Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир народных промыслов Курского края» рассказывает о суджанской керамике, дроняевской посуде, кожлянской игрушке и посвящено Году культурного наследия народов России.

Материал подготовила Дорохова Светлана Александровна

 

Народные промыслы Курского края

 

Форма проведения: путешествие

Предмет: литература

Межпредметные связи: русский язык, краеведение

Цель внеклассного мероприятия: познакомить с народными промыслами Курского края, их историей и особенностями

Планируемые результаты:

  • Личностные:

воспитание духовно развитой, творческой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении;

осознание каждым обучающимся личной ответственности за полученное дело.

  • Познавательные:

приобщение к культурному наследию малой родины, знакомство с её традициями и обычаями;

умение ориентироваться в различных источниках информации.

  • Коммуникативные:

умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, задавать вопросы;

умение владеть навыками выразительной речи, работы со справочной литературой; готовность выполнять задания в группе.

  • Регулятивные:

совместно с учителем планировать последовательность этапов

мероприятия, при необходимости изменять его структуру;

проводить необходимую коррекцию.

Оформление: презентация, выставка дроняевской посуды, суджанской керамики, кожлянской игрушки, русские народные костюмы, видеозаписи.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Ведущие читают стихотворение

1 вед.

Нет сил удержать движенье светил

И выведать тайные знанья о свете…

Великий Гончар как-то круг раскрутил,

А сын человечий то сразу приметил.

Впредь выкопал глину, где груша росла,

Ломал ее долго, и резал, и плющил,

Усердный пот утирая со лба,

Пока из немого комок стал поющим.

Скрипела натужливо ось на весь свет,

Ему придавая кувшина обличье.

А мастер коряво прочеркивал след,

Решив: для красы, а быть может, – в отличье.

2 вед.

Поспорив с женой, в палисаднике дёрн

Убрал. И по памяти выложил кладку.

Две ночи горел на земле первый горн

И сутки еще остывал – для порядку.

Дрожа в нетерпении, на руки брал,

Так хлеб и детей принимают в родины,

Ах, как же с тех пор ему свет задолжал,

Тому гончару за простые кувшины?

В них жены несли молоко и вино

Мужьям от орала иль праведной сечи.

Кружала скрипят, как когда-то давно,

Две ночи горят в палисаднике свечи.

1 вед.

Сегодня мы совершим необычное путешествие в удивительный мир народных промыслов Курского края, где живут творческие люди и талантливо поёт курский соловей.

Чтение стихотворения «Курский соловей» С. Тереховой-Амелиной

Прилетели вновь соловьи,

Как прекрасны слуху их трели.

Песни снова запели свои,

Курский птах – он нежнее свирели.

Птах невзрачный, но голос какой!

Переливами перебирает.

И поёт птичьей всей он душой,

Слышишь пенье – душа замирает.

Птичка скромная… но а душа,

И как в кроху вместилось всё чудо?

Как же песнь соловья хороша,

И слышны его песни повсюду.

Здесь соловушки гнёзда совьют,

В курский край торопливо летели.

Род продолжат... и летом споют,

Чтоб окрепнуть птенцы их успели.

Сколько в пении том красоты,

Как изящно берёт он высоты.

Соловей... сколько в нём теплоты,

В каждой трели – изящные ноты.

Много птиц есть, а есть соловей,

Пенья птиц хороши без сомненья.

Соловей...он немного нежней,

Для души его трель – умиленье.

Славит песнями край соловей,

Далеко за пределами знают.

Курский край этой пташке милей,

А услышать певца все мечтают.

В Курске курский поёт соловей,

И поёт за пределами курский.

В трепет пеньем приводит людей,

Символ гордости птах этот русский.

Курский край полюбил соловей,

И весною сюда он стремится.

Снова трель зазвучит для людей,

Чтобы каждый сумел насладиться.

2 вед.

А начнем наше путешествие с экскурсии в краеведческий музей г. Курчатова и со знакомства с увлеченным человеком Татьяной Евгеньевной Скобликовой. Девять лет назад ее не стало. Она была заведующей отделом народных промыслов музея и руководителем объединения «Народное гончарство». Давайте послушаем рассказ Т.Е. Скобликовой о ныне существующих и исчезнувших народных промыслах Курского края. https://disk.yandex.ru/i/LvYvzt09Ah6mtQ

1 вед.

Итак, город Суджа. Именно здесь гончарное ремесло зародилось около семи тысяч лет до нашей эры.

Историческая станция.

  • ученик.

Гончарство как промысел оформлялось и крепло вместе с городом, который возник в середине 17 века. В Суджу сразу пришли казаки, мещане, часть которых и составили гончары. Они поселились вблизи города и назвали свою слободу Гончарной.

  • ученик.

Гончары имели свой герб, флаг, устав. В семье каждый имел свои обязанности. Но за гончарный круг садились только мужчины.

  • ученик.

Практически все жители Гончарной слободы занимались производством керамики.

Толковая станция.

  • ученик

Слово «керамика» многозначное:

  1. Изделие из обожженной глины;
  2. Гончарное производство.
  • ученик (продолжает)

Суджанская керамика красовалась и на выставке в Париже, где ее отметили медалью, и преподносилась высоким персонам, в том числе Курскому губернатору господину графу Алексею Дмитриевичу Милютину. Ему было подарено блюдо мастера Мамоткова в 1893 году.

2 вед.

Суджанские гончары производили посуду, предметы печного промысла, строительные и отделочные материалы, скульптуру и фигурные сосуды, игрушку и мелкую художественную пластику (показывает на выставке).

1 вед.

В работу шли красные, серые, белые сорта глины. Мастера украшали свои изделия и строгим орнаментом, и росписью растительных мотивов, и методом задымления, и поливой.

Толковая станция.

2 ученик.

Полива – это жидкий состав для обмазки гончарных изделий, глазурь.

2 вед.

А проникнуть в глубь Суджанского промысла, восстановить утерянные формы помогает сейчас людям Народный мастер России, член Союза художников России Юрий Степанович Спесивцев.

1 вед.

Его ученики мало в чем уступают своему учителю и уверенно говорят, что их стремление познать ремесло гончара абсолютно осознанно, этому делу не жаль посвятить свою жизнь. https://disk.yandex.ru/i/bHn-uTyk7LQefw

2 вед.

А наше путешествие в мир гончарных промыслов продолжается, и остановимся мы в деревеньке Дроняево, что в 7 км от г. Курчатова.

Творческая станция

Обучающиеся исполняют частушки

Разговор вести мы будем

О дроняевской посуде,

В стародавни времена

Помогала всем она.

 

Из нее все пили, ели.

И до сей поры она

У людей в чести и в деле,

Каждый день она нужна

 

И для каш, и для щей,

И для разных овощей.

Нужна плошка для ушицы,

Нужна кружка для водицы.

 

Тесто в дежке замесили –

Будут знатными блины.

Молоко в кувшин налили –

С молоком блины вкусны!

 

Ну, скажите, ну откуда

Появилась вся посуда

Взял хозяин глины ком –

А посуды полон дом!

 

Мы историю, культуру

Края изучаем.

Все стараемся запомнить,

Все мы подмечаем.

 

Чтоб потом своим детишкам

Рассказать о чуде,

О прославленной в веках

Дроняевской посуде.

Историческая станция

1 ученик.

На территории современной деревни Дроняево люди селились издавна, примерно с 6-5 веков до нашей эры. Дроняевские крестьяне имели свой лес и собственные глиняные копи. Уже в конце 19 в. более 100 семей в Дроняево занимались гончарством. Мастера работали и зимой, и летом. Они приучали к своему ремеслу сыновей с семи лет. Так ремесло переходило от отца к сыну.

2 ученик.

В конце 19 века деревня Дроняево являлась центром горшечного производства восточной части Курской губернии. Отсюда посуда шла в Черниговскую, Орловскую, Харьковскую губернии и, конечно, в Щигры, Льгов, Обоянь, Рыльск. В Курске в начале прошлого столетия для торговли дроняевской посудой имелись четыре лавки.

1 вед.

Все бугры левобережья Демины, притока Сейма, богаты залежами глины отличного качества. Дроняевская посуда всегда была в почете у крестьян, ее ценили за то, что она легкая, прочная и звонкая. Дроняевский кувшин, наполненный водой, 40 дней простоит, и ни одна капля не просочится через его стенки.

(Обращается к выставке посуды).

2 вед.

Много сил и терпения нужно приложить, чтобы получилась красивая и качественная посуда. Глина залегала на глубине 10-15 метров, слой не всегда был однородным, поэтому рыли разветвленные шахты. Привезенную из карьера глину тщательно готовили: выбирали все камушки, несколько раз переминали, стругали на тонкие пласты, катали на лавке, как тесто. Готовую глину складывали в горку и накрывали сырой ветошью, называли ее «кобылой». Из «кобылы» выходило около 1000 горшков.

1 вед.

Вся работа проходила в доме, включая и сушку изделий. Делали посуду круглый год, а обжигали в теплое время года в специальных печах-горнах. Он вмещал в себя 800-1000 изделий, и 5-7 гончаров пользовались им. Высушенную, обсыпанную свинцом посуду укладывали в печь. Обжиг шел 8-12 часов, температура в горне должна была дойти до 1000 градусов.

2 вед.

Кувшин, горшок, миска, кружка, цветник, солонка, дежка, макитра – основной перечень традиционной глиняной посуды деревни Дроняево.

Толковая станция

Макитра – огромный глиняный сосуд для засолки овощей на зиму.

Дёжка – глиняный сосуд, в котором замешивают тесто.

1 вед.

Дроняевская посуда проста по форме. Ее линии плавные, энергичные, наполненные. Изнутри она обязательно полита глазурью, снаружи – не всегда. Украшена посуда волнистыми и прямыми линиями. Давайте посмотрим, как работает гончар. https://disk.yandex.ru/i/o5vY_w7hDheA_Q

Еще в начале прошлого столетия необходимо было поддержать промысел и придать его развитию более упорядоченный и энергичный ход. Но ничего сделано не было. Да и сейчас молодежь не стала преемницей старых мастеров: Виктора Ивановича Пашкова, Ивана Никитовича Букреева, Николая Федоровича Мишустина.

Творческая станция.

А сейчас, ребята, отгадайте загадки. Кто знает ответ, поднимает руку.

  1. Был я копан, был я топтан,

Был я на пожаре, был я на кружале.

Молод был – сто голов кормил,

Сделался стар – пеленаться стал.

Выбросили за окно – и собакам не надобно.

(Глиняный горшок).

  1. В земле веками лежала,

Вода ее омывала,

И воздуха ей хватало.

Умелый человек пришел,

Ее, родимую, нашел

С трудом ли, нет – ее добыл

В горшки и плошки превратил.

(Глина)

  1. Не высока, не мала,

Да и вовсе не гора,

А была такая печь,

Где горшки свои обжечь

Доводилось гончару

И Ивану, и Петру.

Что за печь была такая?

Это мы сейчас узнаем.

(Горн).

  1. Мастерица за прялкой

Он садится на лавку,

Ноги ставит на круг.

Руки чувствуют вдруг

Форм крутые бока,

Все движенья пока.

Кто загадку отгадает,

Тот и мастера узнает.

(Гончар).

2 вед.

Наша следующая остановка – село Кожля, которая всегда славилась своими замечательными глиняными игрушками и удивительными мастерицами: Ольгой Ивановной Дериглазовой и Валентиной Венедиктовной Ковкиной.

Творческая станция.

Вот не просто вам старушка –

Лепит бабушка игрушки.

Не малы ее года, а душа-то молода!

Глаз веселый, молодой

И румянец озорной.

А за долгий век игрушек

Налепила – счета нет.

И творенье рук умелых

Обошло весь белый свет.

1 вед.

Вот такие прекрасные строчки сочинили о В.В. Ковкиной ее благодарные ученики. Валентина Венедиктовна, народный мастер России, член союза художников, лауреат премии «Душа России».

Творческая станция.

Ученик читает стихотворение Т.Е. Скобликовой

Это чудо из чудес!

Тут подпрыгнешь до небес!

Вот берет комочек глины.

Мастер, он не из пугливых,

Знает дело назубок,

Расправляет кругляшок.

Пальцы, знай, свое твердят,

Выпуская то котят, то лисичку,

То зверька, неизвестного пока.

Вот барыня и лягушка,

Это курочка - пеструшка.

Все игрушки - свистуны,

То есть все свистят они.

(Свистит в игрушку, показывает на выставке).

2 вед.

Вот такие игрушки делали только из синей глины. В сыром виде она синевой отдает, а после обжига почти совсем белая. Обжигали игрушки в горне, потом расписывали гусиными да куриными перьями. Краски брали те, которыми шерсть красят. В краски добавляли молоко, яичный желток, немного сахара, чтобы краска лучше ложилась на глину, наряднее была.

1 вед.

Излюбленные цвета кожлянских мастериц самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных пользуется особым предпочтением малиновый.

2 вед.

Для кожлянской игрушки характерны и орнаментальные элементы в виде звезд и сеточки – ряд параллельных полосок, пересеченных такими же параллельными полосами.

(Показывает на выставке).

1 вед.

Коровы, бараны, козочки, медведи, кошки с котятами, петухи, надутые индюки, пятнистый лев, разнаряженные барыни с уткой, курицей под мышкой... Все это создает ощущение грандиозности, размаха, несмотря на малые размеры фигурок. Кажется, увеличь механически игрушку – и готов мемориал для большой площади.

2 вед.

И в этом мы действительно убедились, когда посмотрели мастер-класс Натальи Александровны Масловой, достойного продолжателя традиций В.В. Ковкиной.

Творческая станция.

А вот рядом ученица –

Молодая мастерица:

Зоркий глаз, верна рука.

Из чудесной белой глины

Лепит быстрого конька.

Все узоры, все движенья

Изучила за года.

Видеозапись 4 мастер - класса Н.А.Масловой https://disk.yandex.ru/i/V_X_W9wp2RU56Q

1 вед.

Время многое уносит с собой, но то богатство, которое предки накопили и передали нам, мы должны сохранить и передать потомкам. А для нации нет большего богатства, чем ее традиции.

2 вед.

Из глины рождается чудо:

Игрушка, махотка, кувшин.

И всё озаряется светом

Исконно российских глубин.

1 вед.

И чтобы сберечь это чудо,

На помощь ему поспеши.

Поможем его возрожденью

Всей щедростью русской души.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МЕРОПРИЯТИЮ