Данные задания разработаны на основе произведений В.П. Деткова, курского писателя.

Практика — залог успеха! Тесты помогают отработать навыки, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий. 

Автор-составитель: Якунина Оксана Юрьевна

 

Вариант 1

(по произведениям В.П. Деткова «Кузнечики», «Слепое добро»)

 

(1) Кузнечики. (2) Кто не гонялся за этими прыткими стрекунами на перегретой солнцем лужайке… (3) В нашем детстве еще не было песенки о кузнечике, который «пиликает на скрипке», но именно как он это делает, пожалуй, и хотелось выяснить каждому из нас в свое время.

(4) Вот и сын-дошкольник навострил ухо, даже ладошку рупором приставил, слушает песню невидимого кузнечика и по ней выходит на него взглядом, а потом и ручонками тянется… (5) Но не тут-то было — оборвав песню на полуслове, кузнечик сначала таится, а затем выстреливает в сторону из-под неловких рук ловца, заражая его охотой…

 

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Кузнечики (предложение 1)
  2. Кто не гонялся (предложение 2)
  3. Который «пиликает на скрипке» (предложение 3)
  4. Сын навострил ухо, ладошку приставил, слушает (предложение 4)
  5. Кузнечик таится, выстреливает (предложение 5)

 

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 односоставное, назывное, нераспространенное.
  2. Предложение 2 односоставное, безличное, распространенное.
  3. Предложение 3 сложное с сочинительной и подчинительной связью
  4. Предложение 4 сложное с бессоюзной и сочинительной связью
  5. Предложение 5 осложнено обособленными обстоятельствами

 

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1)Устав от тщетных попыток, сын, отряхивая с ладошек налипшие крошки земли, философски заключает:

— Кузнечиков ловить нельзя… Они пользу приносят…

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

2)Миллиметр за миллиметром приоткрываю ловушку, пристально вглядываюсь в каждую былинку, вот-вот ожидая появления «стрекача», и впервые замечаю, что трава — это настоящий лес, даже гуще, непроходимей еще…

В) Водные слова в предложениях на письме выделяются запятыми

3) Долго я тогда ползал на коленках по траве, которая тут же обратилась в страну Джунглию, населенную героями и событиями сказок, известных и внове рождающихся…

 

4) Нога, конечно, не выросла, а самого кузнечика курица склевала…

 

5) Уж больно заливисто он стрекотал, и прыжки его были круты, стремительны, на зависть другим.

 

Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И мы успокаивали себя предположением (1) что (2) раз (3) кузнечик ногу оставил (4) значит (5) у него она еще вырастет (6) как у ящерки хвост…

 

Задание 6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ПРИСТАВИЛ – приставка ПРИ- имеет значение присоединения.
  2. НЕВИДИМОГО - в причастии, образованном от глагола 2 спряжения, в суффиксе пишется -И-.
  3. РУЧОНКАМИ – в суффиксах существительных после шипящих и ц под ударением пишется О.
  4. НЕЛОВКИХ (РУК) - НЕ пишется слитно с наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
  5. РАЗГОРАЮТСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

 

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

П…(1)местив в него маленького ск…(2)куна, з…(3)икается о втором, «чтоб этому скучн…(4) не было»… Исп…(5)лняю и это желание. Глаза у маленького охотника разг…(6)раются, и он уже без всяких м…(7)тивировок требует «ещ…(8)»…

— Что же ты, — г…(9)ворю, — …(10)бещал отпустить, а сам к…(11)робок набиваешь…

 

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 У героя комара – крепких (мускул) гора.

 

Задание 9. Замените словосочетание «в черепушке глиняной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1) Чтобы отвлечь от себя ос, залетающих в комнату, устроил на подоконнике кормушку — блюдце с вареньем.

(2) Подлетела одна, другая, третья...

(3) Притихли, упиваются сладостью. (4) На фоне высвеченного солнцем клубничного варенья, изящно выточенные, смотрятся они янтарно. (5) Только у меня при виде чёрно-жёлтой полосатости осы всегда почему-то возникает ощущение хищника. (6) Но не тигровая шкура по похожести, а что-то близкое к оскалу акульей пасти... (7) Должно быть, какое-то забытое впечатление детства отозвалось... (8) Акула, конечно, с картинки, а уж ос в былое время мы, помню, всё прибить старались. (9) По неосознанной жестокости: на всякий случай — чтоб не ужалила!..

(10) Теперь вот моя взрослость замаливает неразумные грехи детства... (11) Даже на душе как-то блаженно стало. (12) Словно и впрямь поверила она, что авось зачтётся эта кормёжка живых тварей...

(13) Только взрослость порой не менее слепа в своих порывах.

(14) Не прошло десяти минут, как на блюдце завязалась потасовка. (15) Вроде и места, и варенья всем хватало, а нет же, наскакивают друг на дружку, клубятся, сцепившись, скатываются с блюдца на подоконник и пропадают вовсе за окном... (16) Поставил второе блюдце. (17) Да куда там — пуще прежнего завозились на расширенном поле брани. (18) Точно выпивохи, перебравшие вольного хмеля: где пили, там друг дружку и тузили...

(В.П. Детков)

 (Владимир Павлович Детков (1937 – 2009) – курский писатель, автор произведений «Зерна истины», «Свет мой светлый», «Встреча на рассвете» и др.)

 

Задание 10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)   Автор устроил у себя на кормушку для ос – блюдце с малиновым вареньем.

2)    На блюдце с вареньем началась потасовка, осы наскакивали друг на друга.

3)   При виде чёрно-жёлтых ос у автора возникло ощущение хищника, вроде акульей пасти.

4)    На втором блюдце осы мирно лакомились угощением.

5)   Автор вспоминает, как в детстве на всякий случай старались прибить ос, чтоб не ужалили.

 

Задание 11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. На фоне высвеченного солнцем клубничного варенья, изящно выточенные, смотрятся они янтарно.
  2. Теперь вот моя взрослость замаливает неразумные грехи детства...
  3. Только у меня при виде чёрно-жёлтой полосатости осы всегда почему-то возникает ощущение хищника.
  4. Словно и впрямь поверила она, что авось зачтётся эта кормёжка живых тварей...
  5. Точно выпивохи, перебравшие вольного хмеля: где пили, там друг дружку и тузили...

 

Задание 12. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову УПИВАЮТСЯ (предложение 3). Напишите этот синоним.

 

 

Вариант 2

(по произведениям В.П. Деткова «У деревни Яруги», «Светлячок и море»)

 

(1) Казалось, и сам рассказчик, уже привычно воспроизводя эпизод за эпизодом жестокого сражения, представляет все это как давний, отпугавший свое кошмарный сон… (2) И только цепкие взгляды, которые он изредка бросал на своих ровесников из туристов, и то, как при этом хмурился его лоб, как временами то холодел до суровости, то накалялся до звона его голос, обнажало бесспорную истину — живучее жало войны до сих пор не оставило в покое сердце этого человека…

(3) Чаще других взгляд его перехватывал долговязый, на полголовы возвышавшийся над остальными немец с едва приметной сединой в рыжеватых волосах короткой стрижки. (4) Он напряженно вслушивался в каждое русское слово, точно не доверял переводчику и боялся пропустить что-то важное для себя… (5) И по всему видно, не пропустил.

 

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Сам рассказчик представляет (предложение 1)
  2. Он бросал (предложение 2)
  3. Взгляд перехватывал (предложение 3)
  4. Он вслушивался, не доверял и боялся (предложение 4)
  5. Не пропустил (предложение 5)

 

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложносочиненное
  2. Предложение 2 сложное с сочинительной и подчинительной связью
  3. Предложение 3 простое, осложнено однородными членами
  4. В предложении 4 две грамматические основы
  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.

 

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Кто звал тебя к нам с мечом, чужеземец?!

Б)   Уточняющие члены  предложения обособляются запятыми

2)Общелкав аппаратами, обстрекотав камерами ничем особым не примечательную панораму открытых полей, туристы потянулись к автобусу

В)  Обращения в предложениях на письме выделяются запятыми

3) Отсюда, с поля, хаты казались не больше копен, что тянулись по жнивью за урчащими комбайнами. 

 

4) Немец вдруг сразу осел, сравнялся с остальными, словно хотел затеряться среди них, и долго, неотрывно вглядывался в очертания деревни, приютившейся на краю дальнего оврага…

 

5) В чистом поле, где когда-то гремела суровая битва, шла экскурсия группы «западных».

Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И надо было обладать недюжинной фантазией (1) чтобы (2) пребывая (3) среди этого первозданного покоя (5) вдруг представить себе адово кипение битвы (6) поглотившей в своем ненасытном котле (7) сотни тысяч жизней людских…

 

Задание 6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. СТЕПЕННЫЕ – в суффиксе –ЕНН имен прилагательных пишется две буквы Н
  2. ИСКАЖЕННОЕ - у причастия, образованного от глагола совершенного вида, в суффиксе пишется две буквы Н.
  3. МЕЧОМ – в суффиксах существительных после шипящих и ц под ударением пишется О.
  4. НЕСМЕТНЫЕ - НЕ пишется слитно, т.к. слово без НЕ не употребляется
  5. ПОГЛОТИВШЕЙ - написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением

 

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

При упоминани…(1) о деревн…(2) Яруге он, казалось, стал еще выше — и так, выт…(3)нутый в стеб…(4)ль, застыл на мгновенье, впившись взглядом в переводчика; а когда тот продублировал сказанное, немец вдруг сразу осел, сравнялся с остальными, словно хотел зат…(5)ряться среди них, и долго, неотрывно вглядывался в оч…(6)ртания деревн…(7), пр…(8)ютивш…(9)йся на краю дальнего оврага…

 

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.

 

Задание 9. Замените словосочетание «напряженно вслушивался», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1) Ночная волна лениво лизала плоские камни дикого пляжа. (2) На море ни огонька, ни звёздочки — глухая тьма. (3) Она пугает и манит. (4) Хочется сделать шаг вперёд и жутко отдаться во власть стихии.

(5) Светлячок слетел с прибрежных кустов и оживил тьму своим лёгким мерцанием. (6) Он всё ниже и ниже опускался к воде. (7) Вот уже две светящиеся точки живут в темноте: светлячок и его отражение в сонной волне. (8) Ещё секунда — и они, качнувшись навстречу друг другу, слились в одно целое и погасли... (9) Светлячок неосторожно встретился с водой. (10) Я выловил пострадавшего и положил его на ещё тёплый камень. (11) Скоро он, обсохнув, «потеплел» едва заметным свечением, всё более разгораясь. (12) Потом как ни в чём не бывало снялся с камня и привычно замигал в пульсирующем полёте. (13) Но урок не впрок: он снова направился в море. (14) И снова, обманутый своим отражением, пал в воду.

(15) Дважды спасённый, он не изменил своей страсти и, завяз дальше от берега, погас, уже навсегда.

(16) Несколько минут было темно, словно ночь справляла короткий траур о погибшем. (17) А потом — один, другой, третий — замерцали над водой другие и, как искры от костра, подхваченные ветром, угасли поодиночке...

 (В.П. Детков)

 (Владимир Павлович Детков (1937 – 2009) – курский писатель, автор произведений «Зерна истины», «Свет мой светлый», «Встреча на рассвете» и др.)

 

Задание 10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)   Ночью автор пришел на дикий пляж и был напуган глухой тьмой.

2)   Светлячок упал в воду реки, но автор спас его.

3)   Спасенный светлячок обсох и извлек урок: больше не летел в сторону воды.

4)   Другие светлячки устремились в сторону воды и вскоре угасли в ней.  

5)   Автор задумался над тем, что заставляет светлячков лететь навстречу стихии.

  

Задание 11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Ночная волна лениво лизала плоские камни дикого пляжа.
  2. Вот уже две светящиеся точки живут в темноте: светлячок и его отражение в сонной волне.
  3. Несколько минут было темно, словно ночь справляла короткий траур о погибшем.
  4. Хочется сделать шаг вперёд и жутко отдаться во власть стихии.
  5. На море ни огонька, ни звёздочки — глухая тьма.

 

Задание 12. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову СОННОЙ (предложение 7). Напишите этот синоним.