Внеурочное занятие для учащихся 10-11 классов провела учитель гимназии № 1 г. Железногорска Самосват Валентина Ивановна.

 

«ФРОНТОВИКИ, НОСИТЕ ОРДЕНА!»

(По рассказу Е.И. Носова «Памятная медаль)

 

Цели:

  • раскрыть образ героя рассказа, осмыслить подвиг народа военного времени на современном этапе, выяснить проблемы, которые волнуют автора;
  • воспитывать патриотические чувства учащихся.

Оборудование: выставка книг Е.И. Носова «Талант земли Курской», портрет писателя, песни «День Победы», «Фронтовики, наденьте ордена», мультимедийная презентация к занятию.

 

Ход занятия

 

Учитель: Я приглашаю всех к беседе по рассказу нашего земляка Е.И. Носова «Памятная медаль». Мы посвящаем это занятие 75-летию Курской битвы.

Вопрос: А что вы знаете об этом историческом событии?

(сообщения учащихся о значении Курской битвы в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны)

Учитель: от Орла до Белгорода выгнулась Курская дуга. Это поистине грандиозное танковое сражение, когда горела земля и плавился металл. Курская битва была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Предлагаю посмотреть кадры документального фильма «И плавилась броня».

(Просмотр фильма).

Учитель: Тема войны в литературе представлена достаточно широко и многогранно. О ней пишут те, кто прошел войну и кто не видел ее. К ней обращаются и наши курские писатели. О творчестве Константина Воробьева мы уже говорили, сегодня поговорим о рассказе Е.И. Носова. Мы уже знаем его биографию.

Вопросы: Что мы знаем об авторе периода военного времени? В чем, на ваш взгляд, новый подход в изображении войны в рассказе?

(Учащиеся рассказывают о том, что Е.И. Носов в других произведениях на военную тематику показывает время или довоенное, или послевоенное.А в этом рассказе он впервые изображает войну без прикрас).

Учитель: Давайте выскажем свое мнение о прочитанном.

Вопросы: Какое впечатление рассказ «Памятная медаль» произвел на вас? Что оставил в памяти? О чем заставил задуматься?

(Учащиеся говорят о том, что рассказ произвел большое впечатление, в памяти оставил описание боя, все ужасы войны, заставил задуматься о подвиге русских солдат, которые защитили мир).

Учитель: Я вижу, что рассказ не оставил вас равнодушными, и вы затрагиваете важные нравственные вопросы. Мы постараемся их обсудить.

Вы назвали многие произведения Е.И. Носова о войне. Мы приготовили выставку его книг, которую назвали «Талант земли Курской».

(Обратиться к выставке).

Вопросы: А почему для обсуждения мы выбрали именного этот рассказ?

(Ученики отмечают, что он повествует о танковом сражении, герой-танкист).

Вопросы: Как вы понимаете смысл заглавия рассказа? Почему автор дает рассказу такое название?

(Ученики рассказывают об участии главного героя в разведке боем. Он тяжело ранен. После войны получает юбилейную медаль Жукова, но считает, что эту медаль он не заслужил.)

Вопросы: А что такое разведка боем?

(Ученики предполагают, что это разведка, которая приводит к неминуемой гибели).

Учитель: Он изображает один эпизод военного времени – бой танка. Он вводится как воспоминание.

Вопросы: Чем вызвано это воспоминание?

(Ученики считают, что воспоминание вызвано тем, что это один единственный бой, в котором участвовал Петрован. Он, конечно, запомнился ему на всю жизнь).

Вопросы: Значит, кроме войны, какая еще тема затрагивается автором?

(Ученики отмечают тему памяти).

Учитель: Остановимся коротко на сюжете рассказа

(Ученики пересказывают сюжет, потом читают диалог Петрована и Герасима).

Учитель: Сюжет помогает нам понять композицию.

Вопросы: Какова она?

(Ученики отмечают, что автор изображает два периода – военное и послевоенное время.В центре рассказа – ветеран Петр Иванович Костюков).

Учитель: Среди ветеранов были такие люди, которые, подобно Петровану, не только стеснялись носить медали, рассказывать о прошлом, считая свое участие в войне обыденным делом, а не героическим, но если и живут сейчас, то с чувством вины перед товарищами, которые погибли, заслонив их в бою.

Вопросы: А надо ли стесняться этого? Почему?

(Ученики считают, что стесняться этого не нужно. Это скромные люди, но нужно, чтобы молодое поколение видело их в блеске всех их орденов и медалей, чтобы равнялось на ветеранов.)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего занятия, исходя из всего сказанного

(Ученики предлагают свои темы).

Учитель: А я назвала его: «Фронтовики, носите ордена».

Вопросы: Почему?

(Ученики предполагают, что тема так названа потому, что ветеранов с каждым годом становится все меньше, это пожилые и больные люди, а молодому поколению необходим пример героизма, порядочности, чести,  высокой нравственности).

Учитель: В прошлом году на мероприятии, посвященном Дню Победы, прозвучало одно стихотворение. Я попросила Машу подготовить его выразительное чтение.

(Читает стихотворение Александра Коваля-Волкова «Носите ордена»).

Вопросы: Как вы считаете, с какой целью оно прозвучало?

(Ученики считают, что стихотворение это призывает ветеранов надеть их награды и гордиться ими, чтобы и дети, и внуки тоже гордились ими).

Учитель: Слова из этого стихотворения можно взять эпиграфом к занятию.

Обращение к эпиграфу:

Носите ордена

И в праздники,

И в будни,

На строгих кителях

И скромных пиджаках.

Носите ордена,

Что видели вас люди,

Вас, вынесших войну

На собственных плечах.

 

Вопросы: И что же нам важно выяснить?

(Ученики определяют цели занятия: раскрыть образ героя, определить темы, волнующие автора в рассказе, осмыслить подвиг и героизм русского народа).

Учитель: Остановимся на образе героя.

Вопросы: Как называется в литературе описание внешности литературного персонажа?

(Ученики дают ответ – портрет героя).

Вопросы: Найдите детали портрета и черты характера Петрована в тексте, которые характеризуют героя. Каков он?

(Ученики отвечают: трудолюбивый (зачитывается эпизод о работе Петрована в колхозе),скромный,любит и уважает жену Нюшу (зачитывается диалог Петрована и Нюши), у него курский говор (отмечаются диалектные слова), гордится орденом, считает его главной наградой (зачитывается отрывок из рассказа об ордене Красной Звезды на пиджаке Петрована), неравнодушный (интересуется состоянием здоровья других ветеранов, переживает за то, что не оказали должного внимания ветеранам, когда им вручали юбилейные медали Жукова, приходит к больному другу Герасиму в этот праздник – 9 Мая).

Вопросы: Можем ли мы вспомнить таких неравнодушных героев, как Петрован, в других произведениях Е.И. Носова?

(Ученики отмечают произведения «Живое пламя», «Кукла»).

Учитель: Ребята, рассказ написан Е.И. Носовым уже давно, в 1999 году.

Вопросы: Изменилось ли отношение нашего государства к ветеранам в сравнении с тем, о чем говорится в рассказе? В чем это проявляется?

(Ученики отвечают – государство уделяет внимание ветеранам: приглашают на мероприятия, посвященные  9 Мая, дарят подарки, оказывают государственную поддержку).

Вопросы: И еще что можно сказать о главном герое?

(Ученики отмечают, что он гордится Орденом Красной Звезды, считает, что его он заслужил, помнит о своих товарищах-танкистах, которые погибли или были тяжело ранены в том бою).

Учитель: Давайте зачитаем описание боя, за который Петр Иванович был награжден Орденом Красной Звезды.

(Ученики зачитывают эпизод описания боя).

Учитель: Погибает в этом бою Матвей Кукин, тяжело ранены Леха Гомельков, лейтенант Катков и Петрован. Тяжелораненый Петрован вывозит своего командира в госпиталь

Вопросы: Можно ли считать это подвигом?

(Ученики считают, что спасти командира тяжелораненому Петровану трудно, он сам теряет сознание, поэтому это и есть подвиг.

Вопросы: Так заслуживает Петрован медаль?

(Ученики уверены, что заслуживает).

Вопросы: Те, кто воевал, ковал Победу, несомненно, заслуживают награды и наши заботу, внимание, признание.

 (Идут картины военных сражений).

Вопросы: Какие еще темы, кроме войны и памяти, автор затрагивает в тексте?

(Ученики отмечают тему семьи, тему дружбы, тему преемственности).

Учитель: А вам этот рассказ Петровна может пригодиться?

(Ученики говорят о том, что подвиг Петрована и его товарищей – пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу. Молодые люди – будущие защитники Родины, а это требует тех нравственных качеств, которыми обладают герои рассказа).

Учитель: И еще раз звучат слова-обращения в песне к тем, кто защитил мир.

(Звучит песня «Фронтовики, наденьте ордена»).

Учитель: Герои произведения – пожилые, больные ветераны, трудолюбивые и скромные люди с кристально чистой совестью и высоким понятием о нравственности. Представьте себе, что вам довелось с кем-нибудь из них встретиться.Что бы вы хотели спросить у них или сказать им? Напишите небольшую творческую работу.

(Зачитываются работы).

Учитель: Подводя итог нашего занятия, проведем блиц-опрос.

Вопросы: Что я знал? Что узнал? Что хочу узнать?

(Ученики подводят итог занятия ответами на эти вопросы).

Учитель: Всем спасибо за подготовку и проведение внеурочного занятия.

Добавить комментарий

Ссылки на другие сайты не оставлять!


Защитный код
Обновить