Внеурочное занятие по русскому языку «Устаревшие слова как живые свидетели истории» предназначено для учеников 7 класса.

В ходе мероприятия дети определяют значение слов, рассказывают об использовании предмета, показывают, как именно предмет использовали в быту.

Материал предоставила Гладких Светлана Анатольевна

 

Цель занятия: расширение знаний обучающихся об устаревших словах.

Задачи:

  • формировать умение отличать историзмы от архаизмов;
  • формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умение наблюдать, делать самостоятельные выводы, строить монологическое высказывание;
  • развивать познавательный интерес, аналитическое мышление и память, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес, любовь и уважение к русскому языку, истории и культуре русского народа.

Форма работы: групповая.

Планируемые результаты.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цель урока, умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, умение производить мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Предметные: умение отличать историзмы от архаизмов, умение использовать предметы старины в действии.

Оборудование: презентация по теме «Устаревшие слова», раздаточный материал с практическими заданиями, музейные экспонаты, ноутбуки с Интернетом, словари, справочники, принтеры.

 

Ход внеурочного занятия

 

  1. Организация начала занятия. Эмоционально-установочный этап.

Цель: формирование мотивации обучающихся.

(В начале занятия учитель делит детей на 5 групп)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на предметы, которые я подготовила для нашей совместной работы. Знакомы ли они вам? Используем ли мы представленные предметы в быту? (Нет, не знакомы. Видели в музее. В быту не используем.)

(На столе лежат предметы старины: чесало, сечка, рубель, свивальник, кушак)

– Ребята, перед вами чесало, сечка, рубель, свивальник, кушак.

А слова (названия данных предметов) мы используем сейчас в речи? (Нет)

– Ребята, как называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления? (Устаревшие)

(Слайд 1)

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия? (Устаревшие слова)

– Правильно, ребята. Тема занятия: «Устаревшие слова как живые свидетели истории»

(Слайд 2)

– Почему я именно так сформулировала тему? (Жизнь человека постоянно меняется. Если уходит из жизни предмет, вместе с ним уходит слово.Это слово было свидетелем того времени, когда существовал предмет)

  1. Подготовительный этап. Актуализация знаний.

Цель: активизация мыслительной деятельности обучающихся, создание условий для успешного включения в деятельность.

Задачи:

  • формировать умение отличать историзмы от архаизмов; строить монологическое высказывание;
  • развивать познавательный интерес, аналитическое мышление и память, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес, любовь и уважение к русскому языку, истории и культуре русского народа.

Учитель:

– Ребята, на какие группы делятся устаревшие слова? (Историзмы и архаизмы)

– Давайте вспомним определения этих понятий. Приведите примеры.

Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.

Архаизмы – это устаревшие слова, которые в процессе развития языка заменились более современными синонимами.

– Ребята, для каждой группы у меня есть карточка с названием предмета старины. Доброволец от группы должен выбрать карточку и затем подойти к предмету, название которого он прочитал.

– Почему вы сделали такой выбор?

Предполагаемые ответы детей:

Чесало – этим предметом что-то расчёсывали

Рубель – что-то рубили

Сечка – использовали для сечки чего-то, рубки

Свивальник – что-то обматывали, свивали

Кушак (дети не смогут объяснить, исходя из морфемного состава, но могут предположить, что это широкий пояс)

– Ребята, подумайте, названия данных предметов – это историзмы или архаизмы? (Историзмы, потому что таких предметов нет в современной жизни)

– Пока вы только предположили, для чего использовались эти предметы и почему они так названы. Если мы не знаем значения устаревшего слова или сомневается, где можно найти интересующую нас информацию? (В словаре, справочнике, в Интернете)

Результат этапа: активизация знаний обучающихся об устаревших словах.

 

  1. Деятельностный этап (основная часть)

Исследование (работа в группах)

Цель: организация исследовательской деятельности обучающихся для достижения цели занятия.

Задачи:

  • формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать познавательный интерес, аналитическое мышление и память, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес, любовь и уважение к русскому языку, истории и культуре русского народа

– Сейчас, ребята, вы побудете в роли исследователей. Как вы думаете, какова цель вашего исследования? Что вы должны узнать? (Узнать, правильно ли мы выбрали предмет, для чего он применялся и почему так назван)

– Молодцы, ребята, вы сейчас погрузитесь в историю, в ту эпоху, когда существовал старинный предмет. Каждая группа должна подготовить небольшое сообщение по плану. Вы можете использовать различные источники, которые у вас лежат на партах (словарь, справочник, ноутбук с Интернетом). Подберите необходимый материал, иллюстрации. В конце совместной деятельности распечатайте своё сообщение. И мы создадим общий проект совместной деятельности.

– Вы помните, как правильно нужно работать в группе?

Вспомним правила работы в группе.

  1. Работайте дружно по плану
  2. Говорите спокойно и ясно.
  3. Уважайте мнение других.
  4. Распределите обязанности между собой.
  5. Договаривайтесь, помогайте друг другу.
  6. Работать должен каждый на общий результат.

– Обязательно распределите обязанности в группе.

Отчёт групп будет осуществляться по данному плану, который у вас есть на карточке:

  1. Определите значение слова.
  2. Выясните, в каком веке существовал предмет и слово.
  3. Расскажите об использовании предмета.
  4. Покажите, как именно использовали предмет в быту.

– Когда вы найдёте ответ на первые три вопроса, подумайте, что вам ещё нужно для того, чтобы показать, как использовали предмет старины. Вы можете обратиться к столу и взять всё необходимое для работы (на столе располагаются предметы: кадушка с капустой, кукла, пелёнка, два полотенца, кудель)

Дети исследуют предметы старины, готовят сообщения, используя словари и информацию из сети Интернет. Учитель контролирует деятельность учащихся, помогает, если возникают трудности.

Физкультминутка (проводится перед отчётом групп)

– Посмотрите, пожалуйста, на слайд. (Слайд 3) Здесь даны архаизмы и их синонимы в русском языке. Давайте поиграем.

Изображение на слайде:

Рамена плечи

Десница правая рука

Шуйца левая рука

Перст палец

Уста губы

Выя шея

Ланиты щёки

Длань (долонь) ладонь

– Ребята, расправьте рамена. Посмотрите, какая у вас изящная десница, а шуйце обидно, полюбуйтесь и ею тоже. А какие у вас тоненькие персты. Пощёлкайте перстами, улыбнитесь устами. У вас лебединая выя, а ланиты горят румянцем. Вы все очень пригожие, у вас добрые очи. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз. Ударьте дланью о долонь. Поаплодируйте друг другу. Молодцы, ребята!

Результат деятельностного (основного) этапа: подготовка сообщений об устаревших словах с помощью Интернета, словарей и справочников.

 

            4.Контроль деятельности обучающихся (отчёт групп)

Цель: формирование умения представлять результаты работы группы.

Задачи:

  • формировать умение строить монологическое высказывание;
  • развивать познавательный интерес, аналитическое мышление и память, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес, любовь и уважение к русскому языку, истории и культуре русского народа.

– Я вижу, ребята, вы уже готовы представить предмет старины! И обязательно покажите, как данный предмет использовали, как он помогал людям в быту.

Каждая группа рассказывает о предмете старины по очереди, показывая предмет в действии.

Примерные ответы детей:

Чесало старинный гребень для расчесывания льна, шерсти. Льноводство на юге Западной Сибири начало активно развиваться только в ХIХ веке. Но местное изготовление льна по темпам и масштабам значительно отставало от производства в европейской части России, где, как предполагают специалисты, было изготовлено чесало.

Обработка льна включала в себя нескольких этапов. Сначала его трепали, чтобы отделить нити льноволокна от стебля. Отходы не выбрасывали: из них вили жгуты и грубые веревки, изготавливали подстилки для домашнего скота, а также конопатили ими бревенчатые постройки.

Трепаный лен начинали чесать. Первый очес назывался «изгребы». Его обычно использовали для изготовления грубого холста, «рядины». Второй же очес – «пачесы» – отдавали пряльщицам, которые готовили из него уток – подготовительные нити для дальнейшего создания ткани. Чесание было последним этапом обработки и подготовки льна. (Ребята берут кудель (пряжу) и расчёсывают её с помощью чесала)

Сечка это прекрасный инструмент для шинкования и измельчения любых продуктов в деревянном корыте. Использовали его на Руси для рубки мяса, капусты, других овощей, грибов. После рубки капусты устраивались весёлые посиделки. Начинались они 14 октября, после праздника Покрова (Ребята шинкуют капусту в кадушке с помощью сечки)

Рубе́ль (ребрак) предмет домашнего быта XIX века, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем». Кстати, если женщина выполняла эту тяжелую работу очень хорошо, да ещё и одной рукой, то её сразу брали в жёны. (Ребята показывают, как на Руси стирали и гладили бельё)

Свивальник на Руси младенцев традиционно пеленали. Более того, плотно увязывали в свивальники. Считалось, что благодаря им чадо будет спокойным и вырастет стройным и красивым. Считалось, что чем длиннее и красивее будет свивальник, тем продолжительнее и благополучнее будет жизнь у ребенка. (Ребята учатся пеленать куклу с помощью свивальника)

Кушак широкий пояс (из татарского языка) Это преимущественно предмет мужского гардероба верхней одежды. Также им подпоясывали и рубахи.

Делался из ткани, более дорогие кушаки делали из кожи. Некоторые кушаки опоясывались два раза и только потом затягивались на боку.

Хорошие, вышитые кушаки могли стоить столько же, как и корова. Красивый вышитый кушак – признак достатка.

Считалось неприличным, если был развязан пояс-кушак. Отсюда и выражение: «Что же ты распоясался». Так говорят о человеке, не умеющем себя вести. (Ребята пробуют подпоясать одного из учеников)

(Если у ребят не получается правильно показать, как на Руси использовали исследуемый предмет, то помогает учитель)

– Спасибо, ребята, вы справились с заданием! Очень интересно представили предметы старины и показали, как их использовали на Руси. И теперь мы с вами можем создать общий проект «Устаревшие слова как живые свидетели истории». Для этого я возьму ваши листочки и скреплю в альбом, который будет храниться в кабинете русского языка и литературы (учитель заранее распечатывает титульный лист)

– Пока у нас получился небольшой альбом. Будем ли мы его пополнять? (Конечно, будем и дальше знакомиться с неизвестными нам устаревшими словами)

– Как вы думаете, кому будет полезна наша работа? (Ученикам при изучении устаревших слов)

Результат этапа: создание общего проекта «Устаревшие слова как живые свидетели истории»

 

  1. Рефлексия

Цель этапа: формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и осмысливать свои достижения; оценка деятельности (определение качества и уровня проделанной работы).

Задачи: формировать способность к самооценке; формировать умение оценивать свой результат.

– Ребята, посмотрите на экран. На слайде представлены фразы, закончите их, пожалуйста. (Слайд 4)

На занятии меня удивило…

Самым важным мне показалось…

Я узнал…

Я хочу узнать подробнее о…

– Спасибо, ребята, вы хорошо поработали, создали очень интересный и полезный альбом «Устаревшие слова как живые свидетели истории», который мы будем и дальше пополнять на следующих внеурочных занятиях.

 

 

Список использованной литературы (Интернет-источников)

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кушак
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубель_(предмет)
  3. https://ru.wiktionary.org/wiki/сечка
  4. https://ru.wiktionary.org/wiki/свивальник
  5. https://ru.wiktionary.org/wiki/чесало

 

Приложение

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Карточка №1 «Правила работы в группе»

  1. Работайте дружно по плану
  2. Говорите спокойно и ясно.
  3. Уважайте мнение других.
  4. Распределите обязанности между собой.
  5. Договаривайтесь, помогайте друг другу.
  6. Работать должен каждый на общий результат

 

Карточка №2 «План для отчёта групп»

  1. Определите значение слова.
  2. Выясните, в каком веке существовал предмет и слово.
  3. Расскажите об использовании предмета.
  4. Покажите, как использовали предмет в быту.