В основе мероприятия лежит знакомство с повестью Валентина Катаева «Сын полка». Предложенные материалы могут быть использованы в 5, 6, 7 классах. Обучающиеся «погружаются» в атмосферу военного времени и определяют для себя ключевые нравственные ценности: сострадание, ответственность, чувство долга, любовь.
Автор: Лаптева Ольга Алексеевна
Читательская конференция по книге В. Катаева «Сын полка» «Свет человеческих сердец»
Цель – в ходе исследования художественного текста совместно с обучающимися определить ключевые нравственные ценности: сострадание, ответственность, чувство долга, любовь.
Планируемые результаты:
личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности ребенка; формировать уважительное отношение к русской литературе;
метапредметные: формировать умение самостоятельно формулировать цель урока;
коммуникативные: воспринимать на слух текст литературного произведения; развивать навыки осмысленного чтения и адекватного восприятия; умение пересказывать прозаический текст; читать наизусть поэтический и прозаический текст; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
предметные: понимать ключевые проблемы изучаемого произведения; понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); характеризовать героев, сопоставлять героев.
Методы и приемы: иллюстративный, словесный, наглядный методы; приемы «Микрофон», «Акрослово», беседа, «словесное рисование», инсценирование эпизода, чтение прозаического текста наизусть, прием «Цветослово».
Оборудование: иллюстрации к произведению, выполненные обучающимися на листах формата А3; фильм по повести В. Катаева «Сын полка»; карточки с ключевыми словами; тетради; ручки; карандаши.
Ход урока
- Индукция.
Фотография с изображением маяка.
– Что изображено на фотографии?
– Для чего нужен маяк?
- Деконструкция.
– Послушайте стихотворение современного поэта Андрея Шестакова.
Бывают люди, словно маяки,
Те маяки, что не включают.
Они открыты и легки
И нам дорогу освещают.
Общаться с ними каждый рад,
И жизнь с такими веселее.
От них идёт такой заряд,
Что сам становишься светлее!
У них широкая душа
И сердце доброе стучится.
Их жизнь проста и хороша,
Прозрачна как в реке водица.
Мы забываем их беречь,
Не замечаем их, невежи...
Всё меньше с «маяками» встреч,
И свет их в море виден реже.
Если дальше так пойдёт–
Мы не пробьёмся больше к свету
И в море жизни пропадём
Без маяков и канем в лету...
Где свет спасения искать?
Своими сотворить руками!
Нам нужно в жизни тоже стать,
Стать для кого-то маяками!
– Какое название можно дать стихотворению? (Оно называется «Люди-маяки»)
– Как вы понимаете слово «люди-маяки»? Какой свет они могут излучать?
- Реконструкция.
– Чтобы определить тему читательской конференции, вам придется разгадать следующий ребус:
– Тема читательской конференции «Свет человеческих сердец».
– Какую цель можно поставить перед собой? Давайте определим тот образ, над которым мы будем сегодня работать. («Словесный портрет» человека, который дарит людям свет).
– Сегодня мы обратимся к периоду Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. – непростое время. Однако в этот период было очень много героев – людей, которые проявляли свои лучшие человеческие качества и освещали дорогу тем, кто не мог справиться со своей болью, со своей бедой. Мы пройдем по одной дороге с героями повести Валентина Катаева «Сын полка» и назовем те качества, которые «заставляют» светить сердце человека.
- Социализация.
– Начало нашей работы – знакомство с биографией писателя.
Первое задание – составить визитную карточку писателя.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о Валентине Катаеве, остальные работают над визитной карточкой по устному выступлению. Далее – обсуждение работ.
Валентин Петрович Катаев – писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Его произведения «Белеет парус одинокий» и «Сын полка» входили в СССР в школьную программу.
Он родился 16 (28) января 1897 года в Одессе в семье учителя. Отец Катаева был очень образованным человеком. Он с детства привил любовь к русской классической литературе двум своим сыновьям – Валентину и Евгению. Мама умерла от воспаления легких, и воспитывать детей отцу помогала ее сестра.
Валентин Катаев вспоминал, что писать он начал с девяти лет и всегда был уверен в том, что родился писателем. Его первые произведения – стихи, некоторые из которых были напечатаны в одесских газетах.
В 13 лет (1910 год) его стихотворение «Осень» было напечатано в газете «Одесский вестник».
В годы Первой мировой войны, не окончив гимназию, он вступил добровольцем в действующую армию. Был дважды ранен и отравлен газами. В 1916 году был принят в Одесское военное училище.
Принимал участие и в Гражданской войне.
В 1921 году, перебравшись в Харьков, устроился работать в местную газету. Работал сатириком, сотрудничая со многими московскими газетами. В 1936 году была опубликована повесть «Белеет парус одинокий», и именно она сделала его известным.
В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом. Одним из значимых произведений писателя этого периода является «Отче наш». В канун Победы он пишет свою «солнечную» повесть – «Сын полка».
После войны в 1955 г. он основал журнал «Юность», в котором публиковал произведения молодых и неизвестных авторов.
В конце жизни В.П. Катаев перенес операцию по удалению раковой опухоли. Он умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве.
Интересные факты о писателе.
Из писателей Катаеву больше всего нравился Иван Бунин. Однако сам Бунин холодно относился к Валентину Петровичу.
Писатель никогда не водил автомобиль. Как правило, за рулем была его супруга, специальный водитель или сын.
Катаев, помимо повестей и стихотворений, написал несколько пьес и киносценариев.
В конце жизни Валентин Катаев собрал все свои стихотворения и переписал их от руки в блокноты (всего получилось семь блокнотов). Ни одного сборника стихотворений Валентина Катаева не было напечатано.
Обсуждение визитных карточек.
– Можно ли считать Валентина Катаева человеком-маяком? Свое мнение аргументируйте.
– Одним из наиболее известных произведений В.П. Катаева стала повесть «Сын полка».
«Сын полка́» – повесть, написанная Валентином Катаевым в 1944 году. Впервые опубликована в 1945 году в журналах «Октябрь» и «Дружные ребята». Отдельным изданием вышла в 1945 году («Детгиз»).
В 1946 году за книгу «Сын полка» Валентин Катаев был удостоен Сталинской премии II степени.
Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика в солдатской форме, сшитой специально на ребенка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана – голодного, злого и одичавшего – разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим.
После опубликования повести писатель часто получал письма, авторы которых были убеждены, что при создании образа Вани Солнцева Катаев использовал их историю.
В качестве одной из версий о возможном прототипе журналисты чаще всего обращаются к биографии Исаака Ракова-Солнцева.
ПРОТОТИП – это реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.
Его настоящая фамилия неизвестна: Солнцевым мальчика нарекли в детском доме за веснушки на лице; в начале войны он вместе со своим другом Володей Вознесенским сбежал на фронт и в лесу под Бобруйском попал к разведчикам-артиллеристам; позже покинул суворовское училище, куда его определили командиры, и снова ушёл воевать.
В то же время, по утверждению сына Катаева, ни один из «претендентов» не был настоящим Ваней Солнцевым; одного-единственного прототипа не существует.
– Давайте вспомним ключевые эпизоды повести. Они легли в основу иллюстраций, которые мы сегодня будем вывешивать на доску.
Первая иллюстрация (эпизод «Разведчики находят мальчика в лесу») (На доске располагаем иллюстрацию над той стрелочкой, где будет слово СОСТРАДАНИЕ).
– Расскажите, какой эпизод на ней изображен.
– Какую черту характера проявили разведчики, когда нашли мальчика в лесу? (сострадание).
– Что такое сострадание? Сформулируйте определение, продолжив фразу: СОСТРАДАНИЕ – ЭТО… (сочувствие, сопереживание; это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль). В данном слове имеется приставка СО-, которая имеет значение «делать что-то вместе», «сострадать» – это значит страдать вместе.
– Почему в данной ситуации мы говорим именно о сострадании, а не о доброте или милосердии? (Разведчики увидели маленького мальчика и поняли, как ему плохо. Они почувствовали страдания Вани. Ими овладело желание сделать ему добро, помочь в трудной ситуации, спасти ему жизнь).
– Какое впечатление производит поступок разведчиков, проявляющих сострадание?
– Сострадание – один из спектров света человеческого сердца (Вывешиваем табличку со словом)
– В годы Великой Отечественной войны люди как никогда проявляли сострадание к окружающим, потому что многим нужна была помощь. В наше, мирное, время мы довольно часто видим равнодушие людей. Почему так происходит? (Люди не привыкли страдать вместе – сострадать. Каждый думает прежде всего о себе).
– Запишите это слово в тетрадь. Используя цветные карандаши, разукрасьте это слово тем цветом, который, на ваш взгляд, более соответствует значению этого слова. Какие цвета вы используете?
– Продолжим наш путь. Перед вами 2 иллюстрация (эпизод «Побег Вани»). (Располагаем иллюстрацию над второй стрелочкой)
– Какой эпизод изображен на ней? Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма.
Фильм «Сын полка» 14.41 – 21.45
– Какие чувства испытывает разведчик Биденко к Ване?
– Почему Ваня решает сбежать от разведчика Биденко?
– Какие черты характера проявляются у Вани Солнцева в данной ситуации? (Упрямство)
– Что такое упрямство? (Упрямство – Это чрезмерная настойчивость).
– Положительным или отрицательным качеством является упрямство? Свою точку зрения аргументируйте?
– Как вы оцениваете поведение Вани?
– В какой момент Ваня пожалел о том, что не послушался Биденко? (Ваня совсем отчаялся, когда понял, что заблудился).
– Мы часто считаем, что нас не понимают, заставляют делать то, что нам, по нашему мнению, совсем не нужно. Мы доказываем свою правоту, спорим, часто обижаем близких. Всегда ли следует делать только то, что хочешь?
– Всегда ли упрямство – отрицательное качество?
– Пример Вани Солнцева доказывает, что упрямство помогает достичь своей цели. Главное, чтобы эта цель была достойной. Тогда упрямство становится положительным качеством.
– Какую цель ставил перед собой Ваня? (Вернуться к разведчикам, чтобы защищать с ним свою Родину, быть со своей семьей)
– Предлагаю все-таки записать слово упрямство в наш «словесный портрет» и разукрасить его цветным карандашом. Какие цвета вы будете использовать, чтобы разукрасить слово?
– Перед вами 3 иллюстрация (эпизод «Встреча Вани и мальчика-казачка»).
– Назовите героев эпизода (подросток-казачок, Ваня Солнцев).
– Какую роль в судьбе Вани сыграла встреча с этим мальчиком? (Встреча заставила Ваню идти к своей цели)
– О какой черте характера Вани Солнцева мы можем говорить? (целеустремленность)
– Что такое целеустремленность? (Целеустремленность – это желание достичь своей цели) Какое место среди человеческих ценностей займет это качество? Нами назван еще один спектр света человеческого сердца. Вывешиваем табличку со словом целеустремленность на доску.
– Используя цветные карандаши, разукрасьте это слово. Какие цвета вы используете?
– Как вы считаете, какую цель можно считать достойной? Своё мнение аргументируйте.
– Как быть, если родные и близкие не разделяют вашей цели? (Нужно уметь находить компромисс. Не стоит ссориться и упрямиться, ведь близкие желают добра, они имеют больше жизненного опыта. Поэтому стоит прислушаться к их мнению)
– Путь героя, который сегодня помогает нам раскрыть тайны человеческого сердца, сложен. Ваня идёт своей дорогой вперёд, испытывая волнения, переживания, страх. На его пути встретился еще один человек, который сыграл главную роль в судьбе мальчика. Назовите этого героя.
4 иллюстрация («Встреча с Енакиевым»)
Инсценирование эпизода.
– Почему Енакиев сразу не признался мальчику в том, что он и есть тот самый капитан? (Он хотел посмотреть, каким был Ваня, действительно ли он так смышлен, как о нем говорили разведчики)
– Какое решение в конце концов принимает Енакиев по отношению к Ване?
– Что повлияло на его решение?
– Как вы считаете, доброту или безрассудство проявляет капитан, решив оставить мальчика в полку?
– Что такое доброта? Вывешивается табличка со словом на доску над иллюстрацией. (Доброта – это желание и стремление человека совершать добрые поступки и помогать другим людям)
– Чем доброта отличается от добра? (Добро – все хорошее, доброта – действия человека)
– Как, по вашему мнению, решение Енакиева повлияло на отношение мальчика к окружающему миру, к людям?
– Запишите слово и разукрасьте его цветным карандашом.
Микровывод. Доброта – один из самых ярких спектров света человеческого сердца.
– Какое место занимает доброта в современном мире?
– Что нужно сделать современному человеку, чтобы стать добрее?
– Итак, Ваня возвращается к разведчикам. Но его испытания не заканчиваются.
5 иллюстрация (эпизод «Немцы. Ваня попадает в плен»).
– Расскажите, что изображено на иллюстрации.
– Как ведет себя Ваня, попав в плен к немцам?
– Почему Ваня не мог вести себя иначе, не мог предать разведчиков? (У него был пример истинной дружбы, любви к Родине, самоотверженности, смелости)
– Какие черты характера Вани проявляются в данном эпизоде?
Таблички со словами-терминами вывешиваем на доску (сила воли, мужество = смелость).
– Мальчик становится перед выбором: предать или не предать.
– Что такое выбор? Дайте определение. (Выбор – это принятие решения из имеющегося множества вариантов).
– Какие варианты действий были у Вани?
– Какой выбор совершает Ваня Солнцев? (Нравственный выбор быть верным своим близким людям). Предлагаю записать словосочетание нравственный выбор и разукрасить его цветным карандашом.
– Что такое нравственный выбор? (Нравственный выбор – это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений).
– Легко ли ему дается такое решение? Почему?
– Мы часто становимся перед выбором: учиться или нет, помочь нуждающемуся или пройти мимо. Как вы считаете, чем нужно руководствоваться, чтобы принять верное решение и потом не сожалеть о своем выборе?
– Перед вами еще одна иллюстрация (эпизод «Енакиев отправляет Ваню с донесением в штаб дивизии»).
– Расскажите, какой эпизод изображен на иллюстрации.
– Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии? (Сохранить ему жизнь)
– Что говорит данное решение капитана о его человеческих качествах? (Это человек, который думает о других, мудрый человек, ответственный)
– Думаю, что слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ займет нужное место в нашем «словесном портрете». Разукрасьте его.
– Следующий фрагмент изображен на иллюстрации 7 («Ваня в Суворовском училище»).
– Назовите эпизод, представленный на следующей иллюстрации.
– Кто направил Ваню в Суворовское училище?
– Что взял с собой мальчик в Суворовское училище? Какую роль в судьбе героя, на ваш взгляд, сыграли погоны капитана Енакиева?
– Послушайте фрагмент чтения наизусть «последнего напутствия полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище».
Читает заранее подготовленный ученик.
– О чем говорит полковник?
– Как вы считаете, может ли Ваня Солнцев пренебречь напутствием полковника? Почему? (Какую роль сыграет напутствие полковника в судьбе Вани?)
– Что такое чувство долга? (Чувство долга – это чувство ответственности за родных, близких и любимых людей, за родину). Запишите словосочетание и разукрасьте цветным карандашом.
– Чувство долга испытывают солдаты, которые воюют с террористами сегодня; врачи, которые отдают свое время, а порой и свои жизни, чтобы спасать людей от новой коронавирусной инфекции; чувство долга испытывают родители, когда пытаются помочь своему ребенку в трудной ситуации… Какую роль отводите этому чувству вы, ребята?
– Как вы считаете, какое будущее ждёт Ваню Солнцева? Почему другого будущего у мальчика мы не можем представить?
- Афиширование.
– Обратимся к тому образу, над созданием которого мы работали сегодня на уроке. Какой он, человек, излучающий свет? Опишите этот образ. (Это человек-маяк, который обладает такими нравственными качествами, как умение сострадать, любить, дружить, быть верным и добрым, уметь думать о других).
– Кого из героев повести В. Катаева «Сын полка» можно назвать людьми-маяками, людьми, чьи сердца излучают свет?
– Нужны ли такие люди-маяки в современном мире? Почему? (Такой человек своим примером помогает каждому из нас стать лучше).
– Повесть не может оставить равнодушным. Мы много говорили о том, что доброта, сострадание, преданность, любовь, чувство долга преображают человека.
– Как вы считаете, ребята, что нужно сделать, чтобы самому стать человеком-маяком?
- Разрыв.
– Послушайте одну современную притчу.
На слайде – звездное небо.
«Одна звёздочка мечтала побывать на Земле и помочь людям.
– Звезде нельзя приближаться к Земле. Твой огонь сожжёт её, – сказала звездочке мама-звезда. – Ты можешь подарить людям лишь крохотную искру своего огня. Пусть эта искорка зажжёт огонь в сердцах людей.
Звёздочка так и сделала. Прилетела звёздная искорка на Землю и зажгла звёздным огнём тысячи сердец. Поднимались головы людей, загорались их глаза, и они говорили:
– Я напишу поэму, которая наполнит мир любовью и красотой!
– Я построю величественный храм!
– Я посажу прекрасный сад в бесплодной пустыне!
Прошло время, и искорка увидела, что лишь немногие стали настоящими творцами, а остальные забыли о своих мечтах. Вернулась искорка в звёздную семью и заплакала:
– Мой огонь оказался слишком слабым. Он зажёг тысячи сердец, но потом многие из них погасли.
– Не горюй, искорка! – сказала звезда. – Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп, но нужно, чтобы каждая лампа поддерживала огонь своим собственным горючим».
– О чем эта притча? (Она учит нас тому, что каждый должен сам воспитывать себя, чтобы сохранить лучшие человеческие качества, чтобы зажечь в своем сердце свет и стать маяками, без которых «мы не пробьемся больше к свету и в море жизни пропадем»).
– Составьте «заповеди», которые помогут удержать свет в наших сердцах. (Помнить своих героев. Не забывать историю. Уважать старших. Ценить дружбу).
Озвучивание «заповедей».
Домашнее задание. Написать письмо понравившемуся герою или автору повести.
Рефлексия.
Прием «Акрослово».
В буквах слова СВЕТ «зашифрована» характеристика этого слова. Вам необходимо подобрать слова, которые будут уместны теме сегодняшнего занятия, слова, отражающие ваши ассоциации по рассматриваемой теме.
С – (счастье в каждом из нас)
В – (важно помнить об этом)
Е – (есть ценности, которые нужно воспитывать в себе и стараться их удержать)
Т – (только чистый сердцем человек принесет миру радость)
– В военные годы больше всего досталось детям. Маленьким, слабым, беззащитным. Во время ВОВ погибло 13 миллионов детей. Нужно ли их помнить: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых. Наверное, нужно! Помнить для того, чтобы самим становиться лучше!
Спасибо за внимание!