Литературная викторина «Своя игра» посвящена жизни и творчеству К.Д. Воробьёва.

Автор: Рядовая Алла Михайловна

 

Литературная викторина «СВОЯ ИГРА»

 

Цель: создание условий

– для развития непосредственного интереса к литературе родного края и к творчеству К.Д. Воробьёва;

– для нравственного воспитания;

– для формирования познавательной активности;

– для совместной деятельности.

Целевая аудитория: обучающиеся 5-6 классов.

Предварительная работа: на уроках самостоятельного чтения ученики изучают биографию К.Д. Воробьёва, читают рассказы «У кого поселяются аисты», «Первое письмо». Для игры создаются три команды, выбирается ведущий, формируется жюри, назначается «хранитель времени».

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация «Своя игра», аудиофайлы для заполнения пауз, фонограмма заставки передачи «Своя игра».

Краткое описание этапов игры. Игра состоит из четырёх этапов, каждый из которых разбит на пять вопросов. I этап («Истоки») содержит вопросы на знание биографии писателя, его детства. II этап («Дорогами детства») посвящён рассказам К. Воробьёва «У кого поселяются аисты», «Первое письмо». III этап («Жемчужины речи») ориентирован на особенности языка и речи писателя. Содержание IV этапа («Память сердца») – сохранение памяти о писателе на родной земле.

 

Ход мероприятия

Организационный момент.

До начала мероприятия играет фоновая музыка.

  1. Приветствие ведущего.
  2. Представление команд.
  3. Представление жюри
  4. Инструктаж команд о правилах игры.

Ведущий зачитывает правила игры, на экран выводится слайд с правилами, на столе каждой команды лежат распечатанные правила игры)

Правила игры

  1. Игра будет состоять из четырёх этапов. На каждом этапе отвечает на вопрос участник команды.
  2. Все вопросы на каждом этапе разделены на пять категорий по «стоимости» вопроса.
  3. Право выбора категории вопроса на первом этапе предоставляется представителю той команды, который даст первым ответ на вводный вопрос. На каждом следующем этапе это право предоставляется представителю той команды, предыдущий участник которой раньше дал правильный ответ.
  4. В случае отсутствия правильного ответа, вопрос адресуется другим командам. В случае отсутствия верного ответа от команд вопрос может быть переадресован зрителям в зале.
  5. За каждый правильный ответ, данный представителем, команде присуждаются баллы, равные стоимости вопроса.
  6. На обдумывание вопроса участникам на каждом этапе дается по 1 минуте. Если представитель какой-то из команд готов дать ответ до истечения времени, то он может поднять руку, если же никто не изъявляет желания ответить, то первым право ответа предоставляется участнику, выбравшему категорию вопроса.
  7. Представитель команды на каждом этапе может быть дисквалифицирован за подсказки от команды или из зрительного зала.
  8. В течение времени, выделенного на обдумывание вопроса и поиска верного ответа, ведущий может задать зрителям в зале вопросы, подготовленные специально для болельщиков. Каждый верный ответ учащегося из зала фиксируется, а самый активный зритель по итогам мероприятия будет награжден.

I этап («Истоки»)

Ведущий: Приглашаются первые игроки команд. Ребята, чтобы определить того, кто будет выбирать категорию вопроса, на который вы будете отвечать, я предлагаю вам один вводный вопрос. Тот, кто из вас даст первым правильный ответ, тот и будет выбирать категорию вопроса.

Итак, внимание! Вопрос: «В каком году родился Константин Дмитриевич Воробьёв?» (Ответ: в 1919 году).

Участник, давший правильный ответ на вводный вопрос, выбирает категорию вопроса. Ведущий озвучивает вопрос, на экран выводится слайд с соответствующим вопросом.

Ведущий: Ребята на обдумывание этого вопроса вам дается 1 минута. А пока наши участники думают над вопросом, у нас есть свободный вопрос, на который я предлагаю ответить, вам, наши уважаемые зрители. (Ведущий зачитывает вопрос по одной из невыбранных категорий, жюри конкурса определяет, кто первым из зрителей поднял руку и предлагают ответить ему). Обращаясь к участникам, я напоминаю, что если кто-то готов дать ответ, то следует поднять руку.

II этап («Дорогами детства»)

Ведущий: Начинаем II этап. Приглашаем вторых участников команды.

Участник выбирает категорию вопроса, ведущий озвучивает вопрос и одновременно он выводится на экран.

Ведущий: Внимание, вопрос! (читает вопрос)

Как и на первом этапе, пока участники обдумывают вопрос, ведущий предлагает зрителям в зале один из оставшихся вопросов.

Следующие этапы игры проходят по тому же принципу, что и первые два.

Подведение итогов игры.

  1. Награждение команд и зрителей.
  2. Заключительное слово председателя жюри и ведущего.

Категории и вопросы

Категория

вопроса

Этапы игры

ИСТОКИ

ДОРОГАМИ ДЕТСТВА

ЖЕМЧУЖИНЫ  РЕЧИ

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

10

баллов

Именно в этом возрасте К. Воробьёв начал свою трудовую деятельность. В каком?

Ответ: в 14 лет.

Эти грибы собирал Трофимыч, герой рассказа «Первое письмо».

Ответ: боровики.

В рассказе «У кого поселяются аисты» бабка аистёнка Кольку лупила рушником. Что это?

Ответ: полотенце.

Именно в этом месте захоронен прах писателя К.Д. Воробьёва. Где?

Ответ. В его родном Курске на Мемориале воинской славы.

20

баллов

Название этого города не связано с жизнью и творчеством К. Воробьёва. Что это за город?

Москва, Мичуринск, Шауляй, Волоколамск,

Шебекино

Ответ: Шебекино.

Именно такое количество лягушек съедал сразу аистёнок Колька из рассказа «У кого поселяются аисты». Сколько?

Ответ: тринадцать.

 

 

Подберите синонимы к слову «тюкать» (рассказ «У кого поселяются аисты»)

Ответ: «долбить», «ударять», «стучать».

Какие произведения К.Д. Воробьёва вам известны?

Ответ: «Крик», «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи», «Лёнька», «Подснежник», «Синель» и другие.

30

баллов

Известно, что К. Воробьёв сменил много профессий. С какой профессии он начал свой трудовой путь?

Ответ: грузчик

Почему Костик Мухин, герой рассказа «У кого поселяются аисты», назвал аиста Колькой?

Ответ.  Аист «хромал. И за это Костик прозвал его Колькой. Калека потому что».

Подберите синонимы к слову «тюкать» (рассказ «У кого поселяются аисты»)

Ответ: «долбить», «ударять», «стучать».

Когда и где в Курске был открыт памятник писателю-фронтовику К.Д. Воробьёву?

Ответ. В 2009 году, к 90-летию со дня рождения писателя, был открыт памятник, который       находится на пересечении улиц Перекальского и Блинова, в сквере у Курской государственной филармонии.

50

баллов

Этого больше всего в детстве и отрочестве хотелось К. Воробьёву.

Ответ. Как вспоминал писатель, в детстве ему «всегда хотелось есть»

Именно это всего поразило автора-рассказчика в Трофимыче, герое рассказа К.Г. Воробьёва «Первое письмо»?

Ответ: манера мальчика «красиво и умно есть».

Раскройте значение фразеологизма «давать кругаля», встречающегося в рассказе К. Воробьёва «У кого поселяются аисты».

Ответ: «давать кругаля» «делать круг, проходить лишнее расстояние, идти более длинным путём».

Именно этими литературными наградами отмечено творчество К.Д. Воробьёва. Какими?

Ответ. 1991-м Константину Дмитриевичу присуждена посмертно премия имени преподобного Сергия Радонежского за лучшие литературные произведения для детей и взрослых. В 2001 году Воробьёву (посмертно) присуждена литературная премия Александра Солженицына.

70

баллов

Какие два названия имеет село, в котором родился К.Д. Воробьёв?

Ответ: Нижний Реутец и Шелковка

У мальчика, героя рассказа К.Воробьёва «Первое письмо», отчество «Трофимыч». А каким было его имя?

Ответ: Василий

В рассказе «Первое письмо» встречается диалектное слово со значением «прыгать, скакать, метаться в сторону, шевелиться». Назовите это слово.

Ответ: «прядать».

Где на Курской земле находятся музеи, хранящие память о К.Д. Воробьёве?

Ответ. Музей К.Д. Воробьёва в селе Нижний Реутец, музей К.Д. Воробьёва в школе № 35, в литературном музее один из залов занимает экспозиция с материалами о К. Д. Воробьёве,

экспозиция в Курском краеведческом музее.

Вопросы для болельщиков

  1. Назовите публикации о К.Д. Воробьёве Веры Михайловны Воробьёвой, жены писателя.

Ответ: «Искренний голос человека. Константин Воробьёв: краткая летопись судьбы». «Розовый конь».

  1. Какой книгой, которая оказала на него большое влияние, гордился в юности К. Воробьёв?

Ответ: иллюстрированной книгой «Отечественная война 1812 года».

  1. В какую роту был зачислен К. Воробьёв, когда был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище?

Ответ: в роту курсантов Кремлёвского училища.

  1. Какую дату К. Воробьёв считал своим вторым днём рождения?

Ответ: 24 сентября 1943 года, когда удался побег, совершённый им из тюрьмы в литовском городе Паневежисе.

 

Литература

  1. Раскалённая правда. К 100-летию со дня рождения К. Воробьёва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurskonb.ru/virt/Vorobev1
  2. Сценарий «Своей игры», презентация, вопросы и ответы к игре. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/scenariy-svoey-igri-prezentaciya-voprosi-i-otveti-k-igre-2548160.html

You have no rights to post comments