Варианты составлены на основе произведений курского писателя В.П. Деткова.
Автор-составитель: Позднякова Алена Владимировна
Вариант 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Вот и лес высветили молочным разливом туманы. (2) От тяжелой росы посинели прибрежные луга. (3)И казалось, что степной хан-ковыль совершил сюда ночью дерзкий набег. (4)Из-за поворота, крутой дугой огибая бакен, вышел белый теплоход. (5) И дребезжащий звук его прошелся над водой с легким ветерком, посеребрил его мелкой рябью, точно драгоценный ковер постелил.
- Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.
1 )лес высветили (предложение 1)
2) посинели луга ( предложение 2)
3) казалось ( предложение 3)
4) бакен вышел ( предложение 4)
5) звук прошелся, постелил ( предложение 5)
Ответ: _____
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера этих ответов.
1) Предложение 1 простое, осложненное однородными членами предложения.
2) Предложение 2 простое, распространенное.
3) Первая часть сложного предложения 3 представлена односоставным безличным, нераспространенным предложением.
4) Предложение 4 содержит 2 грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
Ответ: _____
- Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила |
Предложения |
А)Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми.
|
1).Вот и лес высветили молочным разливом туманы. |
2).От тяжелой росы посинели прибрежные луга. |
|
Б)Придаточная часть сложноподчиненного предложения выделяется запятой. В)Между однородными членами предложения, не связанными союзами, ставится запятая. |
3).И казалось, что это степной хан-ковыль-совершил сюда ночной дерзкий набег. |
4).Из-за поворота, крутой дугой огибая бакен, вышел белый теплоход. |
|
|
5).И дребезжащий звук его прошелся над водой с легким ветерком, посеребрил его мелкой рябью, точно драгоценный ковер постелил. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Акация (1) южная гостья наших краев (2) по осени почти никогда не успевает сменить свой наряд (3) и в октябре стоит так же зелена (4) и густолиста (5) пока однажды ночью не оберет ее всю до ниточки колючий заморозок. Дохнет он разбойно – и дрожью осыплется ее нежелтеющий наряд (6) и зарябит стылая земля прощальным взглядом лета. А весной (7) когда все живое вокруг зазеленеет (8) и цветет (9) акация еще долго стоит безжизненная (10) ершась недоверчиво своими колючками (11) даже на щедрую теплынь солнца.
Ответ: ____
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫПОЛНЕНО (хорошо) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
2) ОТРЕЖЬ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
3) НЕ РЕШАЯ - частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
4) ПРИМОРСКИЙ – написание приставки определяется ее значением – расположение вблизи.
5) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса –И.
Ответ: ___
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Хлеб наш насущный. Всему он г..(1)лова, всему основа. На хлебе, на отн..(2)шении к нему душа человеческая обретала истинное зд..(3)ровье, нравы и нравственность вызревала веками. Но есть у людей еще ..(4)дно вековое, первоосновное – путь-тр..(5)па- д..(6)рога. Издавн..(7) редкое поле обх..(8)дилось без тр..(9)пы. Даже хлеб р..(10)ступается перед идущим чел..(11)веком и благ..(12)словляет его путь-д..(13)рогу.
Ответ: ____
8. Раскройте скобки и запишите слово «аэрозоль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Если вы собираетесь в лес, опрыскайте одежду спреем или (аэрозоль) против комаров и клещей.
Ответ: ____
9. Замените словосочетание «рекомендации автора», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ____
Прочитайте текст и выполните задания 10-12
(1)Июнь открывают тополя. (2)Два-три солнечных дня — и теплым снеговалом обрушивается их одуванный пух. (3)Летит он во все углы и щели, устилает тротуары, приглушает яркие, первозданные краски весны, переводя их в лето.
(4)Не обходит вниманием и людей: нос щекочет, мешая дыханию, слепит глаза, застревая в ресницах, глядит несуразной сединой из волос, мелует темные одежды… (5)Вроде и невелико испытание, но как проявляются в нем возрасты и характеры…
(6)Мальцы изумленно таращат глаза на это невиданное чудо, гоняются за летучими пушинками, точно за мотыльками. (7)У подростков развлечение попроказней: озираясь по сторонам — как бы вдруг не попало, — швыряют горящие спички в пуховые шлейфы, обрамляющие тротуары. (8)Легким пороховым бегом проносится бесшумное пламя, обнажая россыпь опаленных семян…
(9)И только для взрослых тополиный пухолет — событие раздражающее. (10)Даже добрые души отмахиваются от него как от расшалившегося дитяти. (11)А уж на сердитых и удержу нет. (12)В парке, под тополями вековыми, где особо обилен крылатый сев, вспыхивают досужие дискуссии на тему: «И кто их только понасажал…» (13)Самые же решительные (кому обычно до всего есть дело, потому как своего дела нет) готовы хоть сейчас взяться за топор, чтобы в корне пресечь это безобразие…
(14)Словно и не тополя услаждают нас по весне хмелящим ароматом вздрогнувших почек, не они дарят прохладой в зной летний и оживляют воздушный прибой, не они радуют исполинской статью размашистых крон, держащих на могучих руках целые поселки птичьих гнездовий…
(15)Как нетерпеливы мы бываем порой…
(16)Пройдет всего несколько дней — и смоют, надежно упрячут в землю тополиное семя дожди. (17)Смолкнут и ворчуны, забыв о решительных мерах…
(18)А тополь все так же щедро и светло будет служить людям. (19)Он всегда выше мелочных обид и неблагодарностей. (20)Даже когда топором грозят…
(По В.П.Деткову)
Владимир Павлович Детков ( 1937 - 2009) - писатель, журналист, педагог.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Тополя открывают июль. Теплым снеговалом обрушивается их одуванный пух.
2)Мальцы изумленно таращат глаза и швыряют горящие спички в пуховые шлейфы.
3)Взрослые отмахиваются от тополиного пуха как от расшалившегося дитяти.
4)Тополя радуют нас исполинской статью размашистых крон, дарят прохладой в летний зной.
5) Тополь щедро служит людям. Он выше обид и неблагодарностей.
Ответ: _______
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера этих ответов.
1)Два-три солнечных дня — и теплым снеговалом обрушивается их одуванный пух.
2)Не обходит вниманием и людей: нос щекочет, мешая дыханию, слепит глаза, застревая в ресницах, глядит несуразной сединой из волос, мелует темные одежды.
3)Мальцы изумленно таращат глаза на это невиданное чудо, гоняются за летучими пушинками, точно за мотыльками.
4)У подростков развлечение попроказней: озираясь по сторонам — как бы вдруг не попало, — швыряют горящие спички в пуховые шлейфы, обрамляющие тротуары.
5)Словно и не тополя услаждают нас по весне хмелящим ароматом вздрогнувших почек, не они дарят прохладой в зной летний и оживляют воздушный прибой, не они радуют исполинской статью размашистых крон, держащих на могучих руках целые поселки птичьих гнездовий.
Ответ: _________
12. Среди предложений 1 -6 найдите слово, употребляющееся в разговорной речи, и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите подобранное слово.
Ответ: _______
Вариант 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Закачались на белесой волне лодки с неподвижными рыбаками. (2) Пробудились и незадачливые туристы, проспавшие первую зорьку. (3) Загремели кухонной утварью. (4) Нехотя, споря с моросью летучего дождя, развесили по кустам жидкие бороды дыма их запоздалые костры. (5) Солнца нет, но все вокруг пропитано ясным его сиянием.
- Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.
1 ) закачались лодки (предложение 1)
2) пробудились туристы ( предложение 2)
3) загремели утварью (предложение 3)
4) развесили бороды (предложение 4 )
5) солнца нет ( предложение 5)
Ответ: _____
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера этих ответов.
1) Предложение 1 простое, распространенное.
2) Предложение 2 осложнено однородными членами.
3) Предложение 3 простое, односоставное определенно-личное.
4) В предложении 4 содержится придаточное обстоятельственное.
5) В сложном предложении 5 составное именное сказуемое.
Ответ: _____
- Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила |
Предложения |
А) Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. |
1). Закачались на белесой волне лодки с неподвижными рыбаками. |
2).Пробудились и незадачливые туристы, проспавшие первую зорьку. |
|
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми. |
3) Загремели кухонной утварью. |
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. |
4).Нехотя, споря с моросью летучего дождя, развесили по кустам жидкие бороды дыма их запоздалые костры. |
|
5).Солнца нет, но все вокруг пропитано ясным его сиянием. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Березку посадили у особняка. Тянулась она (1)тянулась (2) и скоро стала вровень с крышей. А потом и вовсе свысока глянула на жилище хозяина (3)сделавшего ее когда-то горожанкой (4) расшумелась на вольном ветру. Но вот особняки снесли (5) а на их месте стал подниматься многоэтажный корпус. И рос он так быстро (6) что и не успела березка опомниться (7) как в одно лето (8)снова в подростках оказалась. Притихла (9) перестояла зиму покорная (10) а весной потянулась к пятому этажу…
Ответ: ____
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)БОРЮЩИЙСЯ (народ) – написание гласной Ю в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к I спряжению глагола, от которого образовано причастие.
2) НЕ ГОТОВ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
3) МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
4) СЕМЬДЕСЯТ – в середине числительных от 50 до 80 в именительном и винительном падежах пишется буква Ь.
5) КАМЫШОВЫЙ (кот) – в окончании имени прилагательного после шипящего согласного под ударением пишется буква О.
Ответ: ___
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Л..(1)жит она рядом с твоим будн..(2)чным делом и, словно катал..(3)затор, подгоняет его, наполня..(4)т его ощущением радостного, хорош..(5)го. Как пр..(6)дчувствие встреч..(7) с ж..(8)ланным другом. Но время б..(9)жит, а руки все не доходят до книжки, все недосуг. А друг т..(10)рпеливо ждет, чтобы одарить б..(11)скорыстно.
Ответ: ____
8. Раскройте скобки и запишите слово «выздороветь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ____
9. Замените словосочетание «хоровая песня», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ____
Прочитайте текст и выполните задания 10-12.
(1) Не сложилась дружба у них. (2)Должно быть, оба виноваты, да со старшего главный спрос. (3)Не заметил отец, как сын ростом догнал. (4)Но когда первый раз увидел с сигаретой во рту, не тратя лишних слов, жестоко высек. (5)Крут был. (6)Характер что кипяток: не согревал — обваривал душу.
(7)Только ведь яблоко от яблоньки нездорово катится… (8)Сын затаился, но знал свое.
(9)Пришла пора и водкой дохнуть… (10)И снова тяжелая родительская рука прогулялась по непокорному. (11)Да не вырвала слов раскаяния. (12)Лишь злые огоньки запалила в протрезвевших глазах.
(13)С тех пор бить перестал, но поздно: словам уж заказан путь там, где кулак походил. (14)И настал день, когда в резком споре выпалил сын напрямую:
— (15)Все, батя, кончай проповеди. (16)Я не просился у тебя на этот свет, сам выродил. (17)И неча мне долги считать. (18)Дай пожить как умею, не маленький.
— (19)Уйди с глаз, — только и сказал тогда отец, темнея лицом.
(20)Ушел. (21)Вздохнул вольготно. (22)Да, видно, поспешил праздновать свободу. (23)Жить-то не очень умел. (24)Дружки все по-своему повернули: гулянки, выпивки, дела-делишки… (25)Рабочий парень, а покатился по худой тропочке…
(26)Однажды зимним вечером в дом вбежала соседка.
— (27)Костю вашего в парке убивают, — задыхаясь, выкрикнула она.
(28)Отец как был в домашнем, так и кинулся на улицу…
(29)Били трое. (30)Били профессионально, с расчетливой жестокостью. (31)Вломился в карающий треугольник. (32)И вовремя: собой перехватил нож, адресованный сыну…
…(33)Как давно не обнимали его эти родные руки… (34)Как хорошо, как легко. (35)Но почему они так дрожат? (36)Отчего сам он вдруг стал таким слабым и не может ответить сердечным объятием?.. (37)Ах да, это же…
(38)Прижавшись друг к другу, они медленно осели на стоптанный снег. (39)Вместе с режущей болью в боку пронзила мысль о случившемся. (40)И он едва протолкнул слова, могущие остановить сердце:
— (41)Вот тебе… сынок… вторая жизнь… от меня — цени дороже…
(42)А сын, обезумев от боли и горя, прижимал к себе обмякшее тело отца и, силясь подняться на ноги, бормотал рассеченными губами:
— (43)Папа… папа… вставай, простудишься…
(По В.П. Деткову)
Владимир Павлович Детков ( 1937-2009) - писатель, журналист, педагог.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Отец и сын очень дружили, понимали друг друга с полуслова.
2) Отец, когда впервые увидел сына с сигаретой во рту, попытался с ним серьезно поговорить.
3) После разговора с отцом сын понял свою ошибку и решил исправиться.
4) Сын, уверовавший в свою правоту, не желал понимать, что выбранная им дорога приведет к гибели.
5) Отец, ценой своей жизни, подарил сыну еще одну, другую жизнь и велел беречь ее.
Ответ: _______
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера этих ответов.
1) И снова тяжелая родительская рука прогулялась по непокорному.
2) Лишь злые огоньки запалила в протрезвевших глазах.
3) Рабочий парень, а покатился по худой тропочке…
4) Однажды зимним вечером в дом вбежала соседка.
5) Как давно не обнимали его эти родные руки…
Ответ: _________
12. В предложениях 29-37 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
Ответ: _______