Внеурочное занятие по литературному краеведению в форме маршрутной игры поможет провести заочную экскурсию «Прогулка по литературному Реутцу».
Автор-разработчик: Переверзева Л.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Коммунарская СОШ»
Цель: формирование патриотического сознания, чувства гордости за свою малую родину, приобщение обучающихся к культурному наследию родного края через их привлечение к социально значимому творческому краеведческому проекту.
Задачи:
- мотивировать детей на участие в проекте;
- способствовать их включению в активную самостоятельную деятельность по созданию маршрутной игры;
- развивать коммуникативные умения через освоение социального пространства.
Технологии: элементы КТД, ТРКМ (технологии сотрудничества в рамках системно-деятельностного подхода, направленного на формирование личностных и метапредметных результатов).
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Форма проведения: практикоориентированное занятие по созданию маршрутной игры по литературному краеведению.
Оборудование:
- дополнительный материал для урока,
- текст произведения К.Д. Воробьёва «Почём в Ракитном радости»
- конверты 6 шт., карта, карточки для написания заданий 6 шт.
ХОД ЗАНЯТИЯ (30 минут)
I. Мотивация обучающихся на включение в деятельность (1 мин.)
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Присаживайтесь! Как ваше настроение? (Дети отвечают). Отлично, давайте повернёмся друг к другу, пожелаем хорошего дня и начнём плодотворно работать.
II. Этап актуализации (2 минуты)
Я предлагаю вам прочитать фрагмент произведения и ответить на вопросы:
«Шелковка… Две сотни хат двумя посадами рассыпались над рекой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах, а вокруг безбрежный океан созревающего хлеба, дрожащая синь знойного марева и никогда не потухающее солнце…»
Итак, о каком населённом пункте так красиво написано, название произведения и автор. (Один читает вслух. Другие отвечают на вопросы.)
III. Этап постановки цели и задач занятия (2 минут)
Как вы считаете, почему вам предложены были именно эти строки из замечательного рассказа «Гуси-лебеди». (Дети говорят, что в нём очень поэтично даётся описание Нижнего Реутца, малой родины нашего писателя-земляка К.Д. Воробьёва). Как вы думаете, какая тема занятия у нас сегодня будет? (Дети отвечают, что тема будет связана с заочным путешествием по Реутцу.) Совершенно верно. Я приглашаю вас на заочную экскурсию, которая называется «Прогулка по литературному Реутцу».
Как вы считаете, с каким произведением мы сегодня будем работать? Правильно, это рассказ «Почём в Ракитном радости». Почему мы будем работать с этим произведением? (Дети говорят, что в нем также описывается малая родина писателя – Ракитное (Реутец))
IV. Этап фронтальной работы (10 минут)
Давайте вспомним, с чего начинается путешествие нашего героя Кузьмы? Найдите в тексте фрагмент, описывающий этот момент, и зачитайте его.
(«Я ехал в Ракитное – большое полустепное село…») Где находится это село? (В Медведовке.) Подтвердите свой ответ примером из текста.
(«Медведовку – наш райцентр – я увидел издалека…») Автор удивлён изменениям, произошедшим в районе, как и мы с вами сейчас. Но не будем отвлекаться от нашей заочной экскурсии. И следующее место, которое имело большое значение для Кузьмы, был ветряк и речонка Ракитянка.
Вспомните, пожалуйста, что связывает автора с этими объектами. Как описывается в произведении ветряк? С чем автор его сравнивает?
(Дети отвечают.)
Дальше повествование рассказа ведёт нас в хату дядьки Мирона и тётки Миронихи. Что особенного в этой хате? На какой предмет автор обращает особое внимание и почему? Какое значение имеет этот предмет в судьбе мальчика Кузьмы?
Вместе с нашим героем мы отправляемся к срубу дубового колодезя. Вспомните этот эпизод. Что черпает из колодезя взрослый литератор Кузьма? Какие мысли посещают взрослого литератора Кузьму рядом с этим местом?
Прежде чем добраться до своей собственной хаты, писатель вспоминает ещё одно жилище своего давнего товарища – Михана, пуньку на берегу речонки, чем оно его привлекало? Зачитайте описание из текста. Как вы считаете, случайно ли в тексте даётся описание этой пуньки?
И вот в конце повествования главный герой приводит нас к своему собственному дому. Как он описывает его, с кем сравнивает? Почему Кузьма не решается сразу войти в дом, что его останавливает? Дом писателя – это последний пункт нашей заочной экскурсии по литературному Реутцу. Но впереди нас ещё ждёт не менее интересное задание.
V. Этап творческой работы над проектом (10 минут)
(На доске закрыта створками карта села Н. Реутец для создания игры)
Перед вами на доске расположена карта, на которой я попрошу вас расставить те объекты, которые мы заочно посетили. (Дети расставляют объекты). Что она вам напоминает? (Поле для настольной маршрутной игры.) Так и есть, но мы не будем с вами играть, мы создадим эту игру для других. Сначала я сама хотела создать игру для вас, но потом решила, что вы намного лучше меня сможете это сделать, т.к. вы современные творческие личности и туристы, которым работа с картой и составлением легенды по карте очень простое дело. Сейчас вы поработаете в парах: ваша задача, во-первых, придумать задание, которое игрок будет выполнять на том объекте, куда он пришёл; во-вторых, прописать заданный маршрут косвенно, не называя объект, чтобы игрок смог догадаться, куда надо идти. Сколько всего объектов мы сегодня посетили в Ракитном? – 6: ветряк – 1 пара, Ракитянка – 2 пара, дом дядьки Мирона – 3 пара, дубовый колодезь – 4 пара, пунька – 5 пара, родной дом писателя – 6 пара.
Материалы для вашей работы можете взять на столе рядом. Все остальные (3 человека) подумают над правилами игры и её названием. Можете начинать работать. (Можно тихо включить музыку для фона.)
VI. Этап проверки выполнения задания. (3 минуты)
Итак, время вышло. Я прошу вас озвучить те задания, которые вы придумали. Отлично, вы большие молодцы. А что у нас с правилами и названием игры? Готовы, очень хорошо. Молодцы. Посмотрите на карту, что произойдет, если мы соединим все точки – получится маршрут для заочной экскурсии по литературному Реутцу в рамках произведения «Почём в Ракитном радости».
VII. Подведение итогов. Рефлексия. (2 минуты)
Как вы считаете, как мы сегодня потрудились? Я благодарю вас за отличную работу и уверена, что каждому из вас есть кого поблагодарить здесь, кроме учителя. Кто хочет первым сказать слова благодарности? (Марафон «Благодарю»).
На этом наше занятие окончено. Я ещё раз благодарю вас за плодотворную творческую работу. Считаю, что мы замечательно справились с поставленной задачей и успешно создали маршрутную игру по литературному Реутцу.
Из произведений К.Д. Воробьёва
Шелковка… Две сотни хат двумя посадами рассыпались над рекой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах, а вокруг безбрежный океан созревающего хлеба, дрожащая синь знойного марева и никогда не потухающее солнце…
Я ехал в Ракитное – большое полустепное село, затонувшее во ржи и сливовых садах. Мне не помнится, чтобы там стояли зимы: я унес оттуда никогда не потухающее солнце, речку, тугой перегуд шмелей в цветущей акации, запах повилики и мяты в чужих садах и огородах. И еще я унес песни. В Ракитном они не пелись, а «кричались». Их кричали гуртом на свадьбах и в хороводах, кричали в одиночку на дворах и в поле. Они были трех сортов – величальные, протяжные и страдательные. Эти выводились парнями и девками под гармошку как караул, но в моей памяти они улеглись навеки рядом со стихами Пушкина и Есенина.
…Мимо нашего «сада» – три сливины, одна неродящая яблоня и две ракиты – к реке сбегает из села скотный проулок. Он взрыт глубокой извилистой бороздой иссохшего весеннего ручья, и на солнышке борозда слепяще сверкает промытым песком, осколками радужных стекляшек, голышками. Я сижу на теплой раките, обсыпанной желтыми сережками и полусонными пчелами. Мне нужно срезать черенок толщиной в палец и длиной в пять. По черенку надо слегка потюкать ручкой ножика. Тогда кора снимется целиком и получится дудка-пужатка. Я режу ветку и давно слышу звонкий, протяжно-подголосный зов:
– Санькя-а! Санькя-а, чтоб тебе почечуй вточился-а!
На печке, в соседстве, наверно, с моими петухами, давно уже чурюкал сверчок. У меня не было сил и желания противиться тому печально-отрадному наплыву воспоминаний, которые будил этот мохнатолапый запечный музыкант, поверенный моих первых тут снов, и все, о чем я вспоминал, мне хотелось пережить снова. Я сидел и, как начало радостного стиха, мысленно твердил: «Жизнь благо, и бремя ее легко». Я не знаю, кто и когда изрек эти слова, но это сказано о живой жизни на земле, обо всех, кто на ней живет, радуется и страдает... Да, жизнь в этой старой русской хате – благо, и Михану нельзя тут рассказывать то, о чем просил его дядя Мирон, – я все равно не услышал бы этого рассказа.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КРОССВОРДА
По горизонтали:
- О каком строении сказаны эти слова: «…одряхлел, позеленел. Он был раскрыт и только о двух крыльях вместо четырех. На нем, видать, лет десять или пятнадцать как не мололи. Его давно надо было растащить на топливо. Он мог и так сгореть... от грозы, например».
- Название города, в который уехал главный герой продажи чьего-то петуха – оранжевого, смирного и тёплого.
- Имя главного героя произведения «Почём в Ракитном радости».
- Имя дядьки главного героя, за мнимую смерть которого никак не мог себя простить.
- Кому, по мнению героя, было наплевать, что колхозники фураж воруют?
- Какой населённый пункт завуалирован под названием Медведовка?
- Какой предмет разбил главный герой в доме своего дядьки специально, считая его косвенным виновником своих переживаний?
- Название города, которое пропущено во фразе: «Во дворе, не сев еще в машину, дядя запел: «Хорош город, хорош город _______, где я мальчик, где я мальчик, д-эх, долго был».
По вертикали: назовите главное слово, исходя из пересечения букв.