Интеллектуальная игра «Увлекательная фразеология» подготовлена Фоменко Эммой Вячеславовной, учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ №8» города Железногорска Курской области.
Материалы мероприятия можно использовать во внеурочной деятельности, а также на уроках в любом классе после изучения темы «Фразеология».
Интеллектуальная игра нацелена на поддержание интереса к изучению русского языка и актуализацию знаний по фразеологии.
Сценарий интеллектуальной игры «Увлекательная фразеология»
Оборудование: фразеологические словари, раздаточный материал для конкурсов, рисунки, компьютер, интерактивная доска, жетоны.
Ведущий. Каждый день мы слышим в речи фразеологизмы, устойчивые сочетания слов, такие как без году неделя, середина на половину, комар носа не подточит и многие другие. Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать. Что обозначает тот или иной фразеологизм, каковы его особенности? На эти вопросы, вы знаете, дает ответы «Фразеологический словарь русского языка». Он лежит у вас на столе, вы можете им пользоваться на протяжении сегодняшнего мероприятия, а также в дальнейшем, когда будет возникать необходимость.
Сейчас презентация на тему «Фразеология», которая поможет вам вспомнить эту тему.
Сегодня в интеллектуальной игре «Увлекательная фразеология» принимают участие две команды (представление), которые отвечают поочередно, если одна команда не справляется с заданием, то право ответа использует вторая. За каждый правильный ответ вручается жетон. По количеству заработанных жетонов жюри определит победителя. (Представление жюри.)
Итак, желаю всем удачи!
- КОНКУРС «УЗНАЙ МЕНЯ!»
Ведущий читает командам по очереди толкование фразеологизма, а они должны назвать соответствующий фразеологизм.
- Чувствовать себя где-либо свободно, хорошо, непринуждённо. (Как рыба в воде.)
- Бездельничать. (Гонять лодыря.)
- Нудно, медленно говорить. (Тянуть кота за хвост.)
- Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно. (Держать язык за зубами.)
- Сделать наспех, быстро, торопливо. (На скорую руку.)
- Прийти в состояние крайнего раздражения. (Выйти из себя.)
- Недружно, в постоянной ссоре. (Как кошка с собакой.)
- Хорошенько запомнить. (Зарубить себе на носу.)
- Говорить одновременно, всем вместе. (В один голос.)
- Появился внезапно, неожиданно. (Как снег на голову.)
- Очень крепко уснуть. (Мёртвым сном.)
- Забыть о чём-нибудь, оставить без внимания. (Упустить из виду.)
- Очень рано. (Ни свет ни заря или чуть свет.)
- Очень сильно краснеть. (До корней волос.)
- Говорить зря. (Бросать слова на ветер.)
- Очень преувеличивать. (Делать из мухи слона.)
- Молчать. (Язык проглотить.)
- Очень медленно. (В час по чайной ложке.)
Ведущий. А сейчас рубрика «Это интересно». Послушайте о происхождении некоторых фразеологизмов.
Спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше распространены были длинные рукава, которые засучивали перед работой (отсюда засучив рукава – усердно принявшись за дело), а после работы зимой опускали, чтобы согреть руки. Конечно, со спущенными рукавами человек работал плохо, так как они ему мешали. Отсюда спустя рукава – кое-как, небрежно.
Выражение крокодиловы слёзы (т.е. притворная, лицемерная жалость, неискреннее сожаление) произошло от широкого распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.
- КОНКУРС «ОБЪЯСНИ ЗНАЧЕНИЕ»
Ведущий. Объясните значение следующих фразеологизмов.
- Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
- Делить шкуру неубитого медведя – распределять прибыль от еще не осуществленного дела, предприятия.
- Какая муха укусила (кого-либо) – чем вызвано такое странное поведение; что случилось с кем-либо; о непонятном, необъяснимом поведении кого-либо.
- Как сонная муха – вяло, неторопливо, еле-еле (делать что-либо). О человеке.
- Заговаривать зубы – посторонними разговорами намеренно отвлекать внимание от чего-либо важного; обманывать.
- Чужими руками жар загребать – пользоваться результатами чужого труда.
- Губа не дура – кто-либо умеет выбрать лучшее, самое ценное.
- С жиру беситься – капризничать от сытой, обеспеченной жизни.
- Рвать и метать – крайне сердиться, раздражаться.
- Как свои пять пальцев – очень хорошо знать.
- Яблоку негде упасть – очень тесно.
- Рукой подать – очень близко.
- КОНКУРС «ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Ведущий. Я читаю вам выражения, в которых ключевые слова заменены антонимами. Угадайте, какие фразеологизмы зашифрованы в «перевёртышах».
- Выйти из безвкусицы (войти во вкус).
- Ноги поднимаются (руки опускаются).
- Новая ложь (старая истина).
- Ночью без воды (днём с огнём).
- Опустить в плач (поднять на смех).
- Собаки насмеялись (кот наплакал).
- Тяжёлая нога (лёгкая рука).
- Разводить начала от начал (сводить концы с концами).
- Ночи бессчётны (дни сочтены).
- Под рассветом ночей (на закате дней).
Ведущий. А сейчас снова рубрика «Это интересно». Почему мы так говорим?
Время истекло. Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, а позже и в Греции, и Риме появились водные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло, истекало. Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор; текущий год; истекающий период.
На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собираются, и вдруг
крикнул в толпу: «На воре шапка горит!» Один человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.
- КОНКУРС «ВЫЛЕЧИ МЕНЯ!»
Команды получают листочек, где напечатаны фразеологизмы с пропущенными словами. Необходимо вписать пропущенные слова.
Кто быстрее?
Встать не (с той) ноги.
2. Положить (зубы) на полку.
3. Клевать (носом).
4. Сидеть сложа (руки).
5. Денег (куры) не клюют.
6. Нестись сломя (голову).
7. Вешать (лапшу) на уши.
8. Сказка про (белого) бычка.
9. Дать (голову) на отсечение.
10. Придёт с (минуты) на минуту.
11.Держать камень за (пазухой).
12. Ждать у моря (погоды).
13. Зарубить себе на (носу).
14. Гроша медного не (стоит).
5.КОНКУРС «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ»
Ведущий. Я показываю командам рисунки, на которых изображены фразеологизмы. Жетон получит тот, кто первым назовёт фразеологизм, изображённый на рисунке, и объяснит его значение.
На рисунках изображены следующие фразеологизмы:
Взять себя в руки. (Овладеть собой, успокоиться.)
На нём лица нет. (Кто-то сильно бледен от боли, испуга, волнения.)
Смотрит как баран на новые ворота. (Смотрит с недоумением, ничего не понимая.)
Взять быка за рога. (Смело начинать с самого важного.)
Витать в облаках. (Мечтать, уходить от действительности.)
Вставлять палки в колёса. (Умышленно мешать.)
Когда рак на горе свистнет. (Нескоро.)
Кошки на сердце скребут. (Кому-либо становится тревожно, неспокойно.)
Ведущий. Снова рубрика «Это интересно». Почему мы так говорим?
Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские князья, пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.
Запретный плод. Библейский миф повествует о том, что Бог, создав Адама и Еву, запретил им вкушать плоды райского дерева познания добра и зла. Несмотря на это, они сорвали запретный плод, за что были изгнаны из рая на землю. Отсюда произошли фразеологизмы вкушать плоды чего-либо, запретный плод, а также поговорка Запретный плод сладок, то есть то, что запрещено, заманчиво, соблазнительно.
6.КОНКУРС «НАЙДИ МЕНЯ!»
Команды получают распечатанный текст. Затем они выписывают «спрятанные» в тексте фразеологизмы. Кто быстро и правильно найдёт все фразеологические обороты?
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, вот другая, третья… Того и гляди сыр из-под носа утащат среди бела дня.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам – нечего ворон считать!
Фразеологизмы, «спрятанные» в тексте:
Не помня себя от радости.
Держать совет.
Нюхом почуяли.
Того и гляди.
Средь бела дня.
Из-под носа.
Откуда ни возьмись.
Под шумок.
Как ни в чём не бывало.
Подальше от греха.
След простыл.
Ворон считать.
7.КОНКУРС «КТО БОЛЬШЕ?»
Ведущий. Вспомните и запишите за 5 минут как можно больше фразеологизмов со словом рука.
(Носить на руках, рукой подать, держать в руках, золотые руки, рука об руку, ухватиться обеими руками и т.д.)
8.«ВИКТОРИНА»
Ведущий. Последний конкурс. Это викторина. Кто первым правильно ответит на вопрос, получает жетон.
- Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус? (Да, горькая правда, горький опыт.)
- Из какого произведения взяты следующие фразеологизмы: ушки на макушке, есть где разгуляться, стоять до конца? («Бородино» М. Лермонтова.)
- Как говорят о человеке, который часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе.)
- В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Знать как дважды два.)
- Кто автор следующих крылатых слов: «У сильного всегда бессильный виноват»? (И. А. Крылов.)
- Как говорят о человеке, который бесследно исчез? (И след пропал или поминай как звали.)
- Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? (Каша: заварить кашу.)
- Какого цвета бывает тоска? (Тоска зелёная.)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / Под ред. Л. П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
- Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. – М.: Агентство «Фаир», 1998.
- Баранов М. Т. Русский язык: Справочник для учащихся / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 1994.
- Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Книга для учащихся старших классов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1992.
- Введенская Л. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (7-8 классы)»: Пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1998.
- Водолазкая С. В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Удивительное рядом… Практическая фразеология. Беседы о русской стилистике и культуре речи: 10-11 классы: сборник элективных курсов/ авт.-сост. Н. М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2006.