Подготовка к ОГЭ по русскому языку — это важный этап для успешной сдачи экзамена.

Предлагаем тренировочные варианты, составленные на основе  произведений Е.И. Носова «Алим едет на Кавказ» и «Моя Джомолунгма».

Автор-составитель: Романова Елена Валентиновна

 

Вариант 1

Часть 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Где-то на болотах кричали журавли. (2)Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. (3) В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдёргивал забытую хозяевами, надувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого, словно леток скворечни, окна.(4)Говорили, что журавли прилетали на гороховое поле - совсем близко.. (5)Но я их так ни разу и не видел.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основав одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) кричали (предложение 1)

2) крик был гулок (предложение 2)

3) я вскакивал (предложение 3)

4) говорили (предложение 4)

5)я их не видел (предложение 5)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.

2) В состав сложноподчинённого предложения 2 входит придаточное определительное.

3) Предложение 3 простое.

4) Первая часть сложного  предложении 4 представлена односоставным безличным предложением.

5) Предложение 5 двусоставное, полное.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова.

1) Я немного растерялся: Иван - гость необычный.

Б) Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже, то при отсутствии связки между подлежащим и сказуемым ставится тире.

2) Когда наступали праздники, Иван, старательно выбритый, пахнущий одеколоном, в чистой рубашке и в новом пиджаке с подшитыми полами, выезжал за калитку.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

3) Каждое утро он выбирается за калитку и, отталкиваясь от земли руками, едет среди общего потока людей.

 

4) В такие дни я ни разу не встречал его в центре города, будто он нарочно избегал показываться там, чтобы не обратить на себя внимание.

 

5) Посмотришь со стороны - не человек, каменная мумия.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

     

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Иван (1)  бывший минёр. Он из тех минёров (2) которые  (3) в конце концов (4)  ошибаются. Иван подорвался в Будапеште  (5) когда разминировал дома. В подвале он нашёл тяжело раненного русского солдата. Он хотел вынести его наверх (6) и не знал (7) что снизу к брючному ремню раненого была привязана проволочка от мины. 

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИВЕТЛИВЫЙ - в суффиксе имени прилагательного -ЛИВ- всегда пишется буква И.

2) дома СТРОЯТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется Я.

3) НЕ НАПИСАН – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

4) СТОРОЖИТЬ – безударная гласная корня О не проверяется, это слово является словарным.

5) ЦИФЕРБЛАТ - в корне слова после Ц пишется буква И.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Пл..(1)ток сп..(2)лзает на з..(3)тылок, ..(4)ткрывая смугл..(5)е, узк..(6)е, некрасив..(7)е лицо, ещ..(8)  не  ..(9)стывшее от вспышки гнева, и  б..(10)льшой  вислый нос.

 

  1. Раскройте скобки и запишите имя существительное «лосось» в соответствующей форме.

С начала месяца в магазинах поднялась цена на (лосось). 

 

  1. Замените словосочетание «держал осторожно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

  — (1)Мама, а у меня воробышек! (2)У меня воробышек! — вскрикивает Алим и, подняв над растрепанной головой птенца, бежит по перрону.— (3)Посмотри, какой! (4)Кусается!

   —(5)Ах, Алим, какой ты у меня! — качает головой чеченка.

   —(6)Мама, дай ему кусочек чебурека!

   —(7)Он не будет есть чебуреков! (8)Поешь ты. (9)Они совсем остыли. (10)Поешь, сынок.

   —(11)Я возьму воробышка с собой на Кавказ.

   —(12)Нет, Алим, его надо выпустить.

   —(13)Нет! (14)Мы с ним играем.

   —(15)Если тебя отнять у матери, тебе это хорошо?

   (16)Алим долго, внимательно смотрит на мать, будто видит ее впервые. (17)Смотрит, думает.

   —(17)Если тебя вот так будут держать в кулаке, тебе будет хорошо?

  (18)Алим переводит взгляд на птенчика. (19)Воробей беспомощно вертит головой в цепких пальцах Алима, широко раскрывая клюв.

   —(20)Каждый должен жить: воробей — на своем дереве, человек — на своей земле. (21)Отпусти его, Алим. (22)Забрось на крышу. (23)К нему прилетит его мать.

  (24)Алим подходит к багажному сараю, размахивается и бросает птенца на крышу. (25)Воробей срывается с карниза и, вытянув шею, летит к далекой для него ветке. (26)Он отчаянно работает крыльями, помогает себе громким чивиканьем — вот уже ветка совсем близко,— но, не дотянув самую малость, поворачивает и летит косо, снижаясь, над перроном, над железнодорожными путями…

   (27)Алим, вытянувшись в струнку, следит за ним и вдруг, спрыгнув с перрона, бежит следом.

   (28)Гулкий железный лязг, горячий песчаный вихрь и рев гудка обрушивается на платформу.

   —(29)Алим! Алим! — дико вскрикивает чеченка.

  (30)Грохочущая стена вагонов перегораживает путь. (31)Человек в красной фуражке хватает женщину поперек. Чеченка колотит его локтем в лицо, сбивает фуражку.

   —(32)Пусти! — кричит она, оскалив зубы.— (33)Пусти!

   (34)Визг тормозов заглушает крик. (35)Колеса скрываются в едком дыме жженого чугуна. (36)По вагонам проносится гулкая судорога. (37)Последний вагон, открыв пути, останавливается у конца платформы.

   —(38)Алим! — кричит чеченка в тисках рук железнодорожника.

   (39)Прыгая через пути, к перрону бежит Алим.

   —(40)Поймал! — радостно горланит он.— (41)Вот он…

  (42)Чеченка обессиленно опускается на багажную тележку, закрывает лицо сухими черными пальцами. (43)Вокруг нее собираются люди...

   (44)Алим протискивается среди людей и непонимающе глядит на мать.

   —(45)Мама! (46)Чего ты плачешь? (47)Я ведь его поймал…

   — (48)Ах, Алим!..— (49)Она отнимает руки и жадно-печальными глазами глядит на сына.— (50)Какой ты! (51)А нам еще так далеко ехать.                    

(По Е.И.Носову)*

Носов Евгений Иванович (1925-2002) – русский и советский писатель, художник-оформитель, участник Великой Отечественной войны.

 

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Алим собирается взять воробышка на Кавказ.

2)  Мама просит Алима отпустить птенчика, потому что у них нет червяков, чтобы кормить воробья.

 3) Воробей, сорвавшись с карниза, не долетел до ветки.

4) Алим бросился спасать птенца, приземлившегося у железнодорожного полотна.

5) Алим понимает, что, бросаясь  спасать воробья,  рискует  своей жизнью.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера этих ответов.

1)  Каждый должен жить: воробей — на своем дереве, человек — на своей земле.  

2) Человек в красной фуражке хватает женщину поперек.

3) Колеса скрываются в едком дыме жженого чугуна.

 4) Последний вагон, открыв пути, останавливается у конца платформы.

5) Она отнимает руки и жадно-печальными глазами глядит на сына.

 

  1. В предложениях 20—26 найдите слово с лексическим значением «укреплённая платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов». Выпишите это слово.

  

Часть 3

 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.,13.2 или 13.3

 

13.1  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие выразительные средства языка использует автор для эмоционального воздействия на читателя?». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ах, Алим!..— Она отнимает руки и жадно-печальными глазами глядит на сына.— Какой ты! А нам еще так далеко ехать».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.3   Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно сочетать милосердие с рассудительностью?». Дайте определение понятию МИЛОСЕРДИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 2

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1) Я опускаюсь на тополевый пень, обкопанный с обеих сторон.(2) Срез еще не успел потемнеть от дождя и солнца. (3)Он тепел и шершав. (4)Там, где древесина смыкается с корой, местами пенится пузырьками сок. (5)Он горек и пахуч, как тополевые почки.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основав одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) я опускаюсь на пень(предложение 1)

2) срез не успел потемнеть (предложение 2)

3) он тёпел и шершав (предложение 3)

4) местами пенится(предложение 4)

5) он горек и пахуч (предложение 5)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

3) Предложение 3 простое, нераспространённое.

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным места.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным образа действия.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

1) Когда я был здоров, я не подозревал, что в мире столько разнообразных звуков.

Б) Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.

2) Поминутно что-то потрескивает, поскрипывает, позвякивает.

В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

3) Теперь глаза не могли проникнуть за стены комнаты, и слух поневоле обострился.

 

4) Всю ночь дом кряхтит, как ревматический старик.

 

5) Между тем голубеет окно в моей комнате, оживает улица, все чаще и гуще шаги на тротуаре.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

     

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять тире.

А знаешь (1) на улице такая теплынь (2) уходить не хочется. Глянешь в окна (3) солнце! В лужах (4) солнце! В машинах (5) солнце! Не знаю (6) как мы будем доучиваться в четвертой четверти.  

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИХРАМЫВАЛ - написание приставки ПРИ определяется её значением - неполнота действия.

2) СОЛОВЬИНЫЙ – в  прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ИН, пишется одна буква Н.

3) НЕМЕДЛЕННО – в суффиксе краткого прилагательного пишется столько  букв Н, сколько и в полном.

4) ОТРЕЖЬТЕ – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

5) ВЫБЬЮТСЯ- после приставки, оканчивающейся на согласную букву, и перед буквами  Е, Ё,Ю,Я  пишется разделительный Ь.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

В..(1)сна растр..(2)вожила сосульки даже на нашей, сев..(3)рной, стороне дома. Они т..(4)перь просыпаются рано. Как вс..(5)гда, ож ..(6)вает сначала одна, самая нет..(7)рпеливая. Я пр ..(8)метил ее: она в..(9)сит как раз над форточкой.

 

  1. Раскройте скобки и запишите имя существительное «макароны» в соответствующей форме.

Несколько лет назад на полках магазина вы могли найти всего два вида  (макароны).

 

  1. Замените словосочетание «поднебесная страна», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)Для меня тополь стал Джомолунгмой. (9)Я убегал в эту поднебесную страну, в ее вольные зеленые просторы, где шумел в листьях ветер и тихо нашептывал дождь, где кричали птицы и ползали муравьи. (3)Это уймище листьев и веток было моими джунглями. (4)Толстые сучья - тропами. (5)У каждой тропы - свой характер. (6)Были тропы легкие, проторенные, были трудные, почти непроходимые, были коварные. (7)Для каждой тропы-ветви я придумал название: "Грачиная" - с густым, тесным поселением грачей, похожим на тропическую деревню, "Седло" - с удобным развилком, где можно было отдохнуть, "Шея жирафа" - голый отвесный сук, где не за что ухватиться, "Люлька" - причудливое сплетение веток и сучьев, в котором я лежал, как в гамаке.

(8)Я убегал туда с нашего тесного двора, где каждый его клочок разделен между жильцами. (9)Там были личные беседки и личные палисаднички, куриные дворики за проволочной сеткой и маленькие огородики с луком и картошкой. (10)Общей была только тропинка, которая вела к уборной. (11)У этой тропы, на ничейной земле, и стоял мой тополь.

(12)Во время войны, когда фашисты обстреливали город, в тополь попал снаряд. (13)Он угодил в самую гущу и снес макушку. (14)И до сих пор там зияет страшная рваная рана, трухлявится обнаженная, размочаленная древесина, черными полосами отстает кора. (15)Снаряд обрушил эту ветвь, а соседние осыпал осколками. (16)Особенно их много на одной ветви. (17)Ее я назвал "Осколочной".

- (18)Тоже порох нюхал,- сказал однажды о тополе Иван Воскобойников.- (19)Мы с ним вроде побратимов. (20)Ему голову снесло, а мне ноги отшибло.- (21)И задумчиво прибавил:

- (22)Вот бы нас с ним скомбинировать. (23)На его корни да меня бы привить. (24)Охота постоять под облаками. (25)А то всякий прыщ на тебя сверху вниз смотрит. (26)Когда на дереве видел меня Никифор, он ворчал:

- (27)Вот свернешь себе шею...

(28)Когда там заставала меня мать, она требовала, чтобы я слез немедленно. (29)Она стояла внизу до тех пор, пока я не спускался на землю. (30)И я спускался из сказочной своей страны, где ближе облака и птицы, небо и солнце, откуда далеко и широко видно, где сердце стучит совсем не так, как на нашем дворе, истоптанном курами бабки Степанихи.

(31)Меня понимала только Тоня. (32)При ней я залезал на самые неприступные ветви - "Осколочную" и "Шею Жирафа". (33)Она тоже кричала, чтоб я не лез дальше, называла меня сумасшедшим, когда я повисал на одних руках и раскачивался, но я сквозь ее страх понимал, что ей это приятно.

(По Е.И.Носову) *

Носов Евгений Иванович (1925-2002) – русский и советский писатель, художник-оформитель, участник Великой Отечественной войны.

 

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Тополь, растущий во дворе дома, воспринимается героем как высшая точка земли - Джомолунгма 

2) Герой любит лежать в гамаке у себя дома.

3)  Во время войны снаряд снёс тополю макушку.

4) Никифор, который лишился ног во время войны, считает тополь своим побратимом.

5) Мать героя, когда видела сына на тополе, требовала, чтобы он слезал с него немедленно.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера этих ответов.

1) Это уймище листьев и веток было моими джунглями.

2) Толстые сучья - тропами.

3)  Для каждой тропы-ветви я придумал название: "Грачиная" - с густым, тесным поселением грачей, похожим на тропическую деревню, "Седло" - с удобным развилком, где можно было отдохнуть, "Шея жирафа" - голый отвесный сук, где не за что ухватиться, "Люлька" - причудливое сплетение веток и сучьев, в котором я лежал, как в гамаке.

4) Во время войны, когда фашисты обстреливали город, в тополь попал снаряд.

5) Я убегал туда с нашего тесного двора, где каждый его клочок разделен между жильцами.

 

  1. В предложениях 4—6 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

 

Часть 3

 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.,13.2 или 13.3

 

13.1  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют сравнения?». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я убегал в эту поднебесную страну, в ее вольные зеленые просторы, где шумел в листьях ветер и тихо нашептывал дождь, где кричали птицы и ползали муравьи».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.3   Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как фантазия преображает жизнь?». Дайте определение понятию ФАНТАЗИЯ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.