Методический материал к урокам русского языка по творчеству А.М. Алферовой подготовила учитель русского языка и литературы Лазарева Е.В.

 

Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры»

Задание №1

Определите художественно-выразительные средства и фигуры речи в отрывках из стихотворений А.М. Алферовой:

1.

Я к Пушкину иду…,

Когда мне тесны стены,

Когда весь мир со мною не в ладу,

Когда я, как в аду, от боли и измены,

Я к Пушкину иду…,

Я к Пушкину иду…

2.

Глаза, как майские рассветы.

Слова, как трели соловья…

3.

И бьет, и терзает, и гнет, и ломает -

Солдатская память покоя не знает.

Быть миру иль не быть? Быть людям и датам?

Быть солнцу и хлебу? Спросите солдата…

 

Тема «Обращение»

Задание №2

Запишите стихотворные строки. Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Найдите и обозначьте обращение, чем оно выражено?

Люблю берез…вые рощи,

Люблю пш…ничные п…ля.

Пусть на тебя зл…деи кос…тся,

Но ты цв…ти, моя з…мля!

 

Тема «Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом»

Задание №3

Спишите с доски стихотворные строки (знаки препинания не расставлены). Расставьте и объясните (графически) знаки препинания в предложении. Проверьте правильность написания по эталону.

Все неуемно все в пылу

И птичий грай и щебетанье

Закат в неистовом жару

Рассвет в мятущемся сиянье…

Эталон:

Все неуемно, все в пылу:

И птичий грай, и щебетанье,

Закат в неистовом жару,

Рассвет в мятущемся сиянье…

 

Тема «Однородные члены предложения»

Задание №4

Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения, составьте его схему. Выполните морфемный разбор слова полыханье.

Как божество его слова -

В них солнца блеск и полыханье,

Коварство, ревность и молва,

Очарованье и страданье.

 

Тема «Знаки препинания в предложениях с  деепричастными оборотами»

Задание №5

Запишите под диктовку четверостишья. Объясните постановку знаков препинания, разберите предложения синтаксически.

1.И рать Мамаева, кривляясь,

Дышала смертью нам в лицо.

Но не страшась, не удивляясь,

Прорвал поэт времен кольцо.

 

2. Премудрость дедов постигая,

Не обхожу я всех глубин,

А, прямиком по ним шагая,

Наперекор всему считаю,

Что воин в поле… и один.

 

При изучении и обобщении темы «Сложные предложения»,  «Бессоюзные сложные предложения»

Задание №6

Объясните (графически) постановку знаков препинания в предложениях, составьте схему второго предложения.

Вот снова Фет заговорил…

Проснулся лес, проснулось поле,

Дыханьем робким оживил

Край соловьиного раздолья.

 

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Задание №7

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Чем я только не была

В этой жизни многоликой:

Розой белою цвела, извивалась повиликой.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чем говорится в первой части.
  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняетто, о чем говорится в первойчасти.

 

«Сложноподчиненные предложения»

Задание №8

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания, составьте схемы предложений.

1.Во мне моя Россия билась…

И размывало берега

Весенним паводком летучим,

Когда грозили нам снега,

Когда страшили злые тучи.

 

2. Сжигает укором за то, что вернулся,

За то, что не скоро судьбе приглянулся,

За то, что однажды не вспомнил запрета,

За звездное небо, за жаркое лето.

 

Сложные синтаксические конструкции

Задание №9

Диктант

Трудно представить себе этот высокий дом, флигель, кирпичные постройки без лучистого рассветного солнца, отраженного в зеркальной глади безмолвной Тускари. А в бликах солнечных огней и в «лунном сиянии» встает перед нашим взором мудрый, вдохновенный, переполненный радостью бытия, наш лирический дерзновенный чародей – А.А. Фет.

Давно нет с нами виртуоза-стихотворца, предельно тонко и гибко чувствующего окружающий мир, но по-прежнему манит к себе тенистый угрюмый сад, в который сумел вдохнуть поэт живую силу, волнует трепет жизни в каждой травинке, в каждом дуновении ветерка.

«Воробьевский отшельник» создал свою лебединую песню «Вечерние огни» – гимн легендарному, все испытавшему в своей судьбе соловьиному Курскому краю.

Несмотря на грозный быт и непреходящие утраты, этот замкнутый благородный человек всегда носил в своей груди «огонь сильней и всей вселенной».

Мы обязаны сохранить в своих сердцах, передать из поколения в поколение восторг перед певучими, исполненными тепла и света фетовскими стихами.

В наше время – время сверхскоростей и приближения к другим планетам, честный человек жаждет сберечь непреходящие духовные ценности, сберечь гармонию души, образы красоты и «прозрачного слога». Читайте, друзья, стихи великого Фета, и вы увидите чудо земли, чудо жизни.

(По А. Алферовой, 175 слов)

Автор материала: Лазарева Е.В.

Информационные источники:

  1. Осенние мелодии /А. Алферова. - Курск, 1997.
  2. Обугленная песня. Стихи, поэты, песни /А. Алферова. - Курск, 2005.
  3. Алферова А.М. Возвращение любви. Стихи, повесть, миниатюры /А. Алферова. - Курск: ФГУИПП «Курск», 2002.
  4. Всё начинается с любви
  5. Грива Тамара. И дотянулась до радуги
  6. Читаем Курское. Виртуальная выставка, Фатеж, 2015.
  7. Диктанты
  8. Страница А.М. Алфёровой