Данный проект подготовлен ученицей 9 класса МБОУ «СОШ имени Героя Советского Союза Новикова К.И.» Курского района Курской области, Медведевой Дарьей.

Работа стала призером 3 степени региональной православно-патриотической открытой научно-практической конференции-конкурса «Сергеевские чтения». Проект знакомит с нашим земляком, уроженцем п. Черемушки, Курского района Курской области, Павлом Ивановичем Булгаковым – командиром крейсерской атомной подводной лодки «Тигр».

Руководитель Евдокимова Любовь Николаевна

 

Павел Иванович Булгаков – командир крейсерской атомной подводной лодки «Тигр».

 

Введение.

Глава 1. Дорога в жизнь – Октябрьская средняя школа Курского района Курской области.

Глава 2. Непростой, но интересный жизненный путь от лейтенанта до командира.

Глава 3. История АПД «Тигр».

Глава 4. Можно ли П. И. Булгакова считать патриотом?

Заключение.

Список источников (см. презентацию)

 

Введение.

Богата Курская земля талантливыми и выдающимися людьми. Еще в великом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» упоминается о курянах. Не обеднела наша область и по сей день. Много замечательных людей было воспитано и получило образование на территории Курской области, чьими именами можно гордиться, с кого нам, подрастающему поколению, брать пример. Разлетелись они по необъятной Родине и с гордостью несут имя «курянин». Таким человеком является наш земляк, капитан крейсерской атомной подводной лодки «Тигр», Павел Иванович Булгаков.

Актуальность исследования: Павел Иванович Булгаков – наш земляк. В жизни он достиг значительных высот, но, к сожалению, не все мои ровесники, проживающие на территории поселка Черемушки и Курского района Курской области, слышали об этом. Я считаю, что мы должны знать своих земляков, которые являются патриотами, вносят значительный вклад в дело развития своей страны. Именно таков Павел Иванович.

Объект исследования: жизнь и деятельность Павла Ивановича Булгакова.

Проблемный вопрос темы проекта: Наш земляк – Павел Иванович Булгаков. Каковы результаты его деятельности на благо Родины?

Предмет исследования: рассказ отца Ивана Петровича Булгакова о своем сыне, материалы сети Интернет.

Цель исследования: познакомиться с деятельность Павла Ивановича Булгакова на благо Родины.

Гипотеза: Павел Иванович Булгаков – патриот своей Родины.

Задачи:

  1. Познакомиться с архивными материалами отца Павла Ивановича Булгакова.
  2. Изучить информацию о командире АПД «Тигр» в сети Интернет.
  3. Узнать историю атомных подводных лодок, в частности лодки «Тигр».
  4. Найти толкование значения слова «патриот».

Методы исследования: анализ и синтез информации.

Практическая значимость: По изученному материалу составить презентацию для обучающихся 4-7 классов о Павле Ивановиче Булгакове.

Результат работы (продукт): презентация «Павел Иванович Булгаков – командир крейсерской атомной подводной лодки «Тигр».

 

Глава 1. Дорога в жизнь – Октябрьская средняя школа Курского района Курской области.

Я обучаюсь в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Новикова К.И.». Всего лишь несколько месяцев школа носит имя нашего земляка, а до этого она именовалась Октябрьской средней школой. Именно Октябрьскую среднюю школу окончил в 1992 году герой моей исследовательской работы Павел Иванович Булгаков.

Из беседы с отцом Павла Ивановича стало известно, что парень рос в обычной семье, где папа работал водителем, а мама трудилась агрономом на бескрайних полях Курского района. Учился Павел охотно, был любознательным мальчиком, во всем ему «хотелось дойти до самой сути». Особое предпочтение он отдавал математике и физике. Другие предметы тоже не были забыты, свидетельством тому является золотая медаль, которую парень получил после окончания школы.

Очень дружен был он со спортом, посещал спортивный комплекс родного поселка, где играл в футбол.

Всякий раз, приезжая погостить в родном поселке с поэтическим названием Черемушки, Павел Иванович с любовью и благодарностью вспоминает своих учителей: Локтишову Елену Петровну, Криворотенко Татьяну Ивановну, Скобелкину Валентину Владимировну и Лобынцеву Людмилу Семеновну, которые дали путевку в жизнь.

В 10 классе Павел принимает решение стать кадровым военным и подает документы в училище радиоэлектроники войск ПВО.

 

Глава 2. Непростой, но интересный жизненный путь от лейтенанта до командира.

По воле случая, вызов на вступительные экзамены пришел из Военно- морского училища радиоэлектроники (ВМУРЭ) имени А. С. Попова. Для молодого человека это было неожиданность, а в военкомате Курской области не смогли объяснить, почему произошла смена учебных заведений. До сих остается загадкой, кто перепутал документы. Родители дали совет не отказываться от поступления в ВМУРЭ, так как парень твердо решил носить офицерские погоны.

Имея прочный запас знаний, Павел Булгаков поступает на факультет «Боевые информационно-управляющие системы» ВМУРЭ им А. С. Попова.

Учиться Павлу было очень интересно. Но еще интереснее было оказаться на флоте. Мечта сбылась. В 1997 году молодой офицер прибыл в соединение многоцелевых атомных подводных лодок Северного флота, а уже через полгода отправился в первое автономное плавание. [см. об этом 1].

Первый поход, длившийся 80 суток, проходил по водам Атлантического океана. В составе экипажа было 5 молодых лейтенантов, которые сдали зачеты на самостоятельное управление по занимаемой должности и наравне с остальными офицерами несли вахту. Поход оказался сложным. Для молодых офицеров это была школа возмужания и профессионального мастерства. Командир, человек с сильным характером, волевой, энергичный, преподал урок по специальности и преданности делу. Он регулярно проводил занятия с офицерами, давал задания лейтенантам и контролировал их выполнение, строго отслеживал динамику профессионального роста. Наверное, поэтому этот поход памятен до сих пор.

По итогам автономного плавания командир лодки, капитан 1 ранга, Сергей Справцев стал Героем России, а ряд офицеров удостоены государственных и ведомственных наград. Из лейтенантской пятерки, которая была в том походе, двое стали командирами подводных лодок, в том числе и Павел Булгаков. Это очень высокая и ответственная должность для 33-летних офицеров. Перед тем, как принять командование подводной лодкой, Павел Булгаков был инженером, командиром группы, командиром радиотехнической боевой части, помощником командира экипажа крейсерской атомной подлодки.

Когда, в ноябре 2008 года, Павла Ивановича назначили на должность «капитан», контр-адмирал Андрей Рябухин, начальник штаба эскадры, спросил у него:

– Кто такой командир подлодки?

Павел Иванович произнес речь, рассказал, как он понимает обязанности командира, а А. Рябухин лаконично уточнил:

– Командир – это человек, который падает от усталости и тут же поднимается от ответственности.

Эти слова запомнились Павлу на всю жизнь и стали его девизом.

Будучи помощником командира, П. И. Булгаков научился многим премудростям у капитана 1 ранга Александра Коновалова, который мастерски проводил погружение, всплытие и швартовку подводной лодки. Сначала он подробно объяснил молодому помощнику специфику управления кораблем, затем проверил усвоение полученных знаний и только потом доверил управление подводной лодки. Сам же он находился рядом, все контролировал и указывал на недостатки.

Павел Иванович вспоминает свое командирское становление и отмечает, что оно проходило под влиянием неравнодушных офицеров, которые в разные годы командовали дивизией. У контр-адмирала Анатолия Минакова он перенял умение мобилизовать коллектив на решение определенных задач, у контр-адмирала Виктора Кочемазова – выдержку и наблюдательность, у Константина Кабанцова – умение анализировать обстановку и предвидеть любые изменения в ней [см. об этом 1].

Всех командиров отличало стремление достойно выполнять поставленную задачу, причем не любой ценой, а со здравым подходом, качественно и своевременно.

Павел Иванович считает, что море не прощает ошибок, поэтому к любому маневру надо подходить вдумчиво и ответственно. Служба подводника сложна еще тем, что большую часть экипаж проводит на судне и только иногда бывает дома. Поэтому перед капитаном лежит ответственность за каждого члена экипажа перед членами их семей. Самое большое счастье для командира – это уйти в море полным составом экипажа и вернуться точно так.

 

Глава 3. История АПД «Тигр».

Разработка и строительство атомных подводных лодок возможны в США, Великобритании, Франции, КНР, Индии и СССР с 1958 года. В 2020 году проектные работы по строительству подводных лодок вели Пакистан и Иран, Бразилия строит свою первую подводную лодку.

Сначала в подводном строительстве было немало проблем: время нахождения под водой было незначительно, скорость подводного хода тоже была мала. Но с появлением атомной энергии начался новый этап в развитии подводного флота.

Атомная подводная лодка «Тигр» была заложена в 1989 в городе Северодвинск как большая атомная подводная лодка. В 1991 зачислена в списки кораблей ВМФ и приказом ГК ВМФ присвоено наименование «Тигр». А в 1992 переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку. В1993 спущена на воду и вступила в строй. С 1995 года крейсерская подводная лодка выполняла боевые задачи. В августе 2020 года лодка поставлена на ремонт и модернизацию до 2023 года [см. об этом 4].

Сегодня атомные подводные лодки являются основной ударной силой ВМФ, которые способны контролировать просторы Мирового океана, быстро и скрытно развертываться на нужных направлениях. Подводникам известно, какая ответственность ложиться на воинский коллектив, отправляющийся на службу. Сам факт выхода корабля в море уже говорит о многом, а присутствие российских атомных подводных лодок в дальних районах Мирового океана побуждает кое-кого более взвешенно принимать политические решения, а порой трансформировать свои действия.

Сегодня у иностранных подлодок в сравнении с российскими нет особых преимуществ. Организация службы на корабле позволяет значительно снизить шумность подводной лодки и сделать ее практически не обнаруживаемой для иностранных надводных кораблей и подводных лодок. Комплекс организационно-технических мероприятий и учет факторов внешней среды при умелом сочетании маневрирования позволяют нашим подлодкам удерживать приоритет в океанских глубинах [см. об этом 1].

 

Глава 4. Можно ли П. И. Булгакова считать патриотом?

Для начала мне бы хотелось обратиться к словарю и выяснить лексическое значение слова «патриот». Викисловарь гласит, что патриот – это человек, преданный интересам какого-либо дела, верный чему-либо [см. об этом 5]. Я считаю, что Павла Ивановича Булгакова с полным правом можно считать патриотом, потому что это человек, который предан и интересам своего дела, и верен флоту, и ответственно относится к выполнению возложенных на него задач.

За свою нелегкую, но интересную жизнь он совершил семь дальних походов, в том числе, в арктические районы Северного Ледовитого океана и дальнюю океанскую зону. Он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», «За воинскую доблесть II степени». В 2010 году экипаж подлодки «Тигр» под командованием Булгакова завоевал приз главнокомандующего ВМФ в состязании между корабельными боевыми расчетами по длительному слежению за иностранной подводной лодкой и был признан лучшим на Северном флоте. В 2013 году, накануне Дня защитника Отечества, Президент России в Екатерининском зале Кремля вручил Павлу Булгакову орден Мужества [см. об этом 2].

 

Заключение.

Пообщавшись с папой Павла Ивановича Булгакова и изучив материал сети Интернет, я узнала о жизни и деятельности нашего земляка. Мне стало известно, что Павел Иванович всю жизнь трудится на благо Родины. Достойно выполняет поставленные задачи, о чем свидетельствуют высокие награды. Павла Ивановича с полным правом можно считать патриотом, с него надо брать пример моим ровесникам.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Видеофрагмент

 

You have no rights to post comments