» – собирать воедино.
Наше понимание терминов – верно. Подтверждено достоверным источником. Мы нашли аргументацию основополагающих исторических деяний Ивана Грозного – это государственное строительство. Церковь поддерживала стратегию этого развития и служила ей опорой.
Да. Путь строительства Дороги к Храму в ХVI веке был противоречив. Наряду с итогами, вызывающими восторг и уважение, были страницы, требующие покаяния. Например: опричнина. Явление государственного порядка. После смерти митрополита Макария Иван Грозный силой государственного аппарата подчинил руководство церкви монаршей воле. Иерархи церкви подверглись гонениям.
Таким способом дороги к Храму не построишь. Ведь Храм у каждого в душе. Как небесный Иерусалим. Это противоречие между строительством внешним и внутренним. Вывод не точен.
Это противоречие поможет нам преодолеть методология литературного исследования. В наше время существует множество различных источников об эпохе Ивана Грозного. Художественных. Вы изучали роман А.К.Толстого «Князь серебряный».
Сегодня мы обратим ваше внимание на картины, повествующие об этом времени.
6. Поверка домашнего задания.
Читая книгу, наполненную художественным вымыслом, мы верим своему сердцу. Используем этот метод.
Домашнее задание. Читаем синквейны. Кто из персонажей наиболее вам понятен? Кто наиболее сложен? Кто вам близок? Чья судьба вы готовы примерить на себя? Кто из персонажей сохранил свою душу в чистоте и правде?
Молодцы. Ваше домашнее задание по литературе: Написать небольшое эссе. Тема: «Дорога к Храму» одного из персонажей романа «Князь Серебряный».
7. Творчески-когнитивный этап.
Вернёмся к анализу персонажей. Про многих из них мы уже говорили. Намеренно не обсуждали только Ивана Грозного.
Представьте себе, какой путь к Храму состоялся у каждого. Мы понимаем, что каждый в ту эпоху не мог не думать об этом. Как о Храме своей души думал Грозный? Ради чего он трудился? Что он строил?
Какая доля постигла каждого. Вы видите перед собой четыре графических варианта дороги к Храму. Четыре варианта судьбы. Кому подходит какой. Аргументируйте.
8. Выводы.
- Человек – это и есть Храм Божий. Послушайте, что сказал апостол Павел: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. (1Кор.3-16)
- Отношение к каждому встречаемому на пути человеку и собеседнику, как к Храму Божиему – истинно православный и христианский подход.
- Построение внутри себя Храма Божиего – задача каждого православного человека.
Если мы сердцем выбираем какой-либо литературный образ, значит мы доверяем ему. Доверяем ему своё сердце, как место пристанища. Этот образ может жить в вашей душе. Не всех мы пускаем в свою душу, мы инстинктивно охраняем её, как наши предки охраняли и сберегали Храм. Можем ли мы принять образ Иоанна Грозного в изображении Толстого, как духовно нам близкий? Верим ли, что такой образ исторически верный? Мог ли такой человек стоять у истоков нашего всероссийского пути к Храму? Что мы можем принять, а что не можем? Хотим мы верить Илье Репину?
Каждый человек имеет нечто сокровенное, хранимое глубоко в душе. То, что невозможно открывать чужим людям. Там в глубине сознания зреет его душа, готовится наполниться высоким духовным смыслом.
Дополнительная тема ( в случае опережения по времени):
Каждый человек ищет свою дорогу к храму.
Каждый человек строит свою дрогу к храму.
Каждый человек ищет свой храм.
Каждый человек строит свой храм.
9. Рефлексия.
Компас – прибор, указующий верное направление пути. В дороге к храму компасом нам служило собственное сердце. Спросим его. Предлагаю вам оценить сегодняшний урок на предмет новых знаний, которые вы сегодня усвоили и тех выводов, которые сделали на основе полученной информации.
Север – там прохладно – но мы привыкли к холодам - позиция равнодушия
Юг – там тепло, хорошо радостно – положительные эмоции
Запад – Закат солнца, наступление темноты – не интересно, возвращаться к этой теме не хочется
Восток – восход солнца, начало дня, рождение интереса к эпохе, к вопросам, к которым обязательно вернусь
Итак, поднимите руки, кто выбирает Север? Юг? Запад? Восток?
Урок окончен. Спасибо.