Мероприятие «Празднование Масленицы» проводится в феврале-марте, чтобы познакомить детей с культурными традициями русского народа.

Разработчик сценария: Агеева Светлана Анатольевна

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».

Задачи:

  • воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
  • формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников;
  • развитие коммуникативных качеств личности; развитие творческих способностей учащихся.

Ход занятия

  1. Слово учителя: Здравствуйте, дети. Садитесь. Начать сегодняшнее занятие хочу со слов современного поэта Надежды Лыковой: «Забавы русские, они и нынче в моде: фольклор, частушки и, конечно, хоровод, пока живет традиция в народе, тогда и Русь великая живёт».

- Как вы полагаете, в чем смысл этого высказывания? Хотели бы вы, чтобы наша страна была великой? Что для этого надо делать?

Сегодня мы познакомимся с традициями русского народа, других стран,  приобщимся к русской культуре и истории и расширим свое представление о том, как жили наши предки, Для этого мы совершим с вами путешествие во времени и пространстве. В дорогу я взяла с собой пословицы и поговорки, которые станут своего рода дорожной картой урока.  

1-й этап нашего путешествия я обозначила так: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке». Представьте себе, что мы оказались с вами в Германии, городе Дрездене в середине 19 века. Перед Великим постом немцы устраивают карнавальные шествия. Женщины переодеваются в ведьм или ярмарочных торговок. С песнями они ходят по вечерним улицам, шутят, разыгрывают прохожих.  И вот, гуляя по улицам города, наш русский поэт Петр Вяземский создает такие поэтические строчки. Текст стихотворения с комментариями у вас на столах. Послушайте, пожалуйста, первый фрагмент.

  1. Выразительное чтение (аудиозапись отрывка) и анализ стихотворения:

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!

Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?
Как задать здесь пир горой?
Не суметь им, немцам этим,
Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»

- В какое время года лирический герой стихотворения находится за границей?

- Как называет этот край и почему?

- Почему зима здесь «не по нутру»?

- Значение слова «карачун» в толковом словаре В.И.Даля – капут, смерть. Как вы понимаете смысл поговорки «Что для русского здорово, то для немца карачун»?

- Как называет автор зиму, почему?  (матушка – любовно, в фольклорном духе)

- Почему он вспоминает русскую зиму на чужбине? («Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», тоскует по Родине)

- Тоска по Родине или прошлому называется ностальгия. Не нравятся обычаи чужой стороны нашему герою, вспоминает он родимый край: «На чужой стороне Родина милей вдвойне».

Послушайте 2-й фрагмент стихотворения.

Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!

- О ком говорит автор стихотворения в первой строчке?

- Почему автор использует местоимения «нам», «наш», «у нас»?

- Каково авторское отношение к морозу? Почему? Не случайно народ русский придумал такую поговорку: «Береги нос в большой мороз». О чем еще вспоминает герой стихотворения за границей, давайте узнаем. Послушайте 3-й фрагмент стихотворения.

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Вожжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,
Также тут не позабыт,
А наш пенник, наш кормилец,
Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад,—
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад.

- О каком празднике вспоминает на чужбине герой стихотворения?

- Какими эпитетами наделяет Масленицу автор? (широкая, бойкая, веселая»)? - Какие черты праздника отмечает автор? (всеобщее веселье, пиры, блины, катание на бешеных тройках, ледяные горки, снежные крепости, игры, развлечения)

- Найдите слова, передающие настроение праздника. ( «Настежь двери и сердца», «ласковым словцом», «мороз, лаская, щиплет», «звонко щелкает орехи на веселие зубкам», «пряник сердце веселит», «каждый масленице рад»)

  1. Знакомство с традициями других стран. Сообщения учеников.

-  Следующую остановку я назвала так: «Какова сторона, таков и обычай». Как провожают зиму в других странах? (В Германии его называют Фастнахт. Карнавалы, театральные представления. Дети ходят по домам, собирают сладости. В Греции праздник длится 3 недели до Великого поста, улицы украшают венками, гирляндами, тоже устраивают карнавалы.  В англоязычных странах отмечают «Жирный вторник». В этот день устраивают «блинный забег»: каждый из участников должен пробежать по заданному маршруту, держа в руках сковороду с блинами и подбрасывая их на бегу, не должны уронить при этом. В Италии весну встречают венецианским карнавалом. На улицах герои итальянской комедии дель арте (арлекины, пьеро, коломбины), клоуны, жонглеры, акробаты. Участники обсыпают друг друга мелкими сладостями, орехами. Все веселятся на славу).

Встретим  мы без промедленья
Праздник старинный,  весенний.
Весну встретим, зиму проводим! 
Не хмурьтесь и не скучайте!
Светлою радостью праздник встречайте!

  1. Встреча Масленицы

1-й ученик

Колокольца тройки бьются бойко,

Рвутся звонко в небо голоса,

Мчится птицей вороная тройка –

Славной русской удали краса!

То не лес, не трава расстилается –

То народ на праздник собирается!

Стала площадь лицом рябоватая –

Русь – Земля-то людьми богатая!

И в плечах, и в руках у них силища,

Будут нынче народные игрища!

То не лес, не трава расстилается,

Праздник Масленицы начинается!

2-й ученик:

Душа ль ты моя Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах покататься.

3-й ученик:

Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

4-й ученик:

Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В городе пировать!

Входит Масленица, нарядно одетая, несущая символ солнца, — украшенный лентами круг на палке.

Учитель: Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.

1-й ученик:

Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица:

Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.

2-й ученик:

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная,

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький да с горошками,

Ноги стройные да с сапожками,

Брови черные, наведенные,

Портянки белые, набеленные.

Солнце теплое в небе дразнится,

Здравствуй, гостюшка наша Масленица!

Учитель. В честь тебя, красавица, сегодняшний праздник. Будь почетным гостем на нем. Посмотри, что для тебя приготовили дети. На Руси во время гуляний принято было смотреть балаганное представление. Петрушка приглашает тебя в гости.

Кукольное представление.

Петрушка:

Спеши на праздник, русский люд! 
С чем придете, то и мило. 
Встречает вас поклоном низким 
Бог солнца – Ярило!

Ярило: Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, девушки-раскрасавицы! На празднике этом я важный гость. Тепло несу я людям, Зиму отодвигаю, Весну встречаю. Я Масленице первый друг, я Бог Солнца - Ярило!

Зима:

Что я вижу – глазам своим не верю! 
Вы проводить меня решили! 
Сейчас взмахну рукой – завоют вьюги зверем! 
Метели белые, летите все ко мне!

Ярило:

Остановись, Зима! 
Народ устал от вьюг и холода. 
Он ждет тепла и света. 
Вставай-ка в хоровод, зови подруг! 
Что скажешь мне на это?

Зима. Я ль плохая вам подруга, сколько праздников, веселья в свое время подарила, а вы так со мною поступить хотите.

Петрушка: Ты уж, Зимушка, на нас не серчай. Хорошо с тобой нам было, но пришел Весны черед.

Зима: Ну да ладно, так и быть, уступлю я место Весне.

Учитель: Но какой же праздник без песен, частушек и праздничных пожеланий!

3-й ученик

Масленица, Масленица, блинов попеканщица!

С грибами, с яйцом, с рыбкой атласной,

С икрой, с припеком, с ягодкой красной!

Пришла раненько! Встретим мы тебя хорошенько:

Матушку-зиму отпраздновать нужно,

И проводить, как положено,  дружно!

Сыром, маслом,  и блином, и румяным пирогом!

Чтобы речи были не напрасленицей,

Будет зиму провожать Масленица!

Частушки.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

 

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Я на Масленку катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.

 

Девки, Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петруни во дворе
Сивка пропадает.

 

Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

 

У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.

 

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

Не хотела я плясать,

Стояла стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

 

Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки!

 

Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Ешьте! Пейте!

Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!


Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!


Масленица — белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек,

На единственный часочек!

 

Пришла Масленица к нам,

Это значит быть блинам.

Быть любви и быть добру

– Всем раздайте по блину!

Песня «Ой, блины, блины

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала — больно я устала.
Кончилось веселице — беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся. (Масленица уходит)

Учитель: Прощай, Масленица. Да, умеет веселиться русский народ, повеселились и мы от души.

  1. Анализ стихотворения П. Вяземского.

Следующую остановку на нашем пути я назвала так: «Люби дома, что захочешь, а в людях – что дают». Послушайте последние строчки стихотворения Петра Вяземского «Масленица на чужбине».

Нет конца веселым кликам,
Песням, удали, пирам.
Где тут немцам-горемыкам
Вторить вам, богатырям?

Сани здесь — подобной дряни
Не видал я на веку;
Стыдно сесть в чужие сани
Коренному русаку.

Нет, красавица, не место
Здесь тебе, не обиход,
Снег здесь — рыхленькое тесто,
Вял мороз и вял народ.

Чем почтят тебя, сударку?
Разве кружкою пивной,
Да копеечной сигаркой,
Да копченой колбасой.

Немец к мудрецам причислен,
Немец — дока для всего,
Немец так глубокомыслен,
Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,
Если немца взять врасплох,
А особенно зимою,
Немец — воля ваша!— плох.

- На что сетует лирический герой стихотворения?

- Чем гордится?

- Смысл какой знакомой поговорки спрятан в этой фразе поэта: «Стыдно сесть в чужие сани коренному русаку»?  («Не в свои сани не садись».  «Не в свои оглобли не впрягайся»)

- Каково отношение героя к немцам? К их угощениям? (В Германии перед постом едят не столько блины, сколько мясо, особенно баварские колбаски – самая любимая закуска у немцев. Пекут также оладьи, пончики)

-  Основная мысль этого стихотворения какова? («Что для русского здорово, то для немца карачун!»  Противопоставление русских обычаев, традиций, характера, умения веселиться – «немцам-горемыкам»)

Учитель: Не будем мы тосковать с нашим героем за границей, перенесемся в Россию и узнаем, как появился праздник Масленицы, как его отмечали раньше.

  1. Знакомство с языческими традициями.

Эту остановку в пути я назвала: «Первый блин комом». Почему?  Обратимся за помощью к сказителю. А вы знаете, кто такие сказители? (Сказитель – создатель, исполнитель произведений УНТ, их ещё называли в Сибири «посказатели», на Печоре – «старинщики», на Белом море – «сказатели».) Дедушка Савелий, расскажи нам, что ты узнал о празднике от своих пращуров.

  1. Сказитель:

Древнейший праздник, часть культуры,

Он корни от язычества ведет.

Давно уж принято христианство,

Но празднуем его мы до сих пор!

Мы Масленицу празднуем семь дней:

Все сыты, веселы, довольны.

И наш народ, что любит погулять,

Зовет ее то «целовальницей», а то «веселой».

Начало Масленица в древности берет,

День равноденствия весной у праславян

Вселял благоговейный ужас.

Когда в один момент сменялась оттепель на лютую, лихую стужу.

И говорили люди: борются весна с зимой,

Их главная проходит ныне битва.

Язычники задабривать спешили всех богов,

Свершая ритуалы и готовя жертвенные блюда.

Древнеславянской Комоедицей положено начало

Для праздника, что ныне Масленицей мы зовём.

Он назывался в честь медведя Комом,

Который ипостасью бога Велеса живет.

С зимой прощаясь, предки славили Ярило,

Он богом солнца был у праславян,

И,  чтобы поддержать весной крепчающее солнце,

Лепешки выпекали круглые и без изъян.

Предназначалась первая лепешка Кому –

Медведю, за его дела.

С тех пор и появилась поговорка  «Первый блин комам!»-

Она до наших дней дошла!

На праздничном столе всегда был выбор,

Но в основном растительные блюда,

Медведя чтоб задобрить, он любитель,

Ему такая честь от почитающего люда.

Священному огню несли часть угощенья,

С огнем стояло рядом чучело Марены,

И образ сей отождествлялся с гибелью живого,

С сезонной смертью и возрождением природы.

Возле Святилища рассыпано зерно,

Чтоб угощались птицы – символы умерших.

В день равноденствия сливались воедино –

Живые души с душами ушедших.

На Комоедицу все прыгали через костёр,

Что был способен изгонять злых духов.

Вода, что над Священным таяла костром,

Давала красоту, здоровье и силу побеждать врагов!

На Комоедицу в Руси молодожены были в славе,

Холостяков же «метили веревкой»,

И коли те не делали свой выбор,

То откупались вкусным блюдом иль сноровкой.

В конце гуляний жгли Марену,

Ярило прославляя на устах.

И оживали позже солнце и природа,

Даря свои плоды и чудеса.

Так год за годом многие столетья,

От праславян до нынешних времён

Народные гулянья не стихают,

И Масленица весело живет!

Спасибо тебе, дедушка, за рассказ, скажите, дети, что вы узнали нового из рассказа дедушки, какие ещё названия праздника вам стали известны из исполнения Савелия?  Как появилась поговорка «Первый блин комам»?

5. Знакомство с православными традициями

Последняя станция называется «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Как вы думаете, почему? Праздник Масленицы заканчивается Прощеным воскресеньем. Что мы знаем с вами об этом празднике? Почему так важно накануне Великого поста попросить у всех прощение? (Прощеное воскресенье – христианский праздник. Это последний день Масленицы и последний день перед началом Великого поста. В этот праздник мы должны попросить прощения у тех, кого обидели, и простить своих обидчиков. Главные слова в этот день: «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю». Основная цель праздника – пробудить в людях светлые и искренние чувства, стремление к добрым делам.)

После Прощеного воскресенья начинается Великий пост – главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. В этом году он начинается 2 марта, заканчивается 18 апреля.  Савелий рассказал нам о том, что наши предки думали: погода меняется, значит «борется весна с зимой». А о какой борьбе идет речь во время Великого поста? Суть поста – очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу.

6. Итог занятия. Путешествие наше подошло к концу. Последняя поговорка для вас сегодня такая: «Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать». Как вы понимаете ее смысл? Надеюсь, что мы сегодня многое для себя узнали и поняли. Были ли вы внимательными на занятии, сейчас проверим. Попробуйте отгадать мои загадки.

Праздник этот знаем мы – 
Время проводов зимы. 
Люди в эти дни должны 
Веселиться, печь блины. 
(Масленица.)

И с икрой, и со сметаной – 
Всякие они вкусны! 
Ноздреваты и румяны – 
Наши солнышки –… (Блины)

 

Белая, степенная

тепла боится.

Пока Масленицу не сожжешь,

никуда не уйдёт. (Зима)

 

Идёт после Масленицы:

часового не имеет,

называет себя… (Пост)

 

В масленично воскресенье 
Все старался старый Тит 
Попросить у всех прощенья 
И ответить: … («Бог простит!»)

Вижу, с пользой потратили мы сегодня свое время. Спасибо вам за внимание и труды. Продолжим свое знакомство с русскими традициями на следующих занятиях.

You have no rights to post comments