Литературный вечер посвящён 85-летию со дня рождения В.Г. Распутина.

Мероприятие подготовила и провела Ильина Александра Яковлевна

 

Литературный вечер, посвящённый 85-летию со дня рождения В.Г. Распутина

 

Цели: познакомить присутствующих с творчеством В. Г. Распутина, поднимающего в своих произведениях вопросы внутренней и внешней красоты; раскрывающего вечные нравственные ценности; призывающего к сохранению исторических основ русского народа и природы родной страны; побудить учащихся к прочтению произведений замечательного русского писателя.

Оборудование: плакат «Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может». (В.Г. Распутин); презентация, видеофрагменты из фильмов.

(Слайд 1)

1 чтец:

Как совесть – неподсуден,

Как свет – необходим

Отечеству и людям

Распутин Валентин.

2-й чтец:

Для многих – неуютен…

Но он такой один –

Всегда и есть, и будет

Распутин Валентин.

3-й чтец:

В общенье, вправду, труден

В столице и в селе…

Зато не словоблудьем

Он занят на земле.

4-й чтец:

Глумленья не таящий

И в пазухе – камней,

Писатель, говорящий

О Родине своей…(В. Скиф)

Учитель:

(Слайд 2)

15 марта 2022 года исполнилось бы 85 лет со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. И не только на его родине, в Иркутской области, но и по всей России проводятся различные мероприятия, посвящённые памяти этого великого писателя.

Вот и мы сегодня, дорогие друзья, собрались здесь, чтобы вспомнить его жизнь и творчество, а также постараться усвоить уроки В.Г. Распутина, которые он преподаёт нам на страницах своих произведений, уроки доброты, благородства, уроки нравственности, уроки патриотизма.

(Слайд 3)

1-ый чтец

– 7 лет назад, 14 марта 2015 года, всю страну потрясло известие о смерти В.Г. Распутина.

2-й чтец:

(Слайд 4)

– Валентин Григорьевич Распутин вошёл в нашу литературу как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за рубежом.

Биография писателя проста, но его духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем. Он помогает понять, откуда явился такой могучий талант, засверкавший самыми яркими гранями.

1-й чтец:

– Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда, в трёхстах километрах от Иркутска. Детство будущего писателя прошло в деревне Аталанка на берегу Ангары.

(Слайд 5)

Ученик в роли Валентина Распутина:

(Слайд 6)

Хорошо помню, когда мне было 4 года, как уходил на фронт отец, но не помню такого яркого события, как его возвращение. Детство моё пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки. Ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы. С малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему миру река, о которой слагались легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания.

2-й ведущий:

(Слайд 7)

– Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счёту Валентин научился с малых лет: уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышлёный паренёк читал всё, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением. Мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казёнными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

1-й ведущий

(Слайд 8)

– В 1-й класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой (всего 2 полки книг). Чтобы сохранить хотя бы этот фонд, читать разрешали только в школе.

Ученик (Валентин Распутин):

– Своё знакомство с книгами я начал с… воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанное и брали новые.

2-й ведущий:

(Слайд 9)

– В Аталанке была только четырёхлетка. На дальнейшую учёбу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу, которая находилась в пятидесяти километрах от родной деревни. Каждый день не наездишься, надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Взрослел паренёк на собственном голодном и горьком опыте. Но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьёзная тяга к знаниям помогли выстоять. В аттестате зрелости Валентина были только пятёрки. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

Разыгрывание сцены из рассказа «Уроки французского». Приложение 1.

Ученик (Валентин Распутин). Приложение 2.

(Слайд 10)

1-й ведущий:

(Слайд 11)

– После окончания школы летом 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, Валентин Распутин стал студентом филологического факультета Иркутского университета. О писательстве не помышлял. Видно, не пришёл ещё срок. Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь, где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодёжной газеты, хотя и не думал о писательском призвании. Просто однажды остался без денег (не стали выдавать стипендию). И работал, не отрываясь от учёбы.

2-й ведущий:

(Слайд 12)

– Он много публиковался, писал о том, что было необходимо редакции газеты «Советская молодёжь». Репортажи, очерки, заметки – здесь Распутин набил руку, научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Ещё до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодёжь», что позволило приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги.

1-й ведущий:

– В 1974 году Валентин Распутин в Иркутской газете писал:

Ученик (Валентин Распутин):

– Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.

2-й ведущий:

– В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодёжи. В качестве корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречья Енисея, Ангары и Лены. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций.

1-й ведущий:

– Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слёз. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лёшке становилось всё хуже. Он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки. Им стало не до отвлечённых разговоров о коммунизме, которые они вели до того, ибо поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть, и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть – это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко».

Лёшка умер на глазах у друзей. Вопиющая несправедливость. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Лёшкой…

Чтение под «Реквием» Моцарта отрывка из рассказа «Я забыл спросить у Лёшки»

Приложение 3.

2-й ведущий:

– «Живи и помни»новаторская, смелая повесть – не только о судьбах героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, часто возникающие в годы войны. Слова – «Живи и помни» – говорят нам, что всё то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни» – это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.

1-й ведущий:

– Трудно и тяжело было всем – на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательства. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

2-й ведущий:

– А ведь был Андрей Гуськов «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настёне и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушёл на войну и Андрей Гуськов. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настёны, известие о том. Что её муж Андрей Гуськов – предатель. Не каждому дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Настёны.

1-й ведущий:

– А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настёну, перемолвиться со стариками?

Но ведь шла война, и она устанавливала свои жёсткие законы.

Писатель вовсе не предаёт беглеца суду военного трибунала. Напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Литературный суд. https://urok.1sept.ru/articles/632483

1-й ведущий:

– Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя. Не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

2-й ведущий:

– Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, отчаявшись найти выход из глупого тупика, она шагнула за борт лодки в ледяные воды Ангары, погибнув между двух берегов – берегом мужа и берегом всех русских людей.

2-й ведущий:

– Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения. В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Видеофрагмент из фильма «Живи и помни»

2-йчтец:

– Валентин Распутин из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Он говорил, что Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Ученик (Валентин Распутин):

– Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но я умирать буду с этой картиной, дороже которой для меня ничего нет. Я верю, что и в писательском деле она сыграла не последнюю роль.

1-й ведущий:

–Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Ученик (Валентин Распутин):

– Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам.

1-й ведущий:

Лесистых гор полуотвалы,

Касанье голубых лекал.

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь – до донышка – просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик и гул турбин,

И птицы-сосны под обрывом,

И дикий ветер-баргузин –

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия.

И ты немыслима, Сибирь. (Марк Сергеев).

2-й ведущий:

– Живя в единении с природой, писатель глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации. Природа, ставшая близкой в детстве, оживает и говорит в его книгах каким-то своим необычным чудесным языком, понятным только тому, кто умеет её слушать, наблюдать и восхищаться её неповторимым очарованием.

1-й ведущий:

– Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таёжные леса навсегда привязывают к себе человека. И душа писателя не может не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается ею, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь – для самого человека. Вымирают целые деревни. И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землёй.

2-й ведущий:

– Дарья Пинигина из повести «Прощание с Матерой» самоотверженно защищает деревню, которая подлежит затоплению. Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь. Выстроился новый поселок с новыми домами и с новой жизнью. Но это уже никогда не будет та, родная, кровная земля. Этой земле отдана жизнь. Для Дарьи и других стариков это трагедия. Как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. Варварски истребляя природу, мы губим свою душу. Человек, уничтожающий свои корни, совершает преступление не только против природы, он несет ответственность перед людьми, перед своим будущим.

Видеофрагмент из фильма «Прощание с Матерой»

2-й ведущий:

– Безусловно. Распутин – народный писатель. Он пишет о народе и для народа. Не случайно произведения писателя экранизированы, В репертуарах российских театров творчество Распутина занимает почётное место. Поднимая в своих произведениях проблемы всенародной и государственной важности, писатель напоминает о прошлом, возвращает нас к своим корням, предупреждает о будущих катастрофах, которые могут произойти не только на земле, но и в душе человека.

Учитель:

– Завершить наш вечер хочу словами Валентина Распутина: «Я верю в выздоровление; такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены…»

Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!

Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!

Звучит песня Надежды Будневой «Моя Россия»


Презентация

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2