Руководитель Алтухова Любовь Алексеевна
Нет – фашизму, нет – нацизму!
Война – это одно из самых страшных событий в жизни человека. Она заставляет людей браться за оружие и убивать друг друга, отбирает у родителей детей, а их лишает детства, не щадит никого. Великая Отечественная война известна каждому жителю России. Это были невероятно тяжелые, трудные годы. Наши люди вспоминают не только подвиги солдат, но и зверство нацистов. Когда мы отмечаем очередную годовщину Великой победы, то преклоняем колени не только перед фронтовиками и тружениками тыла, но и перед жертвами войны, уничтоженными гитлеровцами. Сотни людей отдали свою жизнь ради того, чтобы мы могли жить сейчас под мирным небом, ходить в школу, на работу, планировать будущее. Невозможно представить, сколько всего вытерпел наш народ ради того, что мы сейчас имеем.
22 июня 1941 года прервалась мирная жизнь советских людей. Нацистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В этот же день по всей стране, в том числе и в Тимском районе, началась мобилизация в ряды Красной Армии. Тимчане уходили на фронт, всего за годы войны в частях советской армии сражалось более 17 тысяч уроженцев Тимского района. Более 7 тысяч не вернулись с полей сражений. Работающие на заводах и фабриках прилагали все силы для обеспечения Красной Армии всем необходимым и изгнания агрессора с нашей земли.
Но, несмотря на героические усилия армии и народа, немецкие войска продолжали продвижение вглубь нашей территории и уже в октябре 1941 года вступили в пределы Курской области. Жители Тимского района, оказывая помощь частям регулярной армии, строили оборонительные укрепления, поддерживали в надлежащем состоянии дороги, организовывали снабжение частей Красной Армии, эвакуировали государственное имущество в тыл.
Архивные документы – важнейшие доказательства совершенных злодеяний. Хочу привести несколько примеров, доказывающих, как звери в людском обличии истребляли беззащитных людей, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей. Во время первой оккупации в Тимском районе оставалось два сельских совета, не оккупированных немцами: Быстрецкий и Рогозецкий. Заняв Тим, немцы продвинулись вперед, выжгли сёла Погожее и Волобуевку.
Затем снова отступили в Тим на зимние квартиры, обезопасив себя от близкого расположения Красной Армии. Колхозники Быстрецкого сельского совета после освобождения Тима писали в газету «Тимская правда»: «Недалеко от нас в селе Погожее, Прилепы, Волобуевка мы видели зарево пожарищ. Это немцы жгли дома колхозников. Шли женщины с детьми, старики с котомками с выжженных родных мест. В соседнем с нами селе Погожее из 620 дворов немцы сожгли 580, а также сожгли тринадцатилетнюю Татьяну и восьмилетнего Василия Кулешовых. Расстреляли Абакумова Алексея, сожгли его хату и оставили без куска хлеба его малолетних детей».
Длинен и ужасен список злодеяний фашистских извергов в селе Погожее. Немецкие палачи превратили цветущее село в развалины. 3-го января 1941 года немцы ворвались в село. Как прожорливая саранча, они захватывали имущество граждан. Кругом вспыхнули пожары. Люди, голодные и холодные, в лютые морозы прятались в погребах, уходили в поле, некоторые замерзали. В разные стороны шли обмороженные, раздетые женщины с детьми, стариками, а по ним строчил немецкий пулемет. Впереди и сзади разрывались снаряды, кругом стоял стон, но люди верили своей армии и знали, что немцы ответят за муки народа.
Четыре дня хозяйничали немцы в селе. Они думали продвинуться дальше, но получили жестокий отпор. В деревне Лисий Колодезь Погоженского сельского совета, отступая, они уничтожали все. Фашисты подходили группами к хатам и сжигали их, но этого им было мало. Отдельных жителей закрывали в домах и поджигали, так они поступили с Никитиным Василием Ермолаевичем и Никитиным Ефимом Тимофеевичем. Эти больные люди не могли выбежать из горящей избы. Напрасны были их просьбы, немцы подперли двери и бросили в хату гранату, дом загорелся. Раздавались душераздирающие крики. Немцы улыбались.
Молодая женщина Марфа Ивановна была больна, три дня, как у нее родился ребенок. Немец выкинул ее с ребенком на снег, хату подожгли. Обезумевшая мать ползала по снегу, ища малыша, подоспевшие односельчане подобрали ее и младенца. Вокруг все горело. Обезумевших людей толпами гнали на запад. От рук палачей погибла молодая колхозница Красникова Евдокия Сергеевна из хозяйства «Призыв Ильича». Она с детьми укрылась в погребе, но это не спасло ее. Фашист, заметив людей в укрытии, навел автомат, раздались очереди, и женщина была убита.
Не было пощады и старикам. Шестидесятипятилетняя Надежда Парфенова, с приходом немцев с село, в испуге заперла двери и спряталась под печью. Немцы вошли в хату, вылили чугун кипятка ей на спину. Фашисты убивали жителей сел за то, что те не отдавали им своих домашних животных. Так была застрелена Некрасова Марфа Леонидовна. Жителя села Енина Егора Павловича истязали за то, что он отказался нести пулемет, а потом расстреляли. Под грудами сгоревшего сарая погибла семья Ивана Филимонова, его жену и двух маленьких детей втолкнули в сарай и подожгли.
Отступающие немцы жестоко расправились с ранеными бойцами, которые находились на территории колхоза «Имени Будённого». Четверо из них лежали в колхозной хате, их немцы повесили. Над остальными ранеными, их было 18 человек, они издевались: на их лицах вырезали пятиконечные звезды, отрезали носы, уши, пальцы, потом выбрасывали на мороз и кололи шпиками.
В Кировке спалили дом Екатерины Кузьминичны Шаталовой, а в нем жили десятки людей, собравшихся из других сгоревших изб. В Гнилом немцы нашли в погребе жительницу села Булгакову Марию с пятимесячной дочерью и мертвой матерью. Фашисты вытащили ее во двор и жестко избили, а ребенка пронзили штыком.
После освобождения Тимского района от немецко-фашистских захватчиков была вскрыта яма, расположенная в поле вблизи Тимского кладбища в заброшенном погребе. Там оказалось 20 трупов замученных жертв, которые были опознаны близкими родственниками погибших.
Жители города Тим:
1) Платова Дарья Дмитриевна – 46 лет,
2) Григорьева Тамара Семеновна – 31 год,
3) Куракулов Василий Никитович – 46 лет,
4) Овсянников Иван Митрофанович – 35 лет,
5) Леонов Александр Кузьмич – 66 лет,
6) Длехов Семен Алексеевич – 52 года,
7) Соколов Николай Михайлович – 38 лет,
8) Толстых Яков Игнатьевич – 36 лет,
9) Соколова Пелагея Алексеевна – 74 года,
10) Дябина Елена Алексеевна – 69 лет,
11) ребенок Соколов Анатолий – 2 года,
12) Герасимов Алексей Тимофеевич – 63 года,
13) Герасимов Иван Тимофеевич – 42 года,
14) Локтионов Иван Гаврилович – 38 лет,
15) Локтионов Владимир Митрофанович – 44 года,
16) Коренев Николай Ефимович – 36 лет,
17) Постникова Ольга Павловна – 22 года,
18) Гололобов Семен Степанович – 30 лет.
Большинство из расстрелянных граждан принадлежало к активным работникам Советского правительства.
Все трупы обнаружены лежащими лицами вниз с огнестрельными ранениями в затылок, причем перед расстрелом с них была снята верхняя одежда и обувь, очевидно, перед расстрелом было приказано лечь в такое положение, после чего совершён факт расстрела. При осмотре трупов выяснялось, что у некоторых огнестрельных ран нет. Значит, они были закопаны живыми. А какие издевательства творили немцы над русскими военными. В кинотеатр собрали около 150 человек. Они погибли от холода и голода. На телах военнопленных вырезали пятиконечные звезды, выкалывали глаза. Но ничего не могло сломить веру тимчан в победу. И не надо забывать это страшное прошлое, нужно помнить, чтобы оно не повторилось вновь. Нет – фашизму, нет – нацизму!
Великая Россия – на стороне добра и света. И наш народ выдержал все эти ужасы для того, чтобы жить, воспитывать. Мы благодарны своим предкам. Навсегда в памяти останутся эти страшные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Я надеюсь, что для будущих поколений подвиг русских людей станет вечным напоминанием о силе русского народа, его самоотверженности и героизме. Пусть Победа в Великой Отечественной войне вдохновит народ снова встать на защиту Русской земли, за независимость которой сложили головы наши предки.