Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 10-11 классов рассчитана на 69 часов.
Составитель: Шиколенко Елена Алексеевна
Региональный компонент может стать основой программы учебного предмета «Родная литература (русская)».
Объектами и задачами учебного предмета «Родная литература (русская)» могут быть
- культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателей-земляков;
- духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений писателей и поэтов курского края;
- анализ различных видов текстов;
- научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на фактах жизни и творчества курских писателей и поэтов;
- конкурсное движение школьников;
- работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами;
- взаимодействие с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д.
В основу отбора произведений для изучения и построения содержания программы учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5-9 классов могут быть положены следующие тематические блоки:
10 класс. Писатели-куряне XIX века в контексте мировой культуры.
11 класс. Писатели-куряне XX века в контексте мировой культуры.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
10-11 классы (базовый уровень)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Планируемые личностные результаты:
– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и аходить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
- Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
- Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
- Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
- Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
- Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
Тематическое планирование
10 класс (35 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
|
«Личность» - 5ч. |
|
1. |
Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». |
1 |
2. |
Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». |
1 |
3. |
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев романа. |
1 |
4. |
Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. |
1 |
5. |
Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. |
1 |
|
«Личность и семья» - 14ч. |
|
6. |
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» ( «За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. |
1 |
7. |
Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. |
1 |
8. |
И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. |
1 |
9. |
Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. |
1 |
10. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. |
1 |
11. |
Образ Иудушки Головлёва в романе |
1 |
12. |
Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе |
1 |
13. |
А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. |
1 |
14. |
Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». |
1 |
15. |
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. |
1 |
16. |
История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». |
1 |
17. |
Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. |
1 |
18. |
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). |
1 |
19. |
А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. |
1 |
|
«Личность – общество – государство» - 6ч. |
|
20. |
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. |
1 |
21. |
Образ главного героя романа. Отзывы в критике. |
1 |
22. |
Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе. |
1 |
23. |
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. |
1 |
24. |
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. |
1 |
25. |
Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик». |
1 |
|
«Личность – природа – цивилизация» - 3ч. |
|
26. |
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. |
1 |
27. |
«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада». |
1 |
28. |
Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок». |
1 |
|
«Личность – история – современность» - 6ч. |
|
29. |
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. |
1 |
30. |
Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. |
1 |
31. |
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». |
1 |
32. |
Рассказ Г.И. Успенского «Пятница» |
1 |
33. |
Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века» |
1 |
34-35. |
Резервные уроки |
2 |
11 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
«Личность» -3ч. |
|
1. |
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю |
1 |
2. |
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности |
1 |
3. |
Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» |
1 |
|
«Личность и семья» - 9ч. |
|
4. |
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» |
1 |
5. |
Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» |
1 |
6. |
Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька» |
1 |
7. |
Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька» |
1 |
8. |
Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» |
1 |
9. |
История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена |
1 |
10. |
Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». |
1 |
11. |
Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры» |
1 |
12. |
Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры» |
1 |
|
«Личность – общество – государство» - 10ч. |
|
13. |
Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец" |
1 |
14. |
Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». |
1 |
15. |
Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь» |
1 |
16. |
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести |
1 |
17. |
Э. Веркин. «Облачный полк». Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести |
1 |
18. |
Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный» |
1 |
19. |
Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». |
1 |
20. |
Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санькя» |
1 |
21. |
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санькя» |
1 |
22. |
Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина |
1 |
|
«Личность – природа – цивилизация» - 4ч. |
|
23. |
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») |
1 |
24. |
«Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» |
1 |
25. |
Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» |
1 |
26. |
Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» |
1 |
|
«Личность – история – современность» - 7ч. |
|
27. |
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции |
1 |
28. |
Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей») |
1 |
29. |
Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском |
1 |
30. |
Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» |
1 |
31. |
Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» |
1 |
32. |
Зачёт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.» |
1 |
33-34. |
Резервные уроки |
2 |