Материалы читательской конференции по рассказу Александра Проханова «Седой солдат», представленные Ковалевой Ириной Васильевной и Самосват Валентиной Ивановной, учителями русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» города Железногорска, могут быть использованы на внеурочном занятии в преддверии Дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

Выбор произведения не случаен. Главный герой рассказа почти ровесник старшеклассникам. Духовно-нравственное развитие детей происходит поэтапно; для девятиклассников, участников конференции, это формирование основ гражданской идентичности личности, воспитание патриотических чувств.

Выразительный пересказ, художественное чтение наизусть, анализ эпизодов, живые рассказы гостей, ветеранов Афганского конфликта – всё это вызывает сопереживание герою, находившемуся перед нравственным выбором – стать предателем и остаться в живых или сохранить свою совесть чистой, но умереть – и способствует гражданскому становлению личности.

 

Сценарий конференции по рассказу Александра Проханова «Седой солдат»

 

Цели мероприятия:

  • Обучающие: расширить и обогатить знания учащихся о творчестве современных авторов о войне в Афганистане; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний автора; учить чувствовать слово.
  • Развивающие: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки выразительной речи.
  • Воспитательные: формирование основ гражданской идентичности личности, воспитание патриотических чувств.

Оформление:

  • Презентация
  • Выставка книг о войне
  • Текст рассказа А. Проханова «Седой солдат»
  • Компьютер и мультимедийный проектор

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас в гимназии проходит читательская конференция по рассказу А. Проханова «Седой солдат», приуроченная к годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. В зале присутствуют участники конференции: учащиеся 9-х классов, гости – члены Железногорского отделения Российского Союза Ветеранов Афганистана Курской области Круговой Владимир Михайлович, и Бахтовлатов Додхудо, учащиеся 6-х, 8-х классов.

Учитель: На уроках литературы мы изучаем тему войны в современной литературе. Военная проза последних лет – уникальный и сложный феномен, представленный произведениями как писателей-фронтовиков, так и тех, кто родился перед самой войной и даже через много лет после её окончания. О войне писали и Евгений Носов, и Юрий Бондарев, и Виктор Астафьев, и Константин Воробьев.

Помимо произведений о Великой Отечественной войне в современной литературе существуют также книги о локальных войнах в Афганистане, Чечне. Возможно, уже пишутся повести и рассказы о событиях в Сирии. Рассказ А. Проханова «Седой солдат» о войне в Афганистане. 1979-1989 годы. Афганская война. Она длилась 10 долгих лет на чужой, далекой земле. Сам писатель так говорит об этом: «Это война особая. Афганистан, 15 или 18 поездок туда, с нашей армией. Мой первый бой … Смерть ребят, ужас, страх. А эти сцены я никогда не забуду: в палатку, где лежали погибшие, исколотые штыками, забегали родители, которых привозили сюда вертолётами, они падали на холодные тела, рыдали, голосили, теряли сознание. Обо всём этом я написал в рассказах, романах, очерках, репортажах».

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с биографией писателя.

Ученик: Александр Проханов родился в Тбилиси в 1938 году. В 1960 году окончил Московский авиационный институт. После пошел работать в НИИ инженером, даже участвовал в разработке ракет. В 1962 - 1964 годах трудился лесником в Карелии, работал экскурсоводом, водил туристов в Хибины, даже принимал участие в геологической экспедиции в Туве. В конце 60-х решил для себя, что свяжет свою дальнейшую судьбу с литературой. Ещё студентом старших курсов начал писать стихи и прозаические произведения. В 1968 году он пришел в «Литературную газету». Уже через два года в качестве специального корреспондента отправился делать репортажи в Никарагуа, Афганистан, Анголу, Камбоджу, Мозамбик, Чечню. Писатель, редактор, политик – он продолжает с успехом работать, о чем свидетельствуют его развивающаяся газета «Завтра» и появление все новых и новых романов.

Учитель: О своих афганских и чеченских произведениях Проханов говорит: «Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов – «бэтээры» и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного».

Учитель: Кто он, главный герой рассказа «Седой солдат»?

Ученик: Николай Морозов еще недавно был первокурсником филологического факультета МГУ, а теперь он рядовой роты, обороняющей отрезок горной дороги. Прослужив в Афганистане всего 2 месяца, он попадает в плен.

Учитель: Прочитаем этот эпизод.

– Почему Николай Морозов попадает в плен?

Ученик: Он чувствует тревогу, но, вглядываясь в старика и мальчика, не видит в них источника опасности. Они с Хайбулиным теряют бдительность, о которой предупреждал подполковник, ими движет чувство сострадания и желание помочь.

Учитель: И вот плен, здесь главный герой «проходит проверку» душевных качеств и нравственных убеждений. Раньше он не подвергался серьезным испытаниям: «Да что же это? Что же это такое? Со мной? Неужели? ... Он был не готов. Был не готов изначально, не готов всей своей прежней жизнью. Он был готов к другому. Он готовил себя не к мукам, не к погибели, а к счастью».

Учитель: Рассказ «Седой солдат» о подвиге, об испытаниях – тяжелый рассказ, поэтому иногда прозу Александра Андреевича Проханова называют мужской прозой. Одной из основных задач, стоящих перед автором, было достоверное воссоздание событий в Афганистане.

– Какие эпизоды произвели на вас особое впечатление?

Ученики: Эпизод с теленком; расстрел солдата-афганца; сцена искушения Николая англичанином; эпизод, когда герой бросается с обрыва на мины.

Учитель: Вы назвали самые значительные эпизоды произведения. Прочитаем эпизод «Заклание теленка».

Ученик читает эпизод.

Учитель: С какой целью автор вводит его?

Ученики: Во-первых, место выбрано не случайно. Напротив саманной постройки, где сидели пленники. Николай приходит в ужас от увиденного. Во-вторых, сцена заклания бычка позволяет читателю понять, что все это хорошо продуманная операция, чтобы устрашить пленников. Ахматхан говорит «режиссеру» этого спектакля:

– Ну, вот видите, мистер Стаф, я сдержал обещание. Обе птички в клетке.

– Уж не знаю, на какие манки вы их взяли, но вы замечательный птицелов, Ахматхан!

Учитель: Следующий эпизод, который был вами выделен, эпизод расстрела солдата-афганца. Послушаем подготовленный пересказ этого эпизода.

Ученик пересказывает эпизод

Учитель: Какая роль была предназначена в спектакле англичанина солдату-афганцу?

Ученики: Весь этот спектакль нужен был, чтобы устрашить главного героя, склонить к предательству.

Учитель: Какой момент в рассказе является кульминационным?

Ученики: Это момент, когда после морального поединка с могущественным врагом, врагом, который во всем был сильнее его, Николай Морозов бросается с откоса на мины, выбирая между предательством и смертью.

Учитель: В чем заключался этот моральный поединок?

Ученики: Его склоняют к предательству, его искушают.

Ученики приводят отрывки из текста:

«Что вы от меня хотите?... Не могу, не стану… Но как? Приготовить себя?»

«После того как мы сделаем запись… Искал в себе силы».

«Ты, конечно, можешь не согласиться… Ты сам себе выбрал такое».

Учитель: Герой делает первый шаг к становлению своей личности, ее духовному возмужанию. Из чего Морозов черпает силы в этом поединке с могущественным и коварным врагом?

Ученики: Он обращается к родным образам: матери, отца, невесты Наташи, к образам родной Москвы, родной природы. И предать все это он не может.

Ученик зачитывает эпизод «И сейчас я начну говорить… И кинулся на мины».

Учитель: Между предательством и смертью он выбирает второе. Но остается в живых. И теперь он хочет выжить. Потому что должен выжить, вернуться к своим во что бы то ни стало, преодолевая все испытания, которые выпадают на его долю. Почему?

Ученики: Теперь он думает не о себе. Он должен спасти товарищей, успеть предупредить об атаке на Гератский мост.

Учитель: Почему рассказ называется «Седой солдат», мы узнаем в финале.

Ученики читают финал рассказа («В подразделении, куда они примчались…»).

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это произведение? Прочитайте отзывы, которые вы подготовили.

Ученики зачитывают отзывы.

Учитель: Подведём итоги нашей конференции. В произведениях 1980-х годов Александр Проханов поднимает проблему «личность и война», а также указывает на роль духовных качеств личности героя и влияние драматических коллизий на его нравственный мир. Главный предмет его художественного исследования – мир человека, волею судьбы попавшего на войну и прошедшего огонь и смертные испытания. Писатель рассматривает своих героев в моменты преодоления ими разных преград, требующих напряжения духовных и физических сил.

Ученик представляет выставку книг о локальных войнах и говорит о фильмах по произведениям Александра Проханова.

Ученик: C «афганской темой» писатель выступает и в качестве сценариста. В 1988 году появляется киноповесть «За все заплачено», герой которой – прапорщик Семенов, отслуживший в Афганистане, а в 1991 году снят художественный фильм «Ущелье духов» о последней военной операции в Афганистане. Тема афганской войны актуальна до сих пор, что подтверждается обилием новых произведений о событиях в Афганистане и вышедший на экраны страны фильм Федора Бондарчука «9 рота».

Учитель: Афганская война закончилась почти 30 лет назад. Но интерес к произведениям, посвященным Афганским событиям, никогда не исчезнет в семьях, где погибли сыны и отцы, как не исчезнет и в душах тех, кто был на этой войне.

Учитель: Предоставляем слово тем, кто прошел через Афганскую войну. (Выступление гостей, просмотр фильма об Афганской войне, исполнение песни воинами-афганцами).

Благодарственное слово учеников, вручение подарков.


Презентация (файл ppt, размер 8,41МБ).

 

Добавить комментарий

Ссылки на другие сайты не оставлять!


Защитный код
Обновить