Содержание материала

2019 год в России был объявлен годом театра. А что такое школьный театр?

Это, в первую очередь, коллективное искусство, которое привлекает школьников к многообразной деятельности и раскрывает большие возможности для многостороннего развития способностей личности. Результатом же творческих усилий коллектива является спектакль. Именно он помогает школьникам осознать, что  занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.

 

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Важный фактор для школьного театра – это репертуар. А чтобы показать правдивость произведения, нужно вдумчиво проанализировать его и проникнуться  идейно-художественным замыслом.

Предлагаю вашему вниманию пьесы, переработанные из современных повестей А. Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее» и Ю. Венедиктовой «Я есть!» и поставленные на школьной сцене театральной студией «Поколение». Проблемы, затронутые в данных произведениях, могут подтолкнуть современных подростков и их родителей к общению и послужить  примерами-аргументами  на письменном экзамене по русскому языку в форме ОГЭ в задании 9.3 по направлениям: воспитание, нравственная опора, взросление, совесть, раскаяние, дружба, товарищество, вина, обман.

 

Пьеса по повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак

Переработала материал учитель русского языка и литературы Нестерова Н.В.

 

Действующие лица:

Витя Шевченко – ученик 5-ого класса в1980-ом году;

Женя Архипов  друг Вити;

Оля Воробьева ученица 6-ого класса в 2018-ом году;

Ира Воронько подруга Оли;

Лена Краснопёркина – 1980г. одноклассница Иры, Оли;

Мама Оли (Таня);

Папа Оли;

Елена Васильевна –  классный руководитель в 2018 году;

Тамара Васильевна (Васса) – завуч в 1980 году;

Таня –  старшая пионервожатая 1980г.;

Мама Вити;

Папа Вити;

Дима Мухин (Ястреб) –  одноклассник 2018 год;

Снежана Кравчук (Сушка) – одноклассница 2018 год;

Лев Залманович – комиссар партизанского отряда;

Виктор Александрович – Витя в 2018 году;

Учитель математики 1980 год;

Учитель математики 2018 год;

Учитель истории 2018 год.

 

Действие первое

(ЗНАКОМСТВО с ОЛЕЙ)

Утро 2018 года. Апрель. Звенит будильник. Комната Оли.

Мама: Оля, вставай! Нечего было до 2 ночи в чате сидеть.

Оля убежала на кухню, принесла чашку чая и бутерброд. Прилипла к буку.

Мама: Оля, куда ты пошла? Поешь как человек, за столом на кухне в кои-то веки.

Оля: Мам, ты не понимаешь…Надо посмотреть, что там нового и вообще…вот засада…первым уроком контрольная по математике..ладно…в архив лезть лень…опа…Обезъян разругался с Птицей…

Мама: Оля, тебе выходить через полчаса, а ты в пижаме.

Оля: Щас…Ух ты сообщение от Ястреба: «Привет! У тебя парень есть?».

Мама: Оля, ты в школу все собрала? Идёшь? Жду тебя в машине.

Оля: Щас. Ох и зачем только куда-то уходить, если вот она, настоящая жизнь. Сейчас бы сесть, спокойно ответ написать (зажмурилась от счастья, выключает бук)

Школа. Ученики за партами.

Учитель математики: Здравствуйте! Садитесь! Сегодня проверим ваши знания по теме:………А в эту коробочку я попрошу положить ваши телефоны…вот листики.

Ученики: Как листики, что с ними делать?

Учитель математики: Писать ручками на листиках решения задач.

Оля: Есть шпаргалки? Калькулятор? Как в столбик делить?

Стук в дверь. Заходит классный руководитель.

Елена Васильевна: Уважаемый 6-Б. У меня для вас важное объявление. Слушайте внимательно! (строгим голосом)

Ученики: У нас что, конец света!

Елена Васильевна: Можно сказать, ваша судьба решается. «Постановление Министерства образования от 3 апреля 2018 года». Я коротенько перескажу своими словами.

В связи с излишней компьютеризацией школьников и для проверки их знаний учредить в конце каждого учебного года экзамены. Оценка выставляется по десятибалльной системе и выносится в аттестат зрелости. Это чтоб, мол, мы все годы хорошо учились, а не только последний класс. Да, но самый-то ужас не в этом, а в том, что экзамены эти будут проходить не в виде тестов, а устно.

Ученики: ЧЕГО?

Елена Васильевна: Экзамена три. Русский язык и литература – устно. Математика – письменно, но не на компьютере, а на бумаге, история – тоже устно. Делается это для того, чтоб вы, современные школьники, научились хоть немного владеть устной речью и писать ручкой на бумаге. Экзамены чрез три дня.

Действие второе

(ЗНАКОМСТВО с ВИТЕЙ)

Витя: Ребята, до летних каникул остаётся совсем чуть-чуть...ещё пара контрольных, сбор дневников…и каникулы.

Ребята: Ура! Бегом на улицу в казаки-разбойники играть…

Тамара Васильевна: Витя, задержись! У нас с Таней к тебе разговор как к председателю совета отряда!

(ребята покинули класс)

Тамара Васильевна: Помнишь, Витя, Женя Архипов приносил в понедельник в школу кулич?

Витя: Булку?

Таня: Кулич! (строго посмотрела на Витю. Витя стал кивать головой)

Таня: Что ты киваешь? Языка нет?

Тамара Васильевна: Танечка! Не надо на Витю кричать! Он же не виноват.

Витя: В чём виноват? В том, что мы эту булку…кулич ели не в столовой?

Таня: Но это же вопиюще…

Тамара Васильевна: Виктор, расскажи нам, пожалуйста, как всё было.

Витя: Женя принёс булку в школу, всех угощал, все мы ели. Даже Иру Воронько угостил, хотя перед этим они поругались. Булка была вкусная, сладкая, только немного подсохшая. Всё.

Таня: А о чем вы при этом говорили?

Витя: Не помню.

Тамара Васильевна: Вы говорили о бабушке Архипова.

Витя: Да! Точно! Он говорил, что она булку испекла! (Радостно говорит)

Тамара Васильевна: А зачем она эту булку испекла? (Спрашивает вкрадчиво)

Витя: Ну просто так…кажется

Таня: Вот! Тлетворное влияние! Ты же никогда не врал! Ты же председатель совета отряда! Отличник! У тебя папа – партийный работник!

Тамара Васильевна: Эх, Виктор, Виктор (покачала головой) Разве этому я тебя учила? Разве так поступал Павлик Морозов, имя которого носит наша дружина?

Таня: Между прочим, мы боролись за это право с пятидесятой школой! И победили!

Тамара Васильевна: Итак, ты не помнишь, для чего бабушка Архипова испекла этот кулич?.. Ладно, придётся напомнить…бабушка Архипова испекла этот кулич…пасхальный кулич к религиозному празднику Пасхи.

(Витя стоит не шевелясь)

Тамара Васильевна: бабушка Архипова таким образом пытается…

Таня: Пытается охмурить! И завлечь в сети религиозного дурмана.

Тамара Васильевна: Вот именно! И что ты собираешься делать по этому поводу?

Витя: Мы больше не будем…

Тамара Васильевна: Итак, ты должен сказать Жене Архипову, чтобы он перед всем классом заявил, что Бога нет! И ему стыдно за поступок бабушки! Если не скажет, мы его из пионеров исключим…Классное собрание завтра…До свидания!

Действие третье

(Перемещение героев)

Витя: Ну какой же это вопиющий случай? Как я могу осуждать друга? У него же добрая бабушка, он её любит… За что исключать из пионеров? За что исключать из школы?

Оля: Зачем запоминать для устных экзаменов тексты? Я же могу их загуглить…и мне не надо самой придумывать красивые фразы...Почему все называют нас роботами? Просто мы живем в двух измерениях –  и в реале, и в виртуале. У нас в виртуале нет границ, мы все равны. У нас нет комплексов, каждый то, чем он хочет быть. Нам здесь хорошо…Взрослые оставьте нас в покое…

Действие четвёртое

(Новый дом и новые друзья. Перемещение Оли в 1980 г.)

Оля: Мама…Мама!

Мама: как же ты нас напугала, доченька! (мама тихонько плачет и обнимает дочь)

Оля: Подумаешь, голова заболела…что ты?

Мама: Мы еле в скорую дозвонились, автомат во дворе сломался, папа аж к магазину бегал…

Оля: Мам, открой окно, чего так темно? И зачем нам эти шторы?

Мама: Шторы?..Что значит зачем? Висят и висят…

Оля: Мама, где комп?

Мама: Где что?

Оля: Вот не надо дурочкой прикидываться! Ты знаешь, у меня вчера не от него голова болела, а из-за экзамена.

Мама: Какого экзамена? Ты о чём? Как ты со мной разговариваешь?

Оля: Где комп? (носится по комнате в поисках бука) Я всё равно его найду!

Мама: Оля, перестань! Тебе нельзя вставать, а ну-ка ложись! И волноваться нельзя….

Оля: А зачем вы мебель переставили?

Мама: Что? (мама прикладывает руку ко лбу дочери)

Оля: Мама, что это за шкаф? Какой безобразный цветок…Мама, а что на тебе за прикид? (мама стояла в бесформенном халате и тапочках в клеточку) Мама, откуда эти вещи? На какой помойке ты их откопала? Что с тобой случилось?

Мама: Успокойся, Оленька! Ничего, ничего…доктор сказал, это может быть. Но пройдёт.

Оля: Мама, что со мной? Я долго болела? Где я, мам? Мне надо пройти квест? Где подсказки?

Мама: Всё восстановится, ты все вспомнишь. Просто температура была слишком высокая.. Ты поспи, пойдем я тебя уложу.

Действие пятое

(Новый дом и новые друзья. Перемещение Вити в 2018 г.)

Витя: Где мой книжный шкаф?

Мама: Сынок, ты проснулся? Тебе плохо? Голова болит? Ну-ка, молодой  человек, позвольте ваш пульс!

Витя: Мама, а где мой книжный шкаф? и мои любимые книги?

Мама: А какой сейчас месяц?

Витя: Апрель.

Мама: Правильно. А как вас зовут, молодой человек?

Витя: Виктор…

Мама: А какие книги у тебя были в шкафу?

Витя: «Что такое? Кто такой?», «Пионеры-герои в годы войны», «Настольная книга пионера Советского Союза»

Мама: Так, с меня хватит…видно за компьютером пересидел. На-ка, выпей, доктор тебе успокоительное выписал, у тебя вчера высокая температура была. Доктор сказал, что тебе много спать надо…

Оля: Мама…мам…

Мама: Что Оленька?

Оля: Мама, что со мной?

Мама: Не знаю? Врач сказал, что ты поправишься, только нужно время.

Оля: Мам, почему всё так изменилось, пока я болела?

Мама: Олюшка, ничего не изменилось. Просто…Просто ты забыла многое. Это ничего…Ты поправишься!

Оля: Ладно, мам, я встаю. Дай пожрать что-нибудь.

Мама: Не груби, Оля! Сейчас принесу.

(Мама принесла молоко в треугольном пакете и гренки)

Оля: О…гренки, мои любимые! Молоко такое прикольное…

Мама: Прикольное…

Оля: Я никогда такого не видела. А где папа?

Мама: Папа на заводе, у него первая смена.

Оля: А что же он не позвонит? Хотя бы на мобильник?

Мама: Куда? Оля, не напрягайся…всё будет хорошо…на дворе же двадцатый век и сейчас всё могут вылечить…

Оля: Двадцать первый…(заплакала)

Мама: Доча, тебе плохо? Ты только не плачь…

Оля: Просто скажи мне, какой сейчас год?

Мама: 1980-ый. (с опаской поглядывает на дочь) Может скорую?

Оля: Нет, не надо. Я посплю (натянула на голову одеяло).

Мама: Хорошо…отдыхай… (уходит из комнаты)

Оля: (одна) Ничего, выживу. Выживу и разберусь со всем этим.

Я поняла, что случилось! Просто я попала в компьютерную игрушку, в квест навороченный. И что мне теперь нужно сделать? Нужно выполнить задания, пройти по уровням и в конце… В конце вернуться домой. Знать бы, что для этого нужно сделать…Хоть бы намекнул кто. Ну неужели у них и домашнего телефона нет…как они живут?

(Комната Вити)

Витя: (ходит по комнате и пытается включить огромный телевизор)

Диктор: Доброе утро! Сегодня 13 апреля 2018 года…

Витя: Значит, я в будущем. Это факт. Почему? Зачем? Я, конечно, читал «Машину времени», но там всё понятно – человек сел и поехал. А я? Заснул в одном году, проснулся через…Ладно, неважно. Может, это какой-нибудь секретный эксперимент? Теперь понятно, почему мне никто ничего не объясняет: это такие условия эксперимента. Я должен выполнить какое-то задание…Какое?

(В комнату заходит мама)

Мама: Сынок! Что случилось? Тебе плохо?

Витя: Всё отлично, мама! Только голова немного кружится. Можно пойти погулять?

Мама: Голова…это от таблеток…А погулять, можно! Давай в парк прокатимся!

Витя: Давай…поедем на автобусе или ты вызовешь такси?

Мама: Такси? (удивленно) Шутник…иди умывайся, я на стоянку за машиной!

Витя: Ты водишь машину? Ты же велосипеда боялась…

Мама: Витя, нам пора на свежий воздух…

(Комната Оли)

Оля: (после звонка в дверь, подошла к ней) Алле?

Ира: (продолжает звонить в дверь) Оля, открывай! Это я, Ира!

Оля: Я вас не знаю!

Ира: Ой, Олечка, а я не поверила. Ко мне твоя мама утром зашла и попросила тебя проведать. Сказала, что ты заболела сильно и многое забыла, а я ей не поверила. Оль, это ж я, мы с тобой за одной партой сидим.

Ира: Олечка, ты открой! Я тебе помогу всё вспомнить. Оля-я-я…

Оля: «Сейв, сейв, контрол эс» (открывает дверь)

Ира: Олька, ты чего так смотришь?

Оля: Как?

Ира: Странно как-то? Ой, а чего это вы шторы сняли? Стирать? А представляешь, мне вчера Женька сказал, что если б он полетел на Луну, он мне оттуда открытку прислал. Как ты думаешь, это значит, я ему нравлюсь? Или он так, треплется, как обычно?

Оля: А что ты мне принесла?

Ира: А что, я что-то должна была принести? Точно! А я и забыла! Смотри, что у меня есть!  достаёт из кармана маленькую бумажку, как величайшую ценность)

Оля: Что это? Это ключ?

Ира: Это Дональд Дак! У Катьки вчера выменяла. Помнишь, ей в прошлом году дядя жвачку из-за границы привёз?

Оля: Не помню.

Ира: Оленька. Ты не переживай, я тебе все расскажу.

(Ира накинулась на Олю и стала её обнимать)

Олечка, я так соскучилась, в школе без тебя плохо. Катька со Светкой, Ленка с Наташкой, а я всё одна и одна. А ты когда придёшь?

Оля: Ты мне обещала про жвачку рассказать.

Ира: Ах, да…Ну жвачка. У Катьки выменяла. Хочешь подарю?

Оля: Как выменяла?

Ира: На то синее стёклышко, помнишь?

Оля: Не помню.

Ира: Ой, Оля-а-а-а…(прижалась щекой к Оле и заплакала)

Оля: Не плачь! Лучше рассказывай!

Ира: Да, я не знаю, что рассказывать! Это наш с тобой любимый фантик, ты его тоже хотела, а Катька нам его не давала. А вчера она вдруг говорит: «Давай меняться, стёклышко на Дака!» Ну, я и согласилась. Они «секретики» делали во дворе, и нужно им было синее стёклышко. А я наигралась уже, оно мне надоело.

Оля: А зачем мне нужен был этот фантик?

Ира: Как зачем? Чтоб был. Красиво.

Оля: А жвачка где?

Ира: Да съели давно. Её ж год назад привезли, ты что, не помнишь? Ах, да…А хочешь, я тебе покажу, где твоя коллекция лежит?

Оля: Хочу.

(Ира бодро из-под кровати достала коробку с фантиками, бусинками, стекляшками.)

Оля: Если ключ где-то здесь, я его никогда не найду.

Оля: Ира, я уже наигралась на сегодня!

Ира: Хорошо! Давай почитаем! (Хватает с полки книгу и начинает листать)

Прочитала?..А все-таки молодец Алиса, правда? А я вот думаю, я б, наверное, испугалась. А ты?

Оля: Слышу голос из прекрасного далёка… (Ира, не обращая внимания на

Олю, продолжает говорить…)

Ира: Я сколько книжек читаю, всё время думаю, что я б так не смогла. Они все в книгах герои...Все смелые. Например, пионеры-герои: Марат Казей, Зинаида Портнова, Володя Дубинин…Они ж как мы были, дети, а уже Родину защищали. Или вот Алиса…С космическими пиратами сражается…Хотя Алиса, она из будущего, наверное, тогда все люди будут героями. Как ты думаешь?

Оля: (Говорит тихо) Как же её выключить? Мне нужна передышка. Выйти бы из игры, попить чего-нибудь. (громко) Я чаю хочу!

Ира: Давай попьем! (тащит чайник)

Оля: А где вода?

Ира: В смысле?

Оля: Где кулер? Где фильтр?

Ира: Оль, ты плохо выглядишь….Молчишь всё время. И вообще какая-то странная. Даже про будущее мне не ответила.

Оля: А что отвечать?

Ира: Ну что-нибудь. Что ты думаешь, то и ответь.

Оля: Я ничего не думаю

Ира: Ладно, пойду воды из-под крана наберу и чайник поставлю…

(Заходит мама с двумя авоськами в руках)

Мама: Олька, ты только посмотри, что я достала? (Оля подошла к сумкам и  

спокойно сказала)

Оля: Ничего интересного. Еда так еда.

Ира: Ой, ничего себе! Тётя Таня, давайте я вам помогу разобрать.

Мама: Представляешь, Оля, нам сегодня на работе заказ дали. Ну первое ж мая скоро. Посмотри, там печень трески и шпроты. И горбуша! И сгущенки две банки! И вот иду я с этой сумкой домой, а у нас рядом с работой гастроном есть, дай, думаю, зайду. Захожу и, как чувствовала, подхожу к колбасному отделу, а там у нас девочка-продавщица знакомая есть, и она мне глазом мигает. Я сначала удивилась, а потом решила подождать, подхожу поближе, а тут колбасу выносят! Ты посмотри, трёх сортов! Трёх! Вареная, сервелат и сухая. Жаль, всего по палке давали, а то б я больше взяла. А пока я стояла, в соседнем отделе кур выбросили. Ну что за день такой удачный! Давайте я вам, девчонки бутербродов сделаю! Вот папа придёт, обрадуется!

Ира: Тётя Таня, а вы долго стояли?

Мама: Да нет, часа два в общей сложности. Нормально. Жаль, конечно, хотела себе сегодня ногти накрасить, теперь уже поздно возиться. Эх, всё время что-то не успеваешь! Ладно, теперь вы рассказывайте, что вы тут делали весь день.

Ира: Мы сначала играли, потом читали.

Оля: Я устала...пошла спать..

Мама: Ира, не обижайся! Она еще не оправилась…мы же ей поможем.

Ира: Да, тетя Таня...До свидания! Спасибо за бутерброд!

Оля: (сидит на кровати) Что там сейчас на форуме происходит? Интересно, заметил ли кто-нибудь, что Синички нет? Там у них весело, небось, сто страниц написали. К экзаменам готовятся…Вот дуреха, если я здесь, то и экзамены идиотские сдавать не нужно! Интересно, я, когда доиграю и выберусь отсюда, я куда попаду? В тот же день, откуда ушла, или позже? Хорошо бы месяцок перекантоваться и уже после экзаменов вернуться домой.

Мама: Оля, я посоветовалась с доктором, он сказал, что тебе лучше в школу пойти. Там друзья, они тебе помогут. Это лучше, чем одной дома сидеть

Оля: Хорошо. Игра выходит на новый уровень! Завтра я выйду из дома!

Действие шестое

(Комната Вити)

Мама: Проснулся? Есть хочешь?

Витя: А что ты делаешь?

Мама: Общаюсь…Тебя покормить?

Витя: Да нет, я же сказал…А с кем?

Мама: С подругой…Погоди пять секунд!

(Витя подошёл к маме, обнял её сзади за плечи)

Витя: Мам…а ты научишь?

Мама: Ой, прости…Что ты сказал?

Витя: Научи меня, пожалуйста, этому всему.

(Витя кивнул на клавиши перед мамой)

Мама: Я! Тебя?!

(В комнату зашёл папа)

Папа: А вот ты где? А что это вы тут уединились? То есть удвоились?

Мама: Саша, Витя просит, чтобы я научила его работать на компьютере…

(Папа переводил взгляд с мамы на Витю и обратно…потом захохотал и стал трясти руку Вити)

Папа: Молодец! Фамильное чувство юмора! Гены пальцем не размажешь!

(Мама и Витя не поддержали смех папы, тот насторожился)

Папа: В смысле?

Витя: Это из-за болезни. Из головы всё вылетело. Пап, а у тебя есть инструкция к этому… к компьютеру?

Папа: Инструкция?..Ладно, будет тебе инструкция. Вместе с инструктором.

(Папа занял место мамы на стуле с буком)

Папа: Итак. Устройство компа. Комп состоит из монитора, клавиатуры…Держи…будем играть?

Витя: Я не умею…

Папа: Интернет – это Всемирная паутина, где мы можем найти ответы на любые вопросы…Сначала надо придумать пароль…потом кликнуть мышкой сюда и ты на месте…

(Заходит мама)

Мама: Живо завтракать!..Саша! Ты, как маленький, честное слово!

Папа: Лучше качать через торренты, хотя при нынешних скоростях уже без разницы. Но учти, антивирь должен быть все время включен…

(Уходят со сцены…звучит музыка несколько секунд, вбегает Витя, садится за комп)

Витя: Комп – это что-то, это не телевизор! Нужно повторить, все, что говорил папа…Ага, нажал, окошечко…надо ввести пароль, хорошо, что я записал на бумажке…сейчас…Если у меня не получится, меня исключат из эксперимента…и маму, и папу тоже…Как же открывается этот ИНЕТ? Ура! Ого...Как всё интересно! (Звучит музыка, Витя изучает сайты, заходит мама)

Мама: А я-то радовалась, что ребёнок от компа  отлип… Закрывай…выключай   и спать….

Витя: Хорошо, мамочка…Спокойной ночи!

Действие седьмое

(Школа 1980-ый год)

Мама: Оля, вставай…я тебе форму принесла…одевайся. (Мама надевает темный пиджак, красит губы…Оля оделась…мама повязала ей на шею    красный галстук)

Оля: Слушай, мам, а почему ты всё время в такой мрачной одежде ходишь?

Мама: В какой мрачной? Нормальный деловой костюм.

Оля: Почему такой тёмный? И юбка тебе совсем не идёт.

Мама: Что значит «не идет», нормальная юбка. Ольга, что-то ты многое себе       позволяешь!

Оля: Мам, но что ты сразу обижаешься! Просто ты одеваешься, как будто ты…зрелая женщина!

Мама: А я какая? Оль, мне уже 38 лет! Я давно не девочка. И у нас не принято ходить на работу абы в чём. У нас солидный институт. Нашему отделу, между прочим, в следующем году разрешили ещё две кандидатские защитить. И премию обещали поднять квартальную, если план выполним.

Оля: А где машина?

Мама: Какая машина? Быстрей, пешком до школы. Тебя Ира у подъезда ждёт.

Ученик 1: Как дела?

Ученик 2: Ты пришла?

Ученик 3: На урок идём? (Звенит звонок на урок.)

Оля: Ура! Спасательный круг.

(Заходит в класс учитель математики)

Учитель математики: Садитесь! Дежурный раздайте самостоятельную! (Класс загудел…у-у-у….ы-ы-ы…)

Учитель математики: Вариантов пять, решаем быстро, это работа на 20 минут. (все стали строчить ручками на листах, Оля долго вспоминала, как держать ручку и писать ею) Воробьева, что сидим. У тебя осталось пять минут.

Ира: Чего застряла?

Оля: А как это поделить? Комика же нет.

Ира: В столбик….

Учитель математики: Разговорчики! Воробьева, Воронько, сейчас отберу работы! (Оля гипнотизирует листик и чуть не плачет…звонок с урока)

Учитель истории: Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с Древней Грецией. Итак, об Олимпийских играх нам расскажет…к доске пойдет…Архипов!

Архипов: Олимпийские игры в Древней Греции впервые были проведены приблизительно в 776 году до н.э.. Они получили свое название благодаря древнегреческому городу Олимпия, в котором они проводились 1 раз в 4 года. Олимпийские игры представляли собой состязание в таких видах спорта как езда на колесницах, пятиборье, боевых искусствах. Олимпийские игры также носили религиозный характер, так как посвящались верховному древнегреческому богу Зевсу, который пользовался особенным уважением греков, будучи богом грома и молний. На время проведения Олимпийских игр, греки объявляли временное перемирье со странами, с которыми учувствовали в военных конфликтах. Каждые Олимпийские игры были настоящим праздником для греческого народа. 

Учитель истории: Садись, Архипов, пять!

Оля: Как пять? За такой ответ нужно две десятки ставить.

Учитель истории: Воробьева, ты хочешь продолжить? К доске! Оля, продолжай с того места, где Архипов остановился…Женя, подскажи.

Архипов: Следующий пункт в параграфе про историю Олимпийских игр.

Учитель истории: Воробьёва, ты готова к уроку? (Оля покачала головой)

Тогда садись, два! (Звонок с урока)

Ира: Оля, тебе плохо?

Оля: Я устала от всего этого, я домой хочу!

Ира: Но у нас еще пионерское собрание…

(в класс зашли Васса и Таня)

Васса: Начинайте!

Таня: Тема сегодняшнего собрания – безответственное поведение вашего одноклассника Евгения Архипова, который поддался тлетворному влиянию религиозного дурмана. И пытался затащить в эти же сети своих друзей. Я попрошу председателя совета отряда Лену Краснопёркину изложить суть дела.

Лена Краснопёркина: Евгений Архипов принёс в класс кулич и собирался им отравить всех в классе. Но мы хотим дать Евгению шанс исправить свою ошибку. Мы, пионеры пятого «Б» класса, хотим, чтобы ты, Женя, вышел сейчас к доске и сказал, что был неправ.

Архипов: (хрипло) Это было заблуждение. (Васса довольно и царственно кивнула)

Лена Краснопёркина: (покосившись на Вассу) А теперь, мы, пионеры 5 «Б» класса, хотим, чтоб ты осудил свою бабушку, которая по неграмотности….

Архипов: Нет.

Таня: Женя.

Архипов: Я не буду осуждать бабушку. Я её люблю!

Таня: Женя, ты, конечно, любишь бабушку. Но, согласись, она поступила не по-советски.

Васса: Архипов, ты же пионер, ты же не можешь любить бабушку больше, чем пионерскую организацию.

Архипов: Могу!

Васса: Что? В таком случае мы будем с тобой по-другому разговаривать! Лена, ставь вопрос на голосование!

Лена Краснопёркина: Какой вопрос?

Васса: Об исключении Евгения Архипова из пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина!

Лена Краснопёркина: Кто «за»? (класс молчал и бездействовал)

Васса: Кто «за»? (Все, кроме Оли стали поднимать руку) Кто «против»?

Таня: Оля! Но почему?

Оля: Потому что в пионеры должны принимать лучших, а принимают всех. А Женя – он действительно лучший. Он отвечает так, как я никогда не смогу ответить. И если уж его исключать, то нужно исключить и меня.

Васса: (прошипела) Да, учится он хорошо, но учёба – это ещё не всё. Есть ещё и моральный облик. А он у Архипова отсутствует.

Оля: Но кулич же его бабушка испекла, а не он.

Васса: Ну и что! Он же принёс эту гадость в класс! А в следующий раз он икону принесёт, и что? А потом заставит всех молиться! Может, и ты с ним помолишься?

Оля: Я не умею.

Васса: Так он тебя научит! Что у вас в классе творится? У нас тут не пионерская организация, а…просто не знаю, как это назвать!

Таня: (усадила Олю) Архипов единогласно исключён из пионеров решением совета отряда! (Снимает галстук с шеи Жени и кладёт его на парту)

(Васса и Таня уходят из класса, забирают Иру с собой)

Ученик 1: Ну ты даешь! Против Вассы пошла!

(Ира возвращается надутая, берет портфель)

Оля: Ты куда?

Ира: Домой! Мне из-за тебя так влетело! Танечка доверила мне шефство над тобой, а ты меня подвела! Подруга называется! (Ира ушла)

(Оля забирает галстук с парты и выбегает из класса)

Действие восьмое

(Школа 2018-ый год)

(Витя встает самостоятельно)

Витя: (удивлённо) Почему меня никто в школу не поднимает? Странно? Интересно, школа в эксперименте вообще предусмотрена?..Должны же меня чему-то учить… (берет комп) Вспомним, как работает…Так поиск…посмотрим, что такое эксперимент...ОГО…он бывает физический, биологический, театральный, химический, а даже социальный какой-то.

(в комнату заходит мама и трясет по плечу сына)

Мама: (сердито) Ты завтракать идёшь?

Витя: Извини, мам, я не слышал?

Мама: При чём тут слышал? Я в аську тебе уже сто раз написала! (мама выхватывает мышку и щелкает…) Ты что вообще никому не отвечаешь? Господи имена какие-то странные: Сушка, Красавчик, Ястреб, Кровопийца.

Витя: Сейчас отвечу!

Мама: Потом ответишь! Марш на кухню! А потом в школу! Кстати, карту не забудь!

Витя: Какую карту?

Мама: По которой тебя в школу сканер пропускает, шутник!

(Уходят со сцены. Школа 2018 год)

(Витя достаёт дневник и видит 6-Б.)

Витя: 6-Б!.. Стоп! Как шестой? Я же только в пятом учусь? Неужели я пролежал в этом…анабиозе целый год!

Учитель математики: Напоминаю, что сегодня у нас важный тренинг…Я тут успел заметить, что некоторые до последней секунды готовились к сегодняшнему испытанию. Еле на урок успели. Даже нотик подключить не успели. (Витя полез в сумку за нотиком). Поздно пить «Боржоми»! Шевченко! К доске!

Витя: Я болел!

Учитель математики: Ничего! Будем повторять пройденное. За год. Хм…Площадь круга?

Витя: Пи эр квадрат!

Учитель математики: Что такое биссектриса угла?

Витя: Биссектриса угла – это луч, исходящий из вершины угла и делящий угол на два равных угла.

Учитель математики: Что такое ось симметрии?

Витя: Ось симметрии – это середина тела, которая делит его на две части.

Учитель математики: Ничего себе…Вот видите! Ничего сложного тут нет! Вышел и всё рассказал! Ладно девятка, пару раз оговорочки все-таки были.

Садись…Так следующий к доске Снежана Кравчук. Давай, давай, Шевченко смог, а ты что глупее! Чтобы облегчит тебе задачу, буду задавать тебе такие же вопросы, как и Шевченко. Длина окружности?.. Давай…вспоминай!

Снежана: А варианты ответов какие?

Учитель математики: Никаких вариантов. Думай! (Тяжело вздохнул) Ладно, напиши на доске. (Снежка пишет еле-еле) Вот видишь! Ты же знаешь! А теперь словами скажи!

Снежана: Эс равно …два…пэ…эр.

Учитель математики: Не «пэ», а «пи»! А теперь!

Снежана: Эс…два…пи…эр.

Учитель математики: Садись! Всё с тобой ясно! Артёмов!...?

Артёмов:………..

Учитель математики: Как же так?! Шевченко, не самый умный в классе, может у доски отвечать, а все наши хвалёные отличники…пузыри пускают! А экзамен никто отменять не собирается, имейте в виду! (Звонок)

(перемена, все чатятся в мобилках, Витя стоит один, к нему подходит Ястреб)

Ястреб: Я всё понял! Ты Биг Билл!

Витя: Я не Биг…я Витя Шевченко!

Ястреб: Нет! Ты Биг Билл! Как ты заболел...его в аське нет. На эсэмески не отвечает. В чате нет. Ты Биг Билл!

Витя: Ну…наверное. А тебя как звать?

Ястреб: Я…стреб.

Витя : Ты Стреб?

Ястреб: Не ори! Хочешь, чтобы мой ник все знали? И не Стреб, а Ястреб! Птица!

Витя: (шёпотом) Извини, я никому не скажу.

Ястреб: А ты-Биг Билл! Так и знал! Давай в привате початимся!

Витя: Стоп! Давай без привата! Он у меня…сломан.

Ястреб: Приват? Сломан?

Витя: Ну… почти. Давай мы так поговорим. Языком. (Ястреб посмотрел на Витю, потом на телефон, потом опять на Витю). Слушай, я ..когда болел….в общем не всё теперь понимаю. Это после болезни. С головой что-то. Мне врачи прописали голосом все время говорить.

Ястреб: А…ну тогда понятно! Слушай, а как у тебя получается так хорошо отвечать? Ты долго учился этому?

Витя: Просто говорить и всё. Чем больше говоришь, тем легче.

Ястреб: А сколько нужно в день тренироваться?

Витя: Часа два, а лучше три. Мне врач так посоветовал.

Ястреб: Давай начнём общаться.

Витя: Хорошо. Давай. Пока я болел, что у вас нового произошло?

Ястреб: Ничего. Учились. Болтали в чате. Новый «ДаркМортал» вышел…

Витя: Так не пойдёт. Давай сначала в города сыграем?

Ястреб: Это стратегия? Или Эр-пе-ге?

Витя: Города – это города. Это специальная игра, чтобы речь развивать. Я говорю город, например, Москва. А ты должен придумать город на «А».

Ястреб: Почему на «А»?

Витя: Потому что «Москва» кончается на А.

Ястреб: Хорошо. Архангельск.

Витя: Курск.

Ястреб: Красноярск.

Витя: Калуга. (К ним подходит Сушка).

Сушка: А что вы делаете?

Ястреб: Учимся говорить, чтобы сдать устные экзамены.

Сушка: Я тоже хочу сдать экзамены. А можно с вами?

Витя: Отлично. Втроём веселее! Давайте сначала представимся. Я –Шевченко Витя.

Ястреб: Я – Дима Мухин.

Сушка: Я – Снежана Кравчук.

Витя: Молодцы! Пойдемте ко мне домой, чаю попьём с чем-нибудь вкусненьким и я научу вас играть в «сломанный телефон»!

Действие девятое

(Уходят со сцен, появляется класс 1980 года)

Архипов: (тихонько подошёл к Оле и положил перед ней на парту свёрток) Это тебе! (и сел за другую парту)

Оля: (развернула свёрток и начла кушать пирожки) М,,,М,,,как вкусно!

Ира: Как пахнет! Кто угостил?

Оля: Женя…

Ира: И ты взяла?

Оля: Ну и что?

Ира: Он же не пионер…

Оля: Что ты за бред говоришь? Вы же сами его исключили, причём несправедливо.

Ира: Оля...я...я, мы же подруги, ну почему ты со мной так разговариваешь?

Оля: Как так? Что опять не так? Достали меня эти ваши уси-пуси и шу-шу –шу по углам. То же мне, друзья, называется! Как списать, так у Архипова, а как голосовать, так за исключение. Свиньи!

Краснопёркина: Между прочим, Оля, если ты будешь продолжать себя так вести, то мы и тебя исключим из пионеров!

Оля: Да пожалуйста!

Краснопёркина: А ты, Воронько, подумала бы, с кем дружишь. И с кем за одной партой сидишь?

Ира (пролепетала): Куда же я пересяду.

Архипов: Я один сижу. (Оля встаёт и садится к Архипову)

Оля: Спасибо за пирожки. Они очень вкусные. Я никогда таких не ела.

Архипов: Пожалуйста, это бабушка пекла. Я рассказал ей про бойкот в классе и про тебя. Она сначала распереживалась, а потом сказала, что всё это к добру, я мало потеряю, а многое найду. Главное, сердце своё слушать.

(Оля и Женя несколько секунд смотрят друг на друга)

Оля: Женя, а я в столбик считать забыла и пояснения к задачам тоже

Архипов: Не переживай…(на листике начинает объяснять…..)

Музыка Припев Мокрые кроссы.

Пойдём, я тебя с бабушкой познакомлю, она пирожки научит тебя печь.

(Оля и Женя уходят. Женя берёт две сумки)

(Комната Оли 1980 год)

Папа Оли: Оля, ты пойми, если уж это дело дошло до моей работы, тут шутки кончились. Это тебе не игрушечки, не «хи-хи» и не «ха-ха». Ещё не хватало, чтоб тебя из пионеров исключили!

Оля: Папа, да дались вам эти пионеры!

Папа Оли: Ольга, всё! Я тебе объясняю ещё раз, шутки кончились! Ты где вообще таких слов нахваталась? Что значит «дались вам пионеры»?

Оля: Пап, вокруг враньё, и все же это знают! Пионеры никакие не самые лучшие, пионеры – все!!! Ну и что с того, что Краснопёркина – председатель совета отряда? Она ябеда и склочница! И почему я должна брать с неё пример?

Папа Оли: Оля, такие вопросы не обсуждают!

Оля: Но почему? Почему?

Папа Оли: Не обсуждают, и всё!

Оля: Пап, Женя хороший, а его не за что выгнали. Ну почему за него нельзя вступиться, почему?

Папа Оли: У Жени есть свои родители, вот они пусть и вступаются. И папа у него, между прочим, партийный работник. Вот пусть и разбираются сами.

Оля: Но почему сами? Неужели всем всё равно?

Папа Оли: Ольга, у меня работа! У нас очередь на квартиру! Что ты хочешь, чтоб я всем этим рисковал ради какого-то Жени?

Оля: (сквозь слёзы) Он не какой-то там…он самый лучший…Мам, раз ничего нельзя сделать, переведите меня в другую школу..

Мама: Ты что, совсем с ума сошла? Куда перевести? Кто тебя туда возьмёт?

Оля: Ну ма-ма-а-а-а...

Мама: Ольга, я не позволю тебе сломать нашу жизнь! Ты ещё ребёнок, ты не понимаешь…Ты сейчас наделаешь глупостей, а потом вся жизнь коту под хвост!

Папа: Если заставят тебя отвести к психиатру, то всё. Жизнь закончена! Ты никогда не поступишь никуда! Ты работать нормально не сможешь! Никаких общений с Архиповым! Понятно! А сейчас ложись спать!

(Комната Вити 2018 год, одноклассники играют в игру «Я знаю 5 названий»)

Ястреб: Я знаю пять названий фруктов: яблоки, апельсины, бананы, груши, мандарины.

Сушка: Я знаю 5 названий цветов: фиалка, астра, георгин, гладиолус, пион.

Витя: Ребята, у нас остался последний день для подготовки, завтра уже экзамены…

Ястреб: Спасибо тебе, Витя! Благодаря тебе я опять пишу ручкой и могу формулировать ответы по математике.

Сушка: А я девятку по истории поучила

Одноклассник 1: А я восьмёрку по истории и десятку по математике

Одноклассник 2: Витя, а я перестал бояться устных экзаменов

(Заходит мама в комнату)

Мама: Ребята, мы с родителями за чашечкой чая уже наговорились, завтра для всех трудный день, пора разъезжаться…

(Ребята уходят, а Женька берёт комп)

Витя: Почитаю немного…исторический сайт…кто-кто…так это Любовь Александровна Архипова…Ого!

(Главные герои возвращаются в свои времена)

Действие десятое

(Собрание в 1980 году)

Танечка: Поскольку председателя совета отряда сегодня нет….

Витя: Здравствуйте! (Заходит в класс со Львом Залмановичем). Это товарищ из обкома. Вы не против, Тамара Васильевна? Тема сегодняшнего собрания поведение пионера отряда Жени Архипова.

Танечка: Возмутительное поведение! (Васса сердито на неё зыркнула)

Витя: Поведение, которое возмутило многих в нашей школе. Напоминаю, что наш одноклассник Архипов принёс в школу пасхальный кулич и даже угощал им всех нас. Даже меня… Архипов мог решить проблему, попросив у нас прощения и признав, что его бабушка…что его бабушка кругом не права! И теперь перед нами стоит вопрос, что с ним делать?

(Танечка пытается встать и что-то сказать, но Васса её хватает за руку и строго смотрит на неё)

Но прежде, чем решить вопрос с Архиповым, мы должны разобраться с его бабушкой. Как стало известно, буквально сегодня, Любовь Александровна Архипова, бабушка Жени, была активной участницей партизанского движения. Хочу вам представить нашего гостя, Лев Залманович – комиссар партизанского отряда. Пожалуйста, Лев Залманович, расскажите, как всё было.

Лев Залманович: Я молодой тогда был.16 лет. Но боевой, горячий. На железку раз десять ходил. А еще языкастый был – ужас! Наверное, за это меня комиссаром и назначил наш командир. Он суровый был. Майор, из окруженцев, Парамонов Селиван Антонович. И однажды меня отправили на задание. Нужно было провести агитбригаду среди евреев нашего гетто. Мы узнали, что гетто будут ликвидировать, вот меня и послали предупредить наших…Так никого и не уговорил, а когда уходил, погоня за мной отправилась. Я так думаю, кто-то из наших немцам сказал. Я уходил через Стриёвку, а там полицаи с собаками. Заметили меня, окликнули. Я – бежать, они – стрелять. И зацепили, гады. Бегу, рану рукой зажимаю, но…Решил я, что всё, отбегался…И вдруг у крайней хаты – девчонка. Тоненькая, как былинка. Наверное, моя ровесница, или даже моложе. Машет-  мол, давай ко мне. Я – к ней. Она, ничего не спрашивая, в подпол меня, а дверцу ковриком закрыла, сундуком задвинула… (тихо рассмеялся) Я лежу там, скорчившись, думаю: как она, такая маленькая, сундучище сдвинула? А потом полицаи ворвались…Орать начали…Обыскали всё, а потом её бить начали сапогами…Если бы не сундук этот, выскочил бы и голыми руками…Она же девчонка совсем была!.. (попил воды). Девчонка жива оказалась…Как вылезал, не помню и как в отряде очутился…я к тому времени много крови потерял…Начал спрашивать о своей спасительнице, узнал, что зовут её Люба Пригодич…я отправил ребят за Любой…но они сказали, что дом сожгли и остались одни головешки…А благодаря Вите я узнал, что моя спасительница выжила. Сразу после войны она встретила хорошего человека Ивана Архипова, и вышла за него замуж. А в тот вечер она меня бросила, чтобы облаву от меня в лесу отвести. Сама-то легонькая, по болоту, как по суши, ушла. Но перед этим увела полицаев с собаками в сторону. А потом прибилась к другому отряду….

Витя: Лев Залманович! Про медаль….

Лев Залманович: Ах, да! Командир наш подал представление на Любовь Александровну Пригодич, на орден Красной звезды. Посмертно. Но звезду нам зарубили, мол, не в бою подвиг совершен и всё такое. Но медаль «За отвагу» вручили…Словом, в ближайшее время состоится награждение!

Витя: Итак, есть предложение вынести предупреждение пионеру Архипову за низкую сознательность. Кто за?

Танечка: Погодите! Но ведь тут религиозная пропаганда! Мы же собрались…

Лев Залманович: Кстати, о религии…сегодня Люба…Любовь Александровна рассказала, как она за образами пакеты с листовками прятала, когда связной стала…Так что бог, если его использовать правильно, тоже может помочь хорошим людям.

Витя: Кто за? («За» были все)

(Линейка последнего звонка 2018 год)

Классный руководитель: Дорогие ребята, наш класс лучше всех сдал устные экзамены, поэтому вручать годовые аттестаты вам будет наш гость, один из разработчиков экзаменационных материалов, Виктор Александрович! Итак, пожалуйста, Оля Воробьёва.

(Все хлопали…и учителя, и ученики… и кричали «Спасибо!»)

Оля: Спасибо!

Виктор Александрович: Ты молодец! Честно говоря, такого триумфа я не ожидал. Оль, я приехал позвать тебя на одну встречу. Мы хотим собрать активных детей со всего города, познакомить вас. Устроить такой клуб, где б вы могли общаться. Придёшь?

Оля: Да, я с удовольствием, только сегодня не могу, сегодня мы с одноклассниками отмечаем.

Виктор Александрович: Я понимаю, но ты, когда надумаешь, позвони. Вот тебе телефон. Это сын моего старого друга, это все его идея. Архипов его фамилия.

Оля: КАК?!

Виктор Александрович: Евгений Евгеньевич Архипов. Он тоже Женя, как и его отец. Они так похожи, что ему просто не смогли подобрать другое имя. Знаешь, он очень увлекается физикой и мечтает, когда вырастет, доказать, что можно путешествовать во времени. Чтоб каждый нашёл себе время по душе… А я ему всё время говорю, что незачем путешествовать. Время всегда хорошее! Мы-то с тобой это точно знаем!

К О Н Е Ц

You have no rights to post comments