Внеурочное занятие, посвященное историческому наследию Курского края, представлено Лаптевой Ольгой Алексеевной.

В рамках мероприятия школьники знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры, жизнь которых связана с Курским краем. Обучающиеся выполняют творческие задания, среди которых «Проба пера», написание эссе на тему «Именами славится Курская земля», словесное рисование; совершают заочные экскурсии в Воробьевку, в с. Винниково, в центр города Курска.

Внеурочное занятие для обучающихся старших классов «На Курской земле. Из истории Соловьиного края…»

Цель – привлечь внимание обучающихся к истории становления культуры в Курском крае.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с творчеством знаменитых деятелей культуры Курской земли;
  • пробудить интерес к живописи, литературе, классической музыке;
  • формировать различные виды универсальных учебных действий;
  • воспитывать у школьников патриотические чувства.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки; презентация по теме занятия; аудиозаписи исполнения песен Н. Плевицкой; аудиозаписи композиций Г. Свиридова; тексты стихотворений А.А. Фета; аудиозаписи исполнения романсов на стихи А. Фета; цветные карандаши.

Ход занятия

Учитель. Как Вы понимаете словосочетание «малая Родина»?

Коллективная работа над составлением кластера.

Что вы знаете о нашей Малой Родине – Курском край?

Я предлагаю вам поговорить о культурном наследии Курской земли. Тема занятия – «На Курской земле… Из истории Соловьиного края…». (Слайд 1)

Звучит песня в исполнении Александра Малинина «Сияла ночь».

Учитель. Что вы знаете об авторе этого произведении? (Слайд 2)

Его автор – Афанасий Афанасьевич Фет. Это знаменитый поэт, жизнь которого связана с Курским краем.

Сообщение обучающегося о жизни и творчестве А. Фета.

Учитель. Стихотворение «Сияла ночь…» было создано Афанасием Фетом и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской. Кузминская – сестра жены Л. Н. Толстого – стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: «Когда вы поете, слова летят на крыльях».

Отрывок из воспоминаний Т. Кузьминской «Моя жизнь дома и в Ясной поляне» о том, как появились стихи. Инсценирование заранее подготовленными учениками. (Слайд 3.)

Декорации. Стол. На столе красивые чашечки. Татьяна Берс в длинном платье сидит у стола. Фет стоит у окна.

Татьяна Берс. «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал. Я пела романсы на слова Фета. Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке».

Фет. «Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно:

Отчего ты при встрече со мною

Руку нежно с тоскою мне жмешь?

И в глаза мне с невольной тоскою

 Все глядишь и чего-то все ждешь?»

Татьяна Берс. «Пение продолжалось. Больше всего понравились романсы Глинки: «Я помню чудное мгновенье» и «К ней». Лев Николаевич Толстой говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его». Я была очень горда этим отзывом. Он так редко хвалил меня, а все больше читал нравоучение. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошёл молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги».

Фет. «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера».

Татьяна Берс. Заглавие было – «Опять». Произошло оно оттого, что в 1862 году, когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: «Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят». С тех пор прошло четыре года.

– Афанасий Афанасьевич, прочтите мне ваши стихи – вы так хорошо читаете.

Фет. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб только, дорогая,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в ласкающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Татьяна Берс. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году – десять лет спустя после моего замужества.

Учитель. Задание «Пробы пера». Добавьте слова в стихотворение.

Работа организуется в группах

1 группа.

Ночь _____________. По тверди зыбкой

Звёзды южные ______________.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие _____________.

2 группа.

Ни ушей, ни взоров ___________,

Вот пропели _______________ —

И вместе с Ангелами в вышних

Славят Бога _____________.

3 группа.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии ____________.

Звёздный хор к иному хору

Слухом _______________ приник.

Озвучивание результатов работы групп.

Учитель. А теперь послушайте стихотворение, написанное А. Фетом, и сравните со своим.

Прослушивание песни «Рождественская песня» в исполнении группы «Аквариум». (Слайд 4,5)

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи –

И вместе с Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи

Ясли тихо светят взору

Озарён Марии лик.

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

Учитель. Какие еще стихотворения А.А. Фета вы знаете?

Чтение наизусть стихотворений Фета обучающимися.

Учитель. Перед Вами фотографии, которые мы со школьниками сделали в имении А.А. Фета – знаменитой Воробьевке. (Слайды 6, 7)

Учитель. Кому принадлежит следующая фраза? (Слайд 8)

«Театр для актёра – храм. Это его святилище. Твоя жизнь, твоя честь, всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других.Священнодействуй или убирайся вон».

Конечно же, это Михаил Семенович Щепкин – выдающийся актер, жизнь которого также связана с Курским краем.

Рассказ обучающегося о Щепкине. (Слайд 9).

Прослушивание аудиозаписи монолога Фамусова в исполнении М. Щепкина.

(Слайд 10)

Учитель. В центре Курска есть кинотеатр, который назван именем М.С. Щепкина. (Слайд 11) В Москве – дом-музей М.С. Щепкина. (Слайд 12)

Учитель. Во время прослушивания следующей музыкальной композиции запишите свои ассоциации.

Звучит «Осенний вальс» Г. Свиридова.

Обсуждение ассоциаций.

Учитель. Назовите автора данной композиции? (Слайд 13)

Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Г. Свиридова.

Просмотр видеофрагмента «Георгий Свиридов».

Учитель. Какие музыкальные произведения Свиридова Вам известны?

Обучающиеся называют известные им произведения композитора.

Учитель. Предлагаю Вам прослушать фрагмент следующей композиции. Во время прослушивания нарисуйте на листах картину, которую вы представляете в своем воображении.

Звучит композиция Свиридова «Метель».

К какому художественному тексты было написано данное произведение? (А.С. Пушкин, «Метель»)

Выставка иллюстраций.

Учитель. В центре Курска установлен памятник Свиридову. (Слайд 14) Опишите его (один обучающийся называет одно предложение. Итог – коллективное устное сочинение)

Учитель. Еще одно имя, прославившее курскую землю, имя Надежды Плевицкой. (Слайд 15)

Выступление заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве Н. Плевицкой.

Заочная экскурсия в с. Винниково Курской области, в дом-музей Надежды Плевицкой.

Учитель. Предлагаю Вам творческое задание. После прослушивания музыкального произведения сочините историю, которую поведала вам музыка. С помощью пантомимы изобразите содержание произведения. (Работа в группах)

Звучит песня в исполнении Н. Плевицкой «Замело тебя снегом, Россия».

Обсуждение результатов работы групп.

Учитель. В Курске на ул. Радищева находится областное бюджетное учреждение культуры «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки». Именем Александра Дейнеки названа улица в районе КЗТЗ нашего города. Что Вы знаете о знаменитом курском художнике? (Слайд 16)

Сообщение обучающегося о жизни и творчестве А. Дейнеки.

Просмотр презентации «Репродукции картин А. Дейнеки».

Слайд 17. «Под Курском. Река» (1945)

Слайд 18. «Площадь Свердлова в декабре» (1941)

Слайд 19. «Оборона Севастополя» (1942)

Слайд 20. «Отдыхающие дети (1933)

Учитель. В завершении занятия предлагаю Вам написать сочинение- эссе на тему «Именами славится Курская земля». (Слайд 22)

Озвучивание сочинений.

Подведение итогов.

Учитель. Курская земля связана с именами многих талантливых людей. В г. Курске 24 литературных улицы, среди которых Фетовская улица. Есть улицы «музыкальные», среди них – проспект Надежды Плевицкой. История нашего края – это часть истории нашей огромной Родины. Поэтому знать культуру своей малой Родины – значит знать историю России.

Рефлексия.

Учитель. «Мозговой штурм». Составьте осмысленное предложение, включающее заданные слова: музыка, литература, живопись, Соловьиный край.


Презентация к занятию (файл pptx, размер 6,49 МБ).