Бинарное интегрированное внеурочное занятие по литературе и физике посвящено защите групповых исследовательских проектов по теме: «Физические явления в русской литературе».

Мероприятие было проведено в МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Курской области учителем русского языка и литературы, учителем физики, информатики и ИКТ.

Тема занятия «Физические явления в русской литературе»

Класс – 10.

Предметы: литература, физика.

Учителя:

Шелудченко Анна Викторовна (учитель русского языка и литературы),

Нестерова Татьяна Анатольевна (учитель физики и информатики и ИКТ).

Тип занятия – моделирующий, интегрированный.

Методика работы – защита групповых исследовательских проектов.

Формы работы обучающихся на занятии:

– групповая,

– фронтальная,

– индивидуальная.

Образовательные технологии:

- гуманитаризация (предполагает усиление взаимосвязи естественно-научного образования с гуманитарным, то есть более понятным, близким каждому ученику);

– технология проектного обучения;

– интерактивная;

– здоровьесберегающие;

– информационно-коммуникативные;

– технология проблемного обучения;

– развивающие;

– технология модульного обучения.

Цели занятия:

– развитие и совершенствование критического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

– развитие навыков выполнения творческих, литературно-критических и аналитических работ;

– совершенствование важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение материала (навыков анализа и многоплановой интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умений, позволяющих устанавливать как внутри-, так и межтекстовые связи);

– способствовать развитию целостной системы универсальных знаний учащихся, то есть формированию их ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, а именно

личностных: оценивать свои возможности;

регулятивных: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

познавательных: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; через литературные произведения показать значимость физических законов в окружающем мире;

коммуникативных: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.

Задачи занятия:

обучающие:

– умение находить описание физических явлений в литературных произведениях;

– умение писать сочинение – рассказ, стихотворение, притчу, легенду, сказку и др.;

развивающие:

– развивать умение видеть мир в его многообразии;

– развивать умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;

– развивать творческую фантазию;

– развивать навыки аргументации и построения суждений на основе известной информации, работы в группе, анализа эпизодов;

– стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания;

воспитательные:

– развивать познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике;

– воспитывать уважения к науке;

– воспитывать ответственность каждого за конечный результат работы;

– создать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, приборы, демонстрирующие физические явления.

Предполагаемые результаты внеурочного занятия:

– межпредметные связи помогут обучающимся шире, ярче, осознаннее получить представления о мире, сущности физических явлений, взаимосвязи этих явлений в повседневной жизни и существовании многообразного мира материальной и художественной культуры;

– использование литературных произведений и их фрагментов на элективных занятиях поможет развить интеллектуальный потенциал обучающихся, расширить их кругозор, будет побуждать к прочтению художественной литературы и к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению физических явлений через литературные описания, повысит познавательный интерес к различным предметам;

– интеграция предметов будет способствовать формированию гармонически и интеллектуально развитой личности.

Составляющие проекта:

Проблема исследовательского проекта – выяснить, какие физические явления можно увидеть в литературных произведениях.

Цели исследования: найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях русской литературы (I группа – в произведениях древнерусской литературы и литературы 18 века, II группа – в произведениях литературы 19 века, III группа – в произведениях литературы 20 века) и проверить их на соответствие положениям физики.

Задачи исследования:

– изучить источники информации по теме работы;

– найти литературные произведения, в которых описываются физические явления;

– сравнить литературные произведения по признаку правильности описания физических явлений в текстах и законов физики.

Гипотеза: существует много произведений русской литературы, в которых говорится о каких - либо физических явлениях. Если литературное художественное произведение не относится к фантастическому жанру, то описанные в нём явления природы соответствуют положениям физики.

Методика проведения исследования – сбор, анализ и сравнение информации.

Объекты исследования – литературные произведения древнерусской литературы, произведения 18-20 веков.

Предмет исследования – физические явления в текстах литературных художественных произведений.

Вид проекта – групповой, внутришкольный, межпредметный (исследование реализуется в предметных рамках физики и литературы).

Модель выполнения группового задания защиты проекта.

Введение – выдвижение гипотезы.

Аргументация:

а) чтение 1 произведения (отрывка произведения), в котором описывается физическое явление;

б) рассмотрение данного явления с точки зрения физики;

в) чтение 2 произведения (отрывка произведения), в котором описывается физическое явление;

г) рассмотрение данного явления с точки зрения физики;

д) демонстрация продукта – чтение текста собственного сочинения (стихотворение, рассказ, эссе, сказка и др.), содержащего описание физического явления.

Ход занятия

Эпиграф (записан на доске).

Наука и искусство две взаимно дополняющие

 друг друга ветви человеческой культуры.

У них одна цель постижение гармонии и красоты мира.

В.М. Чиганашкин

  1. Вступительное слово учителей.

Учитель литературы:

Эпиграфом сегодняшнего занятия служат слова обычного псковского учителя физики Владимира Михайловича Чиганашкина, считавшего, что  в физике нет ничего такого, чего не может понять лирик. Нужно только уметь оказывать воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир ученика, чтобы научные знания воспринимались не только разумом, но и сердцем.

Учитель физики:

Во второй половине 20 века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. И.А. Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал даже шуточную статью, в которой противопоставил царицу наук поэзии. На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии». С другой стороны, знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту.

Учитель литературы:

Известный поэт Вадим Сергеевич Шефнер не стал спорить с великими физиками, но всё же в своё стихотворение «Поэзия» внёс оттенок иронии.

И пусть электронному зрению

Доверено многое, но

Все грани любого явления

Искусству лишь видеть дано.

Пока вычислительный робот

Свершает свой верный расчёт,

Поэзии пристальный опыт

По тысячам русел течёт.

И где - то в работе бессрочной,

Что к лёгким успехам глуха,

С наукой смыкается точной

Точёная мудрость стиха.

Учитель физики:

Не будем умалять значимости лирики, тем более невозможно спорить с великим мыслителем 19 века Львом Николаевичем Толстым, сказавшим, что «наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце». Ведь, действительно, человек живёт в тесной связи с природной средой. И своё отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг него, нередко выражает образно и эмоционально в произведениях художественной литературы.

Учитель литературы:

Поэзия на первый взгляд так далека от точной науки, но, как доказывает жизнь, нет никакого оксюморона между лирикой и физикой. Эти два, как может показаться, противоположных понятия находятся в постоянной взаимосвязи.

Учитель физики:

Всем известно, что ещё в Древней Греции науку и искусство не различали и называли одним словом: «tecne», что означает «умелость», «опытность», «изощрённость». И ваши исследования станут тому доказательством.

Учитель литературы:

Итак, приступаем к защите ваших групповых проектов. А дадут оценку вашим работам независимые эксперты – наши гости. Начнём с 1 группы, рассматривающей физические явления в произведениях древнерусской литературы и в лирике 18 века.

  1. Защита проекта 1 группы.
  2. Разминка (если нужно).

Предлагаем 2 группе продемонстрировать свой проект. Вам необходимо было рассмотреть поэзию 19 века и найти произведения, в которых описываются физические явления.

  1. Защита проекта 2 группы.
  2. Разминка (если нужно).

Пришло время познакомиться с проектом 3 группы, исследовавшей лирику поэтов 20 века.

  1. Защита проекта 3 группы.
  2. Подведение итогов занятия.

Учитель литературы:

Ваши интересные, познавательные даже для нас, учителей, проекты ещё раз подтвердили слова Пушкина, написанные двести лет назад, но актуальные и сегодня:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Учитель физики:

В ходе своих исследований вы убедились в том, что физические явления с давних пор были предметом вдохновения многих поэтов. Почти у каждого великого лирика есть несколько строк о чудесах и загадках этой интересной науки.

Учитель литературы:

В течение жизни человек, читая множество художественных книг, не замечает, что в текстах есть описания явлений, происходящих в природе, основанные на законах физики. Получается, что литература и физика помогают нам изучать окружающий мир.