При создании тестовых задания  были использованы отрывки из рассказов Е.И. Носова, входящих в сборник «Ракитовый чай».

Это «Тридцать зёрен», «Репейное царство», «Разбой на большой дороге».

Автор-составитель: Забелина Валентина Алексеевна

 

Вариант 1

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

1)Прощупывая ногами тропинку, я с трудом продирался, наваливаясь всем телом на пружинистую сетку переплетённых стеблей. 2)И с каждым шагом чувствовал, как моя одежда обрастала комьями колючек. 3) Они назойливо цеплялись за кепку, за рукава, за штаны, к ним тотчас прилипали другие репьи и свисали виноградными гроздьями. 4)Хотелось высунуть голову из этого хаоса, глотнуть свежего воздуха, поскорее освободиться от неприятных объятий лопухов. 5)Позади глухо шуршали кусты, слышались проклятия.

(Е.И. Носов «Репейное царство»)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) я с трудом продирался (предложение 1)

2) чувствовал (предложение 2)

3) прилипали репьи и свисали (предложение 3)

4) хотелось глотнуть (предложение 4)

5) глухо шуршали кусты (предложение 5)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Сказуемое в предложении 1 составное именное.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3) В предложении 3 три грамматические основы.

4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие.

1) Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?» 

Б) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

2) Потом, взявшись за руки и притоптывая босыми ногами, мы закружились в торжественном танце, посвящённом сожжению злодея.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

3) Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно.

 

4) Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

 

5)Встречались и старые обвалы: из воды торчали мрачные скелеты деревьев, на ветвях которых пауки развесили серебристые сети.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять тире.

Мой приятель (1) добродушный толстяк (2) недавно произведённый в спиннингисты (3)(4) уже порядком устал (5) а тропа всё вела и вела нас непролазными береговыми зарослями ивы (6) мелколистного клёна (7)карагача (8) и густой щетины подлеска. («Репейное царство»)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ЗАРОСЛЯМИ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения -  в безударной позиции пишется буква О.

2) ПРИБЛИЖАЛАСЬ – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.

3) ОТМЕРЕНА - в суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н.

4) КАСАЕТСЯ – в корне пишется безударная чередующаяся А, так как после корня есть суффикс –А-.

5) (среди) ТУЧ – в форме Мн. числа родительного падежа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Глыбы з(1)мли вместе с д(2)ревьями и куст(3)ками еж(4)вики, густо усыпанными тёмно-син(5)ми ягодами, сползали в глубь омута, и тогда в этом месте тропа вн(6)запно обрывалась.

 

  1. Раскройте скобки и запишите слово «репей» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

У самого лица устрашающе закивали головки (репей).

 

  1. Замените словосочетание БЕРЕГОВЫМИ ЗАРОСЛЯМИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1)Для многих обитателей полей и лесов зима принесла беспокойные хлопоты. (2) Куда податься, скажем, галкам, воронам, сорокам? (3) От лютой стужи в гнезде не спрячешься. (4) И какое это убежище, если его насквозь ветром пронизывает, снегом забивает? (5) А главное — в зобу пусто, нечем поживиться, все замерло, попряталось, засыпало порошей.

(6)Вот и жмутся птицы поближе к человеческому жилью. (7) Откуда только смелость берется! (8) Иной раз выглянешь утром в окошко, а на заборе — рукой дотянуться — уже сидит носатая нахохленная ворона. (9) Ждет: не выбросят ли чего на помойку. (10) Тут же, на пустой скворечне, сорока вертится и на чем свет стоит поносит свою родственницу ворону: (11) «Ах ты, такая-сякая, старая воровка! (12) Тре-ке-ке-ке! (13) И как тебя близко к помойке подпускают!»

(14) Выбросит хозяин собаке кость поглодать, а белобокая крикунья уже грозит вороне: (15) «Моя кость, не тронь, моя!» (16) И от нетерпения и зависти даже хвостом вскидывает. (17) Молчит ворона, в ссору не ввязывается: знает, что сороку не перекричать.

(18) Что сорока сварлива и воровата — всякому известно. (19) А я вот однажды, возвращаясь с подледной рыбалки, видел, как она разбоем занималась. (20) И кто может подумать, что эта франтиха с черным шелковистым галстуком, выпущенным поверх белоснежного жилета, будет промышлять грабежом на большой дороге!

(21) Дорога эта — большак с телеграфными столбами по обочине и густой лесополосой на другой стороне. (22) Пылят снегом машины, скрипят полозьями возы. (23) Идут люди в заиндевелых воротниках и шапках. (24) Дело под вечер: морозно! (25) Не время зевать по сторонам. (26) Скорей бы до теплой печи добраться. (27) А потому, уткнувшись в воротники, никто и не замечает, что на одном из придорожных столбов притаилась большая хищная птица. (28) Да и заметить ее трудно: белая, будто налипший ком снега на вершине столба.

(Е.И. Носов «Разбой на большой дороге»)

 

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Птицы жмутся к человеческому жилью, потому что всё засыпало снегом и нечем было питаться.

2) Собака постоянно отнимала кости у сороки.

3) Никто не мог предположить, что сорока будет промышлять грабежом на большой дороге.

4) Люди в зимний морозный день идут домой быстро, чтобы не замерзнуть.

5) Автор видел, как сорока занималась разбоем.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Молчит ворона, в ссору не ввязывается: знает, что сороку не перекричать.

2) Для многих обитателей полей и лесов зима принесла беспокойные хлопоты.

3) А я вот однажды, возвращаясь с подледной рыбалки, видел, как она разбоем занималась.

4) И кто может подумать, что эта франтиха с черным шелковистым галстуком, выпущенным поверх белоснежного жилета, будет промышлять грабежом на большой дороге!

5) Идут люди в заиндевелых воротниках и шапках.

 

  1. Подберите синоним к слову ПОДАТЬСЯ (предложение 2). Запишите это слово.

 

При создании теста использовались отрывки из рассказов Е.И. Носова, входящих в сб. «Ракитовый чай»: «Тридцать зёрен», «Репейное царство», «Разбой на большой дороге».

 

Вариант 2

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

1)Я вам расскажу, как сам обучался этому необходимому искусству. 2) Дело было давно, когда мне минул восьмой год, а моему соседу Алексею – одиннадцатый. 3)Алексей уже ходил с ребятами в ночное и нередко приносил в своей холщовой сумке головастых скользких сомят. 4) Сейчас бы эти сомята, величиной чуть побольше столовой ложки, вызвали чувство жалости к ним. 5) Слишком уж они были малы и беспомощны.

(Е.И. Носов «Ракитовый чай»)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) я расскажу (предложение 1)

2) минул мне (предложение 2)

3) Алексей ходил (предложение 3)

4) вызывали чувство жалости (предложение 4)

5) они были малы и беспомощны (предложение 5)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, сложноподчинённое.

2) В состав предложения 2 входит простое неполное предложение.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) В предложении 4 составное глагольное сказуемое.

5) Предложение 5 простое осложнённое.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство,    выраженное деепричастным оборотом, стоящим в середине предложения, обособляется.

1) Делать нечего: надо было становиться на четвереньки.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой.

2)Мы вихрем налетели на колючки и с ещё большим ожесточением сшибли им головы, изображая собой что-то вроде дружины Дмитрия Донского, преследующего разгромленное войско незваных гостей.

В) Вводное слово выделяется.

3) Раньше этого времени начинать варить чай нельзя: покажется невкусным.

 

4) Охотясь за ними, то и дело плескалась мелкая рыбёшка.

 

5) В этом, пожалуй, главный секрет той прелести, какой славится среди рыболовов настоящий ракитовый чай.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мир разделился на две части (1) одна (2) маленький освещённый пятачок с костром посередине (3) всё остальное (4) чёрное небо (5) чёрная вода (6) чёрный лес.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИЧУДЛИВАЯ (птица) – правописание приставки определяется её значением – присоединение.

2) КУНИЦЫН (хвост) – в суффиксах после буквы Ц пишется буква Ы.

3) (кусты) ПОДРОСЛИ – в корне пишется безударная чередующаяся О перед буквой С.

4) ПЕСЧАНЫМ (спуском) – в суффиксах имён прилагательных -АН(-ЯН) пишется одна буква Н.

5) ТЯЖЁЛЫЙ – в суффиксах имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква Ё.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

А чтобы чай п(1)лучился именн(2) р(3)кит(4)вым – чуть-чуть г(5)рьк(6)ватым, немножко вяжущим язык, чтобы он при(7)брёл цвет пал(8)го лист,. нужно р(9)зжигать к(10)стёр ветк(11)ми л(12)зы или р(13)киты.

 

  1. Раскройте скобки и запишите слово «факел» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Иногда над тёмной болотной зеленью вспыхивали огненно-жёлтые (факел) цветущих ирисов.

 

  1. Замените словосочетание БОЛОТНОЙ ЗЕЛЕНЬЮ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1)Снова забросили удочку и принялись за картошку. (2) Ели с аппетитом, пачкая лица обгорелой кожурой и хрустя запеченными корками. (3) Алексей, не остывший от возбуждения, рассказывал, как он подсек, а потом выволок соменка. (4) Я заискивающе поддакивал, обрадованный разговором, который хоть немножко рассеивал ночные страхи.

(5) Когда доели картошку, Алексей достал из сумки котелок и зачерпнул им из речки воды.

(6) — А хворост-то весь пожгли, — сказал он, шаря рукой в том месте, где был сложен сушняк.

(7) Мы молча глядели, как по углям пробегали последние огненные судороги. (8) Потом Алексей сказал:

(9) — Пойду поищу дров.

(10) Я остался сидеть у костра и, вытянув шею, прислушивался к удаляющимся шагам товарища. (11) Было слышно, как под его ногами шуршала трава, хрустели ветки. (12) Наконец звуки шагов затихли, растворились в ночной тишине.

(13)— Леш-ка! — завопил я, не выдержав одиночества.

(14) По лесу тревожной волной, будоража листву, прокатился ветер. (15) В огонь что-то тяжело шлепнулось и зашипело. (16) Потом что-то упало в котелок, всплеснув в нем воду. (17) Ударилось о козырек моего картуза, часто застучало по листьям над головой. (18) Костер зачадил едким ползучим дымом. (19) Прибежал Алексей.

(20) — Чего мокнешь? — сердито сказал он. (21)— Возьми в моей сумке клеенку, накройся.

(22) — А ты?

(23) — Я обойдусь. (24) Дрова искать надо.

(25) — Да ну его, этот чай! — захныкал я.

(26) Дождь усилился, гулко и четко забарабанил по клеенке. (27) Вдруг захотелось домой, под одеяло. (28) Скорей бы утро.

(29) — Лезь под клеенку,— позвал я товарища.

(30)— Давай лучше навес устроим,— предложил он.

(31) Мы воткнули в обрыв две палки, привязали между ними клеенку и залезли под нее.

(Е.И. Носов «Ракитовый чай»)

 

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перед тем, как сел есть картошку, Алексей достал из сумки котелок и зачерпнул им из речки воды.

2) Автор громко позвал Алёшку, потому что не выдержал одиночества.

3) Алексей забросил удочку и выволок сомёнка.

4) Автор остался сидеть у костра в тот момент, когда Алёшка пошёл искать хворост.

5) Автору так хотелось чая, что он захныкал.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Я заискивающе поддакивал, обрадованный разговором, который хоть немножко рассеивал ночные страхи.

2) Мы молча глядели, как по углям пробегали последние огненные судороги.

3) В огонь что-то тяжело шлепнулось и зашипело.

4) По лесу тревожной волной, будоража листву, прокатился ветер.

5) Дождь усилился, гулко и четко забарабанил по клеенке.

 

  1. В предложениях 5-9 найдите слово с лексическим значением «сухие или засохшие ветки деревьев и кустарников». Выпишите это слово.

 

Тест создан на основе рассказа Е.И. Носова «Ракитовый чай».