Бинарное интегрированное внеурочное занятие по литературе и физике посвящено защите групповых исследовательских проектов по теме: «Физические явления в русской литературе».
Мероприятие было проведено в МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Курской области учителем русского языка и литературы, учителем физики, информатики и ИКТ.
Тема занятия «Физические явления в русской литературе»
Класс – 10.
Предметы: литература, физика.
Учителя:
Шелудченко Анна Викторовна (учитель русского языка и литературы),
Нестерова Татьяна Анатольевна (учитель физики и информатики и ИКТ).
Тип занятия – моделирующий, интегрированный.
Методика работы – защита групповых исследовательских проектов.
Формы работы обучающихся на занятии:
– групповая,
– фронтальная,
– индивидуальная.
Образовательные технологии:
- гуманитаризация (предполагает усиление взаимосвязи естественно-научного образования с гуманитарным, то есть более понятным, близким каждому ученику);
– технология проектного обучения;
– интерактивная;
– здоровьесберегающие;
– информационно-коммуникативные;
– технология проблемного обучения;
– развивающие;
– технология модульного обучения.
Цели занятия:
– развитие и совершенствование критического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
– развитие навыков выполнения творческих, литературно-критических и аналитических работ;
– совершенствование важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение материала (навыков анализа и многоплановой интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умений, позволяющих устанавливать как внутри-, так и межтекстовые связи);
– способствовать развитию целостной системы универсальных знаний учащихся, то есть формированию их ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, а именно
личностных: оценивать свои возможности;
регулятивных: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
познавательных: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; через литературные произведения показать значимость физических законов в окружающем мире;
коммуникативных: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Задачи занятия:
– обучающие:
– умение находить описание физических явлений в литературных произведениях;
– умение писать сочинение – рассказ, стихотворение, притчу, легенду, сказку и др.;
– развивающие:
– развивать умение видеть мир в его многообразии;
– развивать умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
– развивать творческую фантазию;
– развивать навыки аргументации и построения суждений на основе известной информации, работы в группе, анализа эпизодов;
– стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания;
– воспитательные:
– развивать познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике;
– воспитывать уважения к науке;
– воспитывать ответственность каждого за конечный результат работы;
– создать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, приборы, демонстрирующие физические явления.
Предполагаемые результаты внеурочного занятия:
– межпредметные связи помогут обучающимся шире, ярче, осознаннее получить представления о мире, сущности физических явлений, взаимосвязи этих явлений в повседневной жизни и существовании многообразного мира материальной и художественной культуры;
– использование литературных произведений и их фрагментов на элективных занятиях поможет развить интеллектуальный потенциал обучающихся, расширить их кругозор, будет побуждать к прочтению художественной литературы и к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению физических явлений через литературные описания, повысит познавательный интерес к различным предметам;
– интеграция предметов будет способствовать формированию гармонически и интеллектуально развитой личности.
Составляющие проекта:
Проблема исследовательского проекта – выяснить, какие физические явления можно увидеть в литературных произведениях.
Цели исследования: найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях русской литературы (I группа – в произведениях древнерусской литературы и литературы 18 века, II группа – в произведениях литературы 19 века, III группа – в произведениях литературы 20 века) и проверить их на соответствие положениям физики.
Задачи исследования:
– изучить источники информации по теме работы;
– найти литературные произведения, в которых описываются физические явления;
– сравнить литературные произведения по признаку правильности описания физических явлений в текстах и законов физики.
Гипотеза: существует много произведений русской литературы, в которых говорится о каких - либо физических явлениях. Если литературное художественное произведение не относится к фантастическому жанру, то описанные в нём явления природы соответствуют положениям физики.
Методика проведения исследования – сбор, анализ и сравнение информации.
Объекты исследования – литературные произведения древнерусской литературы, произведения 18-20 веков.
Предмет исследования – физические явления в текстах литературных художественных произведений.
Вид проекта – групповой, внутришкольный, межпредметный (исследование реализуется в предметных рамках физики и литературы).
Модель выполнения группового задания – защиты проекта.
Введение – выдвижение гипотезы.
Аргументация:
а) чтение 1 произведения (отрывка произведения), в котором описывается физическое явление;
б) рассмотрение данного явления с точки зрения физики;
в) чтение 2 произведения (отрывка произведения), в котором описывается физическое явление;
г) рассмотрение данного явления с точки зрения физики;
д) демонстрация продукта – чтение текста собственного сочинения (стихотворение, рассказ, эссе, сказка и др.), содержащего описание физического явления.
Ход занятия
Эпиграф (записан на доске).
Наука и искусство – две взаимно дополняющие
друг друга ветви человеческой культуры.
У них одна цель – постижение гармонии и красоты мира.
В.М. Чиганашкин
- Вступительное слово учителей.
Учитель литературы:
Эпиграфом сегодняшнего занятия служат слова обычного псковского учителя физики Владимира Михайловича Чиганашкина, считавшего, что в физике нет ничего такого, чего не может понять лирик. Нужно только уметь оказывать воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир ученика, чтобы научные знания воспринимались не только разумом, но и сердцем.
Учитель физики:
Во второй половине 20 века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. И.А. Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал даже шуточную статью, в которой противопоставил царицу наук поэзии. На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии». С другой стороны, знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту.
Учитель литературы:
Известный поэт Вадим Сергеевич Шефнер не стал спорить с великими физиками, но всё же в своё стихотворение «Поэзия» внёс оттенок иронии.
И пусть электронному зрению
Доверено многое, но
Все грани любого явления
Искусству лишь видеть дано.
Пока вычислительный робот
Свершает свой верный расчёт,
Поэзии пристальный опыт
По тысячам русел течёт.
И где - то в работе бессрочной,
Что к лёгким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точёная мудрость стиха.
Учитель физики:
Не будем умалять значимости лирики, тем более невозможно спорить с великим мыслителем 19 века Львом Николаевичем Толстым, сказавшим, что «наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце». Ведь, действительно, человек живёт в тесной связи с природной средой. И своё отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг него, нередко выражает образно и эмоционально в произведениях художественной литературы.
Учитель литературы:
Поэзия на первый взгляд так далека от точной науки, но, как доказывает жизнь, нет никакого оксюморона между лирикой и физикой. Эти два, как может показаться, противоположных понятия находятся в постоянной взаимосвязи.
Учитель физики:
Всем известно, что ещё в Древней Греции науку и искусство не различали и называли одним словом: «tecne», что означает «умелость», «опытность», «изощрённость». И ваши исследования станут тому доказательством.
Учитель литературы:
Итак, приступаем к защите ваших групповых проектов. А дадут оценку вашим работам независимые эксперты – наши гости. Начнём с 1 группы, рассматривающей физические явления в произведениях древнерусской литературы и в лирике 18 века.
- Защита проекта 1 группы.
- Разминка (если нужно).
Предлагаем 2 группе продемонстрировать свой проект. Вам необходимо было рассмотреть поэзию 19 века и найти произведения, в которых описываются физические явления.
- Защита проекта 2 группы.
- Разминка (если нужно).
Пришло время познакомиться с проектом 3 группы, исследовавшей лирику поэтов 20 века.
- Защита проекта 3 группы.
- Подведение итогов занятия.
Учитель литературы:
Ваши интересные, познавательные даже для нас, учителей, проекты ещё раз подтвердили слова Пушкина, написанные двести лет назад, но актуальные и сегодня:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Учитель физики:
В ходе своих исследований вы убедились в том, что физические явления с давних пор были предметом вдохновения многих поэтов. Почти у каждого великого лирика есть несколько строк о чудесах и загадках этой интересной науки.
Учитель литературы:
В течение жизни человек, читая множество художественных книг, не замечает, что в текстах есть описания явлений, происходящих в природе, основанные на законах физики. Получается, что литература и физика помогают нам изучать окружающий мир.