Интеллектуально-познавательная игра «Счастливый случай» позволит учителю в игровой форме закрепить изученный материал по творчеству А. С. Пушкина, учащимся – реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления.
Материал подготовлен Громенковой Светланой Ивановной
Интеллектуально-познавательная игра «Счастливый случай»
(жизнь и творчество А. С. Пушкина)
Цель: закрепление изученного материала в игровой форме; развитие познавательной активности обучающихся; обучение умению реализовать имеющиеся знания путём активизации логического мышления.
Игра рассчитана на обучающихся 7-х классов. В игре участвуют 3 команды, которые должны придумать название, приготовить приветствие для жюри и соперников. Игра состоит из 6 геймов. В каждом гейме ведущий задаёт вопросы, на которые команды должны ответить правильно.
Описание игры
Вступительное слово ведущего.
Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так мудро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А. С. Пушкина. А. В. Луначарский писал: «Пушкин был русской весной, Пушкин был русским утром… Он много страдал, потому что его чудесный, пламенный, благоуханный гений расцвёл в суровой, почти зимней, почти ночной России. Но он первым пришёл – и по праву овладел самыми великолепными сокровищами всей русской литературы и овладел рукой властной, умелой, надёжной».
Наша литературная игра посвящена «солнцу русской поэзии», величайшему мастеру и новатору стиха – Александру Сергеевичу Пушкину.
Каждому русскому человеку это имя знакомо и дорого по-своему. Изучать творчество национального поэта – значит получать радость и наслаждение. Наша игра позволит выявить знатоков творчества А. С. Пушкина
Конкурс «Представление и приветствие»
I гейм. Разминка
Один вопрос задаётся всем командам. Кто быстро и правильно ответит, тот получает право первым ответить на следующие вопросы. Командам задаётся по 2 вопроса, за правильный ответ – 1 балл.
О каком герое из «Повестей Белкина» идёт речь?
а) «Я смотрел на его седину, на его морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как 3 или 4 года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
(Самсон Вырин)
б) «Он был воспитан в университете и намерен вступить в военную службу, но отец на то не соглашался».
(А. Берестов)
в) «Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда служил в гусарах».
(Сильвио)
г) «…воспитана на французских романах, следственно влюблена».
(Марья Гавриловна)
д) «Он имел именно тот ум, который нравился женщинам: ум приличия и наблюдения».
(Бурмин)
е) «…одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле».
(Дуня)
ж) «Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо».
(Лиза /Акулина)
Музыка. Итоги.
II гейм. Бочка Диогена
Команды достают из бочонка вопросы. На раздумье даётся 30 секунд. Верный ответ – 1 балл.
I.
- В метрической книге церкви Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 года по старому стилю: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещён июля 8 числа». Так где же родился А. С. Пушкин?
а) в Москве
б) в Санкт-Петербурге
в) в с. Михайловском
- Какие из предложенных стихотворных строк являются отрывками из романа «Евгений Онегин»?
а) «Мороз и солнце; день чудесный!»
б) «Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя…»
в) «Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!»
- В каком из произведений А. С. Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев?
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Сказка о золотом петушке»
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
II.
- В 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее присутствовал один из величайших поэтов XVIII века. А. С. Пушкин так вспоминает об этом: «Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь…наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе…». Кто был этот поэт?
а) Н. Карамзин
б) Г. Державин
в) В. Жуковский
- Для написания какого произведения А. С. Пушкин использовал летописный источник?
а) «Песнь о Вещем Олеге»
б) «Дубровский»
в) «Полтавский бой»
- Кто из героев А. С. Пушкина
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой?
а) Руслан из поэмы «Руслан и Людмила»
б) Елисей из «Сказки о мёртвой царевне…»
в) Гвидон из «Сказки о царе Салтане»
III.
- 9 июня 1817 года воспитаннику Императорского лицея Александру Пушкину было выдано свидетельство об окончании этого учебного заведения, где его успехи оценивались как «хорошие», «весьма хорошие» и «превосходные». За изучение какого предмета А. С. Пушкин был удостоен наивысшей оценки?
а) математики
б) истории
в) французской словесности
- Какая из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок»?
а) «Сказка о царе Салтане»
б) «Сказка о попе и работнике Балде»
в) «Сказка о золотом петушке»
- О каком из персонажей поэмы «Руслан и Людмила» идёт речь в следующих строчках?
«…Крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей»
а) о Ратмире
б) о Фарлафе
в) о Черноморе
Музыка. Итоги.
III гейм. Ты – мне, я – тебе
Каждая команда готовит по одному вопросу (сложному) команде соперника (по произведениям А. С. Пушкина или по биографии). Обязательно должен быть свой вариант ответа.
Музыка. Итоги.
IV гейм. Дальше…дальше…
Каждой команде задаётся по 15 вопросов. В случае затруднения команда говорит: «Дальше». Команда получает столько очков, на сколько вопросов она ответила.
I.
- Дата рождения А. С. Пушкина.
(6 июня 1799 г.)
- За какую плату нанялся Балда в услужение попу?
(3 щелчка)
- В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?
(в комара)
- Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?
(на конюшню)
- Где учился А. С. Пушкин?
(в Царскосельском лицее)
- На кого любили охотиться 7 богатырей?
(на серых уток)
- Сколько дней царь Дадон не получал вестей о своих сыновьях?
(восемь)
- Как звали отца Людмилы?
(Владимир)
- Фамилия богатого помещика из повести «Дубровский»
(Троекуров)
- На чём спал Балда в поповом доме?
(на соломе)
- Куда укусил комар Повариху?
(в правый глаз)
- В какой праздник родила царица дочь из «Сказки о мёртвой царевне…»?
(в сочельник)
- На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?
(на гуслях)
- Кто первым написал стихотворение на смерть А. С. Пушкина?
(Ю. Лермонтов)
- Сколько раз разговаривала царица с зеркалом из «Сказки о мёртвой царевне…»?
(пять)
II.
- В какой губернии находилось родовое имение Пушкиных?
(в Псковской)
- Имя главной героини сказки «Жених»
(Наталья)
- Ханом какого народа был соперник Руслана Ратмир?
(хазар)
- Чем просил кормить себя Балда в поповом доме?
(варёной полбой)
- В каком месяце должна была родить царю сына его жена из «Сказки о царе Салтане»?
(в сентябре)
- К кому первому обратился Елисей в поисках царевны из «Сказки о мёртвой царевне…»?
(к солнцу)
- Сколько лет было Людмиле из поэмы «Руслан и Людмила»?
(17 лет)
- Как звали жену поэта?
(Наталья Николаевна)
- Как называлось имение помещика Троекурова из повести «Дубровский»?
(Покровское)
- Какое первое задание предложили черти Балде?
(обежать вокруг моря)
- В кого превратился князь Гвидон во второй раз?
(в муху)
- Сколько лет пробыл А. С. Пушкин в южной ссылке?
(4 года)
- С какой стороны пришла в последний раз угроза царю Дадону?
(с востока)
- Сколько лет Финн из поэмы «Руслан и Людмила» ожидал Руслана в одиночестве?
(20 лет)
- В каком году погиб Пушкин?
(1837 г.)
III.
- Как звали няню А. С. Пушкина?
(Арина Родионовна)
- За какое время у чертей была недоимка в выплате оброка попу?
(за 3 года)
- Кто вёл учёт золотым орехам белочки в городе князя Гвидона?
(дьяк)
- Кем был Финн из поэмы «Руслан и Людмила», когда влюбился в Наину?
(пастухом)
- Как называлось имение Дубровских?
(Кистенёвка)
- Сколько лет учился А.С.Пушкин в Царскосельском лицее?
(6 лет)
- Чьей дочерью была главная героиня сказки «Жених»?
(купца)
- Какое второе задание предложили черти выполнить Балде?
(кто дальше бросит палку)
- Куда укусила муха Ткачиху в «Сказке о царе Салтане»?
(в левый глаз)
- К кому второму обратился Елисей в поисках царевны?
(к месяцу)
- В чём была сила Черномора из поэмы «Руслан и Людмила»?
(в бороде)
- Каким французским именем назвался Дубровский в доме Троекурова?
(Дефорж)
- Какой русский царь стал героем стихотворения «Полтавский бой»?
(Пётр I)
- В кого превратился князь Гвидон, чтобы в третий раз посетить своего отца?
(в шмеля)
- Имя убийцы А. С. Пушкина.
(Дантес)
Музыка. Итоги.
V гейм. Я вас узнал… (тёмная лошадка)
Роль тёмной лошадки исполняет старшеклассница.
Ведущий. В молодости она была равнодушной и коварной красавицей, отвергающей любовь пылкого юноши. А сейчас она «старушечка чуть-чуть живая, горбатая, совсем седая», злая ведьма, препятствующая победе добра.
Входит ученица в костюме Наины: с палкой, горбом и растрёпанными волосами.
Ведущий. Вы узнали, кто это? Да, наша гостья – злодейка Наина из поэмы «Руслан и Людмила». Этот гейм проведёт она.
Вопросы Наины
1.Как добивался моей любви пылкий юноша Финн?
(он стал отважным воином, героем, а затем колдуном)
2.За что невзлюбила я Руслана?
(досаду и злость на отвергшего её Финна она перенесла на Руслана)
3.Какие препятствия я чинила поискам Руслана?
(устроила поединок с Рогдаем, подстрекала Фарлафа на убийство Руслана)
Музыка. Итоги.
VI гейм. Гонка за лидером.
Вопросы задаются командам по очереди. По 1 баллу за каждый правильный ответ.
- Кто написал картину «Пушкин на лицейском экзамене»?
(И. Репин)
- Кто автор картины «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»?
(Н. Ге)
- Граф, воспитатель Пушкина.
(Монфор)
- О каком портрете Александр Сергеевич сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»?
(портрет работы О. Кипренского)
- Кто написал оперу на сюжет «Сказки о золотом петушке»?
(Н. А. Римский-Корсаков)
- Где находится могила А. С. Пушкина?
(в Святогорском монастыре)
- Художники-современники Пушкина, написавшие его портреты.
(В. Тропинин, О. Кипренский)
- Прозвище Пушкина в литературном кружке «Арзамас»?
(Сверчок)
- Цензор Пушкина
(А. С. Бируков)
Подведение итогов. Награждение.