Варианты составлены на основе произведений курского  писателя В.П. Деткова.

Автор-составитель: Позднякова Алена Владимировна

 

Вариант 1

Часть 2

Прочитайте текст  и выполните задания 2, 3.

(1)Вот и лес высветили молочным разливом туманы. (2) От тяжелой росы посинели прибрежные луга. (3)И казалось, что степной хан-ковыль совершил сюда ночью дерзкий набег. (4)Из-за поворота, крутой дугой огибая бакен, вышел белый теплоход. (5) И дребезжащий звук его прошелся над водой с легким ветерком, посеребрил его мелкой рябью, точно драгоценный ковер постелил.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.

1 )лес высветили (предложение 1)

2) посинели луга ( предложение 2)

3) казалось ( предложение 3)

4) бакен вышел ( предложение 4)

5) звук прошелся, постелил ( предложение 5)

Ответ: _____

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера этих ответов.

1) Предложение 1 простое, осложненное однородными членами предложения.

2) Предложение 2 простое, распространенное.

3) Первая часть сложного предложения 3 представлена односоставным безличным,  нераспространенным предложением.

4) Предложение 4 содержит 2 грамматические основы.

5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ: _____

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения

А)Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми.

 

1).Вот и лес высветили молочным разливом туманы.

2).От тяжелой росы посинели прибрежные луга.

Б)Придаточная  часть  сложноподчиненного предложения выделяется запятой.

В)Между однородными членами предложения, не связанными союзами, ставится запятая.

3).И казалось, что это степной хан-ковыль-совершил сюда ночной дерзкий набег.

4).Из-за поворота, крутой дугой огибая бакен, вышел белый теплоход.

 

5).И дребезжащий звук его прошелся над водой с легким ветерком, посеребрил его мелкой рябью, точно драгоценный ковер постелил.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

А

Б

В

 

 

 

 

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Акация (1) южная гостья наших краев (2) по осени почти никогда не успевает сменить свой наряд (3) и в октябре стоит  так  же зелена (4) и густолиста (5) пока однажды ночью не оберет ее всю до ниточки колючий заморозок. Дохнет он разбойно – и дрожью осыплется ее нежелтеющий наряд (6) и зарябит стылая земля прощальным взглядом лета. А весной (7) когда все живое вокруг зазеленеет (8) и цветет (9) акация еще долго стоит безжизненная (10) ершась недоверчиво своими колючками (11) даже на щедрую теплынь солнца.

Ответ: ____

 

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВЫПОЛНЕНО (хорошо) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

2) ОТРЕЖЬ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. 

3) НЕ РЕШАЯ -  частица НЕ с  глаголом пишется раздельно.

4) ПРИМОРСКИЙ – написание приставки определяется ее значением – расположение вблизи.

5) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО-  и суффикса –И.

Ответ:  ___

 

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Хлеб наш насущный. Всему он г..(1)лова,  всему основа. На хлебе, на отн..(2)шении к нему душа человеческая  обретала истинное зд..(3)ровье, нравы и нравственность вызревала веками. Но есть у людей еще  ..(4)дно вековое, первоосновное – путь-тр..(5)па- д..(6)рога. Издавн..(7) редкое  поле  обх..(8)дилось  без тр..(9)пы. Даже хлеб р..(10)ступается перед идущим чел..(11)веком и благ..(12)словляет его путь-д..(13)рогу.

Ответ:  ____

 

8. Раскройте скобки и запишите слово «аэрозоль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Если вы собираетесь в лес, опрыскайте одежду спреем или (аэрозоль) против комаров и клещей.

Ответ:  ____

 

9. Замените словосочетание «рекомендации автора», построенное  на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ:  ____

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

(1)Июнь открывают тополя. (2)Два-три солнечных дня — и теплым снеговалом обрушивается их одуванный пух. (3)Летит он во все углы и щели, устилает тротуары, приглушает яркие, первозданные краски весны, переводя их в лето.

(4)Не обходит вниманием и людей: нос щекочет, мешая дыханию, слепит глаза, застревая в ресницах, глядит несуразной сединой из волос, мелует темные одежды… (5)Вроде и невелико испытание, но как проявляются в нем возрасты и характеры…

(6)Мальцы изумленно таращат глаза на это невиданное чудо, гоняются за летучими пушинками, точно за мотыльками. (7)У подростков развлечение попроказней: озираясь по сторонам — как бы вдруг не попало, — швыряют горящие спички в пуховые шлейфы, обрамляющие тротуары. (8)Легким пороховым бегом проносится бесшумное пламя, обнажая россыпь опаленных семян…

(9)И только для взрослых тополиный пухолет — событие раздражающее. (10)Даже добрые души отмахиваются от него как от расшалившегося дитяти. (11)А уж на сердитых и удержу нет. (12)В парке, под тополями вековыми, где особо обилен крылатый сев, вспыхивают досужие дискуссии на тему: «И кто их только понасажал…» (13)Самые же решительные (кому обычно до всего есть дело, потому как своего дела нет) готовы хоть сейчас взяться за топор, чтобы в корне пресечь это безобразие…

 (14)Словно и не тополя услаждают нас по весне хмелящим ароматом вздрогнувших почек, не они дарят прохладой в зной летний и оживляют воздушный прибой, не они радуют исполинской статью размашистых крон, держащих на могучих руках целые поселки птичьих гнездовий…

(15)Как нетерпеливы мы бываем порой…

(16)Пройдет всего несколько дней — и смоют, надежно упрячут в землю тополиное семя дожди. (17)Смолкнут и ворчуны, забыв о решительных мерах…

(18)А тополь все так же щедро и светло будет служить людям. (19)Он всегда выше мелочных обид и неблагодарностей. (20)Даже когда топором грозят…

(По В.П.Деткову)

Владимир Павлович Детков ( 1937 - 2009) - писатель, журналист, педагог.

 

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Тополя открывают июль. Теплым снеговалом  обрушивается их одуванный пух.

2)Мальцы изумленно таращат глаза и швыряют горящие спички в пуховые шлейфы.

3)Взрослые отмахиваются от тополиного пуха как от расшалившегося дитяти.

4)Тополя радуют нас исполинской статью размашистых крон, дарят прохладой в летний зной. 

5) Тополь щедро служит людям. Он выше обид и неблагодарностей.

Ответ:  _______

 

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи  является    метафора. Запишите номера этих ответов.

1)Два-три солнечных дня — и теплым снеговалом обрушивается их одуванный пух.

2)Не обходит вниманием и людей: нос щекочет, мешая дыханию, слепит глаза, застревая в ресницах, глядит несуразной сединой из волос, мелует темные одежды.

3)Мальцы изумленно таращат глаза на это невиданное чудо, гоняются за летучими пушинками, точно за мотыльками.

4)У подростков развлечение попроказней: озираясь по сторонам — как бы вдруг не попало, — швыряют горящие спички в пуховые шлейфы, обрамляющие тротуары.

5)Словно и не тополя услаждают нас по весне хмелящим ароматом вздрогнувших почек, не они дарят прохладой в зной летний и оживляют воздушный прибой, не они радуют исполинской статью размашистых крон, держащих на могучих руках целые поселки птичьих гнездовий.

Ответ:  _________

 

12. Среди предложений 1 -6 найдите  слово, употребляющееся в разговорной речи, и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите подобранное слово. 

Ответ:  _______

 

Вариант 2

Часть 2

Прочитайте текст  и выполните задания 2, 3.

(1)Закачались на белесой волне лодки с неподвижными рыбаками. (2) Пробудились и незадачливые туристы, проспавшие первую зорьку. (3) Загремели кухонной утварью. (4) Нехотя, споря с моросью летучего дождя, развесили по кустам жидкие бороды дыма их запоздалые костры. (5) Солнца нет, но все вокруг пропитано ясным его сиянием.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.

1 ) закачались лодки  (предложение 1)

2) пробудились туристы ( предложение 2)

3) загремели утварью (предложение 3)

4)  развесили бороды (предложение 4 )

5) солнца нет ( предложение 5)

Ответ: _____

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера этих ответов.

1) Предложение 1 простое, распространенное.

2) Предложение 2 осложнено  однородными членами.

3) Предложение 3 простое, односоставное  определенно-личное.

4) В предложении 4 содержится придаточное обстоятельственное.

5) В сложном  предложении 5 составное именное сказуемое.

Ответ: _____

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения

А) Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

1). Закачались на белесой волне лодки с неподвижными рыбаками.

2).Пробудились и незадачливые туристы, проспавшие первую зорьку.

Б)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми.

3) Загремели кухонной утварью.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

4).Нехотя, споря с моросью летучего дождя, развесили по кустам жидкие бороды дыма их запоздалые костры.

 

5).Солнца нет, но все вокруг пропитано ясным его сиянием. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

А

Б

В

 

 

 

 

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Березку посадили у особняка. Тянулась она (1)тянулась (2) и скоро стала вровень с крышей. А потом и вовсе свысока глянула на жилище хозяина (3)сделавшего ее когда-то горожанкой (4) расшумелась на вольном ветру. Но вот особняки снесли (5) а на их месте стал подниматься многоэтажный корпус. И рос он так быстро (6) что и не успела березка опомниться (7) как в одно лето (8)снова в подростках оказалась. Притихла (9) перестояла зиму покорная (10) а весной потянулась к пятому этажу…

Ответ: ____

 

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)БОРЮЩИЙСЯ (народ) – написание гласной Ю  в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к  I  спряжению глагола, от которого образовано причастие.

2) НЕ ГОТОВ частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

3) МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.

4) СЕМЬДЕСЯТ – в середине числительных от 50 до 80 в именительном и винительном падежах пишется буква Ь.

5) КАМЫШОВЫЙ (кот) – в окончании имени прилагательного после шипящего согласного под ударением пишется буква О.

Ответ:  ___

 

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Л..(1)жит она рядом с твоим будн..(2)чным делом и, словно катал..(3)затор, подгоняет его, наполня..(4)т его ощущением радостного, хорош..(5)го. Как пр..(6)дчувствие  встреч..(7) с   ж..(8)ланным другом. Но время б..(9)жит, а руки все не доходят до книжки, все недосуг. А друг т..(10)рпеливо ждет, чтобы одарить б..(11)скорыстно.

Ответ:  ____

 

8. Раскройте скобки и запишите слово «выздороветь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ:  ____

 

9. Замените словосочетание «хоровая песня», построенное  на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ:  ____

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1) Не сложилась дружба у них. (2)Должно быть, оба виноваты, да со старшего главный спрос. (3)Не заметил отец, как сын ростом догнал. (4)Но когда первый раз увидел с сигаретой во рту, не тратя лишних слов, жестоко высек. (5)Крут был. (6)Характер что кипяток: не согревал — обваривал душу.

(7)Только ведь яблоко от яблоньки нездорово катится… (8)Сын затаился, но знал свое.

(9)Пришла пора и водкой дохнуть… (10)И снова тяжелая родительская рука прогулялась по непокорному. (11)Да не вырвала слов раскаяния. (12)Лишь злые огоньки запалила в протрезвевших глазах.

(13)С тех пор бить перестал, но поздно: словам уж заказан путь там, где кулак походил. (14)И настал день, когда в резком споре выпалил сын напрямую:

— (15)Все, батя, кончай проповеди. (16)Я не просился у тебя на этот свет, сам выродил. (17)И неча мне долги считать. (18)Дай пожить как умею, не маленький.

— (19)Уйди с глаз, — только и сказал тогда отец, темнея лицом.

(20)Ушел. (21)Вздохнул вольготно. (22)Да, видно, поспешил праздновать свободу. (23)Жить-то не очень умел. (24)Дружки все по-своему повернули: гулянки, выпивки, дела-делишки… (25)Рабочий парень, а покатился по худой тропочке…

(26)Однажды зимним вечером в дом вбежала соседка.

— (27)Костю вашего в парке убивают, — задыхаясь, выкрикнула она.

(28)Отец как был в домашнем, так и кинулся на улицу…

(29)Били трое. (30)Били профессионально, с расчетливой жестокостью. (31)Вломился в карающий треугольник. (32)И вовремя: собой перехватил нож, адресованный сыну…

…(33)Как давно не обнимали его эти родные руки… (34)Как хорошо, как легко. (35)Но почему они так дрожат? (36)Отчего сам он вдруг стал таким слабым и не может ответить сердечным объятием?.. (37)Ах да, это же…

(38)Прижавшись друг к другу, они медленно осели на стоптанный снег. (39)Вместе с режущей болью в боку пронзила мысль о случившемся. (40)И он едва протолкнул слова, могущие остановить сердце:

— (41)Вот тебе… сынок… вторая жизнь… от меня — цени дороже…

(42)А сын, обезумев от боли и горя, прижимал к себе обмякшее тело отца и, силясь подняться на ноги, бормотал рассеченными губами:

— (43)Папа… папа… вставай, простудишься…

(По В.П. Деткову)

Владимир Павлович Детков ( 1937-2009) - писатель, журналист, педагог.

 

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Отец и сын очень дружили, понимали друг друга с полуслова.

2) Отец, когда впервые увидел сына с сигаретой во рту, попытался с ним серьезно поговорить.

3) После разговора с отцом сын понял свою ошибку и решил исправиться.

4) Сын, уверовавший в свою правоту, не желал  понимать, что выбранная им дорога приведет к гибели. 

5) Отец, ценой своей жизни, подарил сыну еще одну, другую жизнь и велел беречь ее.

Ответ:  _______

 

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера этих ответов.

1) И снова тяжелая родительская рука прогулялась по непокорному.

2) Лишь злые огоньки запалила в протрезвевших глазах.

3) Рабочий парень, а покатился по худой тропочке…

4) Однажды зимним вечером в дом вбежала соседка.

5) Как давно не обнимали его эти родные руки…

Ответ:  _________

 

12. В предложениях 29-37  найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

Ответ:  _______