Конкурс «Могуч и прекрасен наш русский язык» для обучающихся 5-х классов посвящен Международному Дню родного языка. Мероприятие подготовила Валикова Татьяна Вячеславовна.
Цель и задачи: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Организационная работа: пригласить для участия в игре команды (по пять-шесть человек) из параллельных 5-х классов, а также по 3-4 человека болельщиков; выбрать жюри (из старшеклассников); подготовить карточки с заданиями, листы для оценивания, бейджики для ведущих и жюри.
Ход мероприятия
Ведущий 1
21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он был учреждён Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1999 году.
Ведущий 2
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
Ведущий 1
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Ведущий 2
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий 2
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Ведущий 1
Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.
Ведущий 2
А большинство языков не имеют никакой официальной «должности» – на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом – 100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10000.
Ведущий 1
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.
Ведущий 2
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.
Ведущий 1
Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
«Язык – это история народа. Язык – это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», – писал Александр Иванович Куприн.
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык», – утверждал Максим Горький.
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык», – считал Алексей Николаевич Толстой.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» – призывал Иван Сергеевич Тургенев.
Конкурс № 1. «Разминка».
Мы с вами русские люди, но иногда допускаем ошибки в нашей речи. Давайте их найдем и впредь не будем говорить безграмотно.
Исправьте ошибки:
- карабкаться вниз (только КАРАБКАТЬСЯ);
- две картошки (картофелины);
- кивнуть головой (только КИВНУТЬ);
- покласть тетради в портфель (положить);
- ложите руки на стол (кладите);
- более красивее (более красивый).
Конкурс № 2 «Подбери синоним»
Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:
- Эгоизм (себялюбие)
- Силуэт (очертание)
- Колоссальный (огромный)
- Континент (материк)
- Уникальный (исключительный)
- Инъекция (укол)
- Иллюминация (освещение)
Конкурс № 3 «Лингвистическая угадай-ка»
Ведущий. Антонимы – это слова с противоположным значением. Я вам предлагаю несколько слов, вы – антонимы к ним.
- Знойный – ледяной
- Яркий – тусклый
- Полнота – худоба
- Искусственный – натуральный
- Верх – низ
Ведущий. Синонимы – это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.
- Глаз – око
- Ребенок – дитя
- Дом – жилище
- Лицо – физиономия
- Дорога – путь
Ведущий. Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но имеющие различные смысловые значения.
- Коса (прическа, орудие труда, песчаная)
- Кисть (рука, винограда, малярная)
- Топить (печь, человека, масло)
- Ласка (животное, выражение чувств)
- Печать (периодическая, на документ)
Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»
- Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит (Москва.)
- Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его (здоровье.)
- Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет (язык.)
- Хлеб-соль ешь, а ее режь. Она в огне не горит и в воде не тонет. Она хорошо, а счастье лучше (правда.)
- Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их (друзья.)
Конкурс № 5. «Обратный перевод»
Представьте, что в Англии перевели на английский стихотворения известных русских поэтов, а переводчик – иностранец снова перевел их на русский.
Обратный перевод.
- Если друзья не могут прийти к консенсусу, у них не будет удачи в бизнесе («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…», И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»)
- Мне нравится сильный дождь на старте последнего весеннего месяца (Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…»)
- Холодно и светло. Погода прекрасная. Что же ты спишь, очаровательная подруга, уже время, милашка, вставать (А.С. Пушкин «Мороз и солнце, день чудесный…»)
Конкурс № 6. «Конкурс капитанов»
Я называю устаревшие слова, а вы показываете на себе эту часть тела:
- выя – шея;
- десница – правая рука;
- очи – глаза;
- шуйца – левая рука;
- чело – лоб;
- уста – губы,
- ланиты – щеки.
Конкурс № 7. «Перевертыши»
Задание – узнать пословицы в искаженных фразах.
- Украденной кобыле под хвост заглядывают (дареному коню в зубы не смотрят.)
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса (маленькое дело лучше большого безделья.)
- Чужие портки дальше от себя (своя рубашка ближе к телу.)
- Брезгливость пропадает, когда голодают (аппетит приходит во время еды.)
- Безделье неумеху не страшится (дело мастера боится.)
- Стоячего колотят (лежачего не бьют.)
Конкурс № 8. «Поговорим на славянских языках»
Дайте русский перевод.
Польский: glowa (голова), wlosy (волосы), czas (час), poludnie (полдень), Krolowa Sniegu (Снежная королева), polnoc (полночь), drzevo (дерево)
Чешский: Velkolepy (великолепный), muznost (мужество), сhleba (хлеб), ostrov (остров), dobre (добро), bida (беда)
Болгарский: Червената шапчица (Красная шапочка), храбрият шивач (храбрый портняжка), Малечка Палечка (Мальчик с пальчик)
Сербский: vlk (волк), mlieko (молоко)
Конкурс № 9. Вопросы для болельщиков
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (бежать со всех ног).
- В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль).
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело (нос).
- При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы – копейка).
- Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы).
- Про кого из животного мира можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи протискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа).