Сегодня появилось много онлайн-школ, практикумов, призывающих обучающихся самостоятельно готовиться к экзамену по русскому языку.
Автор: Самофалова Екатерина Витальевна
На мой взгляд, учитель, который постоянно ищет новые подходы, за основу беря наработанный материал, может помочь сдать экзамен на высокий балл. Данная практика для подготовки к ЕГЭ по русскому языку может быть использована как учителями-словесниками (даны фрагменты уроков), так и обучающимися для самостоятельной подготовки. Рекомендуемые ресурсы способны облегчить проверку заданий, при этом сразу обозначают пробелы в знаниях.
Экзамен – это возможность не только получить аттестат, но и поступить в престижный вуз. Сегодня появилось много онлайн-школ, практикумов, призывающих обучающихся самостоятельно готовиться к экзамену. На мой взгляд, учитель, который постоянно ищет новые подходы, за основу беря наработанный материал, может помочь сдать экзамен на высокий балл.
Цель: достижение оптимальных результатов выпускников в ходе ГИА.
Задачи: выявление трудностей, возникающих при подготовке к экзамену; выработка системы занятий и заданий для преодоления этих трудностей; саморегуляция.
Межпредметные связи: история, обществознание, искусство, культура речи
Оборудование: словари, раздаточный материал, интерактивная доска, ноутбук, доступ в Интернет, GoogleForms, Padlet.com, Грамота.ру
Педагогические технологии: информационные и коммуникационные, проблемного обучения, развития критического мышления, разноуровневое обучение, технологии дистанционного обучения.
Работа по подготовке к ГИА планомерно ведется с 5 класса на уроках русского языка, литературы, родного языка и родной литературы.
Так, начиная работать с отрывками из произведений, обращаем внимание на то, как автор описывает природу. Например, видим, как В. Детков восхищается обычным листом тополя:
В окошко заглянул тополёвый лист. Метнулся вверх по стеклу и опал. Вспыхнули позолотой окно и стена – это Солнце пробилось сквозь снеговые тучи и огромным осенним листом осветило комнату. Искра и пламя осени.
Продолжая работать со средствами художественной выразительности, обращаем внимание на интересные эпитеты, метафоры и олицетворения в одном предложении:
На заре трудно уберечь себя от того покойно-блаженного оцепенения, которое вселяет в душу чуть уловимый, призывно-нежный и нестойкий звон крошечных колокольчиков, развешенных на привялых прутьях вместе с белыми нитями лесок. (К.Д. Воробьев) (из статьи «Образ малой родины в произведениях курских авторов»).
В другой своей статье «Работа с очерками В.В. Овечкина на уроках русского языка» привожу пример фрагмента урока, на котором мы, знакомясь, с творчеством земляка, собираем материал для подготовки к сочинению- рассуждению. Можно варьировать структуру работы от того, для какого класса предназначена(9 или 10-11).
Обратимся к методическим материалам.
Фрагмент урока в 10 классе «Сочинение – рассуждение. Задание 27 ЕГЭ по русскому языку».
- Добрый день, ребята. Начнем с небольшой орфографической диктовки.
Трудодень, патефон, хоромы, по-родственному, колхоз, отцовщина, безалаберно, домотканое, холщовое, конфискован, амбар, сыромятина, кулацкий, ежели чего.
- Это слова из отрывка, с которым мы будем сегодня работать. Все ли слова понятны? Как вы думаете, какой темой они объединены?
- Перед вами отрывок из очерка нашего земляка Валентина Владимировича Овечкина. Человека, который рассказывал о простых рабочих, был «писателем-борцом», не боялся отстаивать правду. Знаменит В.В. Овечкин своими очерками. Куряне увековечили о нем память в названии улицы. Ежегодно проводится журналистский конкурс им. В.Овечкина, в Курске и Льгове проходят литературные чтения.
Вот у меня сейчас самая большая семья в хуторе, семнадцать душ с детьми. Три сына женатых при мне, две дочки, внучки. Интересно получается. Сам иной раз диву даешься, как живем. Со стороны поглядеть — будто и не родня друг другу. У каждого свои трудодни, своя получка, купить ежели чего нужно — каждый за свои покупает. Дом-то этот строили, правда, сообща, в складчину. Собрались все, посоветовались: семья большая, а хата тесная, жить негде, — надо новый дом строить, чтобы каждому квартира была. Ну и поставили, вишь, какие хоромы — шесть комнат, столовая, кухня. Старший сын, Федор дал денег на постройку, Николай и меньший, Яшка, свою долю внесли. И девчата тоже. А у нас со старухой денег не взяли. Комнату и нам отдельную отвели, но в складчине мы не участвовали. Так и живем. Стол, конечно, совместный, — мать готовит на всех, девчата помогают ей, когда бывают дома, а во всем остальном каждый располагает на свой заработок. Костюм новый справить, вещь какую-нибудь купить, в дом отдыха либо в Москву в отпуск с жилкой съездить — это уж как кому желательно, Вот девки мои поехали в прошлом году в город, — одна меховую шубу себе купила там, а другой загорелось во что бы то ни стало на самолете полетать. Взяла билет, слетала аж в Ленинград. Ну, чего ты ей сделаешь? Ее труд, ее деньги, сама себе хозяйка.
Может, кому из отцов такие порядки не нравятся, но, по-моему, лучшего и не придумаешь. Большая тяжесть с моей души снята. Если кто скажет, что нехорошо этак, не по-родственному — между своими людьми, в одном доме, считать раздельно трудодни и деньги, так я на это отвечу: великое спасибо колхозу за то, что учел он труд каждого человека и подсчитал, что стоит его труд.
Ведь я тоже вырос в такой большой семье. Три брата нас было женатых при отце, две сестры. Не делились долго. Старик и слушать не хотел о разделе. Отцовщина наша была там, где сейчас правление колхоза помещается. Дом этот конфискован в тридцатом году как кулацкий. Но это уже младший братец Марко вышел в кулаки, когда остался один, а при отце мы хотя жили и в достатке, но своим трудом обходились. Семья была двадцать две души. Считались мы в селе людьми богатыми, скота имели много, хлеба сеяли десятин тридцать, только богатству нашему никто не завидовал. Как-то у нас все безалаберно шло. От зерна амбары трещат, скот продаем, а носим все домотканое и аршина ситцу, бывало, за год не купим в лавке — штаны из холста, такие ж и рубахи, и у баб все холщовое, и в будень, и в праздник.
Отец сам и овчины чинил на кожухи, и шапки шил, сам и сапоги тачал из товара домашней выделки. Сляпает сапог из сыромятины, по мокрому походишь — расползается мешком, не разберешь, где носок, где задник, кругом ровный, хоть обе ноги суй. За зиму пары три такой обуви износишь, зато дешево, сапожнику не платить.
И работали бестолково. Не знали покою ни днем, ни ночью, с ног сбивались. В молотьбу отец от воскресенья до воскресенья никому и на час прилечь отдохнуть не позволял. «Зима, — говорит — на то придет, зимою будете дрыхнуть». Всю ночь тарахтят веялки у нас на току. Только если со стороны послушать, то чудно как-то тарахтят, с перерывами. С вечера слышно, потом затихнет, потом поработаем немного — опять не слышно. Заглянуть в то время на ток, когда тихо, — спим все, где кого захватило: детвора-погонычи, что оттягивали волоками полову к скирдам, верхом на лошадях спят, девчата — возле веялок, а старик на мешках храпит. Перемучаемся этак ночь, потом и днем ходим как вареные, вилы из рук валятся, где кто присел, там и заснул. А под конец выходит — люди уже озимь сеют, а мы все косим да молотим.
Плохо работали. Хуже нас никто землю не обрабатывал. Сеяли неволоком, лишь бы побольше захватить.
Выполним задания.
Задание 1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Известный журналист В. Овечкин рассказывает о том, что колхозный крестьянин должен быть хозяином своей жизни. Синтаксическое средство — (А)_____ (предложения 2, 5) — помогает выразить отношение автора к семейному быту, укладу. В то же время писатель отмечает, что есть и те, кому такие порядки не нравятся. Автор также использует лексические средства: (Б)_____ («диву даешься», «тяжесть с моей души снята», «во что бы то ни стало») , (В)_____( «мол», «вишь», «будень» , «сляпает» ) и ________(Г) («детвора-погонычи», «сеяли неволоком» »), чтобы показать в какой семье рос рассказчик.
Список терминов:
1)разговорная лексика
2) эпитет
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) антонимы
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторический вопрос
Задание 2. Из 2 абзаца выпишите фразеологизм со значением «наступило чувство облегчения при избавлении от того, что заботило, тяготило».
Задание 3.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
- Давайте перескажем текст (1-2 ученика)
- Какова основная мысль данного отрывка?
- Какие проблемы поднимает В.В. Овечкин? Сформулируем их. Напомню, это может быть вопрос или повествовательное предложение.
- Остановимся на двух:
-Какую роль играет труд в нашей жизни? Для чего нужно трудиться?
-Совместный труд и ведение хозяйства.
Разберемся с понятиями, а для этого обратимся к учебнику обществознания.
«Выражение «совместный труд в семье» звучит немного казенно. Как правило, так или иначе, внутри семей есть распределение обязанностей. У кого-то лучше получается готовить, а кому-то легче дается уборка дома, ведь все мы разные люди, и способности у нас тоже разные. Иногда всем нам этот труд не в радость. Почему же это так?
Скорее всего, это исходит из природы самого человека. Люди были изначально не очень приспособлены к труду. Если принять на веру теорию эволюции Дарвина, то становится понятно, что приматы – наши предки – не особо склонны к труду, они лишь удовлетворяют свои потребности. Но человек выделился из мира природы, соответственно, он вынужден решать какие-то хозяйственные задачи».[1, с.23 ]
«Принято считать, что хороший человек – это трудолюбивый человек, а вот человек, который ленится, бесцельно проживает свою жизнь. Давайте выясним, почему же труд так полезен и необходим человечеству.
В самом общем смысле труд – это направленная деятельность человека. Мы все живём в мире, который сами для себя создали. В дикой природе не существует домов, улиц, газонов, тротуаров, автомобилей, квартир, лифтов и прочих предметов, созданных человеком. Всё это – плод человеческого труда. Получается, что труд – это, по сути, основная часть человеческой жизни. Но заниматься трудовой деятельностью далеко не так интересно, как праздно проводить время».[1, с.10]
-Уверена, это поможет вам написать 1 абзац.
Предлагаю еще раз вспомнить памятку написания сочинения.
- Проблема (только 1)
- Комментарий 1 +пояснение к нему
- Комментарий 2 + пояснение к нему. Связь между примерами.
- Позиция автора.
- Свое отношение + аргументация собственного мнения.
- Вывод.
- Итак, вам необходимо определиться с проблемой, сформулировать и записать.
Зачитываем несколько работ.
«Какую роль играет труд в нашей жизни? Для чего нужно трудиться? Над этими вопросами размышляет автор данного текста. Труд же - это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения» (Комягина А.,10кл)
«Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Семья, дом - это школа трудовых навыков не только для взрослых, но и для детей. Главное - желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. Проблема семейного хозяйства поднимается в тексте моего земляка Валентина Владимировича Овечкина» (Воробьева В.,10 кл.)
- Молодцы. Теперь необходимо найти 2 комментария к проблеме, которую вы озвучили, дать пояснение. Не забудьте, пожалуйста, указать, какая связь между ними.
Укажем предложения, которые вам помогут:
У каждого свои трудодни, своя получка, купить ежели чего нужно — каждый за свои покупает. Дом-то этот строили, правда, сообща, в складчину. Собрались все, посоветовались: семья большая.
Стол, конечно, совместный, — мать готовит на всех, девчата помогают ей, когда бывают дома, а во всем остальном каждый располагает на свой заработок.
Ее труд, ее деньги, сама себе хозяйка.
Может, кому из отцов такие порядки не нравятся, но, по-моему, лучшего и не придумаешь.
великое спасибо колхозу за то, что учел он труд каждого человека и подсчитал, что стоит его труд.
Не делились долго. Старик и слушать не хотел о разделе.
И работали бестолково.
-Зачитаем, что у вас получилось. Фрагменты работ детей:
«В.В. Овечкин обращает внимание на воспоминания главного героя о его жизни со своим отцом, на то количество тяжёлой работы, преодолеваемой им, для того, чтобы обеспечить свою жизнь, ведь никто другой не мог бы сделать это за него: «...при отце мы хотя жили в достатке, но своим трудом обходились».
Эти рассуждения приводят писателя к выводу о том, что труд очень важен для каждого человека, каким бы он не был. Дети главного героя, работая для обеспечения себя, смогли исполнить свои мечты, ведь их жизнь и достаток зависели напрямую от целеустремлённости и желания: «Её труд, её деньги, сама себе хозяйка»» (Комягина А, 10кл).
«В качестве первого примера писатель рассказывает о своей семье, где каждый, живя вместе, ведёт раздельное хозяйство. Что мы можем прочитать в следующих строках: "Со стороны поглядеть - будто и не родня друг другу", "У каждого свои трудодни, своё хозяйство..." Из чего мы можем сделать вывод, что семья большая, но каждый сам по себе и не испытывает дискомфорта или недовольства своим положением, ведь в какой-то степени это выгодно для каждого члена семьи.
В качестве второго примера мы можем рассмотреть семью, в которой вырос сам Валентин Владимирович Овечкин. "Не делились мы долго. Старик и слушать не хотел о разделе", "Как-то у нас всё безалаберно шло". Из чего мы можем сделать вывод, что, несмотря на совместное хозяйство, все работали спустя рукава, хоть и работали на благо всей семьи. Два эти примера показывают контраст между этими двумя семьями (видами семей)» (Недельчик Е.,10кл.)
-Какова же позиция автора? Именно в этой части сочинения мы должны ответить на вопрос, поставленный в самом начале и являющийся проблемой анализируемого текста. Обозначим позиции в соответствии с рассматриваемыми проблемами:
- автор считает, что каждый может как угодно распоряжаться собственными деньгами, заработанными в меру возможностей, но любой труд должен оцениваться и необходим каждому человеку всегда, как для достижения целей, так и собственного развития.
- позиция автора видна нам из слов: "может, кому из отцов такие порядки не нравятся, по-моему, лучшего и не придумаешь". В.В. Овечкин, который имел опыт жизни и в одних, и в других условиях, считает, что необходимо всё-таки давать свободу каждому члену в семьи в ведении хозяйства и собственного бюджета.
Напоминаю, что для аргументации собственной точки зрения не обязательно использовать произведения художественной литературы, но сегодня я предлагаю вспомнить, какие авторы обращались к проблемам, обсуждаемым нами? ( «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Обломов» И.А. Гончарова, «Домострой», «Гроза» А.Н. Островского, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина).
Давайте зачитаем получившиеся сочинения. Какие сложности при написании у вас возникли?
Какую роль играет труд в нашей жизни? Для чего нужно трудиться? Над этими вопросами размышляет автор данного текста. Труд же - это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
В.В. Овечкин обращает внимание на воспоминания главного героя о жизни со своим отцом, на то количество тяжёлой работы, преодолеваемой им для того, чтобы обеспечить свою жизнь, ведь никто другой не мог бы сделать это за него: «...при отце мы хотя жили в достатке, но своим трудом обходились».
Эти рассуждения приводят писателя к выводу о том, что труд очень важен для каждого человека, каким бы он не был. Дети главного героя, работая для обеспечения себя, смогли исполнить свои мечты, ведь их жизнь и достаток зависели напрямую от целеустремлённости и желания: «Её труд, её деньги, сама себе хозяйка».
Автор считает, что каждый может как угодно распоряжаться собственными деньгами, заработанными в меру возможностей, но любой труд должен оцениваться и необходим каждому человеку всегда, как для достижения целей, так и собственного развития.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что труд нужен каждому. Так, для Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов», труд – это не обязанность, не блажь, это способ существования. Он нуждается постоянно в какой-то деятельности, иначе не чувствует себя полезным. Кипучая энергия Штольца фонтанирует и распространяется на все вокруг. И своего друга Илью Обломова он на некоторое время вывел из его бездействия. Именно такие люди, которые стремятся к труду, а не бегут от него, двигают общество вперед.
Таким образом, я пришла к выводу, что труд воспитывает в человеке целеустремлённость, ответственность и упорство. На мой взгляд, только трудясь можно быть действительно счастливым. Работа помогает не только реализовать себя в обществе, но и идёт на благо окружающим.(Комягина)
Важная характеристика семьи - совместный труд и ведение хозяйства. Семья, дом - это школа трудовых навыков как для взрослых, так и для детей. Желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта является самым важным аспектом в этом деле. О проблеме семейного хозяйства рассказывает в своём тексте наш земляк - Валентин Владимирович Овечкин.
В качестве первого примера герой рассказывает о своей семье, где каждый, живя вместе в одном доме, ведёт раздельное хозяйство. Об этом мы можем прочитать в следующих строках: "Со стороны поглядеть - будто и не родня друг другу", "У каждого свои трудодни, своё хозяйство..." Из чего мы можем сделать вывод, что семья большая, но каждый живет сам по себе и не испытывает дискомфорта или недовольства своим положением, ведь в какой-то степени это выгодно для каждого члена.
В качестве второго примера мы можем рассмотреть семью, в которой вырос главный герой. "Не делились мы долго. Старик и слушать не хотел о разделе", "Как-то у нас всё безалаберно шло". Из чего мы можем сделать вывод, что, несмотря на совместное хозяйство, все работали спустя рукава, хоть и на благо всей семьи. Два эти примера показывают контраст между двумя семьями (видами семей).
Позиция автора видна нам из слов: "может, кому из отцов такие порядки не нравятся, по-моему, лучшего и не придумаешь". Нам видно, что автор, который имел опыт жизни и в одних, и в других условиях, считает, что необходимо всё-таки давать свободу каждому члену в семьи в ведении хозяйства и собственного бюджета.
Я согласна с Валентином Владимировичем, ведь в семье у каждого должны быть свои деньги и каждый должен распоряжаться только своими сбережениями, потому что нередко это может помочь сберечь хозяйство всей семьи. Например, великий роман "Война и Мир" показывает нам ведение хозяйства в доме Ростовых, где Илья Ростов нерачительно вёл своё изначально богатое хозяйство, раздавал деньги, но после проиграл всё карты, а потом ему пришлось расплачиваться за свои поступки, распродавая имения и своё имущество, вследствие чего он обрёк свою семью на бедную жизнь.
Семья - это круг близких людей, которые вместе живут и ведут хозяйство, но нередко полезным будет разграничивать семейный бюджет, распоряжаться только своим заработком, чтобы уберечь семью от нищеты, чтобы, делая приятное себе, не обременять других, беря для этого деньги из семейного бюджета. Всегда лучше иметь свои деньги и власть над ними, чтобы делать что-то для себя, не притесняя кого-либо из близких.(Недельчик Е., 10 кл.)
На уроках русского языка, работая с текстами курских авторов, выбираю небольшие произведения или миниатюры, которые могут быть прочитаны детьми полностью самостоятельно. Предлагаю фрагменты заданий по текстам В. Деткова в 9 классе, которые можно использовать для подготовки к ОГЭ по русскому языку и для развития функциональной грамотности.
Работая с краеведческим материалом, постоянно саморазвиваешься: иногда открываешь для себя новые имена, произведения; иногда (и что более ценно) тебе в этом помогают дети. Они с радостью отмечают знакомые места, встречающиеся в тексте, обращаются к дополнительным источникам, чтобы разобраться с непонятными словами, познакомиться с биографией автора.
Например, миниатюры Владимира Деткова – кладезь мудрости, они простые и одновременно ценные, потому что мораль, заключенная в них, откликается в сердце. Произведения, которые вызывают живой интерес, мы учим или пытаемся инсценировать. Так и получилось с миниатюрой «Матрешка»: обучающиеся 6 класса были удивлены тем, что из большой матрешки –бабушки появляется матрешка-мама, из матрешки-мамы - дочка. Все как в жизни. Просто и мудро: «Дочка прислушивается. Самая невероятная сказка ей понятнее строгих родительских запретов и назиданий. Вступает в игру и почти соглашается, что глазами «рвать и ловить» интереснее... Дотянулся взглядом к знакомой даже ромашке, осмотрел её, открыл для себя в цветке «семечки как у подсолнуха», порадовался: и с собой взял больше, чем цветок, и другим оставил...»
Именно на краеведческом материале мной были разработаны задания в формате ОГЭ, в основу взяты тексты курских писателей.
Работая по выработанной системе, педагог должен обращаться и к сайту ФИПИ, на котором постоянно обновляются не только задания, но и документы.
Мы заводим с 5 класса «Толстую тетрадь», в которую записываем все правила, схемы, подсказки – к 9 и 11 классу она становится справочником.
Система дополнительных занятий в форме групповой работы по уровню знаний: онлайн после уроков, количество обучающихся в группе до 6 человек, отрабатываем каждое задание, а потом весь вариант.
Использованные источники
- https://fipi.ru(дата обращения 12.01.2025г..)
- https://gorenka.org/index.php/zemlyaki/6199-ovechkin-v(дата обращения 12.01.2025г..)
- https://rus-ege.sdamgia(дата обращения 12.01.2025г..)
- https://gorenka.org/index.php/detkov-v-p/6072-detkov-v-p-zjorna-istiny(дата обращения 12.01.2025г.)
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/1041/доброта (дата обращения 12.01.2025г..)
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19114 (дата обращения 12.01.2025г.)