Задания для проведения ОГЭ предназначены для оценки уровня подготовки обучающихся 9 классов к экзамену.
Они разработаны на основе рассказов Е.И.Носова «Белый гусь» и «Кукла».
Автор-составитель: Мишустина Вера Викторовна
ВАРИАНТ 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
- Вот, говорят, раньше реки были глубже…2. В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. 3. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи,и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо. 4. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку.5. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) реки были (предложение 1)
2) я любил наведываться (предложение 2)
3) длилось несколько минут (предложение 3)
4) луг был (предложение 4)
5) многие притерпелись и не видят (предложение 5)
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2)Предложение 2 простое, осложнённое.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
- Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А)Уточняющее обстоятельство места, находящееся в середине предложения. обособляется с двух сторон запятыми.
Б) В сложноподчинённом предложении между однородными придаточными, связанными союзом И, запятая не ставится.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро
2) На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи.
3) Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы.
4) Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков
5) Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A |
Б |
В |
|
|
|
- Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я поднял голову вверх (1) и увидел (2) освещающие горизонт (3) молнии (4) которые отпечатывались на небе (5) оставляя яркие следы (6) и рвали (7) затянувшие всё небо (8) тучи.
- Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИТЕРПЕЛИСЬ — написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением.
2) ПЕРЕКОПАННОЙ (землёй) — в прилагательном пишется НН, так как есть приставка.
3) ЗАРАСТАЮЩУЮ (реку) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) ПРИКРЫЛ — пишется приставка ПРИ -, так как обозначает неполноту действия.
5) ОКАМЕНЕЛОСТЬ —сложное существительные имеет соединительную гласную Е.
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказк(1).. , в течени(2).. жизни пер(3).. воплощаются! Они не единственные, кто умеет менять облик, но в этом пр(4)..чудливом изменени(5).. особенно заметна разница между похож(6)..й на черв(7)..ка прожорл(8)..вой гусеницей и яркой, порхающ(9)..й с цветка на цветок бабочкой.
- Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций.
- Синтаксический анализ. Замените словосочетание «школьной ограды», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, залило, забило песком последние сеймские омута.
Вот, говорят, раньше реки были глубже…
Зачем же далеко в историю забираться? В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома.<…>
Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша за тайным рыбацким делом. Приладив на носу очки, он сосредоточенно выдирал золотистый корд из обрезка приводного ремня — замышлял перемет в надежде поймать сома.
Не знаю, заловил ли Акимыч хозяина Липиной ямы, потому что потом по разным причинам образовался у меня перерыв, не стал я ездить в те места. Лишь спустя несколько лет довелось, наконец, проведать старые свои сижи.
Поехал и не узнал реки.
Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:
– И даже удочек не разматывай! Не трави душу. Не стало делов, Иваныч, не стало!
Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз…
На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце.
Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он – в Углич.
Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо. «Уж не помер ли?» – нехорошо сжалось во мне, когда я набрёл на обгорелые останки Акимычева шалаша.
Ан – нет! Прошлой осенью иду по селу, мимо новенькой белокирпичной школы, так ладно занявшей зеленый взгорок над Сеймом, гляжу. а навстречу – Акимыч! Торопко гукает кирзачами, картузик, телогреечка внапашку, на плече – лопата.
– Здорово, друг сердечный! – раскинул я руки, преграждая ему путь.
Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило.
– Ты куда пропал-то?! Не видно на реке. Акимыч вытянул губы трубочкой, силясь что-то сказать.
– Гляжу, шалаш твой сожгли.
Вместо ответа он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо.
— Так ты где сейчас, не пойму?
Все еще не приходя в себя, Акимыч кивнул головой в сторону школы.
– Ясно теперь. Сторожишь, садовничаешь. А с лопатой куда?
– А-а? – вырвалось у него, и он досадливо сунул плечом, порываясь идти.
Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.
Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:
– Вот, гляди…
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
– Это чья же работа?
– Кто ж их знает… – не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. – Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, – без головы или: без обеих ног… Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый по своим делам, – и ничего… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром – в школу, вечером – из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!… Эх!…
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.
Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро.
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
– Всего не закопать…
(По Е.И.Носову)
Евгений Иванович Носов (1925-2002гг.) – русский советский писатель.
10.Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Акимыч и рассказчик во время Великой Отечественной войны были друзьями..
2) После тяжёлой контузии Акимыч терял дар речи.
3) Все люди, проходя мимо искалеченной куклы, жалели её и осуждали тех, кто это сделал
4) Акимыч осуждает людей, ставших душевно глухими.
5) Акимыч воспринимает глумление над куклой как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик.
11.Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. .
2) Так мне нехорошо видеть это!
3) Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.
4) Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры.
5) Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы.
12.Лексический анализ. Найдите в данном тексте слово со значением «канава для стока воды, идущая вдоль дороги». Выпишите это слово.
Часть 3
13.Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать чувства Акимыча?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
– Всего не закопать…»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасно равнодушие?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
- Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.2. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно.3. Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. 4. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. 5. Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) присваивали чины (предложение 1)
2) он жил (предложение 2)
3) я собрал, приторочил и покатил (предложение 3)
4)перья пригнаны (предложение 4)
5) я не заметил (предложение 5)
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 – сложноподчинённое с придаточным условия.
2) Предложение 2 простое, осложнено однородными членами предложения.
3) В предложении 3 две грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
- Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Вводное слово, стоящее в середине предложения, обособляется с двух сторон запятыми.
Б) Сравнительный оборот, стоящий в середине предложения, обособляется с двух сторон запятыми.
В) После обобщающего слова перед однородными членами рпедложения ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Собственно, головы у него, казалось, и не было
2) Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада
3) Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.
4) Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
5) В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A |
Б |
В |
- Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять тире.
Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.
- Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ ЗАМАРАВ— НЕ с глаголом пишется раздельно.
2) ПОДНИМАЛСЯ — написание чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса –А-
3) РАЗГЛЯДЕЛ — на конце приставки пишется буква З, так как корень начинается со звонкой согласной.
4) НЕМИГАЮЩИЙ (глаз) — НЕ с прилагательным пишется слитно, так ка можно заменить синонимом.
5) ВЫТЯНУВ —безударная гласная в корне слова не проверяется ударением.
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Девушка р(1)..душно предл(2)..жила мне чаю, но я попросил её сначал(3).. показать мне сад, выр(4)..щенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. За калиткой я неожиданн(5).. увидел ябл(6)..ньки, малинник, усыпанный ягод(7).. й. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налев(8)..: там крас(9).. вались кедры.
8.Раскройте скобки и запишите слово «месяц» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Летние (месяц): июнь, июль, август — самые тёплые в году.
- Синтаксический анализ. Замените словосочетание «бесследно исчезло», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.
Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.
Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо неё прямо к шее был прикреплён огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.
Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его
Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Стёпке, чтобы добыл червей и принёс ко мне на приваду.
Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.
— Вот собака! — сказал Стёпка, оттащив гуся подальше. — Никому прохода не даёт. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.
— А мать-то их где? — спросил я Стёпку.
— Сироты они…
— Это как же?
— Гусыню машина переехала.
Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза.
Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и всё поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.
Я сдёрнул плащ.
Под солнечными лучами белый, запорошённый луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь.
Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины.
Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака.
Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.
Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
(По Е.И.Носову)
Евгений Иванович Носов (1925-2002гг.) – русский советский писатель.
10.Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик сравнивает гуся с генералом.
2) Гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака.
3) Белый гусь самоотверженно переносил удары градин по голове.
4) Гусь – воплощение силы и величия родительской любви.
5) В живых осталось десять гусят.
11.Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.
2) Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге.
3) Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
4) Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом.
5) Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче.
- Лексический анализ. Подберите и запишите стилистически нейтральный синоним к слову ПРИПУСТИТ (Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака).
Часть 3
13.Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания картин природы?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется родительская любовь?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.