При создании тестовых задания были использованы отрывки из рассказов Е.И. Носова, входящих в сборник «Ракитовый чай».
Это «Тридцать зёрен», «Репейное царство», «Разбой на большой дороге».
Автор-составитель: Забелина Валентина Алексеевна
Вариант 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
1)Прощупывая ногами тропинку, я с трудом продирался, наваливаясь всем телом на пружинистую сетку переплетённых стеблей. 2)И с каждым шагом чувствовал, как моя одежда обрастала комьями колючек. 3) Они назойливо цеплялись за кепку, за рукава, за штаны, к ним тотчас прилипали другие репьи и свисали виноградными гроздьями. 4)Хотелось высунуть голову из этого хаоса, глотнуть свежего воздуха, поскорее освободиться от неприятных объятий лопухов. 5)Позади глухо шуршали кусты, слышались проклятия.
(Е.И. Носов «Репейное царство»)
- Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) я с трудом продирался (предложение 1)
2) чувствовал (предложение 2)
3) прилипали репьи и свисали (предложение 3)
4) хотелось глотнуть (предложение 4)
5) глухо шуршали кусты (предложение 5)
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Сказуемое в предложении 1 составное именное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
- Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А)Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие. |
1) Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?» |
Б) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. |
2) Потом, взявшись за руки и притоптывая босыми ногами, мы закружились в торжественном танце, посвящённом сожжению злодея. |
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. |
3) Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. |
|
4) Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки. |
|
5)Встречались и старые обвалы: из воды торчали мрачные скелеты деревьев, на ветвях которых пауки развесили серебристые сети. |
- Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять тире.
Мой приятель (1) добродушный толстяк (2) недавно произведённый в спиннингисты (3)(4) уже порядком устал (5) а тропа всё вела и вела нас непролазными береговыми зарослями ивы (6) мелколистного клёна (7)карагача (8) и густой щетины подлеска. («Репейное царство»)
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)ЗАРОСЛЯМИ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения - в безударной позиции пишется буква О.
2) ПРИБЛИЖАЛАСЬ – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.
3) ОТМЕРЕНА - в суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н.
4) КАСАЕТСЯ – в корне пишется безударная чередующаяся А, так как после корня есть суффикс –А-.
5) (среди) ТУЧ – в форме Мн. числа родительного падежа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Глыбы з(1)мли вместе с д(2)ревьями и куст(3)ками еж(4)вики, густо усыпанными тёмно-син(5)ми ягодами, сползали в глубь омута, и тогда в этом месте тропа вн(6)запно обрывалась.
- Раскройте скобки и запишите слово «репей» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
У самого лица устрашающе закивали головки (репей).
- Замените словосочетание БЕРЕГОВЫМИ ЗАРОСЛЯМИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-12.
(1)Для многих обитателей полей и лесов зима принесла беспокойные хлопоты. (2) Куда податься, скажем, галкам, воронам, сорокам? (3) От лютой стужи в гнезде не спрячешься. (4) И какое это убежище, если его насквозь ветром пронизывает, снегом забивает? (5) А главное — в зобу пусто, нечем поживиться, все замерло, попряталось, засыпало порошей.
(6)Вот и жмутся птицы поближе к человеческому жилью. (7) Откуда только смелость берется! (8) Иной раз выглянешь утром в окошко, а на заборе — рукой дотянуться — уже сидит носатая нахохленная ворона. (9) Ждет: не выбросят ли чего на помойку. (10) Тут же, на пустой скворечне, сорока вертится и на чем свет стоит поносит свою родственницу ворону: (11) «Ах ты, такая-сякая, старая воровка! (12) Тре-ке-ке-ке! (13) И как тебя близко к помойке подпускают!»
(14) Выбросит хозяин собаке кость поглодать, а белобокая крикунья уже грозит вороне: (15) «Моя кость, не тронь, моя!» (16) И от нетерпения и зависти даже хвостом вскидывает. (17) Молчит ворона, в ссору не ввязывается: знает, что сороку не перекричать.
(18) Что сорока сварлива и воровата — всякому известно. (19) А я вот однажды, возвращаясь с подледной рыбалки, видел, как она разбоем занималась. (20) И кто может подумать, что эта франтиха с черным шелковистым галстуком, выпущенным поверх белоснежного жилета, будет промышлять грабежом на большой дороге!
(21) Дорога эта — большак с телеграфными столбами по обочине и густой лесополосой на другой стороне. (22) Пылят снегом машины, скрипят полозьями возы. (23) Идут люди в заиндевелых воротниках и шапках. (24) Дело под вечер: морозно! (25) Не время зевать по сторонам. (26) Скорей бы до теплой печи добраться. (27) А потому, уткнувшись в воротники, никто и не замечает, что на одном из придорожных столбов притаилась большая хищная птица. (28) Да и заметить ее трудно: белая, будто налипший ком снега на вершине столба.
(Е.И. Носов «Разбой на большой дороге»)
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Птицы жмутся к человеческому жилью, потому что всё засыпало снегом и нечем было питаться.
2) Собака постоянно отнимала кости у сороки.
3) Никто не мог предположить, что сорока будет промышлять грабежом на большой дороге.
4) Люди в зимний морозный день идут домой быстро, чтобы не замерзнуть.
5) Автор видел, как сорока занималась разбоем.
- Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Молчит ворона, в ссору не ввязывается: знает, что сороку не перекричать.
2) Для многих обитателей полей и лесов зима принесла беспокойные хлопоты.
3) А я вот однажды, возвращаясь с подледной рыбалки, видел, как она разбоем занималась.
4) И кто может подумать, что эта франтиха с черным шелковистым галстуком, выпущенным поверх белоснежного жилета, будет промышлять грабежом на большой дороге!
5) Идут люди в заиндевелых воротниках и шапках.
- Подберите синоним к слову ПОДАТЬСЯ (предложение 2). Запишите это слово.
При создании теста использовались отрывки из рассказов Е.И. Носова, входящих в сб. «Ракитовый чай»: «Тридцать зёрен», «Репейное царство», «Разбой на большой дороге».
Вариант 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
1)Я вам расскажу, как сам обучался этому необходимому искусству. 2) Дело было давно, когда мне минул восьмой год, а моему соседу Алексею – одиннадцатый. 3)Алексей уже ходил с ребятами в ночное и нередко приносил в своей холщовой сумке головастых скользких сомят. 4) Сейчас бы эти сомята, величиной чуть побольше столовой ложки, вызвали чувство жалости к ним. 5) Слишком уж они были малы и беспомощны.
(Е.И. Носов «Ракитовый чай»)
- Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) я расскажу (предложение 1)
2) минул мне (предложение 2)
3) Алексей ходил (предложение 3)
4) вызывали чувство жалости (предложение 4)
5) они были малы и беспомощны (предложение 5)
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное, сложноподчинённое.
2) В состав предложения 2 входит простое неполное предложение.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) В предложении 4 составное глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 простое осложнённое.
- Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, стоящим в середине предложения, обособляется. |
1) Делать нечего: надо было становиться на четвереньки. |
Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой. |
2)Мы вихрем налетели на колючки и с ещё большим ожесточением сшибли им головы, изображая собой что-то вроде дружины Дмитрия Донского, преследующего разгромленное войско незваных гостей. |
В) Вводное слово выделяется. |
3) Раньше этого времени начинать варить чай нельзя: покажется невкусным. |
|
4) Охотясь за ними, то и дело плескалась мелкая рыбёшка. |
|
5) В этом, пожалуй, главный секрет той прелести, какой славится среди рыболовов настоящий ракитовый чай. |
- Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мир разделился на две части (1) одна (2) маленький освещённый пятачок с костром посередине (3) всё остальное (4) чёрное небо (5) чёрная вода (6) чёрный лес.
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИЧУДЛИВАЯ (птица) – правописание приставки определяется её значением – присоединение.
2) КУНИЦЫН (хвост) – в суффиксах после буквы Ц пишется буква Ы.
3) (кусты) ПОДРОСЛИ – в корне пишется безударная чередующаяся О перед буквой С.
4) ПЕСЧАНЫМ (спуском) – в суффиксах имён прилагательных -АН(-ЯН) пишется одна буква Н.
5) ТЯЖЁЛЫЙ – в суффиксах имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква Ё.
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
А чтобы чай п(1)лучился именн(2) р(3)кит(4)вым – чуть-чуть г(5)рьк(6)ватым, немножко вяжущим язык, чтобы он при(7)брёл цвет пал(8)го лист,. нужно р(9)зжигать к(10)стёр ветк(11)ми л(12)зы или р(13)киты.
- Раскройте скобки и запишите слово «факел» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Иногда над тёмной болотной зеленью вспыхивали огненно-жёлтые (факел) цветущих ирисов.
- Замените словосочетание БОЛОТНОЙ ЗЕЛЕНЬЮ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-12.
(1)Снова забросили удочку и принялись за картошку. (2) Ели с аппетитом, пачкая лица обгорелой кожурой и хрустя запеченными корками. (3) Алексей, не остывший от возбуждения, рассказывал, как он подсек, а потом выволок соменка. (4) Я заискивающе поддакивал, обрадованный разговором, который хоть немножко рассеивал ночные страхи.
(5) Когда доели картошку, Алексей достал из сумки котелок и зачерпнул им из речки воды.
(6) — А хворост-то весь пожгли, — сказал он, шаря рукой в том месте, где был сложен сушняк.
(7) Мы молча глядели, как по углям пробегали последние огненные судороги. (8) Потом Алексей сказал:
(9) — Пойду поищу дров.
(10) Я остался сидеть у костра и, вытянув шею, прислушивался к удаляющимся шагам товарища. (11) Было слышно, как под его ногами шуршала трава, хрустели ветки. (12) Наконец звуки шагов затихли, растворились в ночной тишине.
(13)— Леш-ка! — завопил я, не выдержав одиночества.
(14) По лесу тревожной волной, будоража листву, прокатился ветер. (15) В огонь что-то тяжело шлепнулось и зашипело. (16) Потом что-то упало в котелок, всплеснув в нем воду. (17) Ударилось о козырек моего картуза, часто застучало по листьям над головой. (18) Костер зачадил едким ползучим дымом. (19) Прибежал Алексей.
(20) — Чего мокнешь? — сердито сказал он. (21)— Возьми в моей сумке клеенку, накройся.
(22) — А ты?
(23) — Я обойдусь. (24) Дрова искать надо.
(25) — Да ну его, этот чай! — захныкал я.
(26) Дождь усилился, гулко и четко забарабанил по клеенке. (27) Вдруг захотелось домой, под одеяло. (28) Скорей бы утро.
(29) — Лезь под клеенку,— позвал я товарища.
(30)— Давай лучше навес устроим,— предложил он.
(31) Мы воткнули в обрыв две палки, привязали между ними клеенку и залезли под нее.
(Е.И. Носов «Ракитовый чай»)
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Перед тем, как сел есть картошку, Алексей достал из сумки котелок и зачерпнул им из речки воды.
2) Автор громко позвал Алёшку, потому что не выдержал одиночества.
3) Алексей забросил удочку и выволок сомёнка.
4) Автор остался сидеть у костра в тот момент, когда Алёшка пошёл искать хворост.
5) Автору так хотелось чая, что он захныкал.
- Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Я заискивающе поддакивал, обрадованный разговором, который хоть немножко рассеивал ночные страхи.
2) Мы молча глядели, как по углям пробегали последние огненные судороги.
3) В огонь что-то тяжело шлепнулось и зашипело.
4) По лесу тревожной волной, будоража листву, прокатился ветер.
5) Дождь усилился, гулко и четко забарабанил по клеенке.
- В предложениях 5-9 найдите слово с лексическим значением «сухие или засохшие ветки деревьев и кустарников». Выпишите это слово.
Тест создан на основе рассказа Е.И. Носова «Ракитовый чай».