Тренировочные тестовые задания составлена на основе произведений Константина Воробьева, курского писателя.

Автор-составитель: Нагорная Маргарита Николаевна

 

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задание.

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)Верстах в четырех от Лосевки я знал одно дремучее место. 2)Там постоянно таился сумрак и прядали одряхлевшие вороны.3) Между седыми соснами большие пауки ткали липкие тугие сети. 4)Длинные пегие ящерицы непуганно шныряли по земле, и временами что-то непутево ухало на дне низины, у протекавшего там ручья. 5)Я приходил сюда с ружьем — для бодрости — и с корзинкой для боровиков: росли они тут сильные, коричневые, плотные. 

1) я знал место ( 1 предложение)

2) прядали вороны ( 2 предложение)

3)пауки ткали сети (3 предложение)

4) что-то ухало ( 4 предложение)

5)они росли ( 5 предложение)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  В 1 предложении простое глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 простое с однородными сказуемыми.

3)  Предложение 3 осложнено однородными определениями.

4)  Предложение 4 сложносочиненное.

5) 1 часть предложения 5 осложнена вставной конструкцией.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Двоеточие  ставится между частями бессоюзного предложения, если вторая  часть указывает на причину того, о чем  говорится в 1 части части.

Б)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется

В) Распространенное приложение, стоящее в конце предложения и имеющее пояснительный характер, отделяется тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   В этом месте, у подножия исполинского дуба, я нашел однажды великолепный белый гриб, а рядом с ним — сухую ветку с красным лоскутком ветоши.

2)   Тогда мною овладело не совсем приятное чувство: я никогда никого не встречал здесь, и заметки над грибами казались странными.

3)   Словом, я не захотел взять эти грибы, потолковав сам с собой так: «Мало ли кому и для чего понадобилось примечать их тут!»

 4)   Дуб и зафлаженные грибы оказались у меня за спиной, и это было почему-то неприятно

5)   И тут я увидел певца — коренастого мальчугана в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетёной корзинкой в левой руке и с палкой в правой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Глядя себе под ноги (1) он сообщил (2) что отца его прибила в позапрошлом году гроза (3) мать работает под городом (4)на лесозаводе(5) и (6)что осенью он в первый раз пойдет в школу.

 

  1. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  исчерканную— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) наклеваны  (ягоды)  — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3)  наросло  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4)  (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  (держался) по-прежнему  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ему.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Гр(1)бов и в самом дел(2)  нар(3)сло страсть. Мы быстро наполн(4)ли свои корзинки, постр(5)ляли из ружья, потом сели завтр(6)кать. И тут мне вп(7)рвые пр(8)велось увид(9)ть, так можно красиво и умно есть!

 

  1. Раскройте скобки и запишите слово «хотеть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мама говорит, что вся Лосевка станет плохое думать об нас да об тебе, а мы не (хотеть).

 

  1. Замените словосочетание «ситцевыми лентами», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

1)Верстах в четырех от Лосевки я знал одно дремучее место. 2) Я приходил сюда с ружьем — для бодрости — и с корзинкой для боровиков: росли они тут сильные, коричневые, плотные.

3)В этом месте, у подножия исполинского дуба, я нашел однажды великолепный белый гриб, а рядом с ним — сухую ветку с красным лоскутком ветоши.4) Ни того, ни другого я не коснулся и прошел мимо, но чуть поодаль обнаружил еще два гриба под такими же флажками.

5)Отойдя метров тридцать от дуба, я сел под лохматую ель завтракать. 6)В лесу стояла гнетущая тишина..7) Вдруг метнулся и повис высокий, почти пронзительный детский голос:

Дор-рогая подруж-женька,
Дор-рогая моя подруж-жка!..

…8)И тут я увидел певца — коренастого мальчугана в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетёной корзинкой в левой руке и с палкой в правой. 9)Он быстро собрал зафлаженные грибы, сунул красные лоскутки в карман, повел бледным лицом по сторонам и снова прокричал свою песню — опять эти полкуплета,— больше, наверно, не знал.

10)Он не замечал меня, а я хорошо видел его из своего укрытия. 11)Я выждал, пока он отошел подальше, и под его «подружку», чтобы скрыть треск валежника и не испугать человека, отделился от дерева и негромко запел колыбельную Моцарта.

12)Услыхав мой голос, юный грибник неторопливо оглянулся, спокойно подтянул штаны и как-то бочком-бочком пошел ко мне на сближение.

13)И вот мы идем рядом. Белая голова незнакомца достает мне до пояса. 14)Парень явно обрадовался встрече и моему ружью, но он из молчаливых, из тех, чьи мысли не разгадаешь сразу.

15)— Давай-ка, брат, познакомимся,— предложил я и назвал свое имя.— Наверное, тебя тоже как-нибудь зовут?

16)— Василием зовут, Трофимычем,— баском сообщил спутник и тут же заметил маленький боровик, взбугривший упругой шляпкой пятачок песчаной земли у нас под ногами.

17)— Тебе везет, Трофимыч! — шутливо сказал я, а он длинно поглядел на меня круглыми, серыми глазами, длинно и застенчиво улыбнулся чему-то и нехотя достал из кармана красный лоскутик.

18)— Замечу. Пускай подрастет немножко…

19)Я заглянул в его корзинку и не увидел там мелких грибов. 20)Раскрывалась, пожалуй, загадка с флажками,— Трофимыч был, видать, мужик хозяйственный и с мелочью возиться не хотел…

21)Домой мы возвращались вместе: Трофимыч, оказывается, был жителем Лосевки. 22)Глядя себе под ноги, он сообщил, что отца его прибила в позапрошлом году гроза, мать работает под городом на лесозаводе и что осенью он в первый раз пойдет в школу.

23)…Несколько дней после этого я не встречал Трофимыча, и вдруг однажды утром он явился ко мне сам. 24)Остановившись у дверей, он сперва стащил с головы видавший виды картузик, потом уже сказал:

25)— А я картошку окучивал.26) Только вчерась управился…27) Может, сходим опять туда за беляками?28) Там теперь страсть наросло их!..

29)Грибов и в самом деле наросло страсть. 30)Мы быстро наполнили свои корзинки, постреляли из ружья, потом сели завтракать. 31)И тут мне впервые привелось увидеть, как можно красиво и умно есть!32) Неторопливо и плавно Трофимыч взял правой рукой хлеб, бережно оглядел его и бережно откусил — немного. 33)С первого и до последнего глотка он не положил рук на колени, держал хлеб и сосиски на весу, молчал, не спешил, не чавкал.

34)Я сразу же подчинился его манере и тоже держал на весу хлеб и сосиски, молчал и в то же время гадал: откуда и отчего это в Трофимыче? 35) От недостатка в доме еды? 36)Но Трофимыч был крепкий и сильный, и на щеках у него лежал здоровый деревенский румянец.37) Не найдя причины, почему Трофимыч такой, а не этакий, я схватил его за голову и без слов прижал к себе. 38)Он удивленно притаился, и вдруг на мои руки упали теплые и легкие слезинки: не осилил человек внезапной чужой ласки…

39)С каждым днем я все больше и крепче привязывался к Трофимычу, и дело дошло до того, что без него мне не думалось, не писалось, не жилось.40) Мне доставляло большую радость то, с каким уважительным чувством наблюдал он процесс моей работы.41) Он мог часами сидеть и следить за мной издали, а однажды, когда я смял и выбросил под стол исчерканную кипу бумаг, внимательно спросил:

42)— Трудно?                  

43)— Трудно, Трофимыч,— благодарно признался я.44) Он поощрительно кивнул головой, подъехал ко мне на стуле и сказал:

45)— Зато знаешь, что?46) Зато, когда пройдет трудно, то… знаешь, как будет? 47)Во как! — он развел вширь руками.—48) Аж смеяться ни про что захочешь!..

49)…Вечером я уезжал из Лосевки. Трофимыч помогал мне грузить в машину книги, был грустен и задумчив, и я не мог объяснить ему причину своего преждевременного отъезда. 50)Когда я, хорошо простясь с ним, сел в кабинку, он влез на подножку машины и приплюснул нос к стеклу дверцы.

51)— Я вот что придумал,— сказал он угрюмым баском — я тебе пришлю письмо. 52)Как только выучусь осенью в школе, так и напишу.53) Ладно?

54)Дома я сколотил из фанеры ящик, вложил в него ученическую форму, букварь, пенал и карандаши и дней за десять до начала учебного года отнес посылку на почту. 55) А первого января посылка пришла назад. 56)Я сорвал с ящика крышку и поверх ученической формы увидел косо налинованный лист из тетрадки.

57)Прямыми, широкими и ясными буквами — чувствовался его характер — Трофимыч писал:

58)«Посылаю сушеные грибы и мороженую рябину — целый пучок. 59)Когда будешь есть, то выбирай рябинки, что наклеваны, они самые что ни на есть сладкие. 60)Это их синицы не доели в лесу.61) А костюма не надо, мама говорит, что вся Лосевка станет плохое думать об нас да об тебе, а мы не хочем.62) Ты лучше приезжай сюда опятошным летом и живи у нас за так, а мы себе загородку сделаем, доски уже есть. 63)Приезжай».

64)Я долго и трудно искал редкие слова, чтобы достойно ответить Трофимычу на его первое в жизни письмо.

( По К.Д.Воробьеву)

Константин Дмитриевич Воробьёв ( 1919-1975) — русский советский писатель.

 

10.Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Трофимыч помечал красными лоскутиками только крупные грибы, чтобы не возиться с мелочью.
  2. Мальчик представился рассказчику Василием Трофимычем, потому что считал себя взрослым.
  3. Трофимыч вернул посылку рассказчику, потому что обиделся на него из-за внезапного отъезда.
  4. Мальчик не привык к ласке, поэтому заплакал, когда рассказчик прижал его к себе.
  5. Рассказчик ценил за уважительное и внимательное отношение  к своему труду.

 

11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Я сорвал с ящика крышку и поверх ученической формы увидел косо налинованный лист из тетрадки.
  2. Вдруг метнулся и повис высокий, почти пронзительный детский голос.
  3. Посылаю сушеные грибы и мороженую рябину — целый пучок.
  4. И тут я увидел певца — коренастого мальчугана в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетёной корзинкой в левой руке и с палкой в правой
  5. В лесу стояла гнетущая тишина.

 

12. Лексический анализ. Замените просторечное слово «опятошным» из предложения 62 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задание.

1 )Грибов и в самом деле наросло страсть. 2)Мы быстро наполнили свои корзинки, постреляли из ружья, потом сели завтракать.3) И тут мне впервые привелось увидеть, как можно красиво и умно есть! 4) С первого и до последнего глотка он не положил рук на колени, держал хлеб и сосиски на весу, молчал, не спешил, не чавкал. 5)Он ел, словно тихо беседовал с незримым и большим своим другом, к которому у него много уважения и хорошей любви.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) грибов наросло (1 предложение)

2) мы наполнили, постреляли, сели завтракать (2 предложение)

3)мне привелось увидеть (3 предложение)

4) он не положил, держал, молчал, не спешил, не чавкал (4 предложение)

5)беседовал (5 предложение)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) 1 предложение двусоставное.

2)  Предложение 2 простое с однородными сказуемыми.

3)  В предложении 3 обе части односоставные безличные.

4)   В предложении 4 все сказуемые простые глагольные.

5)  Предложение 5 сложноподчиненное, состоит из  2-х частей.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Части сложносочиненного предложения отделяются запятой

Б)  Двоеточие ставится в БСП, если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой части

В) Тире ставится в неполном предложении на месте пропуска члена предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   В этом месте, у подножия исполинского дуба, я нашел однажды великолепный белый гриб, а рядом с ним — сухую ветку с красным лоскутком ветоши.

2)   Тогда мною овладело не совсем приятное чувство: я никогда никого не встречал здесь, и заметки над грибами казались странными.

3)   Словом, я не захотел взять эти грибы, потолковав сам с собой так: «Мало ли кому и для чего понадобилось примечать их тут!»

4)   Дуб и зафлаженные грибы оказались у меня за спиной, и это было почему-то неприятно

5)   И тут я увидел певца — коренастого мальчугана в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетёной корзинкой в левой руке и с палкой в правой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

  1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Над дорогой плавала розовая пыль(1) взбитая велосипедами дачных ребятишек (2) в небе копнились (3)прожаренные за день облака (4) и во дворах оглушительно кричали дачные петухи(5) привязанные ситцевыми лентами за ноги.

 

  1. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) сколотил — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) длинно (улыбнулся)  — в наречии пишется столько же Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано.

3) выбирай  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса –а-.

4)  (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  (надо) по-вашему  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ему.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О

В эт(1)м месте, у п(2)дножия исп(3)линского дуба, я наш(4)л (5)днажды велик(6)лепный белый гриб, а рядом с ним — сухую ветку с красным л(7)скутком ветоши. Ни того, ни другого я не к(8)снулся и прош(9)л мимо, но чуть п(10)одаль обн(11)ружил еще два гриба под такими же фл(12)жками.

 

  1. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прошлым летом я жил в Лосевке — дачной деревне из ( полтора) десятков домов.

 

  1. Замените словосочетание «опасливо трогая», построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

1)Верстах в четырех от Лосевки я знал одно дремучее место. 2) Я приходил сюда с ружьем — для бодрости — и с корзинкой для боровиков: росли они тут сильные, коричневые, плотные.

3)В этом месте, у подножия исполинского дуба, я нашел однажды великолепный белый гриб, а рядом с ним — сухую ветку с красным лоскутком ветоши.4) Ни того, ни другого я не коснулся и прошел мимо, но чуть поодаль обнаружил еще два гриба под такими же флажками.

5)Отойдя метров тридцать от дуба, я сел под лохматую ель завтракать. 6)В лесу стояла гнетущая тишина..7) Вдруг метнулся и повис высокий, почти пронзительный детский голос:

Дор-рогая подруж-женька,
Дор-рогая моя подруж-жка!..

…8)И тут я увидел певца — коренастого мальчугана в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетёной корзинкой в левой руке и с палкой в правой. 9)Он быстро собрал зафлаженные грибы, сунул красные лоскутки в карман, повел бледным лицом по сторонам и снова прокричал свою песню — опять эти полкуплета,— больше, наверно, не знал.

10)Он не замечал меня, а я хорошо видел его из своего укрытия. 11)Я выждал, пока он отошел подальше, и под его «подружку», чтобы скрыть треск валежника и не испугать человека, отделился от дерева и негромко запел колыбельную Моцарта.

12)Услыхав мой голос, юный грибник неторопливо оглянулся, спокойно подтянул штаны и как-то бочком-бочком пошел ко мне на сближение.

13)И вот мы идем рядом. Белая голова незнакомца достает мне до пояса. 14)Парень явно обрадовался встрече и моему ружью, но он из молчаливых, из тех, чьи мысли не разгадаешь сразу.

15)— Давай-ка, брат, познакомимся,— предложил я и назвал свое имя.— Наверное, тебя тоже как-нибудь зовут?

16)— Василием зовут, Трофимычем,— баском сообщил спутник и тут же заметил маленький боровик, взбугривший упругой шляпкой пятачок песчаной земли у нас под ногами.

17)— Тебе везет, Трофимыч! — шутливо сказал я, а он длинно поглядел на меня круглыми, серыми глазами, длинно и застенчиво улыбнулся чему-то и нехотя достал из кармана красный лоскутик.

18)— Замечу. Пускай подрастет немножко…

19)Я заглянул в его корзинку и не увидел там мелких грибов. 20)Раскрывалась, пожалуй, загадка с флажками,— Трофимыч был, видать, мужик хозяйственный и с мелочью возиться не хотел…

21)Домой мы возвращались вместе: Трофимыч, оказывается, был жителем Лосевки. 22)Глядя себе под ноги, он сообщил, что отца его прибила в позапрошлом году гроза, мать работает под городом на лесозаводе и что осенью он в первый раз пойдет в школу.

23)…Несколько дней после этого я не встречал Трофимыча, и вдруг однажды утром он явился ко мне сам. 24)Остановившись у дверей, он сперва стащил с головы видавший виды картузик, потом уже сказал:

25)— А я картошку окучивал.26) Только вчерась управился…27) Может, сходим опять туда за беляками?28) Там теперь страсть наросло их!..

29)Грибов и в самом деле наросло страсть. 30)Мы быстро наполнили свои корзинки, постреляли из ружья, потом сели завтракать. 31)И тут мне впервые привелось увидеть, как можно красиво и умно есть!32) Неторопливо и плавно Трофимыч взял правой рукой хлеб, бережно оглядел его и бережно откусил — немного. 33)С первого и до последнего глотка он не положил рук на колени, держал хлеб и сосиски на весу, молчал, не спешил, не чавкал.

34)Я сразу же подчинился его манере и тоже держал на весу хлеб и сосиски, молчал и в то же время гадал: откуда и отчего это в Трофимыче?35) От недостатка в доме еды? 36)Но Трофимыч был крепкий и сильный, и на щеках у него лежал здоровый деревенский румянец.37) Не найдя причины, почему Трофимыч такой, а не этакий, я схватил его за голову и без слов прижал к себе. 38)Он удивленно притаился, и вдруг на мои руки упали теплые и легкие слезинки: не осилил человек внезапной чужой ласки…

39)С каждым днем я все больше и крепче привязывался к Трофимычу, и дело дошло до того, что без него мне не думалось, не писалось, не жилось.40) Мне доставляло большую радость то, с каким уважительным чувством наблюдал он процесс моей работы.41) Он мог часами сидеть и следить за мной издали, а однажды, когда я смял и выбросил под стол исчерканную кипу бумаг, внимательно спросил:

42)— Трудно?

43)— Трудно, Трофимыч,— благодарно признался я.44) Он поощрительно кивнул головой, подъехал ко мне на стуле и сказал:

45)— Зато знаешь, что?46) Зато, когда пройдет трудно, то… знаешь, как будет? 47)Во как! — он развел вширь руками.—48) Аж смеяться ни про что захочешь!..

49)…Вечером я уезжал из Лосевки. Трофимыч помогал мне грузить в машину книги, был грустен и задумчив, и я не мог объяснить ему причину своего преждевременного отъезда. 50)Когда я, хорошо простясь с ним, сел в кабинку, он влез на подножку машины и приплюснул нос к стеклу дверцы.

51)— Я вот что придумал,— сказал он угрюмым баском — я тебе пришлю письмо. 52)Как только выучусь осенью в школе, так и напишу.53) Ладно?

54)Дома я сколотил из фанеры ящик, вложил в него ученическую форму, букварь, пенал и карандаши и дней за десять до начала учебного года отнес посылку на почту. 55) А первого января посылка пришла назад. 56)Я сорвал с ящика крышку и поверх ученической формы увидел косо налинованный лист из тетрадки.

57)Прямыми, широкими и ясными буквами — чувствовался его характер — Трофимыч писал:

58)«Посылаю сушеные грибы и мороженую рябину — целый пучок. 59)Когда будешь есть, то выбирай рябинки, что наклеваны, они самые что ни на есть сладкие. 60)Это их синицы не доели в лесу.61) А костюма не надо, мама говорит, что вся Лосевка станет плохое думать об нас да об тебе, а мы не хочем.62) Ты лучше приезжай сюда опятошным летом и живи у нас за так, а мы себе загородку сделаем, доски уже есть. 63)Приезжай».

64)Я долго и трудно искал редкие слова, чтобы достойно ответить Трофимычу на его первое в жизни письмо.

(По К.Д. Воробьеву)

Константин Дмитриевич Воробьёв ( 1919-1975) — русский советский писатель.

 

10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Трофимыч помечал красными лоскутиками маленькие грибы, чтобы сорвать их, когда вырастут.
  2. Мальчик представился рассказчику Василием Трофимычем, потому что считал себя взрослым.
  3. Трофимыч вернул посылку рассказчику, потому что ни в чем не нуждался.
  4. Мальчик не привык к ласке, поэтому заплакал, когда рассказчик прижал его к себе.
  5. Трофимыч часами просиживал у рассказчика дома, наблюдая за его работой, потому что ему нечем было заняться.

 

11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Трофимыч шел с маленькой женщиной, в одной руке держал ее руку, а в другой — небольшую вязанку  белых  щепок.
  2. Над дорогой плавала розовая пыль, взбитая велосипедами дачных ребятишек, в небе копнились прожаренные за день облака.
  3. Из-под длинноватых штанин у него  выныривают короткие квадратные ступни  и  тонут во мху и в сосновых иглах.
  4. Отойдя метров тридцать от дуба, я сел под лохматую ель завтракать
  5. В лесу стояла гнетущая тишина.

 

12. Лексический анализ. Из предложений 23-25 выпишите фразеологизм.