Праздник русских ремёсел «Здравствуй, батюшка Покров!» посвящён подведению итогов работы по изучению ремёсел села Леженьки, традиций празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Мероприятие представила учитель русского языка и литературы МКОУ «Леженская ООШ» Арцыбашева Светлана Ивановна
Здравствуй, батюшка Покров!
Праздник русских ремёсел
Сценарий внеклассного мероприятия
Цель: подвести итоги работы по изучению ремёсел села Леженьки, традиций празднования Покрова Дня.
Задачи:
- обобщить знания детей о ремеслах родного края, об обычаях села, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы;
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда;
- стимулировать интерес к духовному богатству родной земли.
Оборудование:
Изображение храма Покрова на Нерли и Собора Василия Блаженного, икона Покрова Пресвятой Богородицы, материалы и инструменты для демонстрации: нитки, спицы, прялка, варежки, носки, ткацкий стан (в центре ковроткачества демонстрировали оригинал, в школе и на машинном дворе фотографии), вышивка, плотницкие инструменты, валенки, кожаные сапоги, дуга, хомут, седло, кузнечный инструмент (на машинном дворе демонстрировали оригиналы, в школе и центре ковроткачества фотографии); минусовки песен или баян, народные костюмы.
Предварительная подготовка: встречи с односельчанами, мастерицами ковроткачества, вышивки, прядения, с кузнецом и плотниками.
Участники: учащиеся старших классов, приглашенные гости: родители, учащиеся других классов, работники ООО «Никольское».
Ученик 1.
Как у нас на Руси
Уж давно повелось,
Чтобы весело всем
И счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто
И никто не скучал,
Сам народ для себя
Шутки, песни слагал.
Ученик 2.
Наши бабушки, дедушки
Нам говорили,
Как плясали они,
Хороводы водили.
Как смеялись, шутили,
Своих деток учили
Ученик 3.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Вместе
Свой праздник мы посвящаем Покрову-батюшке!
Ученик 4.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в X веке. Во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, юродивый Андрей, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала молиться, потом она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над людьми в храме, защищая их от врагов, видимых и невидимых.
Ученик 5.
В России праздник в честь Покрова Божьей Матери был установлен в начале XII века князем Андреем Боголюбским. В 1165 г. он построил всемирно известный своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли. В Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божьей Матери, «что на рву» (известный как храм Василия Блаженного).
Ученик 6.
В старой русской деревне приход Покрова означал завершение всех уборочных работ, начало молодежных посиделок, когда длинными осенними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен.
Ребята поют песню «Ой, ниточка».
Ученица 1.
Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания. В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Такая есть у жительницы нашего села Чевычеловой Раисы Павловны. В центре ковроткачества представлена обычная ручная прялка. В Леженьках пряли многие. Это наши бабушки и прабабушки: Кретова Александра Фёдоровна, Русанова Ольга Дмитриевна, Васильева Валентина Ивановна и другие.
Ученица 2
Посиделки на Руси немыслимы были без вязания. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц – хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки – их нужно пять. А для такого большого свитера – только две. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Продолжают народные традиции Шашкова Ирина Анатольевна, Верёвкина Елена Игнатьевна, Арцыбашева Светлана Ивановна, Золотухина Марина Ивановна.
Ученица 3.
Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел.
Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.
В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Потом люди изобрели механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.
Тимский район всегда славился своими народными промыслами, особенно вышивками и ковроткачеством. И сегодня не только в районном центре, но и почти в каждом селе можно встретить самотканые безворсовые ковры и шерстяные попонки или дорожки. А в селе Леженьки они есть в каждом доме. Кто-то ткал сам, для кого-то мама приготовила приданое, а кому-то достался от бабушки в наследство. У одних ковры бережно хранятся, аккуратно скатанные в рулончики, у других висят на стенах над кроватями. Третьи прикрывают ими старинные сундуки. А четвертые уже постелили их на пол. На большинстве ковров – цветочные узоры. Самый пышный и яркий букет располагается в центре, а по углам и по краям идет широкая кайма с большими букетами или гирляндой цветов со всех четырех сторон.
На базе Леженского сельского Дома культуры открыт Центр ковроткачества. Мастерство это сохранили Полянская Екатерина Дмитриевна и Пожидаева Екатерина Стефановна, Кондаурова Валентина Андреевна и Ефанова Валентина Ивановна, Полянская Раиса Дмитриевна и Сергеева Мария Фёдоровна. И теперь учителя МКОУ «Леженская основная общеобразовательная школа» во главе с Гамовой Л.Н. и Соповой Е.Н. передают свое умение школьникам, чтобы не умирали народные традиции.
Ученица 4.
Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в IX-XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительности.
В нашей местности вышивали крестом, вырезом, гладью. И сейчас радуют глаз вышивки Богдановой Валентины Ивановны, Полянской Екатерины Дмитриевны, Арцыбашевой Клавдии Павловны.
Никогда не сидели русские девушки праздно, без работы. А где песня поется, там и работа ладится.
Частушки.
Мы, Леженские ребята,
Интересно все живем,
Про народные ремесла,
Вам частушки пропоем.
Шила милому рубаху,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!
Не стругает мой рубанок,
Не пилит моя пила,
Ко мне милка не приходит –
И работа не мила.
Моя прялка не прядет,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идет,
Видно, долго сердится.
А у нас милашка Дашка,
рукодельная была
В решето коров доила,
кочергой полы мела.
Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.
Я мальчишка боевой,
Боевым остануся.
Ох и худо тому будет,
Кому я достануся.
Не хвалились бы подружки
Новыми работами –
Я сама вчера сплела
Косынку с самолетами.
Попросила меня мать
Загонять гусака,
А я вышел за ворота –
И давай плясака.
A y нас во дворе
Квакали лягушки,
Я от прялки босиком –
Думала, подружки.
Сидит заяц на осине,
Плетёт лапти вечерком.
Чтобы наши все девчата
Не ходили босиком.
Мы не все частушки спели,
Знаем много вчетвером.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споем.
Ученик 1.
К Покрову заканчивались подряды, в село возвращались мужики-ремесленники. И в каждый дом приходил достаток.
Ученик 2.
Плотничество являлось повсеместным занятием. Практически каждый крестьянин мог срубить себе хату и другие хозяйственные постройки. Также мастера делали оконные рамы, изготовляли мебель и различные предметы быта – от ткацкого стана, до телеги или лодки.
Во избежание получения кривых и несуразных предметов из древесины плотник использовал в своей работе уровень.
Для нанесения и проверки углов изделия применяют угольник, для нанесения параллельных линий применяют рейсмус.
Пила, применяется для распиловки древесины.
Рубанок придаёт гладкую поверхность.
У русского древодела не было другого такого универсального инструмента, как топор. В умелых руках он при случае мог заменить долото, тесло, стамеску, скобель и рубанок, но топор заменить нельзя ничем. Недаром в старинных пословицах говорится: «Топор всему делу голова», «С топором весь свет пройдешь», «Топор – кормилец», «Топор одевает, топор обувает».
Про наше село говорили: «Через дом плотник». Это и Шашков Иван Никитович, и Татаренков Павел Петрович, и братья Чевычелов Иван Максимович, Чевычелов Василий Максимович. Талант отца и дяди унаследовал ныне здравствующий Чевычелов Вячеслав Васильевич.
Ученик 3.
Профессия кузнеца – одна из самых древнейших на земле. В славянских письменах сохранились сведения о божественных кузнецах, самым древним из которых был Сварог. На смену ему вместе с христианством пришли святые Кузьма и Демьян – покровители всех кузнецов и хранители семьи и брака. И по сей день без изделий кузнеца не обходится ни один мастер, ни одно ремесло. Отсюда и возникла поговорка «Кузнец – всем ремёслам отец».
Опорным инструментом кузнеца является наковальня.
К ударному инструменту кузнеца относят молоток - ручник, который является основным и с помощью которого он куёт небольшие изделия или управляет процессом ковки.
Для работы с раскалённым металлом необходимы клещи или щипцы, являющиеся захватывающим инструментом мастера.
К вспомогательным инструментам относят кочергу, совок и метелку. С их помощью в кузнице мастера всегда царит идеальная чистота.
Особым уважением пользовался кузнец, который мог по следу лошади угадать размер подковы и благополучно подковать лошадь. Имени первого кузнеца, прикрепившего подкову гвоздями к копыту лошади никто не знает.
В сельских поселениях умели делать не только подковы, стремена, лемехи, гвозди, колёса для телег, но и украшения, проволоку и ключи, а также сложной конструкции замки.
Настоящими мастерами своего дела были Никулин Василий Андреевич, Козловский Пётр Алексеевич, Сопов Иван Михайлович.
Мальчики поют песню «Во кузнице»
Ученик 4.
Мечтой каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. Деревенские сапоги шили из простой чёрной кожи. Ни под каким видом нельзя также было одевать сапоги с подковами и на каблуках: «кони кованы бывают, а мы – люди».
Дорогие сапоги обязательно должны быть «с моршыной» – от пяти до девяти морщин на сапоге.
Сапоги носили по несколько лет, а заказывали, как правило к женитьбе с двумя парами кожаных галош. Над бедными заказчиками часто потешались: «Сапоги с галошами, а на дворе нет лошади».
Кожаные сапоги ручной работы были распространены повсеместно. Но имелись не в каждой семье. По воскресеньям или в большой праздник женщины при достатке надевали коты – открытые туфли из чёрной грубой кожи, украшенные на носке и по заднику резной кожаной накладкой.
Основными инструментами сапожника являлись циркули, колодки.
Самой древней обувью на Руси были лапти, которые считались как мужской, так и женской обувью. Материал для их изготовления всегда был под рукой: лапти плели из лыка липы, вяза, ракиты, и даже из бересты.
На первый взгляд изготовление лаптей – дело нехитрое. Однако мастер за день мог сплести не более двух пар, ободрав при этом кору с 6-8 молодых лип. Лыко вымачивали в воде, снимали верхний слой, нарезали узкими полосками и, приладив к деревянной колодке, приступали к работе с помощью кочедыка – инструмента в виде кривого шила.
Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна.
Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Такая обувь годилась на все случаи жизни.
Такая обувь как валенки, валяные сапоги, а ещё их называли катанки, в Сибири – пимы, понимают как обувь сваленную из овечьей шерсти.
Специалистов по изготовлению валенок называли «валяльщиками», «катальщиками» и «шерстобитами».
Валенки в центральных губерниях России были очень дорогие. Ведь и само их кустарное и ручное изготовление обходилось недёшево. Даже крестьянин среднего достатка обзаводился валенками с трудом. Порой семья имела только одну пару валенок и их приходилось носить по очереди или по старшинству.
Валенки берегли от сырости, надевали на них лыковые ступни, а в XX веке – уже резиновые.
На протяжении долгих лет в Леженьках шил сапоги Мещерин Андрей Никанорович, бил волну Салпанов Пётр Никанорович, а валенки валяли Шашков Николай Андреевич и Голобоков Владимир Андреевич.
Звучит песня «Сапожки русские»
Ученик 5.
Интересным и прибыльным в хозяйстве был труд скорняка. Промысел этот существует издавна, является сезонным и занимает собою осенние и зимние месяцы (октябрь, ноябрь, декабрь, иногда январь).
Техника этого ремесла была несложной. Обыкновенно сырец-овчина сначала квасится в чане с солёным хлебным квасом, затем промывается и очищается мелом от излишнего жира, сушится и затем дубится в настое дубовой коры.
Орудия и инструменты скорняка: кадки для кваса и дубового отвара, скафы или ключи и косы. Ключ – особого рода инструменты, которые изготавливали из старых кос и служили для очистки кожи.
Также мастера использовали инструмент чёска, с помощью которого шкуры чесали.
Производство по выделки кожи и пошиву кожаных изделий имело большой вес в хозяйстве крестьян. Для сырья использовались шкуры баранов, коз, телят. Основные технологические процессы выделки кожи сохранились почти без изменений. Обработку кожи начинали с вымачивания, затем очищали и подвергали «золению» (вымачивание в растворе воды и извести). Заготовкой и обработкой кожи занимался Русанов Егор Андреевич.
Ученик 6.
Почти в каждом крестьянском доме была лошадь, а для неё нужна была упряжь. Деревянная дуга является одной из основных частей русской конной упряжи. Материалом для изготовления дуг служила древесина вяза и вербы.
Очень ценились работы шорников: ведь без хомута и упряжи нельзя запрягать лошадей, да и без седла скакать на лошади сложно.
Хомут – часть упряжи, надеваемый на шею лошади
Седло – часть сбруи, сиденье для всадника, укрепляемое на спине лошади.
Были и такие мастера – шорники, которые создавали не просто необходимые предметы конной упряжи, но и настоящие произведения искусства: сёдла с заклёпками и художественной строчкой, красочные оголовья и многое другое. Этим делом у нас занимался Апальков Александр Андреевич, потом Шашков Николай Андреевич и Шашков Иван Николаевич.
Ученица.
Люблю старинные ремесла,
Когда в поселке над рекой
Один – выстругивает весла,
Вытачивает руль другой,
А третий подшивает парус.
И вот они плывут втроем,
И, пенясь, отступает ярость
Перед уменьем и трудом.
Ученик.
Знаменит был в русском быту Покров и свадьбами. К этому дню крестьянские девушки ткали так называемую обыденную пелену. Собирались кружком, чесали лён, пряли и ткали, садясь поочерёдно за ткацкий станок, и старались закончить работу в течение одного дня, «обыденкой» Перед службой её несли в церковь к иконе Покрова Богородицы.
Ученица.
Этот день старались провести весело, веря что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». После Покрова начинались ярмарки, гуляния.
Русская народная игра «А мы просо сеяли…»
Ученик.
В этот день – первый праздник холода – пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. Вот и мы с вами, следуя традиции, напекли блинов, да самовар уже на столе. Не страшна нам долгая зима. Умеем зиму встретить, умеем зиму приветить.
Дети исполняют песню «Блины» и становятся в ручеёк.
Ученица.
Слякоть пусть и бездорожье –
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.
От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома –
Покрывает все покровом
Богородица Сама.
Все участники.
Спасибо вам за внимание!
Литература и Интернет-источники
- Православная культура в школе. Октябрь. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – Стр. 100-117.
- http://mir.zavantag.com/literatura/399071/index.html
- https://new.бгмнк.рф/mmm/exk/mremh/index.html