Тестовые задания в двух вариантах составлены на основе произведений Евгения Ивановича Носова «Белый гусь» и «Где просыпается солнце».

Разработчик: Евдокимова Любовь Николаевна

 

Тестовое задание по русскому языку в формате ОГЭ

Вариант 1

 

(1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. (2)Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

(3)Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. (4)Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому, как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. (5)Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) присваивали бы (предложение 1)

2) все было у него (предложение 2)

3) он ходил (предложение 3)

4) гусь поднимал, собирал, опускал (предложение 4)

5) он ухитрялся (предложение 5).

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчиненное с придаточным условия.

2) Предложение  2 сложносочиненное,

3) Предложение 3 осложнено деепричастным оборотом.

4) Предложение  4  осложнено причастным оборотом.

5) Предложение 5 простое, осложнено однородными определениями и деепричастным оборотом.

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примером для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.

Б) Перед второй частью двойного союза ставится запятая.

2) Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

В)После обобщающего слова, стоящего перед однородными членами, ставиться двоеточие.

3) Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.

 

4)Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх.

 

5) Ничего не поделаешь: машина стояла перед Санькиным домом. 

 

А

Б

В

 

 

 

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Когда  гусь на отмели поднимался в полный рост (1)и  размахивал упругими полутораметровыми крыльями (2) на воде пробегала серая рябь(3)  и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик(4) в лугах у доярок звонко звенели подойники. Одним словом (5) Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения (6) в лугах он жил беспечно (7)  и вольготно.

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)НА ОТМЕЛИ - в окончании пишется буква И, так как это существительное 3 склонения предложного падежа.

2)ПОЛУТОРАМЕТРОВЫМИ (крыльями) - имя прилагательное пишется слитно, потому что обозначает величину.

3) ПРОБЕГАЛА (рябь) - в корне пишется безударная гласная, проверяемая ударением.

4) ПОЛОЖЕНИЯ (высокого) - в корне пишется чередующаяся гласная О, так как корень заканчивается на Ж.

5) ПРИБРЕЖНЫЕ (камыши) - приставка ПРИ пишется, потому что имеет значение «неполноты действия».

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

На него засматр..1вались лучшие гусын.. 2 деревн.. 3. Ему б.. 4зраздельно пр.. 5надлежали отмел.. 6, которым не было равных по обилию тины, ряск..7, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем п.. 8счаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.

Но самое главное — то, что плес, на котором я устро.. 9л приваду, Белый гусь считал тоже своим.

  1. Раскройте скобки и запишите слово «катер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского языка.

У пристани стояли небольшие прогулочные (катер).

  1. Замените словосочетание «адмиральская выправка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

(1)Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. (2)Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

(3)Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.(4) Гуси, растопырив крылья, полегли в траву.(5) Под ними спрятались выводки.(6) По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

(7)Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.

(8)Я выглянул из-под плаща.(9) По лугу волочились седые космы града. (10) Исчезла деревня, пропал из виду недалекий лесок.(11) Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась.(12) С треском лопались просеченные лопухи кувшинок.

(13)Гуси замерли в траве, тревожно перекликались.

(14)Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (15)Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза.  (16)Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой (17). Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. (18)Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

(19)Туча свирепствовала с нарастающей силой.(20) Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края.(21) На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

(22)Гуси не выдержали и побежали. (23)Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. (24)То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк.(25) Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

(26)А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы.(27) Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые еще успели добежать.(28) Я с головой закутался в плащ.(29) К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пиленого сахара.(30) Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.

(31)По тропинке с дробным топотом промчался теленок, стегнув по сапогам обрывком мокрой травы.(32) В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.

(33)Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и все натужнее звякали спицы моего велосипеда.

(34)Туча промчалась так же внезапно, как и набежала.(35) Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.

(36)Я сдернул плащ.

(37)Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. (38)Тропинка покрылась лужицами.  (39)В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята.(40) Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

(41)Луг, согретый солнцем, снова зазеленел.  (42)И только на его середине никак не растаивала белая кочка.(43) Я подошел ближе.

(44) То был Белый гусь.

(45) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.(46) Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. (47) По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

(48)Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и  давя друг друга, высыпали наружу.

(Отрывок из рассказа Е.И.Носова «Белый гусь»)

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Взрослые гуси и их гусята спрятались в траву.

2) Из-за сильного града не было видно деревни, только вдали виднелся лесок.

3) Гуси не выдержали и побежали, только Белый гусь сидел на траве, вытянув шею.

4) Град длился довольно долго.

5) Все двенадцать гусят остались живы.

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является метафора.

1) По лугу волочились седые космы града.

2) Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

3) Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.

4) Я с головой закутался в плащ.

5) Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.

12. Среди предложений 15-19 найдите устаревшее слово,  обозначающее меру счета и запишите его.

 

Тестовое задание по русскому языку в формате ОГЭ

Вариант 2

 

(1)Тяжело махая крыльями, летели гуси.  (2)Санька сидел на перевернутой лодке и, запрокинув голову, тянулся глазами к этим большим усталым птицам.  (3)А они то резко темнели, когда пролетали под влажно-белым весенним облаком, то вдруг сами ослепительно белели чистым, обдутым ветрами пером, когда окунались в солнечные лучи, в голубое бездонное разводье между облаками. (4)И сыпались на землю их сдержанные, озабоченные вскрики. (5)Гуси всегда летели в одну сторону: из-за домов, наискосок через реку и поле, к далекому лесу.

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)летели гуси (предложение 1)

2) Санька сидел (предложение 2)

3) пролетали (предложение 3)

4) вскрики сыпались (предложение 4)

5) гуси  всегда летели (предложение 5)

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 двусоставное.

2) Предложение 2 осложнено однородными сказуемыми.

3) Предложение 3  с придаточным условия.

4) Предложение 4 осложнено однородными определениями.

5) Предложение 5 сложносочиненное.

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примером для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Если придаточная часть стоит внутри главной части сложноподчиненного предложения, то она выделяется запятыми.

1)Тяжело махая крыльями, летели гуси.  

Б) В простом предложении перед сочинительным союзом И, соединяющим однородные сказуемые, запятая не ставится.

2) Санька сидел на перевернутой лодке и, запрокинув голову, тянулся глазами к этим большим усталым птицам.

В) Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, стоящим в начале предложения, обособляется.

3) А они то резко темнели, когда пролетали под влажно-белым весенним облаком, то вдруг сами ослепительно белели чистым, обдутым ветрами пером, когда окунались в солнечные лучи, в голубое бездонное разводье между облаками

 

4) И сыпались на землю их сдержанные, озабоченные вскрики.

 

5) Гуси всегда летели в одну сторону: из-за домов, наискосок через реку и поле,  к далекому лесу.

 

А

Б

В

 

 

 

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять двоеточие.

Дядя Сергей поселился у них среди зимы. Однажды (1) возвращаясь из школы (2) Санька увидел под окнами своего дома нечто совершенно непонятное (3) не самолёт (4) не автомобиль. Диковинная машина была вся запорошена снегом (5) и овальные окна (6) и ребристые бока(7) и огромная фара на кончике длинного (8) как у моторной лодки (9) носа. 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЛЕТЕЛИ (гуси) - в корне пишется безударная гласная, проверяемая ударением.

2) БЕЗДОННОЕ (небо) - в отыменных именах прилагательных, образованных от имен существительных, основа которых заканчивается на -Н-, пишется -НН-

3)КРЫЛЬЯМИ (махая) - мягкий смягчает предшествующий согласный.

4) ВСКРИКИ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква  С.

5) ВЕСЕННИМ (облаком) - в корне пишется непроверяемая безударная гласная.

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

В г.. 1рнице за ст..2лом сидел ещё ..3дин приезжий, Степан Петрович. Смешн..4   н.. 5дув щёки и глядя в маленькое зерк.. 6льце, он бритв..7й с..8скабливал с лица густую мыльную пену.

Все это не..9жиданное нашествие н..10полнило их пустой, гулкий дом ощущением праздника.

  1. Раскройте скобки и запишите слово «крутой» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского языка.

Правый берег реки (крутой), чем левый.

  1. Замените словосочетание «ослепительно белели», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

(1)Работали они допоздна.(2) А на рассвете Санька проснулся от рёва мотора.(3) Яркий свет полоснул по окнам, и на миг стали видны до последней прожилки морозные веточки на стёклах.(4) Мотор завыл, в окна швырнуло снегом, и вскоре был слышен лишь отдалённый рокот, который постепенно совсем истаял.

(5)Утром Санька выбежал на улицу и внимательно оглядел снег.(6) Он отыскал три широкие лыжни.(7) Они вели прямо к реке.(8) С обрыва было видно, как лыжни сбежали по крутому спуску на реку, пересекли её поперёк, выбрались на тот берег и ровными голубыми линиями умчались по чистому снегу к далёкому лесу. (9)«Вот бы прокатиться!» — думал Санька, щурясь от солнечной белизны и силясь проследить как можно дальше стремительный росчерк лыжни.

(10)Так они уезжали каждое утро и возвращались, когда становилось совсем темно.(11) Санька ещё издали замечал в поле рыскающий луч света, который отбрасывала фара, и, радостный, бежал домой:

—(12) Мам, едут!

(13)Они снимали в передней пахнущие морозным ветром шубы и шапки, и Санька поливал им на руки из кувшина. (14)Потом дядя Сергей шёл раздувать самовар, который он чудно называл ихтиозавром.(15)После ужина дядя Сергей и Степан Петрович садились за карты и чертежи.

(16)Дядя Сергей был большой выдумщик и всегда что-нибудь привозил из лесу. (17) Как-то раз он выгрузил из аэросаней разлапый сосновый корень, весь вечер опиливал и строгал корягу, и получилась голова оленя с красивыми рогами.(18) Когда же дядя Сергей уезжал надолго, Санька скучал и льнул к матери, и та укачивала его на коленях, закрыв тёплой вязаной шалью.(19) В такие дни в доме было тихо и пусто. (20) Спать ложились рано.

(21)В последний раз дядя Сергей уехал перед самой весной.(22) Санька ожидал его каждый день.(23) Он бегал к обрыву и глядел за речку.(24) Но поле было пустынно и белело, как чистый лист бумаги, — без единого пятнышка, без чёрточки.(25) Свежая пороша замела все следы.

(26)Когда же с пригорков хлынули ручьи и река вздулась и подняла лёд, Санька понял, что дядя Сергей больше не приведет.(27) По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. (28)Льдины тупо, упрямо бодали пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки.(29) А вверху, тяжело махая крыльями, летели гуси.(30) Они летели туда, где просыпалось солнце.

(31)Санька никогда не бывал по ту сторону соснового бора.(32) Он только знал, что каждое утро из-за леса поднималось солнце, оно было большое и красное, и Санька думал, что оно спросонья такое.

(33)«Вот если бы пройти весь лес, — размышлял он, стоя на крутояре, — тихонечко подкрасться и спрятаться за кусты, то можно подсмотреть, как просыпается солнце.(34) Дядя Сергей, поди, уж видел много раз».

(Отрывок из рассказа Е. И.Носова «Где просыпается солнце»)

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Тир широкие лыжни, оставленные Санькиными гостями, вели прямо к реке.

2) Сергей Петрович называл самовар ихтиозавром.

3) Дядя Сергей был фантазером, однажды из леса он  привез необычный корень, из которого получилась голова оленя с красивыми рогами.

4) Дядя Сергей уехал поздней весной.

5) Санька мечтал увидеть, как просыпается солнце.

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

1) Санька ещё издали замечал в поле рыскающий луч света, который отбрасывала фара, и, радостный, бежал домой.

2) Потом дядя Сергей шёл раздувать самовар, который он чудно называл ихтиозавром.

3) Он бегал к обрыву и глядел за речку.

4) Они летели туда, где просыпалось солнце.

5) «Вот бы прокатиться!» — думал Санька, щурясь от солнечной белизны и силясь проследить как можно дальше стремительный росчерк лыжни.

12. Среди предложений 9-12 найдите антоним к слову  «уезжали» и выпишите его.