Подготовка к ОГЭ по русскому языку – это важный этап в жизни каждого ученика.
Чтобы успешно сдать экзамен, необходима тренировка, Предлагаем два варианта тренировочных тестовых заданий на основе текстов К.Д. Воробьёва, О.В. Артёмовой и Н.В. Артёмовой.
Автор-составитель: Шепелева Татьяна Ивановна
Вариант 1
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Утром, уже при палящем солнце, мы настигли его на шестом или седьмом километре от озера. (2)Он брёл со своим мешком посередине дороги, и Денис Иванович не стал сигналить и объехал его с левой стороны по засеву жёлтого люпина. (3)На подъезде к шоссе мне запоздало подумалось, что хорошо было бы привезти люпиновый букет домой прямо с обросевшими на нём шмелями, и в ту же секунду Денис Иванович резко затормозил и остановился. (4)Он глядел на меня сердито и ожидающе. (5)В зеркале мне виднелась неподвижно повисшая сзади нас над дорогой густая оранжевая пыль.
- Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) мы настигли (предложение 1)
2) Денис Иванович не стал сигналить (предложение 2)
3) мне подумалось (предложение 3)
4) он глядел (предложение 4)
5) виднелась пыль (предложение 5)
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.
2) В предложении 2 содержится три грамматические основы.
3) Предложение 3 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями.
4) В предложении 4 составное глагольное сказуемое.
5) В предложении 5 содержится причастный оборот.
4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями ставится двоеточие.
Б) Перед сочинительным союзом, соединяющим однородные придаточные предложения, запятая не ставится.
В) Сравнительный оборот выделяется запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- В середине августа наш лес становился пустым и сторожким, как старинный собор после ремонта.
- Это оттого, видно, что к тому времени в нём перестают петь птицы и кончаются цветы.
- Грачёв ответил ему тем же, а мысленно тепло и растроганно сказал: «Спи, спи, чижик в лампасах».
- Я весь был бархатный от пыли, и когда ложился отдохнуть, то долго ощущал, как звонко и отрадно гудят мои ноги.
- Нет, это было наяву во время войны, в госпитале: сутки «отмачивали» в хвойной ванне….
5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я знаю это давно и (1) наверное (2) потому что всё (3) принадлежащее мне (4) подвержено прихоти различных капризов (5) поломок (6) и стопорений (7)и потому что мои вещи (8) похожи на меня самого.
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с помощью суффикса –ИН- пишется НН .
2) НИКОГДА – в отрицательном местоимении в позиции под ударением пишется приставка НИ-.
3) ПРИМОЛКЛИ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
4) БИСЕРИНКИ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
5) СТРАДАЮЩЕ - в суффиксе наречия после шипящего согласного в безударной позиции пишется буква Е.
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
В прогал..(1)ну крон мне было видно чистое небо, р..(2)активный самолёт, вел..(3)ч ..(4)ной с леб..(5)дя, и пролож..(6)нная им по небу пуш..(7)стая волнующ..(8)яся дорога.
- Раскройте скобки и запишите слово «обе» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Он стоял на мостовой и (обе) руками взмахивал мне навстречу, будто отбивался от ос.
- Замените словосочетание «седые юноши», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Прочитайте текст и выполните задания 10–12.
(1)Дальнейшие события разыгрались так: мой дачный сосед лежал в пыли рядом с велосипедом и не хотел вставать. (2)Из отверстого рта его тек густой рев, а из носа — то, что в Лосевке зовут юшкой. (3)Адам Егорович крепко держал за руку Трофимыча, хотя тот не пытался бежать и только временами поглядывал на закат: видно, торопился куда-то. (4)Мамаша дачника шелестела над ним китайским халатом и умоляла меня позвать милицию.
— Скажите, она имеется тут или нет? (5) Он же толкнул ребенка! (6)Слышите? (7)Толкнул…
— (8)Я его не толкал,— без надежды на то, что ему поверят, сказал Трофимыч.— (9)Он сам все время задавливал меня…(10) И нынче тоже. (11)А я только гавкнул на него. (12)Всего-навсего раз…
— (13)Вы слышали? (14) Он на него гавкнул! (15) Как вам это нравится? (16)Он же мог убить ребенка до смерти! (17)Идите и позовите сельсовет, если в этой дыре нет милиции.
— (18)Не надо сельсовета,— вежливо сказал я женщине.
— (19)А что же, по-вашему, надо? — изумилась она.
— (20)Выпороть. (21)Вашего сына…
(22)Больше мне не удалось сказать ей ни одного слова: дама в китайском халате умела говорить такое, чего не умел я. (23)Когда она ушла, волоча за собой упирающегося сына, я предложил Адаму Егоровичу освободить руку Трофимыча.
— (24)А мне думается,— возразил он,— что его лучше поучить пять минут хворостиной сейчас, чем в совершеннолетие пятью годами по указу, а?
— (25)А вы бы поучили дачника,— в тон ему предложил я,— он ведь у вас каждое утро цветы мнет.
— (26)То дело не по мне,— каким-то скучным голосом отозвался Адам Егорович.— (27)У него папаша на «Победе» ездит, пускай и учит.
(28)Уходя, Трофимыч пытливо взглянул на меня и то улыбнулся длинно и загадочно.
(29)В сумерках наступившей ночи я сидел в палисаднике и вдруг услыхал на дороге чьи-то шаги и голос Трофимыча:
— …а грибы не жарил. (30)Масло взяло и разлилось. (31)Да ты не горюй! (32)Завтра ж у нас с тобой получка…
(33)Я выглянул из-за плетня. Трофимыч шел с маленькой женщиной, в одной руке держал ее руку, а в другой — небольшую вязанку ослепительно белых в ночном мраке щепок. (34)После в улице долго плавал терпкий запах скипидара и еще чего-то такого чистого и свежего, чему я не знал названия…
(35)Несколько дней после этого я не встречал Трофимыча, и вдруг однажды утром он явился ко мне сам. (36)Остановившись у дверей, он сперва стащил с головы видавший виды картузик, потом уже сказал:
— А я картошку окучивал. (37)Только вчерась управился… (38)Может, сходим опять туда за беляками? (39)Там теперь страсть наросло их!..
(40)Говорил он раздельно и четко, напирая на «р», отчего речь его приобретала какой-то особенно вдумчивый смысл.
(41)Я заторопился в сборах, а Трофимыч осторожно присел на диван, незаметно качнулся на пружинах, незаметно изобразил на лице «ишь ты», затем стал разглядывать пишущую машинку.
(42)У меня давно хранились охотничьи сосиски и так подсохли, что издавали костяной звук, когда я завертывал их в газету.
— (43)Чтой-то? — удивился Трофимыч.
—(44) Сосиски,— сказал я.— Вкусные. (45)Никогда не пробовал?
— (46)Мамка приносила раз, да только они не такие были, те мягкие,— сказал он и сглотнул.
(47)Тогда я решил сперва позавтракать, а потом уже идти, но Трофимыч отодвинулся от стола, спрятал руки между коленами и заявил:
— (48)Не буду… Это нехорошо.
— (49) Что? — не понял я.
— (50)Есть у чужих.
— (51)Ну,— смешался я,— мы же с тобой не чужие. (52)Мы ведь друзья.
— (53)Все одно нехорошо,— стоял он на своем, а я подумал: «Ну, подожди до леса. (54)Там я с тобой слажу!»
(55)Перед самым отходом я показал Трофимычу снимок выпи. Он взглянул на картинку и сразу признал:
— (56)Букла! (57)Вот же гадость, зря только пужала! (58)Ну, теперь все! (59)Теперь там остался один что ни на есть волк. (60)Я его тоже видал, изблизи прямо.
— (61)Напугался, небось?
— (62)А у него у самого из одного глаза слезы капали. (63)И клочья на боках висели. (64)Болел, должно, чем…
(65)Грибов и в самом деле наросло страсть. (66)Мы быстро наполнили свои корзинки, постреляли из ружья, потом сели завтракать. (67)И тут мне впервые привелось увидеть, как можно красиво и умно есть! (68)Неторопливо и плавно Трофимыч взял правой рукой хлеб, бережно оглядел его и бережно откусил — немного. (69)С первого и до последнего глотка он не положил рук на колени, держал хлеб и сосиски на весу, молчал, не спешил, не чавкал. (70)Он ел, словно тихо беседовал с незримым и большим своим другом, к которому у него много уважения и хорошей любви.
(71)Я сразу же подчинился его манере и тоже держал на весу хлеб и сосиски, молчал и в то же время гадал: откуда и отчего это в Трофимыче? (72)Не найдя причины, почему Трофимыч такой, а не этакий, я схватил его за голову и без слов прижал к себе. (73)Он удивленно притаился, и вдруг на мои руки упали теплые и легкие слезинки: не осилил человек внезапной чужой ласки…
(По К.Д.Воробьёву)*
* Воробьёв Константин Дмитриевич (1919–1975) – русский советский писатель.
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Трофимыч специально толкнул мальчика на велосипеде.
2) На снимке писателя была изображена выпь, которую мальчик называл буклой.
3) Трофимыч изобразил на лице «ишь ты», когда увидел пишущую машинку.
4) На руки автора упали тёплые слезинки, так как не осилил маленький человек внезапной чужой ласки.
5) Деревенский мальчик торопливо в лесу ел хлеб с сосисками.
11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера этих ответов.
1) Из отверстого рта его тек густой рев, а из носа — то, что в Лосевке зовут юшкой.
2) Когда она ушла, волоча за собой упирающегося сына, я предложил Адаму Егоровичу освободить руку Трофимыча.
3) После в улице долго плавал терпкий запах скипидара и еще чего-то такого чистого и свежего, чему я не знал названия…
4) Он ел, словно тихо беседовал с незримым и большим своим другом, к которому у него много уважения и хорошей любви.
5) У меня давно хранились охотничьи сосиски и так подсохли, что издавали костяной звук, когда я завертывал их в газету.
- Замените книжное слово «отверстого» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Вариант 2
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Когда ему исполнилось десять лет, он был провозглашён царём. (2)Засучив рукава, маленький царь сам тесал брёвна, ставил пушки. (3)Пройдёт немного времени, и эти ребята, возглавляемые своим венценосным командиром, в первых рядах устремятся на неприятеля во славу России. (4)С малых лет Пётр I отличался любознательностью. (5)Представь себе: государь полгода работал плотником на верфях Амстердама!
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) он был провозглашён (предложение 1)
2) царь тесал (предложение 2)
3) пройдёт немного времени (предложение 3)
4) Пётр I отличался (предложение 4)
5) представь себе (предложение 5)
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением.
3) В предложении 3 содержится три грамматические основы.
4) В предложении 4 составное именное сказуемое.
5) Первая часть сложного предложения 5 представлена односоставным определённо-личным предложением.
4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
Б) Между однородными сказуемыми, связанными сочинительным двойным союзом ставится запятая.
В) Вводное слово в середине предложения обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Дмитрий Донской с надеждой смотрит на нас из своего времени. А мы - с восхищением на него.
- Пётр был не только талантливым полководцем, но и блестящим дипломатом.
- Дмитрий Донской хотел видеть Русь сильной, объединённой вокруг Москвы, сердце которой – белокаменный Кремль.
- Ты, наверное, слышал поговорку: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
- Отец, генерал Суворов, назвавший сына в честь Невского, грустно качал головой.
5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Живя за границей (1) он видел (2) как сильно отстала Россия от Западной Европы. А ведь его Родина богата и недрами (3) и людьми. Никто не мог остановить русского царя (4) окружённого талантливыми сподвижниками. А главное (5) вся Россия рукава засучила. Ещё одна важная забота государя (6) усиление военной мощи страны.
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВПАДАЕТ – в форме настоящего времени 3 лица единственного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЕТ .
2) БЕЛОКАМЕННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с помощью суффикса –ЕНН- пишется НН .
3) КОНЬ – на конце имени существительного пишется буква Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного.
4) ОБЪЕДИНЁННОЙ – в корне слова пишется проверяемая гласная.
5) НЕ ОКОНЧЕНА – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Литовцы гр (1)зят нап..(2)дением. А стр..(3)шней всего - ст ..(4)пняки. Полт..(5)ра ст..(6)летия стонет под т..(7)таро- м..(8)нгольским игом Русь, и кажется, не будет ему конца.
- Раскройте скобки и запишите слово «татары» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Как соколы на вороньё, ринулись удалые витязи на не ожидавших удара с тыла (татары).
- Замените словосочетание «упорно заниматься», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Прочитайте текст и выполните задания 10–12.
(1)Для всех мальчишек, которых завораживает шум парусов и рокот волн, горит в небе яркая путеводная звезда по имени Фёдор Ушаков. (2)Он поистине небесный покровитель моряков: воин Феодор причислен к лику святых. (3)Удивительная личность! (4)Ты только представь себе: талантливый адмирал, он не проиграл ни одного сражения. (5)Не потерял ни одного судна. (6)Ни один его матрос не попал в плен. (7)А ещё Фёдор Ушаков был человеком щедрой души. (8)Но обо всём по порядку.
(9)Будущий флотоводец родился в небогатой дворянской семье. (10)Отец его, сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, по старой армейской привычке по утрам давал домашние задания – «развод караула». (11)Воспитывал любознательного паренька дядя – настоятель Санаксарского монастыря. (12)Крепко вошли в сердце Фёдора христианские заповеди – на всю жизнь! (13)Но не с меньшим вниманием, чем библейские истории, слушал мальчик рассказы деревенского старика:
- Канониром я служил.(14) На петровском флоте! (15)Шведов мы с батюшкой-царём ломили.
(16)Фёдор роняет задумчиво:
- Кабы и мне радость такой победы испытать.
(17)Рвалась молодая душа на морские просторы. (18)Чего ж ему не служить? (19)Кроток он нравом, скромен, но и смел не по годам. (20)Пригласили на медвежью охоту – не испугался. (21)И работать умеет.
(22)В 16 лет поступил Фёдор в Морской кадетский корпус. (23)Дома получил он слабое образование. (24)Но Ушаков был упорен в учении и курс закончил четвёртым по успеваемости. (25)Дальше начались университеты жизни. (26)Глубокое постижение науки мореплавания во время первого путешествия из Кронштадта в Архангельск. (27)Бесценная практика маневрирования и стрельбе на Азовском флоте. (28)С 1775 года он уже сам фрегатом командовал. (29)И постоянно оттачивал своё мастерство.
(30)К русско-турецкой войне 1787-1791 годов это уже блестящий флотоводец. (31)Давай-ка мы с тобой поднимемся на капитанский мостик и в подзорную трубу рассмотрим бой у острова Змеиный. (32)Русские корабли атаковали превосходящие силы противника. (33)Видишь? (34)У нашей эскадры 550 орудий, а у турецкой – аж 1120. (35)И что это за пушки! (36)Много среди них прочных медных. (37)Обрати внимание: на линейных кораблях стоят особенно мощные орудия. (38)Они стреляют 40-килограммовыми мраморными ядрами.
(39)Турки уже торжествуют победу. (40)Но Ушаков прибегает к смелой и неожиданной такстике.
- (41)Сосредоточить прицельный огонь на флагманском корабле противника! – отдаёт он приказ. – (42) Теперь ему не до руководства боем будет.
- (43)Турки с фанатизмом сражаются, - замечает стоящий рядом офицер.
(44)Но Ушаков спокоен:
- У русских бомбардиров подготовка лучше. (45)А храбрость моих людей удивительна!
(46)Флагман противника, получив серьёзные повреждения, отступает. (47)Вместе с ним в бегство обращаются остатки турецкой эскадры. (48)Славный бой!
(49)Бесстрашие Ушакова, его умение мгновенно оценить обстановку и принять нестандартное решение быстро почувствовали враги. (50)Не перестраивая боевого порядка, он решительно сближался с неприятелем и наносил по нему сокрушительный удар. (51)Свой корабль Ушаков ставил в авангард, принимая на себя главную опасность.
(52) В 1799 году получил звание адмирала. (53)У него было много наград, не только отечественных.
(54)Он постоянно жертвовал значительные суммы соотечественникам, пострадавшим от «грозы двенадцатого года»: погорельцам, солдатам, ставшим калеками на полях сражений. (55)Да от него никто из просителей не уходил с пустыми руками!. (56)Адмирал, при одном имени которого дрожали враги России, являл ангельскую доброту к людям бедным и несчастным.
(По О.В. Артёмовой и Н.В. Артёмовой)*
* Ольга Артёмова (1947-2022) и Наталья Артёмова (1955) – курские писатели.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Фёдор Ушаков – небесный покровитель моряков, который проиграл всего лишь одно сражение.
2) В морском сражении с турками Ушаков приказывает сосредоточить прицельный огонь на флагманском корабле противника.
3) Свой корабль Фёдор Ушаков ставил в арьергард, принимая на себя опасность.
4) В 1790 году Ушаков получил звание адмирала.
5) Адмирал, имени которого боялись враги, был очень добрым к бедным и несчастным.
11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера этих ответов.
1) Крепко вошли в сердце Фёдора христианские заповеди.
2) Дальше начались университеты жизни.
3) Он одержал ряд великолепных побед в Керченском морском сражении.
4) Рвалась молодая душа на морские просторы.
5) Когда Ушаков умер, проститься с ним пришли народные толпы.
12. В предложениях 52-55 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.