Работа была выполнена в рамках регионального отбора участников международной олимпиады школьников «Россия и Беларусь: духовная и историческая общность» и позволила автору стать членом областной команды.

Автор работы: Переверзева Наталья, выпускница 11А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»

Руководитель: Мальцева Светлана Николаевна

 

Отзыв о стихотворении А. Кушнера «То, что мы зовем душой…»

 

Душа… Что же так волнует человека в этом слове? Почему невозможно прожить человеку, не размышляя о душе? В чем тайна этого понятия?

В современных словарях русского языка слово «душа» имеет несколько значений. Мы можем увидеть, что душа – это и внутренний, психологический мир человека, его сознание. Это и то или иное свойство характера. Душой называют и человека с редкими, высокими свойствами характера. Есть у этого слова еще одно значение: душа – это сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

О чем стихотворение Александра Кушнера? На первый взгляд, именно о душе, которая бессмертна, чиста, светла, вечна. Но этот вывод делать преждевременно.

Да, конечно, главной темой можно назвать размышления о душе, но в этом стихотворении есть и иные микротемы. Если в первой строфе автор пишет о душе, что «как облако воздушно», то во второй он размышляет о смерти, о тленности человеческой жизни и бессмертии души, которая «в синем воздухе мелькает, не сгорает на огне, под дождем не размокает». Третья же строфа посвящена рассуждениям Александра Кушнера о смысле жизни:

Это, верно, то и есть,

Для чего не жаль стараться,

Что и делает нам честь,

Если честно разобраться.

Трудно найти поэта, не написавшего хотя бы одного стихотворения о душе. В творчестве Марины Цветаевой, Валентины Коркиной, Николая Заболоцкого тоже отражена эта тема, но иначе, чем у Александра Кушнера. Если у Заболоцкого «душа обязана трудиться и день и ночь», то у Кушнера человек должен стараться ради того, чтобы его душа стала чистой, как утренняя роса, хрупкой, как хрусталь, и нежной, как весенний цветок. Вообще, главная цель лирического героя – забота о душе: без души человеку «нельзя вздохнуть, ни глупца простить в обиде». Душа – «то, что мы должны вернуть, умирая, в лучшем виде». Голос души – стрелка компаса, направляющая человека на верный путь.

Лирический герой стихотворения, надо заметить, безусловно, максималист, живущий по высоким нравственным законам, ему свойственны лиричность, искренность, стремление к самопознанию, исповедальность интонации. Для него размышления о душе – это не «бесконечно старомодная тема», а потребность. Нельзя не заметить, что лирический герой – оптимист, он по-пушкински мудро принимает неизбежность смерти и расставание с душой: «То, что мы должны вернуть, умирая, в лучшем виде». Обращаясь к душе, лирический герой восклицает: «Я привязан, ты – свободна!» Даже в этих, казалось бы, печальных фразах не чувствуется тоски.

Александр Кушнер… Восхищает мастерство этого поэта. Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что стихотворение состоит всего из двух предложений: первое – это лирический монолог, обращенный к собеседникам. Именно поэтому так много местоимений первого лица множественного числа: «то, что мы зовем душой», «то, что мы должны вернуть», «что и делает нам честь». Именно так создаётся обобщенный образ человечества, разделяющего мысли автора, понимающего его. Второе предложение – всего четыре предложения – обращение к самой душе («Бесконечно старомодна, тучка, ласточка, душа!»). Разве не талант – умение сказать в двух предложениях то, что иные не могут выразить в целых книгах?!

В художественных средствах, использованных автором, поищем секрет сильного впечатления, которое остается после прочтения стихотворения. Риторическое восклицание («тучка, ласточка, душа!») создает эмоциональный пафос текста, передает взволнованность речи автора, его чувства радости, восторга. Антитеза («Я привязан, ты – свободна!») служит средством создания контрастных образов. Олицетворение (душа «корректирует с высот нашу жизнь, внося поправки») раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета. Гипербола («тоньше колющей булавки») выступает как средство авторского видения образа, подчеркивает способность души подниматься на недосягаемые высоты. Односоставные безличные предложения («без чего нельзя вздохнуть, ни глупца простить в обиде» и др.) усиливают эмоциональный пафос стихотворения и подчеркивают мысль, что жизнь без души обезличена. Сравнения («как облако», «как самолет, что с птицей наравне») указывают на то, что в восприятии лирического героя душа, воздушная, легкая, – обитательница неземных высот. Художественные средства, использованные поэтом, убеждают: перед нами – Мастер Слова!

Стихотворение построено на образах, противопоставленных друг другу. Это образы земли и неба. Конечно, главенствующее место отводится небу. Автор пишет и об облаке, и о самолете, и о птице, которая «в синем воздухе мелькает». А вот образу земли Александр Кушнер посвящает только одно слово – «привязан». Не в этом ли цель жизни человека – подняться над землей вслед за душой?!

Не перестаешь удивляться мастерству Александра Кушнера. При помощи четырехстопного хорея автор передал интонацию доверительного разговора. А точная перекрестная рифмовка с чередованием мужской и женской рифм придает необыкновенную стройность стихотворению.

Поэт размышляет о тленности человеческой жизни, бессмертии души и смысле жизни. Но жанровые особенности думы автор дополнил мажорностью тона повествования.

Всего в двух стихотворных предложениях Александр Кушнер раскрыл перед читателем духовный мир, который по богатству, красоте можно сравнить с самыми шикарными музеями мира. Для того чтобы лучше понять творчество поэта (и душу, вероятно), нам, читателям, нужно научиться вчитываться в его стихи, чтобы в трех коротких строфах увидеть целый поэтический мир и понять, с каким совершенным мастерством он воплощен в слове.