Внеклассная работа – это один из путей воспитания у школьников чувства патриотизма, гордости за ее славную историю и ответственности за будущее своей страны.

В предложенной методической разработке представлен опыт проведения воспитательного мероприятия, посвященного детям войны. Благодаря подобранным поэтическим произведениям разных авторов и музыкальному оформлению, нельзя оставаться равнодушным к происходящему на сцене.  Данное мероприятия направлено на осознание детьми того сурового и героического времени, на чувство сопереживания, сострадания и уважения к поколению, защищавшему нашу Родину, на формирование активной гражданской позиции и воспитание патриотических чувств.

Данная разработка включает цели и задачи внеклассного мероприятия. Сценарий позволяет  понять, какой ценой досталась нашему народу долгожданная Победа, какие тяготы выпали на долю детей войны, почему наши отцы, деды, прадеды жертвовали собой на полях сражений.   Сценарий данной поэтической композиции  может быть использован учителями-предметниками и классными руководителями для проведения воспитательного мероприятия.

Автор разработки: Мишустина Вера Викторовна

 

Поэтическая композиция по военным произведениям разных авторов

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

 

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств детей.

Задачи:

  • Развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.
  • Воспитание уважения к славным страницам прошлого; любви и уважения к тем, кто сражался за свою страну, кто провожал своих родных на фронт, кто ждал их с войны - людям  старшего поколения.

Действующие лица:

Дети: 6 человек (предпочтительнее одеть детей в одежду  советской эпохи),

3 мальчика в военной форме.

Оформление:

Красное полотно - легкое, струящееся (например, можно использовать недорогой подкладочный материал длиной около трех метров).

 Музыкальное оформление:

  1. «Начало»: мажорная мелодия со звуками живой природы.
  2. Пронзительный звук полета военного самолета. 
  3. Запись голоса Ю. Б. Левитана
  4. Музыка песни  А. Александрова «Священная война»
  5. Марш  В. Агапкина «Прощание славянки»
  6. Музыкальное произведение «Война» в исполнении Российского государственного симфонического оркестра.
  7. Звуки падающих бомб и взрывов.
  8. Звуки выстрелов.
  9. Минорная мелодия «Грусть».
  10. Звук метронома.

Звучит  мелодия  «Начало»

Мирное детство. На сцене появляются 6 учеников. Трое детей, держась за руки, выходят из одной кулисы, трое -  из другой. Всё, как в замедленной съемке. Веселые, счастливые дети  берутся за руки, образуя круг, и быстро кружатся. Подныривают под руки друг другу, будто играют в  «Кошки-мышки». Садятся полукругом, лицом  к зрителям: кто-то опускается на одно колено, кто-то на оба, кто-то сидит обычно.

Музыка стихает и звучит фоном. Дети говорят по очереди (желательно, чтобы микрофон был у каждого).

- Было детство у девочки  Шули.
Мама, папа, старушки – бабули,
И,  готовый на мудрый совет, 
Бородатый осанистый дед.

- Тихий двор, и пушистый котенок, 
Светлый город, знакомый с пеленок,
В каждой улице – древняя слава.
Называется город – Варшава.

- А на улицах жили березы,
А в оградах -  пунцовые розы.
Звуки папиной скрипки взлетали,
Рисовали прекрасные дали.

Хором: - Было детство такое счастливое!

- А у мамы прическа красивая,
А у куклы – любимой Даринки,
В настоящих бантах – золотинки.

- В день рожденья гостей приглашали,

Хором: - Было детство – без слез и печали.

Пронзительный звук полета военного самолета.  Дети резко поворачивают головы в сторону одной из кулис, смотрят вверх, в небо, откуда доносится  этот пронзительный звук, и  провожают глазами самолет, переводят взгляд  на другую кулису. Вдруг раздается взрыв.  Все со страхом хватаются за головы и замирают.

Звучит голос  Ю. Б. Левитана.  Дети открывают глаза и с ужасом смотрят в зал.

Звучит  музыка  А. Александрова «Священная Война». Все  медленно поднимаются. Вначале двое становятся в центре сцены, затем по двое  выстраиваются слева и справа, кладут руки на плечи стоящим впереди. Выдвигаются из глубины сцены ближе к краю. Музыка замолкает, дети читают по очереди.

- Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,

- на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...

Хором:  - До свидания, мальчики!

- Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Звучит  марш  В. Агапкина «Прощание славянки».  Все отходят назад, выстраиваясь по диагонали. 3 мальчика в военной форме проходят маршем из одной кулисы в противоположную. Девочки машут им рукой, мальчики отдают честь.

Марш стихает, звучит уже фоном. Одна из  девочек выбегает вперед, читает:

- Все вставайте за мир!
Все боритесь за мир!
Пусть сиротский призыв
Мир услышит!
Не хочу, чтоб война,
Не хочу, чтобы взрыв
Отнимали отцов у детишек!

Звучит   музыкальное произведение  «Война»  в исполнении Российского государственного симфонического оркестра.  Два ребенка поднимают красное полотно (его необходимо заранее положить по центру сцены  у задней кулисы), растягивают и по очереди поднимают вверх-вниз, создавая эффект реющего пламени. Через несколько секунд музыка становится тише, звучит фоном. Из одной кулисы в другую идет первый мальчик в военной форме, обращаясь к залу, читает четверостишие (нужно, чтобы, дойдя до середины, он остановился, прочел строку и продолжил идти).

- Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...

Затем так же проходит второй мальчик.

- Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...

Третий мальчик  повторяет движения  за предыдущими.

- Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Вперед выбегают девочки с красным полотнищем  и кричат хором:

- Мальчики!.. Постарайтесь вернуться назад…

Медленно опускают полотно.

Дети выстраиваются в ряд, поворачиваются спиной к зрителям и медленно идут к задней кулисе.

Раздаются звуки падающих бомб и взрывов.  Дети уже не пугаются их. Все резко поворачивают головы в зал. В их глазах отвага и ненависть к фашистам. Затем они полностью поворачиваются к залу, читают стихи.

- Было детство. Когда это было?
Что ж ты, детство, о Шуле забыло…
Ускользнуло в сиянии лета
За стенами Варшавского гетто.

- Плачет мама, любимая мама.
Прячет Шулю от смерти упрямо.
Ведь уже под проклятые пули 
Угодили старушки - бабули.

- Да еще, в завершении бед
Был расстрелян осанистый дед,
Был расстрелян за веру, за Бога,
Всполыхнула огнем синагога,

- В утешение дочке и маме 
Достает папа скрипку ночами,
Где вы, Вагнер, Бетховен и Бах?
Плачет скрипка в опухших руках.

Слышатся звуки выстрелов.  Дети в страхе бегают по сцене, словно прячась от пуль, закрывая уши руками.  Потом становятся полукругом и читают быстро, со слезами в голосе, обращаясь уже не к залу, а как бы ведя диалог между собой.

- Снова выстрелы вдруг – что же это?
Разбудили Варшавское гетто.
Грохот, крики, мольбы, кутерьма…
«Выходите! Покинуть дома!»

- Через площадь к вокзалу рядами
Повели меж немыми домами.
Не взирая на слезы, на стон,
Затолкали в товарный вагон.

- Поезда, поезда, поезда,
В такт колесам стучится беда,
Что ты, дочка? – Так хочется пить…
- Потерпи. Бесполезно просить.

- Потерпи. Постарайся, малышка…
Где – то в гетто забытая книжка, 
А у куклы, любимой Даринки,
Не банты в волосах – паутинки.

- Остановка. Родная, ты слышишь?
Ты живая, родная, ты дышишь,
Мы выходим. Вставай же, иди!-
Что же там, что же там, впереди?

Звучит минорная мелодия  «Грусть».  Все  становятся в круг. взявшись  за руки, лицом к залу, идут по кругу. Останавливаются, когда первый чтец оказывается напротив зрительного зала. Фоном звучит музыка. Ребенок произносит свои слова, и круг движется дальше. И так читают все по очереди.

- Все до точки продумано было.
Выдавали кусочками мыло,

И в кабины вели душевые.
Те, что были пока–что живые,
Шли, надеясь, что струи воды
Хоть на миг оградят от беды.

- Сорок женщин и восемь детей!
Заходите, евреи, скорей!
Закрывали снаружи засовы.
Что, евреи, помыться готовы?
И под дьявольский смех до отказа
Наполняется камера газом…

- Мама, что это? Дочка, прости!
Не смогла тебя мама спасти.
Если можешь, сдержись, не вдыхай…
Я люблю тебя, мама! Прощай…

- Все кончалось за 20 минут.
Остальные слегка подождут,
Им до смерти сегодня немного.
Вот и все. Завершилась дорога.

Музыка смолкает. Круг размыкается, последний чтец произносит слова:

- Где-то там. На соседней планете,
Веселились беспечные дети.
А в Варшаве березы взгрустнули…
…Было детство у девочки Шули…

Хором громко:

- Было детство у девочки Шули!!!

Хором тихо:

- Было детство у девочки Шули…

Звучит  музыка   А. Александрова «Священная Война».

Дети расходятся в стороны, из дальних кулис выходят мальчики в форме, приближаются к краю сцены, говорят по очереди:

- Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.

- Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

- Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

- Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

Встают на одно колено и склоняют головы. В это время дети повторяют хором,  как набат, сначала громко, потом тише, третий раз шепотом:

- Тринадцать миллионов детских жизней!

- Тринадцать миллионов детских жизней.

- Тринадцать миллионов детских жизней…

Звучит  метроном.  Все склоняют головы (мальчики в форме по-прежнему, встав  на одно колено). Когда замолкает метроном, все резко поднимают головы, встают.

Хором:

- Никто не забыт и ничто не забыто!

По очереди:

- Горящая надпись на глыбе гранита.

- Поблекшими листьями ветер играет

- И снегом холодным венки засыпает.

- Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Хором:

- Никто не забыт и ничто не забыто!

Звучит  мелодия «Грусть» (или «Военная»)

Две девочки поднимают полотно,  имитируют реющее пламя. Остальные медленными шагами отходят назад. Музыка затихает, все кланяются.


Архив (фоновая музыка, файл zip, размер 16 МБ)