Данные задания разработаны на основе произведений В.П. Деткова, курского писателя.
Практика — залог успеха! Тесты помогают отработать навыки, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий.
Автор-составитель: Якунина Оксана Юрьевна
Вариант 1
(по произведениям В.П. Деткова «Кузнечики», «Слепое добро»)
(1) Кузнечики. (2) Кто не гонялся за этими прыткими стрекунами на перегретой солнцем лужайке… (3) В нашем детстве еще не было песенки о кузнечике, который «пиликает на скрипке», но именно как он это делает, пожалуй, и хотелось выяснить каждому из нас в свое время.
(4) Вот и сын-дошкольник навострил ухо, даже ладошку рупором приставил, слушает песню невидимого кузнечика и по ней выходит на него взглядом, а потом и ручонками тянется… (5) Но не тут-то было — оборвав песню на полуслове, кузнечик сначала таится, а затем выстреливает в сторону из-под неловких рук ловца, заражая его охотой…
Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- Кузнечики (предложение 1)
- Кто не гонялся (предложение 2)
- Который «пиликает на скрипке» (предложение 3)
- Сын навострил ухо, ладошку приставил, слушает (предложение 4)
- Кузнечик таится, выстреливает (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 односоставное, назывное, нераспространенное.
- Предложение 2 односоставное, безличное, распространенное.
- Предложение 3 сложное с сочинительной и подчинительной связью
- Предложение 4 сложное с бессоюзной и сочинительной связью
- Предложение 5 осложнено обособленными обстоятельствами
Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. |
1)Устав от тщетных попыток, сын, отряхивая с ладошек налипшие крошки земли, философски заключает: — Кузнечиков ловить нельзя… Они пользу приносят… |
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. |
2)Миллиметр за миллиметром приоткрываю ловушку, пристально вглядываюсь в каждую былинку, вот-вот ожидая появления «стрекача», и впервые замечаю, что трава — это настоящий лес, даже гуще, непроходимей еще… |
В) Водные слова в предложениях на письме выделяются запятыми |
3) Долго я тогда ползал на коленках по траве, которая тут же обратилась в страну Джунглию, населенную героями и событиями сказок, известных и внове рождающихся… |
|
4) Нога, конечно, не выросла, а самого кузнечика курица склевала… |
|
5) Уж больно заливисто он стрекотал, и прыжки его были круты, стремительны, на зависть другим. |
Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
И мы успокаивали себя предположением (1) что (2) раз (3) кузнечик ногу оставил (4) значит (5) у него она еще вырастет (6) как у ящерки хвост…
Задание 6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- ПРИСТАВИЛ – приставка ПРИ- имеет значение присоединения.
- НЕВИДИМОГО - в причастии, образованном от глагола 2 спряжения, в суффиксе пишется -И-.
- РУЧОНКАМИ – в суффиксах существительных после шипящих и ц под ударением пишется О.
- НЕЛОВКИХ (РУК) - НЕ пишется слитно с наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
- РАЗГОРАЮТСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
П…(1)местив в него маленького ск…(2)куна, з…(3)икается о втором, «чтоб этому скучн…(4) не было»… Исп…(5)лняю и это желание. Глаза у маленького охотника разг…(6)раются, и он уже без всяких м…(7)тивировок требует «ещ…(8)»…
— Что же ты, — г…(9)ворю, — …(10)бещал отпустить, а сам к…(11)робок набиваешь…
Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
У героя комара – крепких (мускул) гора.
Задание 9. Замените словосочетание «в черепушке глиняной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1) Чтобы отвлечь от себя ос, залетающих в комнату, устроил на подоконнике кормушку — блюдце с вареньем.
(2) Подлетела одна, другая, третья...
(3) Притихли, упиваются сладостью. (4) На фоне высвеченного солнцем клубничного варенья, изящно выточенные, смотрятся они янтарно. (5) Только у меня при виде чёрно-жёлтой полосатости осы всегда почему-то возникает ощущение хищника. (6) Но не тигровая шкура по похожести, а что-то близкое к оскалу акульей пасти... (7) Должно быть, какое-то забытое впечатление детства отозвалось... (8) Акула, конечно, с картинки, а уж ос в былое время мы, помню, всё прибить старались. (9) По неосознанной жестокости: на всякий случай — чтоб не ужалила!..
(10) Теперь вот моя взрослость замаливает неразумные грехи детства... (11) Даже на душе как-то блаженно стало. (12) Словно и впрямь поверила она, что авось зачтётся эта кормёжка живых тварей...
(13) Только взрослость порой не менее слепа в своих порывах.
(14) Не прошло десяти минут, как на блюдце завязалась потасовка. (15) Вроде и места, и варенья всем хватало, а нет же, наскакивают друг на дружку, клубятся, сцепившись, скатываются с блюдца на подоконник и пропадают вовсе за окном... (16) Поставил второе блюдце. (17) Да куда там — пуще прежнего завозились на расширенном поле брани. (18) Точно выпивохи, перебравшие вольного хмеля: где пили, там друг дружку и тузили...
(В.П. Детков)
(Владимир Павлович Детков (1937 – 2009) – курский писатель, автор произведений «Зерна истины», «Свет мой светлый», «Встреча на рассвете» и др.)
Задание 10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор устроил у себя на кормушку для ос – блюдце с малиновым вареньем.
2) На блюдце с вареньем началась потасовка, осы наскакивали друг на друга.
3) При виде чёрно-жёлтых ос у автора возникло ощущение хищника, вроде акульей пасти.
4) На втором блюдце осы мирно лакомились угощением.
5) Автор вспоминает, как в детстве на всякий случай старались прибить ос, чтоб не ужалили.
Задание 11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
- На фоне высвеченного солнцем клубничного варенья, изящно выточенные, смотрятся они янтарно.
- Теперь вот моя взрослость замаливает неразумные грехи детства...
- Только у меня при виде чёрно-жёлтой полосатости осы всегда почему-то возникает ощущение хищника.
- Словно и впрямь поверила она, что авось зачтётся эта кормёжка живых тварей...
- Точно выпивохи, перебравшие вольного хмеля: где пили, там друг дружку и тузили...
Задание 12. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову УПИВАЮТСЯ (предложение 3). Напишите этот синоним.
Вариант 2
(по произведениям В.П. Деткова «У деревни Яруги», «Светлячок и море»)
(1) Казалось, и сам рассказчик, уже привычно воспроизводя эпизод за эпизодом жестокого сражения, представляет все это как давний, отпугавший свое кошмарный сон… (2) И только цепкие взгляды, которые он изредка бросал на своих ровесников из туристов, и то, как при этом хмурился его лоб, как временами то холодел до суровости, то накалялся до звона его голос, обнажало бесспорную истину — живучее жало войны до сих пор не оставило в покое сердце этого человека…
(3) Чаще других взгляд его перехватывал долговязый, на полголовы возвышавшийся над остальными немец с едва приметной сединой в рыжеватых волосах короткой стрижки. (4) Он напряженно вслушивался в каждое русское слово, точно не доверял переводчику и боялся пропустить что-то важное для себя… (5) И по всему видно, не пропустил.
Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- Сам рассказчик представляет (предложение 1)
- Он бросал (предложение 2)
- Взгляд перехватывал (предложение 3)
- Он вслушивался, не доверял и боялся (предложение 4)
- Не пропустил (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 сложносочиненное
- Предложение 2 сложное с сочинительной и подчинительной связью
- Предложение 3 простое, осложнено однородными членами
- В предложении 4 две грамматические основы
- Предложение 5 сложное бессоюзное.
Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. |
1) Кто звал тебя к нам с мечом, чужеземец?! |
Б) Уточняющие члены предложения обособляются запятыми |
2)Общелкав аппаратами, обстрекотав камерами ничем особым не примечательную панораму открытых полей, туристы потянулись к автобусу |
В) Обращения в предложениях на письме выделяются запятыми |
3) Отсюда, с поля, хаты казались не больше копен, что тянулись по жнивью за урчащими комбайнами. |
|
4) Немец вдруг сразу осел, сравнялся с остальными, словно хотел затеряться среди них, и долго, неотрывно вглядывался в очертания деревни, приютившейся на краю дальнего оврага… |
|
5) В чистом поле, где когда-то гремела суровая битва, шла экскурсия группы «западных». |
Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
И надо было обладать недюжинной фантазией (1) чтобы (2) пребывая (3) среди этого первозданного покоя (5) вдруг представить себе адово кипение битвы (6) поглотившей в своем ненасытном котле (7) сотни тысяч жизней людских…
Задание 6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- СТЕПЕННЫЕ – в суффиксе –ЕНН имен прилагательных пишется две буквы Н
- ИСКАЖЕННОЕ - у причастия, образованного от глагола совершенного вида, в суффиксе пишется две буквы Н.
- МЕЧОМ – в суффиксах существительных после шипящих и ц под ударением пишется О.
- НЕСМЕТНЫЕ - НЕ пишется слитно, т.к. слово без НЕ не употребляется
- ПОГЛОТИВШЕЙ - написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением
Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
При упоминани…(1) о деревн…(2) Яруге он, казалось, стал еще выше — и так, выт…(3)нутый в стеб…(4)ль, застыл на мгновенье, впившись взглядом в переводчика; а когда тот продублировал сказанное, немец вдруг сразу осел, сравнялся с остальными, словно хотел зат…(5)ряться среди них, и долго, неотрывно вглядывался в оч…(6)ртания деревн…(7), пр…(8)ютивш…(9)йся на краю дальнего оврага…
Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.
Задание 9. Замените словосочетание «напряженно вслушивался», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1) Ночная волна лениво лизала плоские камни дикого пляжа. (2) На море ни огонька, ни звёздочки — глухая тьма. (3) Она пугает и манит. (4) Хочется сделать шаг вперёд и жутко отдаться во власть стихии.
(5) Светлячок слетел с прибрежных кустов и оживил тьму своим лёгким мерцанием. (6) Он всё ниже и ниже опускался к воде. (7) Вот уже две светящиеся точки живут в темноте: светлячок и его отражение в сонной волне. (8) Ещё секунда — и они, качнувшись навстречу друг другу, слились в одно целое и погасли... (9) Светлячок неосторожно встретился с водой. (10) Я выловил пострадавшего и положил его на ещё тёплый камень. (11) Скоро он, обсохнув, «потеплел» едва заметным свечением, всё более разгораясь. (12) Потом как ни в чём не бывало снялся с камня и привычно замигал в пульсирующем полёте. (13) Но урок не впрок: он снова направился в море. (14) И снова, обманутый своим отражением, пал в воду.
(15) Дважды спасённый, он не изменил своей страсти и, завяз дальше от берега, погас, уже навсегда.
(16) Несколько минут было темно, словно ночь справляла короткий траур о погибшем. (17) А потом — один, другой, третий — замерцали над водой другие и, как искры от костра, подхваченные ветром, угасли поодиночке...
(В.П. Детков)
(Владимир Павлович Детков (1937 – 2009) – курский писатель, автор произведений «Зерна истины», «Свет мой светлый», «Встреча на рассвете» и др.)
Задание 10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ночью автор пришел на дикий пляж и был напуган глухой тьмой.
2) Светлячок упал в воду реки, но автор спас его.
3) Спасенный светлячок обсох и извлек урок: больше не летел в сторону воды.
4) Другие светлячки устремились в сторону воды и вскоре угасли в ней.
5) Автор задумался над тем, что заставляет светлячков лететь навстречу стихии.
Задание 11. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
- Ночная волна лениво лизала плоские камни дикого пляжа.
- Вот уже две светящиеся точки живут в темноте: светлячок и его отражение в сонной волне.
- Несколько минут было темно, словно ночь справляла короткий траур о погибшем.
- Хочется сделать шаг вперёд и жутко отдаться во власть стихии.
- На море ни огонька, ни звёздочки — глухая тьма.
Задание 12. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову СОННОЙ (предложение 7). Напишите этот синоним.