Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов.

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023, регистрационный № 73292).

Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля – 12 февраля 2025, дополнительные сроки проведения итогового собеседования – 12 марта, 21 апреля 2025 года.

Романова Елена Валентиновна познакомила слушателей Школы молодого словесника с материалами для подготовки к итоговому собеседованию, предложив не только презентацию, но и вариант для его проведения.

Презентацию можно сохранить, если нажать на картинку!

Модель собеседования всем нам известна и в этом году не изменилась. Устный экзамен в 9 классе включает четыре типа заданий:

  1. Выразительное чтение текста вслух
  2. Пересказ текста с включением цитаты
  3. Монологическое высказывание по одной из выбранных тем
  4. Диалог с учителем-собеседником.

Чтобы процесс подготовки к собеседованию дал хорошие результаты, первое, что  необходимо сделать, это познакомить учеников с критериями оценивания каждого задания устного экзамена. В этом году они немного изменились:

  1. Максимальный балл за задание «Диалог» увеличили до 3 баллов. В прошлом году за него можно было получить только 2.
  2. В критерии «Грамотность речи», который оценивает в целом ответы 1-4, исключили раздел «Богатство речи». Итого суммарно за грамотный ответ можно получить 7 баллов, а не 8, как в 2024 году.
  1. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования тоже сохранено и составляет 20 баллов. Как и прежде, участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
  2. Критерий Р5 «Соблюдение фактологической точности» переименовали в «Фактическая точность речи».

Нам, учителям, кажется, что ничего сложного в устном экзамене нет. Но, слушая ответы девятиклассников, мы понимаем, что для выпускников собеседование - непростое испытание. Наша задача - помочь ребятам  успешно справиться со всеми этапами. Для этого надо проанализировать ответы обучающихся прошлых лет и начать тренироваться. Чем больше времени мы уделим практике, тем легче будет ученику на экзамене.

 

Задание № 1. Чтение текста.

Основные ошибки, которые допускают девятиклассники при чтении текста:

1. Слишком медленный темп чтения  (большие паузы между словами).

2. Неоправданно быстрое чтение, что часто приводит к тому, что ребёнок не дочитывает слова до конца, проглатывает некоторые буквы, а иногда не произносит начала  слов.

3. Искажение длинных слов, терминов, имён собственных.

4. Несоблюдение интонации конца предложения, интонации перечисления при однородных членах.

5. Орфоэпические ошибки, причём даже в словах, где ударение стоит.

6. Грамматические ошибки при склонении числительных.

7. Незнание римских цифр.

Анализируя ошибки учеников, понимаем, что и к чтению надо тоже очень тщательно готовить выпускников.

 

Советы ученикам:

1. Не спешить при чтении, выбирать средний темп (постараться произносить слово про себя, затем вслух). Если допустили ошибку, не бояться её исправлять (если ребёнок сам исправил оговорку, неправильное ударение, то ошибка не засчитывается экзаменатором).

Помнить слова К.С. Станиславского:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб».

 

2. Выполнять орфоэпические пятиминутки:

  • расставлять ударения в трудных словах, например: ходАтайствовать, тОрты, звонИт, газопровОд, срЕдства...;
  • нужно заучивать маленькие стихотворения, которые подскажут, где поставить ударение. («Мнемонический орфоэпический словарик» Светланы Лапшиной содержит большое количество слов с трудным ударением:

                    Мама сына баловАла

                    Вместо супа торт давАла.

                    Свою собачку озорнУю

                    Я часто косточкой балУю.);

  • составлять самим такие рифмованные подсказки, небольшие тексты, где есть 4-5 слов с трудным ударением:

         «В кондитерской было комфОртно, поэтому там мы купили тОрты.

           В борще свЁкла быстро поблЁкла»;

  • обращать внимание на слова, в которых постановка ударения зависит от лексического значения (омографы): клУбы спортивные - клубЫ дыма; лАвровый венок - лаврОвый лист; гвозди в стЕнах - встреча с стенАх университета...

3. Грамматические разминки с именами числительными:

  • прочитать предложение, в котором количественное числительное дано в косвенном падеже, например: «К 3564 километрам добавить ещё 235», поменять падеж на другой...
  • научиться подставлять слово "ноты" при склонении числительных с корнем -сот-(к пятистАМ - к нотАМ, пятьюстАМИ - нотАМИ)

4. Выучить римские цифры, без задержки читать их: XVIII век, XIX век, XX век...

5. Прослушивать образцы чтения разных текстов (аудиозаписи, чтение учителя, подготовленного ученика), затем пытаться читать самому так же выразительно.

6. Выразительно читать стихотворные тексты по цепочке (каждую строчку читает другой ученик, но смысл и выразительность должны сохраняться обязательно):

           У моря видел дуб зелёный;

           Под ним сидел,// и кот учёный

           Свои мне сказки говорил.

                                          (А.С.Пушкин)

           В той норе, во тьме печальной,

           Гроб качается хрустальный

           На цепях между столбов.//

           Не видать ничьих следов

           Вкруг того пустого места,//

          В том гробу твоя невеста.

                                         (А.С. Пушкин)

7. Делать пометки в любом тексте, который читаете (партитурные знаки: логические ударения, паузы, повышение, понижение голоса), а потом стараться прочитать выразительно по этим пометкам.

8. Текст для задания № 1 выдаётся каждому ученику. При подготовке к чтению делать записи нельзя, но можно ставить ударения, подчёркивать главные слова, расставлять паузы.

А самое главное - читать! Читать вслух! Каких бы великих учителей, репетиторов ученику ни нанимали, без чтения он обречён на неуспеваемость. Надеяться на то, что беглость в чтении придёт с годами, не стоит!

 

Задание № 2. Пересказ текста с включением цитаты.

Пересказ текста - самое сложное задание на итоговом собеседовании.

Советы ученикам:

1. Начните подготовку к пересказу текста с изучения цитаты, чтобы при чтении найти место, куда её вставить. На листе для заметок напишите крупными буквами, чтобы не забыть, слово «ЦИТАТА» и нарисуйте стрелочкой, куда будете её вставлять.

2. Сразу выпишите главные слова, которые подчёркивали при подготовке к чтению. Фамилию, имя, отчество того, о ком текст, записывать не надо, всё есть на листе, где цитата. Выпишите начало абзацев, нужных предложений, запишите цифры, даты, что успеете.

3. Обычно в тексте 4 абзаца, найдите главную информацию в каждом (1-2 предложения). Пересказывайте своими словами, главное - сохранить суть.

4. Если забыли вставить цитату, можно попробовать добавить её в конце пересказа. Иногда это бывает логично и уместно, но даже если в завершении пересказа она будет стоять не на своём месте, то всё равно можно получить балл за грамотное оформление высказывания.

5. Используйте прямую речь, слово «так»:

говорил так, высказывался так, писал так...

Не используйте «что»! Это уже косвенная речь, она требует замены местоимений первого лица на местоимения третьего. Можете запутаться, потерять балл.

6. Иногда цитату можно вставить и перед пересказом - точно тогда не забудете её использовать. (Например: Раиса Адамовна Кудашева говорила так: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла». Именно поэтому своё стихотворение «Ёлка» она подписала инициалами «А. Э.»

 

Задание № 3. Монологическое высказывание на одну из тем.

Обучающимся советую выбирать тему 1- описание фотографии, так как это задание содержит опору на зрительное восприятие, тогда как повествование и рассуждение не имеют его.

В литературе сейчас есть много материалов с хорошими планами, моделями описания фотографии, можно воспользоваться ими. Главное, на что надо ещё обратить внимание: под каждой фотографией есть вопросы-помощники, ими надо пользоваться обязательно, но помнить, что кроме двух баллов за 10 фраз, можно получить ещё один балл за логику монологического высказывания, поэтому необходимо  обращать внимание на эти четыре подсказки. Часто сначала просят рассказать: кто запечатлён на снимке, затем: где сделана эта фотография, а потом вновь вопрос о людях, которых фотографировали. Поэтому сначала надо закончить полностью описывать людей, а потом уделить время месту действия, заднему плану... 

Опишите фотографию «Катание с горы»

Не забудьте описать:

1. Кто изображён на фотографии?

2. Где происходит действие, запечатлённое на фотографии?

3. Какое время года на снимке?

4. Общее настроение запечатлённых на фотографии?

 

Примерный план описания фотографии

1. Передо мной интересная (замечательная, любопытная..) фотография.

2. Её тема - (читаем тему из карточки)

3. Кто изображён на снимке? (девушка, семья, группа школьников...)

4. Какого они возраста?

5. Во что они одеты?( картинка чёрно-белая, цвет мы назвать не можем, но прилагательные: "светлый", "тёмный", "яркий", "тусклый" и другие вполне уместны).

6. Какое у героя фотографии выражение лица?

7. Чем занят, запечатлённый на фотографии?

8. Где сделан снимок?

9. Что мы видим (замечаем, можем разглядеть, рассмотреть) на заднем плане?

10. Кто мог сделать эту фотографию?

11. Понравился ли вам этот снимок? Какие мысли, чувства он  вызывает?

 

Словарь

Воспользуйтесь словами из этого мини-словаря, чтобы сделать свой монолог более точным, красочным, интересным.

Слова для обозначения персонажей: мужчина, женщина, люди, дети, ребята, друзья, мальчики, девочки, компания, приятели, товарищи, девушка, юноша, подростки, спортсмен, семья, родители, мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, родные, название по профессии.

Одежда: повседневная, спортивная, специальная экипировка, спецодежда, униформа, костюмы, праздничная, тёплая, зимняя, летняя, рабочая, лёгкая.

Предметы одежды: куртка, футболка, рубашка, брюки, джинсы, юбка, платье, свитер, пуловер, кофта, блузка, джемпер. (Избегаем слова «штаны»!)

Слова для обозначения местонахождения: мы видим, можно увидеть, виднеется, находится, располагается, стоит, изображён, запечатлён, показан.

 

Задание № 4. Диалог

Задание № 4 тоже считается несложной частью собеседования.

По окончании монологического высказывания экзаменатор-собеседник задаёт ученику три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Вопросы подобраны таким образом, что экзаменуемый, отвечая на них, должен использовать новые типы речи: если учащийся в монологе описывал фото (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение.

Если в монологическом высказывании экзаменуемый рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно выслушайте вопрос.

2. Выделите ключевые слова в вопросе, которые будут использованы в вашем ответе.

3. Не отвечайте односложно: да, нет, конечно и т. п. Используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия.

4. Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому. Это даёт время на обдумывание дальнейшего ответа.

5. При развёрнутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.

6. Особое внимание обращайте на вопросы, требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?).

7. Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения.

8. Используйте средний темп речи, это позволит избежать длительных пауз.

9. Следите за правильностью речи. Избегайте слов-паразитов.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текст Кудашевой Р.А.

Правила заполнения бланков итогового собеседования

Рекомендации по проведению собеседования - 2025